Бессознательным субъектом истории в предыстории являются народные массы. Именно они, в конечном счёте, определяют своим участием движение общества по ступеням способов производства. И движут ими частные интересы людей, определяемые их общественным бытием.
Частные интересы, интересы личности, далеко не всегда совпадающие с интересами даже самого демократического государства, не вечны, и в далёком будущем сольются в диалектическом единстве с интересами общества в целом. Но и тогда они останутся особенным в общем, говоря языком философии. Однако возникнув в связи с появлением индивидуальной собственности (Первобытно-общинный СП), они превращаются в движущую силу истории, которая при переходе из эпохи варварства и дикости в цивилизационную (классовую) эпоху, как известно, «есть деятельность людей, ставящих перед собой свои личные сознательные цели».
Да, каждым индивидуумом движет и всегда. даже в высшей фазе коммунизма, будет двигать его личный интерес, который и является целью его деятельности. Но человек рождается и живет в уже сложившихся в обществе отношениях по поводу производства жизненных благ – при господствующих производственных отношениях (ПО). Иными словами, в классовом обществе при господстве того или иного класса. Для него эта ситуация мало чем отличается от климата, и он вынужден приспосабливаться к тем условиям жизни общества, которые застаёт, вступая во взрослую жизнь. Даже тогда, когда он лично считает их несправедливыми, устаревшими, реакционными и т.д. То есть его сознание, так или иначе, определяется общественным бытием (ПО), а не наоборот. Поэтому он ставит перед собой только те цели, достижение которых уже возможно. Так «ужасный либерал» А.А.Чацкий не мечтал о социализме. Он отстаивал свободу в её мелкобуржуазном понимании, хотя думал о ней иначе.
Отдельные граждане могут мечтать и о большем, о пока еще несбыточном, но их не случайно современники называют утопистами и «мечтателями опасными», благие намерения которых мостят дорогу в Ад. С появлением индивидуальной внутри общинной собственности, появилась возможность её отнять и присвоить. И возникает переходный АзСП, деспотии.
На смену деспотиям (АзСП) закономерно приходит рабовладение, а на смену ему столь же закономерно — феодальный СП. Плотину феодализма размывает деятельность третьего сословия, которое внутри Феод.СП формируется в буржуазию и, возглавив движение масс, приходит к власти через революцию. В предреволюционной ситуации частные интересы людей, входящих в противостоящие друг другу классы частично совпадают, но после победы происходит неизбежный откат: у трудящихся класс-лидер отбирает многое из завоеванных в ходе революции прав, частные¸ классовые, интересы участников революции расходятся все дальше, до тех пор, пока расхождение не принимает форму прямого противостояния. То есть общественное бытие уже становится нетерпимым для большинства, отвергается им, и люди объединяются для свержения ненавистных ПО, сплачиваясь вокруг идеологов передового класса.
Капиталистические ПО завершают цепочку эксплуататорских СП. Если ханы, князья и прочите деспоты просто отнимали у общинников их индивидуальную, созданную их трудом собственность, если рабовладельцы силой принуждали закрепощённых крестьян платить оброк и отрабатывать барщину, то капиталист как свободный «работодатель» заключает с юридически свободным неимущим (пролетарием), нуждающимся в работе, трудовой договор, который может даже полностью соблюдаться. Обмана, как такового нет: капиталист покупает у нанятого не результаты его труда, а сам его труд в рамках установленного времени при договоренных условиях. Тот факт, что это время распадается на необходимое для оправдания его зарплаты, и добавочное, когда он работает бесплатно на хозяина, от рабочего скрыт.
Капитал не нуждается для получения прибыли ни в голом насилии, ни в принуждении к бесплатной работе на барина, т.к. это самоподдерживающееся и самовозрастающее ПО. Так что дальше, к новым формам эксплуатации, пути нет, и неизбежный кризис капитализма означает его неизбежную в конце концов, гибель в огне пролетарской революции. Но финансовая элита буржуазии сумела в в ХХ веке сделать рабочий класс соучастником в эксплуатации народов колоний или просто зависимых стран. Пролетариат ведущих стран Запада получил возможность вести полубуржуазный образ жизни: в США в среднем рабочий класс потребляет в 50 раз, а в Европе в 20 раз больше ресурсов, чем его братья по классу в бедных странах.
То есть элита упразднила отчужденные отношения капитала и вернулась к отчужденным отношениям феодальной зависимости: мы, элита, обеспечиваем вам, работающим на нас приемлемый для вас уровень и качество жизни, а вы признаете наше право на власть, богатство и привилегии. Такое устройство общества ярко описано в романе Курта Вонегута младшего «Утопия-14»И в романе «Звёзды – холодные игрушки российского фантаста Лукъяненко.
Эпоха всевластия финансовой элиты, которая, оттеснив производственные монополии (ТНК), сделала производственный капитал подчиненным экономическим укладом, т.е. управляет экономикой как единым целым, началась в Европе в 1922 году в Италии (фашизм) затем в начале 30-х годов — в Германии (национал-социализм) и в США («Новый курс»).
Слова «социалистская», «рабочая» в названии правящей партии Германии под властью Гитлера не случайны и не являются полным обманом: социальные программы в нацистской Германии, как и при фашизме в Италии, на самом деле проводились. В частности была ликвидирована безработица и нищета, а обещаны «нации господ» поместья и рабы в завоеванных колониях!
«Новый курс» отличается от нацизма и фашизма только демократической оболочкой – суть их одна: всевластие финансовой элиты в союзе с крупнейшими монополиями, осуществление социальных программ для своего рабочего класса и внешняя военная и экономическая экспансия. Промышленный капитал, монополии, от превращения в подчиненный экономический уклад только выиграли: они получили, хоть и неустойчивый, социальный мир в своих государствах и возможность получения огромных прибылей в зависимых, «развивающихся» странах, богатых ресурсами, в т.ч. дешевой рабочей силой.
После Второй мировой войны все крупные капиталистические страны пошли по пути США. Сегодня т.н. цивилизованным миром правит мировая финансовая элита с центром в США. Столкнувшись с непослушной Россией, эта элита заставила производственный капитал, ТНК, средних и мелких буржуа, нести огромные убытки, разоряться, идти на обострение социальной напряженности в приступе острейшей русофобии. До начала спецоперации на Украине рабочий класс ведущих стран Запада являлся прямым участником этой политики, и поэтому так слабы там компартии и влиятельны социал-демократы. Что ожидает мир, Запад в частности, теперь, время покажет.
Так что говорить об исторической миссии рабочего класса, о его коренных классовых интересах вообще, в отрыве от реальности бессмысленно. Ирония истории, подмеченная ещё Лениным, заключается в том, что, пока буржуазная власть проводит в жизнь приемлемую для рабочего класса социальную политику, он будет проводить политику буржуазную. И в России при В.Путине российский рабочий класс также мелкобуржазен. Да, бедность велика и увеличивается, но голод никому пока не грозит. Да, от индустриальной мощи РСФСР осталось немного, но те, кто имеет работу, боясь её потерять, готовы приехать в Москву, чтобы защитить Президента от КПРФ и её союзников!
Миссия рабочего класса остается за ним вне зависимости от того, что он сам думает о себе в конкретных месте, времени и ситуации. Но пока рабочий класс проводит буржуазную политику, необходимо, как советовал Ленин, найти тот отряд рабочего класса, который в данное время занимает наиболее передовые позиции. И именно с ним иметь дело, на него опереться. Думаю, что, поскольку наука стала на деле непосредственной производительной силой, таким отрядом в России сегодня является Н-Т интеллигенция. Личные интересы серьёзных ученых, включая ученых общественных наук, совпадают с коренными интересами всего рабочего класса, который их сам пока не осознаёт.
Эта вступительная часть необходима, чтобы понять причины постигшей рабочий класс СССР катастрофы. А также понять, можно ли было её предотвратить.
Об этом в следующий раз.