Авторитетному исследователю деятельности отечественных спецслужб Александру Михайловичу Плеханову 16 октября исполнилось 90 лет. Особо значима его роль в изучении истории создания Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, а также создателя ВЧК Феликса Эдмундовича Дэержинского. Этой теме посвящено большинство монографий и других исследований А. М. Плеханова, в которых объективно отражена уникальная личность Феликса Эдмундовича.
Александр Плеханов родился в деревне Китайлы Омской области, окончил Ташкентское Суворовское училище, а затем Владикавказское военное училище войск МВД, а также исторический факультет Ленинградского университета. Служил офицером-воспитателем, преподавателем, старшим преподавателем военных училищ страны, доцентом высшей школы КГБ СССР, в научно-исследовательском и историческом центре Федеральной Пограничной службы РФ, работал профессором академии ФСБ России. Автор нескольких монографий по истории органов безопасности, охраны и защиты государственной границы и казачества. Он – доктор исторических наук, был профессором академии ФСБ России. Имеет 17 правительственных и ведомственных наград, Знак «За службу в контрразведке» II степени.
Александр Михайлович автор многочисленных статей и монографий по истории отечественных спецслужб, в том числе: «Дзержинский – первый чекист России», «ВЧК – ОГПУ в годы новой экономической политики», «ВЧК. 1917-1922. Энциклопедия», «Кто Вы, Железный Феликс?».
А. М. Плеханов – один из учредителей Общества изучения истории отечественных спецслужб и «Исторических чтений на Лубянке». Он – Почетный член Союза ветеранов госбезопасности. Является Лауреатом Премии ФСБ России за 2012 г. и «Золотой венец границы».
Его научные исследования стали важным вкладом в отечественную историографию, в частности в объективное трактование становления советских спецслужб. Многие труды А. М. Плеханова посвящены организатору ВЧК Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому. И это закономерно. Ещё в Высшей школе КГБ ему предложили написать кандидатскую диссертацию о деятельности ВЧК – ОГПУ в годы НЭПа, обещали допустить к закрытым архивным документам. Какой исследователь может устоять перед столь заманчивым предложением?! И он согласился.
В документах Ф. Э. Дзержинского его неизменно поражали признания Феликса Эдмундовича, идущие от самого сердца. Как эти: «Я всей душой стремлюсь к тому, чтобы не было на свете несправедливости, преступления, чрезмерной роскоши… чтобы не было угнетения, братоубийственных войн, национальной вражды… Я вместе с кучкой моих ровесников дал (в 1894г) клятву бороться со злом до последнего дыхания. Уже тогда моё сердце и мозг чутко воспринимали всякую несправедливость, всякую обиду, испытываемую людьми, и я ненавидел зло».
— К сожалению, у многих наших историков, журналистов и публицистов отсутствуют диалектический подход и стремление приблизиться к объективной оценке событий, — делился Александр Михайлович в одной из бесед. — С одной стороны, они возвеличивают этого человека, извращают или умалчивают некоторые исторические факты, создают образ небожителя, пришедшего на землю, чтобы осчастливить людей. В итоге достоянием общественности становятся «научные» биографии, ничего общего не имеющие с наукой. С другой стороны, рождаются новые легенды, основанные на неправде. На смену былой апологетике и иконизации пришли дегероизация и обличение. Под видом установления истины, но во благо политической конъюнктуре созданы новые версии, ничего общего не имеющие с событиями прошлого. Не стремление всесторонне оценить эту неординарную личность, яркую и сложную фигуру революционной эпохи, а поиск сенсационных фактов, большей частью сомнительного свойства, «недоказанной достоверности», старание навязать свое суждение общественности вопреки историческим фактам. Это стало знаковым явлением последнего двадцатилетия. В печати и на телевидении продолжаются дискуссии о Дзержинском. Во многих публикациях нашего времени даже его положительные качества авторы норовят выдавать как отрицательные. Ради объективности следует сказать, что взгляды Дзержинского менялись в зависимости от обстоятельств. Например, в разгар Гражданской войны глава ВЧК принимал активное участие в красном терроре, но уже в 1920 году он выступает с инициативой отмены смертной казни, предлагает подходить к оценке деяний людей не по классовому принципу, а по составу преступления.
По праву высоко оценивая личность создателя ВЧК, А. М. Плеханов никогда не возвеличивал Феликса Эдмундовича до образа сверхчеловека, нацеленного сугубо на революционную борьбу. Да, в Советской России Дзержинский был и наркомом внутренних дел, и отвечал за восстановление путей сообщения в стране, был председателем Высшего совета народного хозяйства, возглавлял многие партийные и правительственные комиссии, являлся членом ВЦИК РСФСР и ЦИК СССР, занимал высокие посты в компартии. Но через множество документальных свидетельств Александр Михайлович Плеханов показал в образе Ф. Э. Дзержинского бесценные человеческие качества: его честность и бескорыстие, заботу о товарищах, безграничное трудолюбие. Он приводит такое признание «Железного Феликса»: «Всё моё время – это одно непрерывное действие, я не щажу себя никогда, я нахожусь в самом огне борьбы. Жизнь солдата, у которого нет отдыха».
При всем при этом именно А. М. Плеханов стал одним из составителей уникальной книги «Я тебя люблю» о бережном и романтическом отношении Феликса Эдмундовича к прекрасному полу. Как оценил после выхода её в свет А. М. Плеханов, «речь идёт о личной жизни такой неординарной персоны, как Феликс Эдмундович. Во многих публикациях Дзержинский выглядит неестественно, производит впечатление оторванности от реального времени. А ведь это был человек, прошедший три революции и Гражданскую войну, со своими переживаниями и страстями».