Происшедшие в последние недели тектонические изменения в экономических и финансовых реалиях нашей жизни нуждаются в серьёзном и непредвзятом осмыслении. Только ли санкции Запада причина тому, что народ России вновь столкнулся с необходимостью «затягивать пояса»? Доктор экономических наук, академик РАН Сергей Глазьев уверен, что главные виновники происходящего — Центробанк и правительство России, которые все последние десятилетия вели страну неверным курсом. А нынешний тяжелейший период можно превратить во время новых возможностей для развития. «Правда» публикует в изложении основные тезисы С. Глазьева, которые он в последние дни представил на различных медиаплощадках, но проигнорированные ведущими федеральными СМИ.
Введённые Западом против России санкции касаются прежде всего валютно-финансовой сферы, где наиболее остро ощущаются их последствия. Однако они совершенно не фатальные. Экономику убить невозможно. Очень многое зависит от реакции денежных властей на санкции. Если события пустить на самотёк, то мы будем сталкиваться с хаотизацией всей финансовой системы, с невозможностью что-либо планировать.
Из-за санкций ЦБ отключили от валютных резервов, поэтому формирование курса рубля к доллару, евро, фунту, иене происходит сегодня исключительно под влиянием притока валюты от экспорта, сильно зависит от внешней конъюнктуры. Валютный рынок формируется за счёт торговли, то есть ликвидных запасов валюты у ЦБ нет. Если спрос на валюту ограничить потребностями импортёров, то курс рубля скоро стабилизируется. Если же ЦБ не уберёт с рынка спекулянтов, то может быть всё что угодно: могут быть с колоссальным размахом качели. У спекулянтов (в частности, у американских международных хедж-фондов) остаются для этого возможности. Дело в том, что, несмотря на санкции, американские спекулянты могут спокойно заходить на наш рынок и пытаться его дестабилизировать, чтобы извлечь сверхприбыли на колебаниях. Санкции не распространяются на краткосрочные операции. Нам нужно себя защитить от этих спекулятивных атак, которые мы видим и которые ещё будут.
Первое, что надо сделать, — снять с рынка давление спекулянтов, убрать их с рынка. Это означает просто прекратить конвертацию рублей в валюту по всем капитальным операциям, оставить только текущие операции, которые ориентированы на импорт. Разрешать конвертацию в валюту нужно только по факту прихода импортных товаров. Полностью прекратить конвертацию под импортные авансы, потому что это один из широко используемых способов вывода денег из страны (возможность переводить деньги родственникам за границу населением нужно оставить).
Если удастся реализовать названные меры и наши экспортёры будут вести себя дисциплинированно, то курс рубля может стабилизироваться и даже укрепиться. Для этого банки должны зафиксировать валютную позицию. Иными словами, банкам нужно запретить скупку валюты в спекулятивных целях. Снимать же избыток валюты у экспортёров можно также вводом пошлин, как это мы уже успешно делали в 1990-е годы.
Подчеркну: наши коммерческие банки тоже занимаются валютными спекуляциями, и это надо им запретить делать. Они не должны наращивать свои валютные активы. Во-первых, это рискованно в условиях санкций. Эти активы на корсчетах западных банков могут быть в любой момент заморожены. Во-вторых, это создаёт избыточный спрос на валюту, что является дополнительным фактором дестабилизации.
Резюмировать предлагаемые меры можно так. Торговый баланс у нас положительный: приток валюты многие годы превышает объём импорта, экспорт намного больше импорта. Если ЦБ обеспечит конвертируемость рубля исключительно по текущим операциям для целей внешней торговли, уберёт с рынка спекулянтов, то никаких оснований для беспокойства нет. Курс рубля будет стабилен и даже может укрепиться.
Стабилизация валютного рынка — не единственная задача. У нас имеет место отток капитала также через обслуживание иностранных кредитов. Необходимо вводить мораторий на обслуживание иностранных обязательств. Частично это уже сделано по облигациям. Не от хорошей жизни сделано, а потому что заблокированы валютные счета ЦБ и правительства. Они даже если бы захотели, не смогли бы обслуживать внешние обязательства. Нужно это узаконить, установив мораторий на обслуживание иностранных обязательств в любой форме — будь то иностранные кредиты или дивиденды по акциям.
Это надо сделать юридически системно: чтобы такое обслуживание не шло через разного рода теневые шлюзы, которые связывают нашу систему с международной. Например, был введён запрет на продажу российских ценных бумаг нерезидентам. Но английские и американские брокеры продолжают ими торговать, потому что сейчас сплошь и рядом российские акции «сбрасываются» на биржах в Лондоне и Нью-Йорке. По дешёвке. Выходит, что запрет действует не для всех. Складывается впечатление, что эти решения специально готовят так, чтоб оставались лазейки. Причём вне нашей юрисдикции.
Вводя валютные ограничения, нужно подходить системно и лазеек не допускать. Если ведро окажется дырявым, то из него будет вытекать. Наш капитал снова потечёт за рубеж.
Запад запретил поставки наличных долларов и евро в Россию. Симметричным ответом на эти санкции должен стать переход на работу в рублях. Пусть платят рубли за наши нефть и газ. В международной торговле есть золотое правило: экспорт — за национальную валюту, импорт — за иностранную. Всегда уважающие себя страны продавали свой товар за национальную валюту. И то, что мы экспортируем наши товары за доллары и евро, — это элемент неоколониализма. Это сохранившийся рудимент 1990-х годов, когда нам навязали торговлю за иностранную валюту, потому что у нас тогда не было валютных резервов.
В 1990-е годы, когда мы после краха СССР формировали валютный рынок, у нас вообще не было валюты. Ситуация была гораздо хуже, чем сейчас. Не было ни валютных резервов, ни золота. Сейчас золото есть. И его могло бы быть в 2—3 раза больше, если бы мы не продавали его последние годы. Колоссальной рекой золото уходило из России, потому что ЦБ отказался покупать золото, которое производила наша промышленность. В итоге мы получили мощный отток золота, хотя многие предупреждали о возможных санкциях. Что Центральному банку помешало покупать золото вместо долларов и евро?
Ныне только переход на рубли может нам гарантировать нормальные взаиморасчёты с внешним миром. В рублях нам их санкции не страшны, они просто невозможны, потому что наши банки работают в рублёвой зоне. И переход на расчёты за экспорт на рубли — это было бы правильное решение. Остаётся только один вопрос: ценообразование на большинстве товарных рынков осуществляется в валюте. Добиться бы нам и ценообразования в рублях… на металлы, химические товары, углеводороды, чтобы цены формировались здесь, на нашем евразийском рынке. Это задача, которую надо решать. Нужно создавать своё биржевое пространство, где происходила бы не только торговля в рублях, но и ценообразование шло бы в рублях.
Следует поторопиться с созданием своего биржевого пространства и механизмов рублёвого ценообразования на производимые у нас в избытке сырьевые товары. Необходимо предложить партнёрам в Азии ввести мировую платёжно-расчётную валюту на основе индекса национальных валют и биржевых товаров. Можно в одностороннем порядке снять санкции с украинских предприятий, облегчив заодно положение занятого на них русского населения. Может быть, следует вновь выйти с инициативой единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, приободрив здоровую часть европейской деловой и политической элиты. Попытаться создать широкую международную коалицию за восстановление норм международного права, включая нормы ВТО и МВФ, которые западные санкционеры беспардонно нарушают своими санкциями и торговыми войнами.
То, что делают западные лидеры, — это коллективное самоубийство. Они просто сошли с ума в своих припадках русофобии. Немецкий канцлер вообще стал реваншистом вместе с министром финансов Франции. Это политический психоз, который Европе очень дорого обойдётся. Своими санкциями против России Европа фактически похоронила евро как резервную валюту. Если можно у России забрать все резервы в евро и запретить работу в этой валюте, то с любой другой страной это можно сделать даже ещё проще. Пока подобные санкции касались относительно небольших стран, мир их воспринимал спокойно. Но когда это касается сверхдержавы, то это означает, что евро больше не является резервной валютой.
Запрет операций с российскими облигациями также пойдёт нам на пользу, так как их эмиссия в условиях профицитного бюджета является не чем иным, как источником наживы для зарубежных спекулянтов. Да и доходность их завышается втрое по отношению к рыночной оценке их рискованности. Прекращение самоедской политики денежных властей, втридорога занимающих объективно ненужные бюджету деньги, позволит нам сэкономить миллиарды долларов.
На арест российских государственных активов мы можем ответить симметрично, введя эмбарго на обслуживание долговых обязательств перед западными кредиторами и также арестовав их активы. Потери сторон будут примерно равны. Остаётся, по сути, одна угроза — отобрать зарубежные активы у российских олигархов. При всей её популярности у простого народа, она стимулирует возврат вывезенного из страны капитала, что также будет иметь позитивный для российской экономики эффект.
Санкции против России приводят к резкому росту цен на энергоносители, минеральные удобрения. Значит, и цены на продовольствие в Европе будут через пару месяцев в полтора раза выше. Бенефициарами всей этой санкционной войны являются США. Они вытесняют нас с европейского рынка, обнулили европейские инвестиции в России. Американцы нанесли Европе колоссальный урон и усилили над ней контроль. Европа показала себя как младший партнёр, который действует во вред себе.
Но видимое торжество США — временное. Нет теперь доверия и к американской правовой системе. Американцы себя полностью делегитимизировали. Америка больше не является ни примером для других стран, ни мировым финансовым лидером. Потому что их доллар не может уже рассматриваться как надёжная мировая резервная валюта. Они грубейшим образом везде нарушают международное право. В конечном счёте они проиграют. Они уже проиграли в экономической гонке Юго-Восточной Азии и Китаю. В обозримом будущем ведущая роль США и Европы будет нивелирована. Лидерству американцев пришёл конец.
Вместе с тем нам нужно максимально обезопасить себя от дальнейшей эскалации американо-европейских санкций. Самое уязвимое место нашей экономики — её чрезмерная офшоризация. До половины активов российской промышленности принадлежит нерезидентам. За рубежом находится более триллиона долларов вывезенного из страны капитала, половина которого участвует в воспроизводстве российской экономики. Одномоментное замораживание этих активов может действительно резко ухудшить положение ряда стратегически важных предприятий, зависимых от внешнего рынка. То, как это делается, американцы показали на примере «РУСАЛа», установив над ним свой контроль под угрозой остановки внешнеторговой деятельности. Мы могли бы на это ответить национализацией хотя бы переданных этой корпорации за бесценок и на сомнительных основаниях гигантских ГЭС, на эксплуатации которых основывается львиная доля её прибыли. Но почему-то не стали защищать эту одну из структурообразующих отраслей нашей экономики от рейдерского захвата Казначейством США.
Необходимы действенные меры по реальной деофшоризации экономики, а также приведение политики Банка России в соответствие с его конституционными обязанностями. Следует завершить дедолларизацию наших валютных резервов, заменив доллар, евро и фунт золотом. В нынешних условиях ожидаемого взрывного роста цены золота его массовый вывоз за рубеж сродни государственной измене, и регулятору давно пора его прекратить.