С 9 августа по 2 сентября 1945 года Советский Союз, выполняя союзнические обязательства, вступил в войну с Японией. В ходе военных действий потери советской стороны составили более 36 000 человек. Только за освобождение южного Сахалина и Курильских островов погибло более 2 150 человек. За заслуги перед Отечеством награждено орденами и медалями 308 000 воинов, удостоены звания Героя Совет-ского Союза – 93. А медалью «За победу над Японией», учрежденной Указом Президиума ВС СССР от 30 сентября 1945 года, награждено 1,8 миллиона человек. Но до сих пор разгром Японии в России не отмечается как национальная дата победы, так же – как 9 мая. Почему? Об этом не раз писал в нашем журнале сахалинский парламентарий, руководитель областного отделения Русского географического общества Сергей ПОНОМАРЁВ. Недавно вышла книга «3 сентября – День Победы над Японией», составленная С. Пономарёвым. Один из документов книги мы тоже публикуем. Вопрос, почему до сих пор день победы над Японией у нас не отмечается так же, как День Победы, остаётся открытым. А ведь война с Японией была такой же кровавой, как и война с Германией. В Манчжурии, Корее, на Сахалине и Курильских островах полегло, как уже сказано, свыше 36 000 наших солдат и офицеров. Почему их надо считать героями «второго эшелона»? Непонятно. Если мы говорим об исторической памяти и «любви к отеческим гробам», то 3 сентября необходимо отмечать как день воинской славы, как день подвига наших отцов и дедов.
***
Праздник — это день торжества, шире — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, установленный по случаю какого-нибудь события, и само такое торжество. Он имеет сакральное, то есть не бытовое, значение и связан с культурой или религиозной традицией. Более того, праздник называют одной из первичных форм человеческой культуры.
Значение праздника как элемента любой цивилизационной системы определяется в первую очередь тем, что он представляет собой один из главных механизмов, посредством которых осуществляется действие такого ключевого по своей важности социального интегратора, как система ценностей. Праздники являются важнейшим элементом традиции и в этом качестве играют роль стабилизатора общества, сохраняя и передавая социально значимую информацию от поколения к поколению. Участие в праздниках приобщает людей к принятым нормам и ценностям общества. Поскольку праздник является механизмом социальной интеграции, он неизбежно оказывается втянутым в механизм власти.
Анализ официальной прессы Сахалинской области за послевоенный период показывает регулярное отражение празднования Дня Победы над Японией. Так 3 сентября 1946 года «Советский Сахалин» — орган обкома ВКП(б) и Сахалинского облисполкома — опубликовал Приказ министра Вооружённых сил Союза ССР с перечнем мероприятий по празднованию Победы над империалистической Японией и статью о первой годовщине Великой Победы. В дальнейшем это происходило ежегодно. Печатались не только местные материалы, но и письма представителей политических партий и общественных организаций. Например, Южной Кореи в честь 3-й годовщины освобождения от японского милитаризма. Или обращения Председателя Центрального народного Правительства КНР Мао Цзэдуна к председателям Совета министров СССР по случаю 7-й и 8-й годовщин Победы над Японией. Выходили и регулярные статьи об исторической победе советского народа.
Такого рода публикации, следуя сложившейся в Сахалинской области традиции, производились и в постсоветский период. Аналогичные материалы ежегодно печатались в областной молодёжной газете — органе Сахалинского областного комитета ВЛКСМ — «Молодая гвардия».
Государственный переворот 1991–1993 годов и последовавшая за ним капиталистическая реставрация породила у значительной части российской элиты того времени убеждение о строительстве «нового государства», «новой России», где точкой отсчёта является их приход к власти в 1993 году, а предшествующая, советская страница истории России, подлежит осуждению и удалению.
Однако значительная часть нашего общества и сегодня придерживается точки зрения на историю России как на непрерывную, требующую сохранения преемственности. Особенно в сохранении духовно-нравственных основ российского общества, в отношении к защите Отечества и его интересов, памяти предков, достигнутым ими геополитическим результатам и воспитанию любви к Родине.
Важным этапом стал принятый 14 марта 2020 года федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ о поправках к Конституции Российской Федерации. Он ввёл статью 67.1, где указано, что «Российская Федерация является правопреемницей Союза ССР на своей территории» (часть 1), что «Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы… а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство» (часть 2). Кроме того, в части 3 статьи 67.1 записано, что «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».
Таким образом, Российская Федерация на основе тысячелетней государственности и являясь правопреемницей Советского Союза, сохраняя память предков и их идеалы, ОБЯЗАНА учитывать такой элемент традиции и культурную ценность, как установленные в СССР праздники. Одним из них является День Победы над Японией, одержанной в результате войны, объявленной Советским Союзом Японии 8 августа 1945 года.
Становится очевидным, что пренебрежение этим праздником является для народа ограничением на доступ к культурным ценностям, что противоречит части 2 статьи 44 Конституции России, и одновременно демонстрацией неисполнения пункта 2 раздела 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции, устанавливающего действенность и действительность неотменённых правовых актов Советского Союза. Противодействие государственному празднованию Дня Победы над Японией становится антиконституционным действием, направленным против традиционной культуры народа и правовой системы страны, а поэтому подлежит скорейшему прекращению.
Тревожно, что непонимание важности праздника демонстрируют властные структуры, в том числе Министерство просвещения России. Не хотелось бы думать, что здесь поступают так, исходя из либеральных идеологических завихрений, и так немало навредивших нашему образованию.
Министерство просвещения России своим письмом от 28 мая 2021 года (№ ТВ-860/04) направило в органы образования Календарь событий на 2021/2022 учебный год, привязанный к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры.
Целью рассылки Календаря значится «приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности».
Цель совершенно благая.
Одновременно Минпросвещения рекомендовал в 2021/2022 учебном году включить в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, к памятным датам и событиям российской истории и культуры. А также к местным и региональным памятным датам. Информация об этом письме и Календарь должны быть направлены руководителям общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта РФ.
Кроме того, министерство предлагает разработать комплексные региональные планы по подготовке и проведению в 2021/2022 учебном году государственных и национальных праздников, памятных дат и событий Российской Федерации, предусмотрев как активные, так и дистанционные формы организации деятельности, обучения, а также обеспечив необходимые условия для участия учителей и обучающихся образовательных организаций в общероссийских мероприятиях.
Что же в Министерстве просвещения Российской Федерации считают базовыми национальными ценностями российского общества, а что не считают?
Сразу бросается в глаза, что Минпросвещения не относит к числу национальных или общечеловеческих ценностей 1 Мая, хотя он объявлен нерабочим днём как Праздник весны и труда (статья 112 Трудового кодекса Российской Федерации). Зато 16 ноября — Международный день толерантности — министерство считает одной из важнейших дат месяца. Забыли в министерстве о величайшем историческом событии XX века — Великой Октябрьской социалистической революции, давшей толчок социализации не только нашей страны, но и всего мира, заложившей основы победы нашей страны в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. А ведь в текущем отечественном законодательстве — в федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России» № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года — День Октябрьской революции отнесён к числу памятных дат (статья 1.1).
«Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается», — гласит часть 3 статьи 67 Конституции Российской Федерации.
О какой защите исторической правды можно говорить, если в министерстве просвещения не помнят сами и не дают узнать молодёжи о победном завершении для нашей страны Второй мировой войны?
Не попал в Календарь Минпросвещения День всенародного торжества 3 сентября, День Победы над Японией. Он был установлен действующим и поныне Указом Президиума Верховного Совета СССР ещё в 1945 году. Даже его толерантная реинкарнация в виде Дня окончания Второй мировой войны, законодательно установленная в 2020 году федеральным законом № 126-ФЗ, не удостоена попадания в образовательный молодёжный календарь. Так с помощью стирательной резинки для памяти воспитываются в обществе потребления Иваны, родства не помнящие.
Вернусь к Календарю министерства просвещения. Посмотрим, что рекомендуется отмечать в победном сентябре.
Не перебор ли это — через неделю после Дня знаний (1 сентября) праздновать аналогичный Международный день распространения грамотности? Какое отношение это имеет к провозглашённому формированию национальной идентичности?
Такой же вопрос к 11 (24) сентября, 125-летию со дня рождения В. Л. Гончарова (1896–1955), советского математика и педагога, работавшего заведующим сектором методики математики в НИИ методов обучения АПН РСФСР. Неужели празднование юбилея хорошего учёного — общероссийская необходимость?
Среди отмеченных персоналий детям следует, кроме юбилея математика В. Л. Гончарова, в сентябре 2021 года отметить 130 лет со дня рождения академика-математика И. М. Виноградова (1891–1983).
Рекомендую Министерству просвещения Российской Федерации руководствоваться при доработке Календаря общеобязательной (п. 102) для всех органов публичной власти Стратегией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 400 от 2 июля 2021 года. Позволю длинную, но необходимую цитату из этого важнейшего документа стратегического планирования:
«90. Российская Федерация рассматривает свои базовые, формировавшиеся на протяжении столетий отечественной истории духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, нормы морали и нравственности в качестве основы российского общества, которая позволяет сохранять и укреплять суверенитет Российской Федерации, строить будущее и достигать новых высот в развитии общества и личности.
91. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.
92. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти осуществляется в целях укрепления единства народов Российской Федерации на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения исконных общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития».
Следовательно, пропуск в Календаре Минпросвещения 3 сентября как Дня Победы над Японией является нарушением всех трёх изложенных выше положений Стратегии национальной безопасности.
Надеюсь, что соответствующий анализ Календаря, его содержания и соответствия результата заявленным целям его рассылки сделают в таких общественно-государственных институтах как Академия Наук (РАН), Историческое и Военно-историческое общество, наконец, Правительство Российской Федерации, что приведёт к отзыву документа для его корректировки.
Южно-Сахалинск
ПОНОМАРЁВ Сергей Алексеевич,
председатель Сахалинского областного отделения Русского географического общества, заместитель председателя Межрегионального общественного движения «За территориальную целостность Российской Федерации «Русские Курилы»
***
Обращение
Сахалинской областной Думы
от 7 апреля 2005 г. № 2/6/131-4
Депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, Президенту Российской Федерации, Верховному Главнокомандующему, Председателю оргкомитета «Победа»
Правительству Российской Федерации
Законодательным органам субъектов Российской Федерации
С 9 августа по 2 сентября, в соответствии с обязательствами, взятыми на себя СССР на Ялтинской конференции руководителей СССР, США, Великобритании 1945 года, была проведена военная кампания Советских Вооружённых Сил против милитаристской Японии. В наступлении участвовали войска Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, силы Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии.
В ходе военных действий потери советской стороны составили более 36 000 человек. Только за освобождение южного Сахалина и Курильских островов погибло более 2150 человек. За заслуги перед Отечеством награждены орденами и медалями 308 000 воинов, удостоены звания Героя Советского Союза — 93.
В результате этой 25-дневной операции была разгромлена самая сильная группировка войск Японии — миллионная Квантунская армия, полностью освобождены Маньчжурия, Ляодунский полуостров, северо-восточный Китай, южная часть Сахалина, Курильские острова и северная часть Кореи по 38-ю параллель.
Япония лишилась всех плацдармов и военно-экономических баз на материке и островах, с которых она в течение десятилетий готовилась к нападению на нашу страну. Утрата южной части Сахалина и Курил лишила Японию реальных сил и возможностей продолжать войну.
2 сентября 1945 года Япония подписала акт безоговорочной капитуляции перед великими державами союзников (США, Китай, Великобритания, СССР).
Завершилась Вторая мировая война.
День Победы над милитаристской Японией не указан в Федеральном законе «О днях воинской славы России», но это не влияет на факт, что он, несомненно, является днём воинской славы и памятным днём. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года день 3 сентября был объявлен праздником — Днём Победы над Японией. Этот Указ не утратил своей силы.
Сахалинская областная Дума 18 сентября 1997 года внесла в Государственную Думу законопроект о дополнении перечня дней воинской славы текстом: «3 сентября — День Победы над милитаристской Японией».
Законопроект был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, но первый Президент России Б. Н. Ельцин отказался подписать этот закон. Сахалинская областная Дума снова внесла в Государственную Думу законопроекты о дополнении Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» днём 3 сентября — Днём Победы над милитаристской Японией. Однако до сих пор этот закон не принят.
Так, 3 февраля 2004 года Совет Государственной Думы Российской Федерации направил указанный законопроект в Комитет по обороне, назначенный ответственным за его прохождение. Законопроект был включён в примерную программу работы Государственной Думы в период весенней сессии 2004 года. Вопреки этому, председатель Государственной Думы Б. В. Грызлов через девять месяцев (!) возвратил указанный проект закона со ссылкой на то, что Сахалинской областной Думой не представлено заключение Правительства Российской Федерации. Такое заключение требуется лишь по законопроектам, предусматривающим изменение финансовых обязательств государства, а также увеличивающим расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета. Однако в пояснительной записке к законопроекту указывалось, что дополнительных затрат за счёт федерального бюджета он не требует.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А. Д. Жуков 14 марта 2005 года в письме (исх. № 710п-П44), то есть спустя пять месяцев после отправления обращения в Правительство Российской Федерации, сообщил, что «расширение перечня дней воинской славы потребует дополнительных расходов, покрываемых в том числе за счёт средств федерального бюджета». Одновременно указал на то, что «в связи с отсутствием в финансово-экономическом обосновании необходимых расчётов дать заключение в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации не представляется возможным».
Мы расцениваем этот ответ как бюрократическую отписку, так как организация проведения дней воинской славы возложена именно на Правительство Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 10.02.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»). Иными словами, расчёт расходов (если они необходимы) должен соответствовать планам и программам самого Правительства Российской Федерации, а не планам одного из 89 субъектов Российской Федерации, и этот расчёт и мог, и должен был сделать именно этот орган государственной власти, если счёл данный законопроект затратным. Однако, видимо, Правительство Российской Федерации решало задачу не об оказании помощи, а о воспрепятствовании прохождению законопроекта.
Обращаем внимание на то, что 1 апреля 2005 года при рассмотрении Государственной Думой Российской Федерации аналогичного законопроекта, внесённого депутатами Государственной Думы Российской Федерации А. К. Исаевым и Л. В. Пепеляевой, несмотря на отсутствие официального заключения Правительства Российской Федерации по законопроекту, требующему расходов в сумме 81 млн руб., представитель Правительства Российской Федерации А. В. Логинов заявил, что не видит препятствий для принятия законопроекта, который и был принят.
Налицо двойные стандарты и нарочито неравноправный подход к законодательным инициативам, сопряжённый с дискриминацией представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации.
Проект Федерального закона «О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» Сахалинской областной Думы поддержали: Государственная Дума Томской области; Парламент Республики Северная Осетия — Алания; Смоленская областная Дума; Государственный Совет Чувашской Республики; Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан; Тульская областная Дума; Законодательное Собрание Оренбургской области; Тамбовская областная Дума; Законодательное Собрание Еврейской автономной области; Брянская областная Дума; Государственная Дума Астраханской области; Московская областная Дума; Законодательное Собрание Ростовской области; Президиум Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики; Законодательное Собрание Пензенской области; Народное Собрание Республики Дагестан; Совет народных депутатов Камчатской области; Курганская областная Дума; Государственный Совет Республики Татарстан.
Кроме того, Сахалинская областная Дума неоднократно вносила соответствующие поправки к законодательным инициативам других субъектов по изменению Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России». Например, 20.06.2003 в законопроект № 153661-3, предложенный депутатом А. Никитиным. Поправка отклонена Государственной Думой 17.10.2003 якобы из-за того, что противоречила концепции законопроекта (?!).
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе К. Б. Пуликовский неоднократно выходил с инициативой включения дня окончания Второй мировой войны в перечень дней воинской славы России (исх. № А56-2303 от 16.08.2004).
20 мая 2004 года Сахалинская областная Дума и Администрация Сахалинской области обратились в Правительство Российской Федерации с совместным обращением «О принятии постановления Правительства Российской Федерации «Об организации празднования 60-летия Победы над милитаристской Японией», в котором просили Правительство Российской Федерации принять соответствующее постановление об организации празднования 60-летия Победы над милитаристской Японией, предусмотрев ряд мер, направленных на увековечение памяти российских воинов, пропаганду, осуществление мероприятий по сохранению и благоустройству мемориальных сооружений и объектов. К сожалению, Правительство Российской Федерации дало отрицательный ответ на указанное обращение.
Самое удивительное, что он подписан заместителем министра обороны Российской Федерации Н. А. Панковым (исх. № 172/2/3390 от 24.07.2004).
Учитывая изложенное, областная Дума 16.09.2004 обратилась к Президенту Российской Федерации — Верховному Главнокомандующему Вооружённых Сил Российской Федерации, Председателю Российского организационного комитета «Победа» с просьбой внести изменения в его Указ № 841 от 05.08.2002 «О подготовке и проведении празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», возложив обязанности по организации праздника — 60-летия Победы над милитаристской Японией — на Российский организационный комитет «Победа».
Для населения Сахалинской области, на часть территории которой претендует сопредельное государство, празднование 3 сентября имеет огромное значение. Считаем, если нас поддержат Президент, Федеральное Собрание и Правительство России — это обезоружит сторонников передачи Японии ряда Курильских островов; будет продемонстрировано национальное единство.
В настоящее время в Государственную Думу Российской Федерации внесён законопроект № 145246-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», который уже принят 1 апреля 2005 года в первом чтении.
Законопроектом предполагается изменить концепцию базового закона, дополнив его статьёй 1.1. «Памятные даты России», к числу которых предполагается отнести 3 сентября как День солидарности в борьбе с терроризмом. В пояснительной записке указано: «1–3 сентября 2004 года мир потрясли трагические события в г. Беслане, повлёкшие гибель более трёхсот наших сограждан, в том числе детей. Этот террористический акт, беспрецедентный по своей жестокости, продемонстрировал необходимость сплочения перед лицом терроризма и беспощадной борьбы с ним. День завершения антитеррористической операции — 3 сентября — способен стать датой, символизирующей единение государства и общества в борьбе с проявлениями терроризма».
Таким образом, можно констатировать, что действующий Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года «Об объявлении 3 сентября Днём Победы над Японией» не исполняется, память о заключительном этапе Второй мировой войны — победоносной войне с милитаристской Японией предаётся забвению.
Создаётся такое впечатление, что наше государство стыдится освобождения советскими войсками Кореи и части Китая от милитаристской Японии, восстановления исторической справедливости на южном Сахалине и Курильских островах. Но ведь на Дальнем Востоке именно победа над милитаристской Японией закрепила нынешнюю конфигурацию России и состав её земель! Без моральной оценки и безусловного указания этого факта в Федеральном законе «О днях воинской славы (памятных днях) России» наши дипломаты испытывают трудности в защите интересов нашей страны от территориальных притязаний государства, капитулировавшего в войне. Судя по письмам, сообщениям прессы, ветераны войны Дальнего Востока недоумевают. Считаем, что надуманность празднования предлагаемого Дня солидарности в борьбе с терроризмом очевидна. До сих пор не найден и не осуждён ни один организатор террористического акта в Беслане. Не закончила работу специальная комиссия Совета Федерации Российской Федерации по парламентскому расследованию причин и обстоятельств террористического акта. Фактически в общественном сознании предметом памятного дня утверждается не государственная победа, а поражение государства, не сумевшего предотвратить террористический акт, потому что горечи в предлагаемом «памятном дне» все равно больше, чем гордости. Это толкает новых террористов, новых «геростратов» на «соревнование» в масштабности очередных террористических актов.
Кроме того, можно предположить, что предпринимаются попытки противопоставить радость от Победы народа во Второй мировой войне естественному желанию людей запечатлеть память о погибших в Беслане, попытка заслонить десятки тысяч павших в боях в августе 1945 года сотнями пострадавших и таким изощрённым способом стереть в народной памяти итоги войны на Дальнем Востоке.
Мы обращаемся к депутатам Государственной Думы Российской Федерации и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой обратиться, наконец, к исторической памяти, не принимать поспешных законопроектов «на злобу дня», а принять поправки Сахалинской областной Думы к законопроекту.
Мы обращаемся к Президенту Российской Федерации как к Главнокомандующему Вооружёнными Силами Российской Федерации, воины которых должны знать, что их героизм и самопожертвование не напрасны и будут отмечены днём славы и памяти. Обращаемся к нему как к Председателю Российского организационного комитета «Победа», который не должен разделять войны, проходившие на Западе и на Востоке, а должен помнить обо всех ветеранах войны, где бы они ни воевали.
Мы просим Президента Российской Федерации лично поддержать проект Федерального закона Сахалинской областной Думы о Дне Победы над милитаристской Японией, чтобы этот день стал действительно памятным днём воинской славы.
Председатель областной Думы В. И. Ефремов
«Губернские ведомости». 2005, 22 апреля.
ОТ РЕДАКЦИИ
Как видим, ситуация пятнадцатилетней давности до сих пор актуальна. Более того, она обострилась в свете последних событий.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров не поддерживает идею совместной хозяйственной деятельности России и Японии на Курильских островах. Эту идею предложило правительство Японии, но она противоречит Конституции России. На выступление нашего министра последовал шквал откликов в японской прессе. Самое умеренное отношение — сожаление. Радикалы же призывают начать войну с Россией за «северные территории».
Резко отрицательно встретили в Японии предложение Владимира Путина, высказанное на Восточном экономическом форуме. Особый налоговый режим, который планируется ввести на Курильских островах, противоречит позиции Токио. Отсюда и отклики в прессе, что Япония должна начать «действовать безжалостно» в ситуации с Курилами.
Заявления российских руководителей последнего времени и само положение дел говорят о том, что надежд на конструктивные переговоры о российско-японских отношениях не осталось.
Если так, то необходимо, на наш взгляд, отказаться от политики «умиротворения» Страны восходящего солнца, выраженной в отказе широко отмечать 3 сентября. Подобная политика «смягчения памяти о войне» в отношении Европы уже принесла свои плоды в виде оголтелой русофобии и санкций.