3 октября исполняется 125 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина
Сергей Александрович Есенин — один из любимейших русских поэтов. Его произведения звучат в детских садах и школах, на литературно-музыкальных вечерах и в дружеских застольях, на многолюдных собраниях и в уютных квартирах. Есенина читают вслух и исполняют песни на его слова, переводят на языки народов России и мира. По его стихам учатся читать.
ЕСЕНИН — поэт уникальный, по-особому близкий миллионам людей уже на протяжении более чем столетия. Не одно поколение читателей в разных странах мира стремится осмыслить его творческое наследие, восхищается музыкальностью его произведений, органичностью и полнозвучностью образов, задушевностью лирической интонации. Для них Есенин — это Россия, просторы её полей, мощь её лесов, внутренняя крепость и сила народа, разнообразие и нередко противоречивость его устремлений, всемирная отзывчивость.
Давно уже стало очевидным, что Есенин — один из самых активных проводников русской культуры в мире. Через его творчество жители разных стран узнают о русской природе и русских девушках, знакомятся с историей России и её персонажами — от Марфы Борецкой и Василия Уса, Евпатия Коловрата и Пугачёва до Ленина и Будённого.
Как-то мне довелось возглавлять жюри конкурса работ киргизских школьников о Есенине. Ребята с русскими и киргизскими именами дружно писали о том, что благодаря Есенину они многое узнали о России и теперь очень хотят побывать на родине поэта, воочию увидеть ту землю, которой восхитились благодаря рязанскому лирику. И все они хотели поклониться поэту — прийти на его могилу в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Есенинских читателей очаровывают образы русской природы, будь то ивы — «кроткие монашки», или осины, которые «загляделись в розовую водь», или ельник, который «усыпан свечьми светляков». Благодаря поэту мы замечаем, что «Облетевший тополь серебрист и светел», что «Держат липы в зелёных лапах / Птичий гомон и щебетню», вслушиваемся в «окрик журавлиный», пытаемся представить себе, как «клён без оглядки / Выходит к стеклу болот / И кленёночек маленький матке / Деревянное вымя сосёт». Вслед за Есениным хотим поверить в то, что где-то «Поют быстровины / Про рай и весну». Наблюдая за заходящим солнцем, подмечаем, как «Жидкой позолотой / Закат обрызгал серые поля». Почти каждый месяц года получил от поэта меткую и предельно краткую характеристику: «Синий май. Заревая теплынь…», «Май мой синий! Июнь голубой!», «август прилёг ко плетню», сентябрь постучал «багряной веткой ивы»…
Очарование есенинских образов никого не оставляет равнодушным. Если это стихи про лисицу, корову или собаку, наполненные беспредельной любовью к «братьям нашим меньшим», ко всему живому, то их, пожалуй, больше всего любят в славянских странах и в Германии. А вот в переводе стихотворений цикла «Персидские мотивы» особенно соревнуются друг с другом поэты Армении и Узбекистана, Азербайджана и Киргизии, Грузии и Туркменистана, Ирана и арабских стран. В каждом из этих государств существует множество переводов «восточных» стихов Есенина. Однако из них читатели всё-таки больше узнают о России, чем про обычаи Востока.
ГДЕ БЫ ни был поэт, его мысль всегда возвращается к Родине, а особенно к тем местам, где он родился и вырос. Его малая родина — раскинувшееся на высоком окском берегу село Константиново — известна теперь во всём мире. Наверное, только тут в полную меру можно ощутить, как «синь сосёт глаза» и «лижут сумерки золото солнца», можно разглядеть, как «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде».
Вторая родина поэта — старинное торговое село Спас-Клепики на той же рязанской земле. Здесь Есенин, впервые покинув «родимый дом», провёл три года учёбы. Известно это место гораздо меньше Константинова, но именно в Спас-Клепиках Сергей ощутил своё поэтическое предназначение.
Заповедные мещёрские просторы, воспетые как удивительный край Паустовским, а теперь оберегаемые благодаря национальному парку, крайне важны для понимания есенинского поэтического узора. Типичная русская равнина, тишина сосновых лесов, неторопливая речка, по которой Есенин проходил на коньках многие километры, древние монастыри… В Спас-Клепиках произошли важнейшие встречи, во многом определившие судьбу Есенина. Например, здесь жил друг его юности Гриша Панфилов; здесь учитель словесности Евгений Михайлович Хитров привил начинающему поэту любовь к Пушкину и Лермонтову; здесь из уст епархиального наблюдателя прозвучало при всём классе первое признание лирического таланта Есенина.
А потом была Москва, где Есенин работал в типографии — поближе к любимым им книгам! — и продолжал учёбу. В 18-летнем возрасте сам оплачивал занятия в университете имени А.Л. Шанявского — уникальном учебном заведении, где могли учиться выходцы из народной среды. Тут Есенин общался с революционно настроенной молодёжью и передовыми представителями старшего поколения, распространял большевистские листовки, увлёкшись наследием Л.Н. Толстого, стал вегетарианцем. Здесь написаны первые отклики на империалистическую войну: юный поэт обращается к истории воюющих государств.
Литературным центром России в то время Есенин совершенно справедливо считал Петроград. В первый же месяц жизни в столице он заявляет о себе как о поэте с особым даром. Выступает на поэтических вечерах, в 1916 году издаёт первый поэтический сборник «Радуница» с обилием рязанских слов, которыми дорожил как доставшимся ему по наследству сокровищем. Всего же за свою короткую жизнь Есенин выпустил около 30 поэтических книг, а ещё большее их число было составлено, однако тогда не вышло в свет.
Есенин — участник Первой мировой войны. С полевым военно-санитарным поездом он не раз отправлялся к линии фронта, ухаживал за ранеными, стараясь облегчить их страдания. Можно только догадываться о том, как тяжело было человеку, глубоко сопереживающему людскому горю, сохранять самообладание, необходимое санитару…
В 1918 году поэт вслед за Советским правительством переезжает в Москву. Он пишет наполненные революционными идеями поэмы, глубинную суть которых стремится полнее раскрыть не одно поколение исследователей и любителей русской поэзии. И каждый воспринимает их по-своему, улавливая то, что созвучно именно ему. Новаторским произведением явился трактат «Ключи Марии». А особое внимание автора, захваченного революционным настроем, привлекает образ Емельяна Пугачёва, которому он посвящает большую поэму.
Поэт за несколько последних лет побывал в Туркестане и в Крыму, на Кавказе и в Поволжье, в Западной Европе и Соединённых Штатах Америки. И всюду дополнял он своё творческое сознание новыми образами, а затем щедро делился ими с читателями. Есенину были очень близки поэты Грузии и Азербайджана. Он, высоко ценивший русскую национальную культуру, с необычайным вниманием слушал своих «товарищей по чувствам, по перу», восхищался мелодичными напевами, звучавшими на разных языках, радовался, когда его стихи переводили за рубежом.
Да, Есенин с пристальным вниманием относился к литературе разных народов! Был искренне убеждён, что «поэты — все единой крови». И при этом — у каждого свой голос.
НАСТУПИВШИЙ год 125-летия со дня рождения Есенина стал очень непростым и для России, и для всего мира. Порой казалось, что большинство намеченных юбилейных торжеств будет отменено. Но этого, к счастью, не произошло!
Мы убедились: именно в сложные моменты истории голос Есенина особенно целителен и востребован. Он продолжает звучать и становится ещё более актуальным. В середине нынешнего сентября в Москве и Рязанской области успешно прошёл Международный научный есенинский симпозиум. До марта 2021 года будет работать есенинская выставка, открывшаяся в Государственном музее истории российской литературы им. В.И. Даля. В Константинове, на усадьбе Лидии Кашиной, явившейся одним из прототипов главной героини поэмы «Анна Снегина», восстановлены исторические объекты — каретный двор, оранжерея, баня и амбар (они предназначены для создания постоянных экспозиций и проведения выставок).
В день рождения поэта, 3 октября, в Константинове состоится традиционный Всероссийский Есенинский праздник поэзии. У здания московского музея поэта открывается новый памятник. Подводятся итоги различных конкурсов, посвящённых Есенину, идут фестивали…
Есенинский год, начавшись из-за пандемии с опозданием, продолжается! Мы снова и снова вспоминаем о любимом поэте, а значит, задумываемся об истории России и о её будущем. Почитайте ещё раз Есенина, послушайте песни на его стихи — насладитесь русской поэзией.