Нина Плотникова: «Определение коммунизма из программы партии 1961 года»

С РАЗЪЯСНЕНИЕМ  СМЫСЛА  ВХОДЯЩИХ С НЕГО ТЕРМИНОВ.
Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа

Начинаем разбирать. 

БЕСКЛАССОВОЕ
В этом определении имеется ввиду официальная тогдашняя точка зрения, что в СССР существовало только два дружественных класса: рабочий класс и колхозное крестьянство, различающиеся  как формой собственности (у рабочих – общенародная, у крестьян – кооперативно-колхозная), так и условиями труда и жизни (город и деревня). В соответствии с чем считалось, что эти классовые различия исчезнут с изменением формы собственности у крестьян с кооперативно-колхозной на общенародную (преобразование колхозов в совхозы, и этот процесс активно шел) и ликвидации различия между городом и деревней (имелось в виду подтягивание уровня жизни  в деревне до уровня жизни в городе, и в этом направлении тоже многое делалось).
 Считалось, что имеется еще и прослойка – интеллигенция. Ошибка, прослойкой  интеллигенция была во времена Ленина, а к 60м-70 м годам прошлого века это был уже весьма значительный по численности и значению класс, к сожалении не осознававший ни себя как класс, ни своих классовых интересов, ни своих исторических задач, и потому их не выполнивший и проигравший.  Разница между интеллигенцией и прочими классами должна была быть ликвидирована за счет повышения уровня образования рабочих и крестьян ( фактически до интеллигентского, что тоже активно шло, огромное количество рабочих и крестьян получало образование) и ликвидации различия между умственным и физическим трудом, (а вернее  максимально полной  ликвидация физического труда за счет механизации и автоматизации, к чему тоже усилия прилагались). 

А ни о чиновничестве, ни о номенклатуре  ничего не было написано. Ни классом, ни прослойкой оно (она) тогда не считалось.  А зря. Это была трагическая дорого нам обошедшаяся ошибка. Ибо оно (она) было классом!!! Да еще каким! ПРАВЯЩИМ!!! Это только считалось, что страна управляется советами народных депутатов. Увы, советы не обладали всей полнотой власти. Реально правила номенклатура. Но это тогда еще не осознавалось. Хрущевское время- оттепель  было особым временем. Освободившись от  власти диктатора и всевластия  карательных органов, страна получила шанс стать действительно  страной самоуправления  народа, как и планировалось когда-то в 1917 году, когда создавались советы,  и как написано  в определении коммунизма, но не смогла реализовать этот шанс. В борьбе за власть победил не народ, а номенклатура.

 За заре советской власти, еще не имея в достатке своих кадров, вынужденная привлекать к работе старые, неизвестных взглядов сомнительные кадры, чтобы обезопасить себя от чуждых проявлений,  новая власть ( фактически на тот момент ЦК) составила список важнейших должностей в органах гос и местного управления, занимать которые могли  только члены партии, Или не члены, но тоже только после утверждения местных партийных органов. Этим партия хотела поставить эти не рядовые, занимающие важные посты кадры под свой контроль, как бы переварить их в себе, сделать своими.  Но на самом деле получилось со временем  наоборот. Эти как старые кадры, так и новые, особенно после войны, когда погибло очень много честных людей, а на их местах оказалось много отсидевшихся в тылу по нечестных людей, отнюдь не коммунистической направленности, вступивших в партию из корыстных соображений ради карьеры, продвижения по службе, возможностей нечестного обогащения, заняли постепенно большинство важнейших постов  как в органах местного и государственного управления, так и в партийных органах, «переварив», сделав своими, « втихушку  фактически прихватизировав»  органы управления как государством, так и партией. И миллионы честных рядовых членов партии так же мало могли влиять на принимаемые выше решения, как рядовые армии на решения своих командиров и генштаба. У них же там  «демократический» ЦЕНТРАЛИЗМ, то есть «демократически» вы можете обсуждать любые вопросы в своей парторганизации, но только исключительно в русле ПРИНЯТЫХ ВЫШЕ решений, иначе будете исключены, а если не рядовой, то и вылетите с работы, за несогласие с линией партии.  Честные и пытавшиеся бороться, попавшие все-таки в верхи управления,  травились и «выдавливались» сложившейся системой.

 А народ и не понял, что проиграл  борьбу, да он и не боролся толком, не осознал необходимость борьбы, не был никем на нее мобилизован. Уж если официально отменный и осужденный культ личности Сталина  был тогда еще для многих весьма жив ( у него и сегодня немало почитателей), то что уж говорить о никем не отмененном и всячески поддерживаемом  культе партии,  то есть о некритическом  отношении к ней и ее решениям, об огромном доверии  очень многих людей к ней. Где уж тут зародиться мысли о ее перерождении и необходимости борьбы с этим перерождением. Такие мысли посещали единиц. И не удивительно. Ведь тем прогрессивным классом, который должен был возглавить эту борьбу и повести за собой менее образованные классы, должна была стать интеллигенция, Чего она не осознавала. И вместо четкой борьбы за власть, либо подпевала имеющейся власти, не замечая ее перерождения, либо «пинала умершего льва», бессмысленно и бесконечно выступая против  уже осужденного решением съезда культа личности Сталина и уже прекратившихся репрессий, либо кинулась в творчество: КВН, бардовские песни( очень приятный и не напрягающий мозги способ чувствовать себя несогласным, слить, пропеть, прохихикать и проКВНить   весь протестный потенциал, вместо того, чтобы осмыслив проблемы,  реально бороться за народовластие, тогда глядишь не докатились бы  ельцинского переворота и всевластия криминальной буржуазии.

ЕДИНАЯ ОБЩЕНАРОДНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ  НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА. Подразумевался не только переход кооперативно –колхозной собственности в то, что называлось у нас тогда общенародной собственностью, но по факту ей еще не было, ибо управлялось не народом, а номенклатурой. Полностью  общенародной эта собственность станет только после упразднения отдельного класса ( касты, слоя, как  угодно, но это было нечто отдельное от остальных, как от рабочих, так и от интеллигенции)  номенклатуры..

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛЮДЕЙ- имеется ввиду преодоление  узко специального развития и образования, обязательное еще госуправленческое образование, азы медицины и здорового образа жизни, экологии и психологии, воспитания детей, духовного, развить все способности ребенка, ведь самореализация возможна  только на базе развития своих способностей..

ВЫРАСТУТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИЛЫ НА ОСНОВЕ  ПОСТОЯННО РАЗВИВАЮЩИХСЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ: автоматизация производства, компьютеризация, внедрение новых технологий позволят обеспечить производство всего необходимого  всего за 4 часа в день, что бы другие 4 часа посвятить управленческой деятельности  и продолжению образования.

ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЕ  С ОБЩЕСТВЕННЫМ  САМОУПРАВЛЕНИЕМ  (Но не прописано, а как именно организованное,  чем и как заниматься будет общественное самоуправление. И что произойдет с госуправлением?
На самом деле само госуправление еще много столетий ( пока существуют на планете Земля разные государства и остается такая функция государства как защита от  внешних врагов) никуда не денется, а вот отдельный класс чиновников-управленцев при переходе к коммунизму исчезнет как отдельный класс, как при переходе к социализму исчез в СССР класс капиталистов.. Каждый будет 4 часа работать по своей первой профессии. А вторые 4 часа работать в органах местного и государственного управления, получив для этого второе высшее экономико –эколого- управленческое образование, в русле первого( к примеру врач по первой профессии и управление будет изучать в основном медициной и здоровьем населения, но не только, он и общие вопросы  управления, политики и экономики будет изучать, что бы быть в состоянии понимать происходящие в  природе, экономике, обществе, политике  процессы и изменения и принимать правильные управленческие решения на основе этого ….касающихся медицины, значит и понимать КАК правильно). Общественное же самоуправление ( домкомы, уличные комитеты, советы микрорайонов)  будут низовым звеном общей системы управления страной, ведь на заре советской власти  в эти низовые органы выбирались депутаты от каждой десятидворки( в наше время надо от каждых десяти квартир), и эти низовые депутаты  действительно доходили до каждого человека)

Кстати такая функция государства  как защита от внутренних врагов тоже никуда не девается. Отсутствие класса буржуазии не означает что не найдется сил, желающих ее восстановить, как мы убедились. А так же прочие виды защиты: от пожаров, наводнений, эпидемий и проч.

 полное социальное равенство, в чем   состоит?

А оно  состоит на самом деле не только из полного равенства в потреблении ( каждому – по потребности) , когда гарантировано удовлетворение научно-обоснованных потребностей каждого,( прочтите пирамиду Маслоу, прежде сем возражать) но и полного равенства  всех  как по отношению к производству, так и по отношению к власти. Все в первую половину дня  создают материальные, интеллектуальные  и духовные богатства страны, работая по своей первой специальности. И все во вторую половину дня управляют своей страной, работая в органах местного и государственного управления, согласно второй полученной управленческой специальности и способностей, которых у кого-то хватит только на работу в низовых советах или администрациях, а у кого-то аж на работу в правительстве или госплане.

г) Принцип правильный назван «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям», но опять-таки без разъяснения, как это понимать и как практически реализовать. 

«ПО СПОСОБНОСТИ» — не означает по желанию, сколько захотел, столько и поработал, где захотел, там и поработал, а означает назначение человека только на ту должность, к которой он наиболее способен, где может больше пользы стране и людям принести. А не по знакомству, кумовству или за деньги. Конкуренция среди специалистов за место. Только не капиталистическая, разоряющая предприятия и выбрасывающая людей без работы на улицу,  а коммунистическая, способствующая наилучшей работе предприятий и учреждений, где на каждое рабочее и управленческое место назначается человек доказавший, что именно он более способен к данной работе и может выполнять ее лучше других. А не прошедшие  конкурс не выброшены на улицу.  Каждый получил работу соответствующую его знаниям и способностям, где он в наибольшей степени может раскрыть свой потенциал и получить общественное признание и личное удовлетворение, в чем каждый человек нуждается не меньше, чем в еде, одежде и жилье.

Да и вообще разорение предприятий исключено, ведь хозяйство ведется планово, на все произведенное есть заранее заказ, а значит сбыт гарантирован. И связи с наличием интернета не будет прежних недостатков планирования, ибо каждый может теперь отправить заказ на нужную вещь лично, так что ненужных,  незаказанных  изделий, годами пылившимися раньше на складах и быть не может. И современные мощности позволяют не иметь дефицита.

Государство отвечает  за бесплатное  школьное и внешкольное образование, кружки и секции, чтобы дети могли развить свои способности и правильно выбрать специальность. Им в этом помогают и психологи.

 Во-вторых, допущены сразу две грубые ошибки в понимании. «Все источники общественного богатства польются  полным потоком, и осуществится великий принцип: «От каждого – по способности, каждому – по потребности».

а) Из приведенной цитаты видно, что предполагается, как в первоначальной редакции программы практически неиссякаемый поток любых благ. Что невозможно в принципе – ресурсы планеты ограничены. Это первая ошибка.

б) И неправильно понимается «по потребности» как по желанию, по любой прихоти, в неограниченном количестве. В то время как «по потребности»  в смысле материальных потребностей( а там не только материальные, там еще потребность безопасности, принадлежности, признании и любви, познании, красоте, саморазвитии и самореализации) надо понимать не как желание или прихоть в неограниченном количестве чего-либо, а только как ограниченные  необходимостью количества вещей, продуктов и всего прочего. ( наука и врачи точно скажут   сколько и каких продуктов и витаминов необходимо человеку с данным состоянием здоровья)

в)  Причем уровень производства, позволяющий все это количество обеспечить для всех, уже давно достигнут практически во всех развитых странах. Так что проблема в них состоит не в дальнейшем увеличении количества благ путем повышения производительности труда, а в изменении отношений собственности, справедливом распределении.

г) То есть главное, что необходимо – это осознание этого факта обществом. И получение гражданами знаний, позволяющими им понимать происходящее и принимать правильные управленческие решения на благо страны и народа и их реализизовать.

Еще не указано, что все блага будут гражданам предоставляться БЕЗДЕНЕЖНО  .
ТРУД НА БЛАГО ОБЩЕСТВА СТАНЕТ ПЕРВОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ, ОСОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ. _ Само собой, а в чем же как не в труде раскрыть свои способности и самореализоваться? Получить признание?  Ведь человек будет работать в соответствии со своими способностями, получая от этого удовольствие. В безденежном обществе   «пряник» вместо зарплаты и премии – это как раз возможность работать  там, где хочется, где получаешь от работы удовольствие. А « кнут»  страх потерять любимую работу, если будешь с ней плохо справляться, будешь сочтен  не годным для нее и переведен на другую, менее желаемую.