Алексей Парфенов о работе Ленина «Задачи союзов молодежи»

В октябре 1920 года собрался III Всероссийский съезд комсомола (РКСМ). Это был знаменательный съезд. В.И. Ленин произнёс на нём историческую речь «Задачи союзов молодёжи», ставшую программой деятельности комсомола на многие десятилетия. Об этом очень своевременно напомнила «Правда» в №99, предлагая начать обсуждение темы «Что это ныне значит — учиться коммунизму?»

  Владимир Ильич говорил о том, что молодёжь должна посвятить свою жизнь осуществлению великой исторической задачи — строительству коммунизма.

А чтобы успешно строить коммунистическое общество, нужно упорно учиться коммунизму. Ленин призвал молодёжь овладеть всей суммой знаний, которые выработало человечество, неразрывно связывать обучение и образование с практической работой, участвовать в общественно полезном труде, в общем деле коммунистического строительства.

Комсомол должен, учил Ленин, воспитывать у молодёжи коммунистическую мораль, сознательную дисциплину, умение всю свою жизнь подчинить интересам народа, общей борьбе за коммунизм. «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами».

Мудрые советы и указания Владимира Ильича, высказанные на III съезде РКСМ, были руководящими во всей деятельности Коммунистической партии, Советского государства, комсомола в течение 70 лет (1920—1990).

Кто-то, наверное, подумает: а какое нам дело сегодня до того, что было в другую эпоху? Нет уже сейчас перед обществом такой задачи — построения коммунизма. Коммунистическая партия не является теперь правящей партией, а комсомол — наиболее массовой и ведущей молодёжной организацией. И в связи с этим не следует ли считать положения ленинской статьи «Задачи союзов молодёжи» устаревшими и интересными только историкам?

Не будем торопиться. Гениальные люди тем и отличаются, что их идеи остаются актуальными и через несколько десятилетий, и даже через несколько поколений. Как в романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» сказал якобинец Нуартье де Вильфор: «идеи не умирают… Они порою дремлют, но они просыпаются ещё более сильными, чем были до сна».

В своей речи Ленин уделил большое внимание школе, развитию школьного образования. Призывая взять всё лучшее, что было в дореволюционной школе, Ленин считал, что новая, советская школа не должна быть школой муштры и зубрёжки.

Но разве пресловутый ЕГЭ и основанное на нём современное школьное образование не есть те самые муштра и зубрёжка, против которых призывал бороться Ленин?

Я думаю, что мысли, высказанные Лениным в речи «Задачи союзов молодёжи» о школе, интересны не только коммунистам, но и всем неравнодушным людям, думающим о будущем нашей страны.

И вообще, это слово — учиться — было одним из самых любимых у Владимира Ильича. Вот и в последней своей статье «Лучше меньше, да лучше» он писал: «Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей… во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться…». Из всех ленинских крылатых фраз «учиться, учиться и учиться» самая известная.

А вот другая ленинская мысль — «учиться коммунизму» — многими забыта.

Надо ли её вспоминать? «Правда» абсолютно права: надо! Во-первых, в нашем обществе растёт интерес к советскому прошлому, к СССР. И кому, как не нам, коммунистам, рассказывать новым поколениям о той великой эпохе.

А во-вторых, на основе этого ленинского указания — учиться коммунизму — было воспитано несколько поколений советских людей. В том числе поколение победителей в Великой Отечественной. А ведь учиться на опыте победителей нам жизненно необходимо!

Сейчас идёт дискуссия вокруг белогвардейского идеолога Ивана Ильина. Его пытаются противопоставить Ленину и Сталину.

Ильин и белое движение — неудачники, проигравшие. Сначала проиграли Россию в 1917 году у рабочих и крестьян, потом Гражданскую войну у Красной Армии, а затем противостояние Советской России и СССР и их органам государственной безопасности.

Сейчас, когда Россия вновь борется с могущественными врагами, надо учиться у победителей, а не у побеждённых. У тех, кто уже через 15 лет после того, как Ленин произнёс свою речь, то есть в середине 1930-х годов, построили социализм. У тех, кто добился невиданно высоких темпов социально-экономического и культурного развития общества, показав пример модернизации страны, не имеющий равных в мировой истории.

Грандиозные успехи нашей страны в 1930-е, построение социализма — всё это говорит о том, что задачу, поставленную Лениным — учиться коммунизму, — молодёжь тогда выполнила.

Во второй половине 1930-х годов ЦК ВКП(б), возглавляемый продолжателем ленинского дела И.В. Сталиным, принял ряд решений по развитию и совершенствованию партийно-политической учёбы.

На февральско-мартовском (1937) Пленуме ЦК ВКП(б) Сталин в своём докладе «О недостатках партийной работы» особое внимание обратил на необходимость учёбы партийных кадров.

В ноябре 1938 года ЦК ВКП(б) принял Постановление «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». Постановление, в частности, было направлено на существенное улучшение партийной учёбы — как рядовых коммунистов, так и партийного актива.

Но эти годы были и годами нарастания военной угрозы. Военное столкновение Советского Союза с империалистическими государствами становилось неизбежным. В таких условиях партия сумела найти и применить в массовом масштабе эффективные формы воспитания у всех советских людей готовности к самоотверженной защите социалистического Отечества.

Основными направлениями и формами идеологической, политико-воспитательной работы Коммунистической партии в предвоенные годы были: издание массовыми тиражами военных произведений Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В.И. Ленина, изучение их во всех звеньях партийной учёбы; дальнейшая разработка и пропаганда марксистско-ленинского учения о войне и армии. Глубокое раскрытие и широкое разъяснение реакционной сущности фашизма, пропаганда ленинского учения о защите социалистического Отечества, особенно положения о революционной и военной бдительности. Воспитание трудящихся на революционных, боевых и трудовых героических традициях, пропаганда исторических побед Красной Армии над интервентами и белогвардейцами. Воспитание у советских людей глубокого уважения к историческому прошлому своего народа, гордости за огромный вклад соотечественников в мировую науку и культуру, а также гордости за славные подвиги и победы, одержанные в борьбе с иноземными захватчиками за свободу и независимость Родины.

Именно так и именно в такой последовательности. На первом месте стояло коммунистическое воспитание. Двадцать лет советская молодёжь училась коммунизму. И вот настал строгий экзамен — 1941 год.

В книге «Великая Отечественная война. Вопросы и ответы» (Политиздат, 1984 год) есть такие слова: «Сейчас на Западе находятся «исследователи», утверждающие, что советские войска вначале панически отступали, что они «не хотели воевать», что у них был «низкий боевой дух».

С началом «перестройки» такие «исследователи» появились и в нашей стране. Но «действительный ход событий в начале войны, — пишут авторы книги, — начисто опровергает эту ложь».

Эту ложь опровергает бесчисленное множество документов и воспоминаний участников войны — как с нашей стороны, так и с немецкой. Приведу только два.

«Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека. Лишь местами сдаются в плен» (из дневника Гальдера, начальника немецкого Генерального штаба. Запись от 29 июня 1941 года, восьмой день войны).

«Русские сражались фанатично, и их вели решительные командиры и комиссары, которые не поддались панике, возникшей во время первых поражений» (немецкий историк Пауль Карели о боях конца июня 1941 года в Белоруссии).

Говоря о подготовке советских людей к неизбежной войне, не могу не сказать о книге, которая сыграла огромную роль, но значение которой многие десятилетия замалчивалось. Замалчивалось, начиная с так называемого разоблачения культа личности Сталина.

Я имею в виду «Историю Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс». Это был учебник, энциклопедия основных знаний марксизма-ленинизма. В книге, основным автором которой был И.В. Сталин, изложен и обобщён гигантский опыт ВКП(б). Как пишет автор книги «Сталин» Святослав Рыбас, «он (Сталин. — А.П.) адресовал учебник учащейся молодёжи, а также аппарату управления, армейским командирам, школьным учителям, руководителям промышленности и колхозов». Именно эти люди прежде всего и внесли огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Война, как говорил И.В. Сталин, была «великой школой испытания и проверки всех сил народа… Война устроила нечто вроде экзамена нашему советскому строю…».

И советские люди, воспитанные Лениным и Сталиным, этот экзамен с честью выдержали.

Сейчас тоже идёт война. Впереди нас ждут, очевидно, ещё более серьёзные испытания, возможно, очередная мировая война.

Мао Цзэдун говорил: «Воевать — значит учиться».

У кого учиться?

Учиться у победителей. У советских людей, у наших отцов, дедов, для кого-то уже прадедов.

Чему учиться?

Учиться коммунизму, потому что именно эта наука и помогла советскому народу одерживать победы. Как отметил Г.А. Зюганов на Общероссийском открытом партийном собрании, «в рамках существующей социально-экономической системы невозможно противостоять внешним угрозам. Значит, у нас одна дорога — в социализм».

Как учиться? С чего надо начать эту науку — науку коммунизма?

С изучения произведений Ленина и Сталина. Чтобы правильно и эффективно действовать, надо понимать время, в котором живёшь. В чём причина совершенно невероятных, как ранее казалось, событий — войны России и Украины, всё усиливающейся вражды двух ранее братских народов — русских и украинцев, нарастания угрозы мировой войны, в том числе ядерной?

Может быть, это результат какого-то заговора? Или следствие ошибок тех или иных политиков?

Вспомним, что говорил Сталин о причинах Второй мировой войны.

«Было бы неправильно думать, что Вторая мировая война возникла случайно или в результате ошибок тех или иных государственных деятелей, хотя ошибки, безусловно, имели место. На самом деле война возникла как неизбежный результат развития мировых экономических и политических сил на базе современного монополистического капитализма. Марксисты не раз заявляли, что капиталистическая система мирового хозяйства таит в себе элементы общего кризиса и военных столкновений, что ввиду этого развитие мирового капитализма в наше время не происходит в виде плавного и равномерного продвижения вперёд, а через кризисы и военные катастрофы» (из речи на предвыборном собрании избирателей 9 февраля 1946 года).

Как будто о нашем времени сказано!

Ленинская теория империализма сейчас не менее актуальна, чем сто лет назад. А ленинские мысли о значении в мировом освободительном антиимпериалистическом движении таких стран, как Индия, Китай, Персия (Иран)?

Актуальны сегодня и мысли, и указания Сталина, особенно в предвоенный период и во время Великой Отечественной войны.

Российская социал-демократическая рабочая партия, предшественница КПРФ, начиналась с кружков по изучению марксизма. Не только интеллигенты, но и рабочие читали Маркса и Энгельса. В советское время Маркса и Ленина изучали в школе и институте, но это не может заменить самостоятельного чтения. Надо вернуться к самостоятельному изучению классиков!

Но у нашего поколения есть существенное отличие от поколения, к которому Ленин обратился с призывом учиться коммунизму, и существенное преимущество — опыт построения и развития реального социалистического общества.

А для лучшего изучения и применения этого опыта полезно было бы написать и издать книгу-учебник «История КПРФ». Книга должна охватывать, конечно, не только постсоветские годы, но всю историю коммунистического движения. И адресована она должна быть в первую очередь тем же слоям населения, что и сталинский «Краткий курс»: к учащимся, школьным учителям, армейским командирам и всем, кто интересуется историей России — СССР. Разумеется, КПРФ не правящая партия и такой широкой кампании по пропаганде и изучению истории нашей партии, какая была в советское время, организовать мы не можем. Но привлечь к выходу такой книги внимание общественности, освещать её содержание в партийных средствах массовой информации, использовать в системе партийной учёбы — можем и должны!

Вот такие у меня возникли мысли после того, когда я вновь перечитал выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола с великим заветом: учиться коммунизму!