Владимир Бровкин: «Лейбниц и маленький этюд о совковой лопате»

ЛЕЙБНИЦ И МАЛЕНЬКИЙ ЭТЮД О СОВКОВОЙ ЛОПАТЕ

Притомили блогеры.

Ей Богу!

От старых и плохо выбритых, до тех, кто еще только-только вылупился из пеленок, но все и вся уже в этом мире знают.

С их истерикой и эзотерикой.

С каждочасной их сменой настроений.

Порождающих не знание, но густой рой меланхолии и неврастеников дня!

А  так хочется строгой и жестко и скупо выверенной мысли.

Хочется профессионализма, строгой дисциплины ее.

В суровый час дня только труд и она, точная и трезво выверенная, нам спасательный труд и компас в  этом мире, где пылают пожары магнитных бурь и компасы, по дешевке купленные в супермаркете чар и грез уже негодны ни к черту.

Лейбница читаю.

Живительную мысль старого идеалиста, разом — большого диалектика и изобретателя интегрального исчисления, которое все мы в институтах нашей молодости проходили, а потом в массе своей в сумерках буден и добывания куска хлеба забыли.

Эй, малыш! Вижу я — инструмент тебе этот понравился?

А коль так, в день текущий и завтрашний глядя — уж  ты не грусти…

Знай, уладится все у нас

                                      и устаканится…

И не только на Марсе,

                                     но также на улице нашей,

                                     что снегом пока запорошена,

                                     яблони  будут пожаром веселым цвести!

ОБ УНИВЕРСАЛЬНОМ СИНТЕЗЕ И АНАЛИЗЕ,

ИЛИ ОБ ИСКУССТВЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ

(из Лейбница)

«…Из всего этого становится также ясным, каково будет различие между синтезом и анализом. Синтез имеет место тогда, когда, исходя из принци­пов и прослеживая порядок истин, мы обнаружи­ваем некоторые прогрессии и как бы таблицы или даже иногда устанавливаем общие формулы, по ко­торым затем могли бы отыскиваться данные (obla-ta). Анализ же основания данной проблемы возвра­щает к принципам так, словно уже нами или кем-либо другим не было ничего открыто. Более важен синтез, ибо его осуществление имеет непреходящее значение, тогда как при анализе мы, как правило, занимаемся разрешением частных проблем; но поль­зование [результатами] уже осуществленного други­ми [исследователями] синтеза и уже открытыми теоремами требует меньше искусства, чем анализ, позволяющий все выводить через себя, особенно если учесть, что наши собственные открытия или открытия других [лиц] имеют место не так уж часто и не всегда нам под силу совершать их.

Существует два вида анализа: один общеизвест­ный, через скачок, и им пользуются в алгебре, дру­гой особенный, который я называю редуцирующим (reductrieis) и который значительно более изящен, но мало известен. Анализ в высшей степени необ­ходим для практики, когда мы решаем встающие перед нами проблемы; с другой стороны, тот, кто может способствовать теории, должен упражняться в анализе до тех пор, пока не овладеет аналитиче­ским искусством; впрочем, было бы лучше, если бы он следовал синтезу и затрагивал только те вопро­сы, к которым его вел бы сам порядок [исследова­ния], ибо тогда он продвигался бы вперед всегда с приятностью и легкостью и никогда не чувство­вал бы затруднений или же не обманывался бы успехом и вскоре достиг бы гораздо большего, чем ожидал сам когда-либо вначале. Обыкновенно же плод размышления портят поспешностью, стремясь скачком перейти к более трудным вопросам, но за­тратив много труда, ничего не достигают. Известно, что [наиболее] совершенен именно тот метод иссле­дования, при котором мы способны предвидеть, к какому результату мы придем. Но заблуждаются те, которые думают, что когда происхождение откры­тия становится явным, то оно фиксируется аналити­чески, а когда остается скрытым,— то синтетиче­ски.

Я часто замечал, что изобретательские способ­ности у одних бывают в большей степени аналити­ческими, а у других — комбинаторными. Комбина­торная, или синтетическая, [изобретательность] име­ется по преимуществу там, где надо использовать какой-либо предмет или найти ему приложение, на­пример, когда надо придумать, как приладить дан­ную намагниченную иглу к коробке; напротив, по преимуществу аналитическая имеется там, где задан вид изобретения, или же там, где, предполагая [опре­деленную] цель, надо найти средства. Однако редко анализ бывает чистым, ибо в поисках средств мы по большей части наталкиваемся на искусственные приемы, проистекающие от других [людей] или от нас самих, уже изобретенные когда-то случайно или по какой-либо причине и выхватываемые или из на­шей памяти, или из общения с другими [людьми], словно из таблицы или свода изобретений, и [мы] их тут же применяем; но ведь это— нечто синте­тическое. Впрочем, комбинаторное искусство, в осо­бенности для меня, такая наука (которая также может быть названа вообще оперированием знаками [characteristica sive speciosa], в которой речь идет о формах вещей или о формулах универсума, то есть о качестве вообще, или о сходном и несходном, так как те или другие формулы происходят от взаимокомбинирования самих А, В, С и т. д. (репрезен­тирующих либо количество, либо что-то другое). И [эта наука] отличается от алгебры, которая исхо­дит из формул, приложимых [только] к количеству, или из равного и неравного. Поэтому алгебра под­чиняется комбинаторике и постоянно пользуется пра­вилами, которые, однако, являются более общими и имеют место не только в алгебре, но и в искусстве дешифрирования, в различных видах игр, в самой геометрии, рассуждающей по древнему предписа­нию линейно, [и] наконец, всюду, где имеются от­ношения подобия».