В США появилась книга о «Солидарности» и ЦРУ, написанная американским политологом С. Джонсом, бывшим членом командования специальными операциями США (USSOCOM), а теперь экспертом по терроризму в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия. В прошлом он также написал книгу о роли ЦРУ в создании групп афганских моджахедов. Таким образом, мы имеем дело со специалистом в этой области, рассматривающим проблему из самого центра структур шпионажа и иностранного вмешательства. Поэтому нельзя обойти вниманием его работу, которая приводит много подробностей о масштабах вмешательства США и их союзников во внутренние дела Польши.
Книга поддерживает ту точку зрения, что, помимо государственных учреждений и организаций гражданского общества, финансируемых из государственных и частных средств, американское ЦРУ активно участвовало в организации и финансировании структур незаконной оппозиции в Польше. Она также помогает понять, почему, несмотря на несомненно социалистический характер забастовок августа 1980 года, структуры «Солидарности» постепенно впадали в зависимость от политических, экономических и идеологических предложений Вашингтона. На основании своих исследований автор утверждает, что непосредственно ЦРУ потратило не менее 20 млн долларов на подпольную «Солидарность» (сейчас это было бы около 40 млн). Он подчёркивает, что эта помощь была организована таким образом, чтобы деньги шли по длительному пути, дабы предотвратить установление их первоначального источника.
С. Джонс является сторонником политики США в части иностранного вмешательства и поэтому положительно оценивает роль ЦРУ в Польше, как и во всех других странах. Он опирался на документы, найденные в архивах разведывательного центра в штате Мэриленд, а также на показания отставных агентов ЦРУ, бывших чиновников или бывших сановников Белого дома, с которыми у него была возможность встретиться. Согласие на издание его книги выразило и само ЦРУ, которое таким образом должно было признать, что эта публикация послужит подтверждением законности этого учреждения в глазах сторонников «американской демократии».
США долгое время действовали в Польше. Они поддерживали контакты в кругах интеллектуальной оппозиции, по крайней мере, с 1970-х, а секретные службы капиталистических держав устанавливали контакты с лидерами «Солидарности» с момента её рождения. Несмотря на это, только лишь в конце 1982 года президент Р. Рейган утвердил порядок помощи секретным структурам в «Солидарности», подписав документ под кодовым названием «QRHELPFUL».
Предшественницей этой операции ЦРУ была другая акция под кодовым названием «QRBERETTA», предметом которой было изначально, в 1940—1950-е годы, оказание помощи польскому культурно-политическому ежемесячнику «Культура» и издававшему его Литературному институту из Мезон-Лаффита, который публиковал литературные произведения и книги на историческую и общественно-политическую тематику. Институтом руководил иммигрант и помещик из восточных кресов Ежи Гедройц.
Этот вид помощи, полученной непосредственно из средств ЦРУ, по словам Джонса, постепенно рос с десятков тысяч долларов в первые годы до нескольких сотен тысяч в 1970-е. Текли они параллельно с помощью, предоставляемой организациями, более или менее связанными с американским руководством. Это были профсоюзы, политические партии, ассоциации, организации, занятые сбором средств, а также финансирование в строгом смысле государственных учреждений, таких как «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» со штаб-квартирой в Мюнхене. Таким образом, мы видим, что мировая держава, будучи гораздо богаче её советского противовеса, без колебаний использовала свои мощные средства и методы, в которых систематически обвиняла неприятеля.
Основной целью директивы «QRHELPFUL» была маскировка происхождения средств и оборудования, высылаемого в Польшу, таким образом, чтобы члены правительства США могли всё время публично заверять, что их страна не ведёт такого рода действий, запрещённых в свете международного права и правил дипломатии. Поэтому нужна была целая сеть посредников, чтобы замести следы и продумать пути транспорта, опираясь в особенности на опыт, полученный с начала войны в Афганистане. Здесь мы видим, что позиция СМИ социалистических стран, в частности «Народной Польши», с осуждением такого рода действий, которую на Западе представляли как грубую коммунистическую пропаганду, на самом деле соответствовала истине.
Сотрудники ЦРУ имели контакты с польскими иммигрантами, живущими в разных западных странах — во Франции, в Западной Германии, Англии, Бельгии, Швеции, Италии, но в основном во Франции —в Париже, который сыграл ключевую роль в истории «Солидарности». Диапазон поддержки ЦРУ простирался от финансирования литературных произведений путём отправки копиров или принтеров до помощи в поддержке контактов с польскими интернированными, их семьями или эмигрантами.
По оценкам Джонса, в эту работу постоянно были вовлечены более 30 сотрудников ЦРУ. Они устанавливали контакты с мигрантами, дипломатами из разных стран, бизнесменами, связанными с Польшей, которые были в состоянии организовать перевозку товаров до этой страны, но, по словам Джонса, ни один из этих агентов никогда не встречался лично с лидерами «Солидарности», которые благодаря этому могли не замечать или делать вид, что не замечают реальные источники финансирования и поддержки своих действий. Это доказывает, что в те времена такое поведение в значительной степени считалось позорным.
Люди, с которыми связывались агенты ЦРУ, имели доступ к перевозчикам, водителям грузовиков или другим посредникам. Можно было ввозить нелегальные товары (симпатические чернила, копиры, принтеры, плакаты и т. д.), которые искусно помещались в тайники в больших грузовиках, что позволяло обойти контроль таможенных служб на границах Польши или других социалистических стран, через которые проезжали автомобили. Делалось всё, чтобы в случае остановки грузовика на границе его водитель не знал личности людей, доставлявших запрещённые товары. Таким образом, невозможно было добраться до первоисточника.
Даже руководители польской подпольной организации, которые были получателями этих товаров или средств, не знали точно, кто был их отправителем. Сотрудники подпольного движения обычно предпочитали не задавать вопросов о происхождении того, что они использовали для ведения действий против польского правительства. Всё было сделано так, чтобы ограничиться слухами без каких-либо доказательств. Это позволяло польским оппозиционерам полагать, что у них есть опора на надёжных партнёров, которые не откажутся от них, но не задавать себе вопросов о нравственном смысле и обосновании этого партнёрства.
Помощь, исходившая непосредственно от ЦРУ, добавлялась к другой, которая шла тоже, конечно же, с участием этой спецслужбы, но поступала формально от общественных или частных организаций, в принципе пользующихся большим уважением, например от профсоюзов и неправительственных организаций (НПО). Поэтому руководители польской оппозиции могли иметь впечатление, что опираются на широкое, общечеловеческое общественное движение, объединяющее всех членов «демократической семьи».
Разумеется, необходимо также учитывать, что подпольные структуры «Солидарности» были пронизаны агентами служб безопасности польского государства. Поэтому придавалось столь большое значение тому, чтобы источники помощи из США оставались как можно более непрозрачными. ЦРУ сыграло ключевую роль в создании всей этой сети, иногда с участием других служб, таких как британская МИ6 или израильская «Моссад».
Заметим: если Париж представлял собой важную базу действий, направленных на Польшу, то французские власти и секретные службы должны были быть проинформированы об этом, чтобы быть уверенными: эти действия не касаются Франции. Они платили взаимностью, закрывая глаза на действия американских коллег. Кроме того, американцы получали молчаливое согласие государств Западной Европы, на территории которых была построена их сеть, в частности Франции, Западной Германии и Швеции.
По словам Джонса, Ватикан также знал об этих действиях, хотя он никогда не был информирован о конкретной форме, которую они принимали. Джонс вспоминает, что тогдашний директор ЦРУ Билл Кейси был католиком, что, по его мнению, могло помочь сформировать определённую форму соглашения между двумя институтами, участвовавшими по разным причинам в борьбе с коммунизмом.
Официальная поддержка ЦРУ структур подпольной польской оппозиции продолжалась с 1981 по 1990 год, в конце которого она де-юре закончилась. В это время, однако, многие американские советники вложили деньги в многочисленные польские министерства и ведомства высшего звена, а также в некоторых политических лидеров, журналистов, высших должностных лиц, военных, офицеров польской разведки, которые прошли обучение в Соединённых Штатах, в том числе в штаб-квартире ЦРУ. По словам Джонса, документы об этих операциях тогда были сожжены. Офицеры, ответственные за этот сектор, получили другие миссии в других странах, где, как можно предположить, они использовали опыт, приобретённый на польском фронте.
Книга С. Джонса также позволяет задуматься о том, что ЦРУ больше не пытается, как в 1970—1980-х годах и во время создания околоправительственной структуры «Национальный фонд демократии», являющейся прикрытием для специальных операций, маскировать своё вмешательство. В то же время западные СМИ проводят одну за другой кампании о предполагаемых российских и даже китайских вмешательствах в политическую жизнь западных держав. Можно предполагать, что эти кампании призваны оправдать по принципу контраста растущее влияние «глубинного государства» на политическую жизнь и способствовать «милитаризации» морального духа Запада.
Книга уже вызвала определённый резонанс в Польше, способствуя спорам, которые разделяют общество и касаются внешнего финансирования «Солидарности», связей между польскими диссидентами и иностранными державами, измены полковника Куклинского или других польских граждан и т.д. Поляки делятся на тех, кто считает, что Народная Польша была на самом деле их родиной, которую нельзя предавать, независимо от того, что вы можете думать о её политическом строе, и тех, кто считает, что западные державы, особенно США, были и всегда останутся естественным и надёжным союзником их страны.
После 30 лет кампаний в СМИ, осуждающих во имя морали бывших (до 1989 года) сотрудников польского аппарата безопасности, мы обязаны поставить и вопрос о нравственности тех, кто сотрудничал с организацией, на счету которой в глобальном масштабе много смертей и которая, кроме того, является для поляков чуждым организмом. Правда, антикоммунисты подчёркивают: Народная Польша и её службы тоже были связаны с иностранной державой — Советским Союзом, но забывают, что польские секретные службы никогда не передавали имена своих агентов советским товарищам.
В противоположном лагере американцы имели полное представление о любых действиях своих подопечных, которые после 1989 года должны были также передавать им информацию обо всех разведывательных сетях Народной Польши. В особенности — во время вторжения США и Польши в Ирак в 2003 году, когда власти в Варшаве сообщили имена агентов, имевших связь со спецслужбами Ирака, облегчив таким образом вторжение в эту страну. Арабами это было воспринято как предательство, что уничтожило благоприятный образ Польши в Ираке и в соседних странах. Из государства, которое активно участвовало в экономическом и культурном развитии Ирака, Алжира, Ливии, Сирии и др., Польша внезапно превратилась в вассала на службе у сильных. В глазах мира новая Польша ещё менее суверенна, чем та, которая развивалась при «ограниченном суверенитете» во времена существования советского лагеря.