В российском обществе, наконец-то, начало возрождаться утерянное за пол столетия чувство патриотизма, национального достоинства и единства. Но пока это только всплеск важнейших и абсолютно необходимых для выживания в современном мире составляющих общественного сознания.
Западные страны обеспечивают свое благополучие и благосостояние исключительно за счет экономического и военного грабежа ресурсов и средств жизни подавляющего большинства народов Мира.
Неизбежные в мировой рыночной экономике социально-экономические и социально-политические кризисы привели принятую в мире рыночную парадигму развития и саму Западную цивилизацию в тупик. Выйти из него сама Западная система не может по определению. Она не способна кардинально перейти к новой системе миропонимания и миропорядка. Перейти к тому, что пока не столь системно предлагает Россия.
В Западном мире русофобия, зависть к ресурсам России, жизнь по двойным политическим и экономическим стандартам. В этом суть западной агрессии. В этом – наше созревшее противостояние, защита Родины и ее Народов.
В общественном мнении России складывается убедительная и все более жесткая и определенная оценка ситуации. Переход на путь устойчивой Человеческой цивилизации требует от России превращения патриотизма в постоянно действующее миропонимание.
Подавляющим большинством населения одобряется взвешенная, твердая и последовательная внешняя политика команды Президента РФ, жизненная необходимость и успехи России в международной политике, в действиях российских вооруженных сил.
В России достаточно ресурсов, она обладает природной составляющей национального богатства на душу населения в 6 раз большей, чем США, и в 20 раз большей, чем Германия. На 1 января 2015 года Россия занимала 1-е место в мире по величине национального богатства на душу населения, по запасам алмазов, железных руд, олова, цинка, титана, ниобия, никеля, природного газа, каменного угля, лесных ресурсов и питьевой воды, по добыче и экспорту природного газа и нефти.
Успехи во внешней политике и на фронтах военной спецоперации зависят от крепкого тыла, от эффективной экономики. Россия выстояла первый этап противостояния, но вся тяжесть еще впереди и надолго.
Рыночная модель экономики России, частично освободилась от прямого управления со стороны мировых финансовых институтов и прямого грабежа, началось оживление промышленности некоторых отраслей. Но не утратив зависимости от управления со стороны ведущих игроков на мировом рынке, Россия все равно остается втянутой в кризис со всеми вытекающими из этого последствиями. Управление экономикой остается в руках бухгалтеров, предельно безграмотных, несамостоятельных и непрофессиональных.
Правительство и ЦБ РФ ведут борьбу с придуманной ими «инфляцией», которой в рублевом исчислении не было и нет. Есть долларовая инфляция и рублевая инфляция Правительства и ЦБ РФ. В этом причин роста цен.
Санкции показали, что в Западном мире все хуже, чем у нас. Но это не столько наше достижение, сколько глупость и злость самого Запада. Бюджет России не худеет, но это всего лишь рост мировых цен из-за санкций.
Переход на рубли – пол дела. Чего было не ввести ресурсное (золотое) содержания рубля?! У нас есть полное материальное (считай – золотое) обеспечение рубля. У Запада материального обеспечения доллара и евро нет. Живут на печатающихся фантиках.
Рубль укрепился, но по вине Центробанка предварительно совершил скачек вниз. По заверениям Правительства и ЦБ РФ, спровоцированные ими падение курса рубля должно приводить к оживлению отечественного производства и соответствующему росту экономики. Но на деле все наоборот. Укрепление рубля в 2012 году обеспечило рост ВВП на 3,4%, снижение курса рубля в 2013 году привело к падению темпов роста ВВП в 2,6 раза, в 2014 году – к падению темпов роста ВВП в 1,85 раза.
Остается недопустимая зависимость от катаклизм мировой экономики. У нас нагло конфисковали финансовые ресурсы, а мы почему-то продолжаем платить какие-то долги и поставляем Западу предельно необходимые им товары. Вместо того чтобы перейти в опережающее наступление, всего лишь отвечаем на санкции.
Кроме оборонки и частично строительства и сельского хозяйства продолжается падение важнейших отраслей производства и уровня жизни населения. Невосполнимая ситуация в гражданском авиастроении, не создается вопреки двум указам Президента РФ сверхтяжелый ракетоноситель. Инфляция и цены на Западе растут чуть быстрее наших. Но они недопустимо растут и у нас. На Западе – по их собственной вине. У нас при полной продовольственной безопасности растут цены на основные продукты питания и на отечественные лекарства, на коммуналку.
По объективной трезвой оценке в России сохраняется полный провал внутреннего либерально-рыночного курса Правительства и ЦБ РФ. Остается неэффективность «антикризисных» мер Правительства и ЦБ РФ. Их неспособность к прогнозированию и адекватным ситуации действиям.
России принадлежат природные ресурсы, обеспечивающие ее полную ресурсную самодостаточность. Это в кратчайшие исторические сроки позволило СССР создать на базе эффективной плановой модели экономики мощный научно-производственный потенциал, обеспечивший эффективность всех систем государственной и общественной безопасности и рост уровня жизни населения.
Но в России оказались разрушенными академическая и прикладная наука, производственные мощности высоких технологий, системы развития. Резко снизился уровень жизни большинства населения. Общество потеряло достигнутые ранее уровень общественного интеллекта и образованности, стабильность, уверенность в будущем.
Перейдя на либерально-рыночную социально-экономическую модель, Россия попала в зависимость от неустойчивой мировой экономики и неизбежных систематических финансово-экономических кризисов.
Выход только один: переход на мобилизационную модель экономики, которая должна разрабатываться на основе объективных критериев эффективности и полностью соответствовать национально-государственным интересам страны, нуждам большинства ее граждан, иметь максимально возможные темпы экономического роста.
В основе могущества любого государства и благосостояния его населения лежат результаты общественного труда в научно-производственной сфере, т.е. в реальном секторе экономики. Остальные ее сектора только перераспределяют, присваивают и потребляют ресурсы.
Основным сектором рыночной экономики является финансовый сектор. Обеспечение могущества государства и благосостояния населения сменилось на извлечение прибыли, перераспределение, захват материальных ценностей.
Модель экономики, как сложную многофакторную систему могут и должны разрабатывать и использовать не управляющие экономикой России экономисты-бухгалтеры, а конструктора, технологи, математики, организаторы производства.
В мировой системе фигурируют механизмы четырех социально-экономических моделей: рыночной, плановой, мобилизационной и бюрократической. Но, при этом, комплекс экономических и хозяйственных механизмов в любой стране включает в себя широкий спектр плановых, рыночных, командных и бюрократических механизмов. Эффективность или вред каждого из них полностью зависит от условий, в которых они работают.
Условия эффективной работы механизмов рыночной экономики:
– свободная с объективными критериями конкуренция и отсутствие коррупции, но необъективные критерии и коррупция порождаются механизмами самой рыночной экономики;
– отсутствие в экономике кризисных явлений, но они и нестабильность общества порождаются рыночными механизмами;
– свобода предпринимательства, но государству для хозяйственной деятельности необходимо ее ограничение;
– производственные технологические цепочки должны быть минимальными, что выполнимо только для товаров массового спроса.
Условия эффективной работы механизмов плановой экономики:
– долгосрочные наукоемкие государственные проекты с опережающим научным сопровождением и ресурсами на национальном уровне;
– экономия по сравнению с рыночной моделью 15% ресурсов;
– четко работающая ответственная система управления.
Условия эффективной работы механизмов мобилизационной экономики:
– сосредоточение ресурсов на главном направлении, краткосрочность;
– доверие к власти и предельно патриотический настрой общества;
– решительная, грамотная и ответственная команда управления.
Бюрократия есть в любой системе.
Высокоэффективная социально-экономическая модель развития должна представлять собой комплекс наиболее эффективных экономических и хозяйственных плановых, мобилизационных и рыночных механизмов, обеспечивать их оптимальное сочетание и предоставлять каждому механизму нишу действий, в которой этот механизм проявляет наивысшую эффективность и наносит минимальный ущерб.
Оценка эффективности и ущерба моделей экономики.
Объективным комплексным критерием экономического роста (падения), т.е. эффективности действующей социально-экономической модели, является ежегодный рост (падение) реального ВВП на душу населения. При этом динамика основного критерия – реального ВВП на душу населения – эквидистантна динамике объемов производства основных видов продукции.
Рассмотрены фрагменты работы социально-экономических моделей:
– мобилизационная модель – СССР с 1918 по 1921 год и с 1940 по 1947 годы, Китай и Северная Корея с 1953 по 1960 год;
– плановая модель – СССР с 1928 по 1940 и с 1947 по 1953 год;
– рыночная модель – США, страны Западной Европы, Россия с 1985 года;
– рыночная модель с механизмами плановой экономики – Япония, Южная Корея, ФРГ, Италия, Франция и др. в отдельные периоды;
– плановая модель с рыночными механизмами – Китай с 1995 года.
В экстремальной ситуации рассмотрены:
– рыночная модель – США, Франция, Германия, Англия с 1932 по 1947 год, Россия с 1991 по 2005 год, страны Европы и РФ с 2008 года;
– планово-мобилизационная модель – СССР с 1928 по 1947 год.
За период с 1930 по 2008 год (частично по 2018 год) были подвергнуты статистической обработке 188 фрагментов темпов роста (падения) экономики и производства важнейших отраслей промышленности СССР, России, США, Китая, ФРГ, Франции, Японии Южной Кореи. Ниже показаны 4 из 188 фрагментов:
Сплошная линия – СССР, штрихпунктирная линия – США.
Сплошная линия – СССР, штриховая линия – США, точечная линия – Франция,
штрихпунктирная линия – Япония, штрих штрихпунктирная линия – Китай.
Все рассмотренные фрагменты признаны отражающими реальную ситуацию. При этом установлено:
1. Рыночная модель в стабильной ситуации обеспечивает темпы экономического роста до +3%.За счет гонки вооружений, войн, грабежа до +4,5% при одновременном катастрофическом падении темпов роста в других странах. Вэкстремальных условиях динамика темпов роста (падения) от -4% до +2%.
Национальные и мировая рыночные модели через 7 – 12 лет подвержены периодическим финансово-экономическим и социально-политическим кризисам с темпами роста-падения от +1% до —12%, производства от +2 до -90%. В экстремальных условиях эта модель не обеспечивает рост и развивает кризис.
Сплошная линия – СССР, штриховая линия – США ,
штрихпунктирная линия – Франция, точечная линия – Германия.
2. Плановая модель в стабильной ситуации обеспечивает темпы годового экономического роста до +9%. Не подвержена мировым кризисам.
3. Планово-мобилизационная модель в краткосрочныхэкстремальных условиях обеспечивает темпы годового экономического роста до +20%, а темпы роста в отдельных отраслях промышленности до +50%.
4. Рыночная модель, дополненная планово-командными механизмами обеспечивает в отдельных случаях темпы годового роста от +4 до +10%.
5. Плановая модель, произвольно разбавленная рыночными механизмами, обеспечивает темпы экономического роста в пределах от +1,8 до +4%.
6. Плановая модель, дополненная рыночными механизмами в нишах их максимальной эффективности (многоуровневая экономика), обеспечивают темпы экономического роста до +15%, прогнозируется до +18% .
Выявленные при исследовании базовые преимущества в темпах роста плановой социально-экономической системы над рыночной обеспечиваются:
– настроем общества и народного хозяйства на стратегические цели;
– минимальным расслоением общества по материальному фактору;
– предсказуемым и контролируемым характером работы;
– возможностью прогнозировать и вводить корректирующие воздействия;
.– сосредоточением ресурсов на важнейших направлениях развития;
– эффективным управлением и управляемостью системы;
– использованием производительных сил общества и ресурсов в сфере получения материальной, а не виртуальной продукции;
– исключением не участвующих в потреблении национального продукта паразитарных систем и субъектов (коммерческие банки, и пр.);
– сокращением непроизводительных сил общества (менеджеры и т.д.);
– исключением из производственной и финансовой сфер частной сверхприбыли и вывоза за рубеж финансовых и материальных ресурсов.
Ниже приведена интегральная кривая зависимости годовых темпов экономического роста от соотношения рыночных и плановых механизмов в производстве ВВП и в промышленности. Она построена по точкам математической обработки статистики динамики темпов экономического роста (падения) и роста (падения) производства важнейших отраслей промышленности стран, социально-экономическая модель которых находилась в тот или иной период в данном диапазоне «рыночности».
Наибольший рост годовых темпов роста обеспечивает плановая модель, дополненная рыночными механизмами в нишах их максимальной эффективности (многоуровневая экономика). Ниже приведена опытная интегральная кривая годовых темпов экономического роста до +15%, прогнозируется до +18%.
Наивысших темпов экономического роста можно достичь, опираясь на плановую социально-экономическую модель, в которой с помощью рыночных механизмов производится около 30% внутреннего валового продукта и промышленной продукции и услуг.
4 |
- – опытная интегральная кривая зависимости темпов экономического роста от соотношения плановых и рыночных механизмов в производстве ВВП и промышленности (сплошная линия).
- – в начале СССР 1930 – 1940 и 1944 – 1954 годы, далее Китай 1970 – 2006 годы.
- – Япония 1966 – 2000 годы.
- –США 1930 – 2006 годы и СССР-Россия 1988 – 2008 годы.
1 |
Ниже представлены прогнозы роста (падения) либерально-рыночных экспертов и автора, а также фактическая динамика ВВП США, Китая и РФ.
США 1 |
США 2 |
Китай 1 |
Китай 2 |
РФ1 |
РФ2 |
РФ 3 |
– «США 1» – прогноз западных экспертов в 2008 году динамики ВВП США.
– «США 2» – прогноз автора в 2008 году динамики ВВП США, совпавший с фактическим ВВП США в 2014 – 2015 годах.
– «Китай 1» – прогноз ряда российских экспертов в 2008 году динамики ВВП Китая.
– «Китай 2» – прогноз автора в 2008 году динамики ВВП Китая, совпавший фактическим ВВП Китая в 2014 – 2015 годах.
– «РФ 1» – прогноз правительства РФ в 2008 году динамики ВВП РФ.
– «РФ 2» – прогноз автора в 2008 году динамики ВВП РФ, совпавший в 2014 – 2015 году с фактическим ВВП РФ.
– «РФ 3» – прогноз автора в 2008 году динамики ВВП РФ в случае перехода в 2009 году РФ на многоуровневую экономику.
Прогнозы динамики ВВП зарубежных и российских экспертов рыночной ориентации завышены и недостоверны. Достоверность прогнозов, сделанных с учетом особенностей социально-экономических моделей соответствующих стран, оказалась достоверной.
Если бы Россия перешла в 2009 году на плановую многоуровневую модель экономики, то смогла бы за 15 лет догнать по объему ВВП Китай и США. Ресурсы для этого были. Нужна была лишь прогрессивная, опирающаяся на естественные законы развития, эффективная модель экономики.
Плановая социально-экономическая модель по определению настроена на рациональное и целевое потребление и сбережение ресурсов. Трудовых, сырьевых, энергетических, транспортных.
В рыночной модели главным двигателем роста является конкуренция. На производство одного и того же потребного обществу количества определенной продукции, произведенной на основе механизмов рыночной экономики, требуется затратить по сравнению с производством на основе плановой экономики в среднем на 15% больше сырья и энергоресурсов с соответствующим ростом непроизводительных трудозатрат и износа основных фондов.
Так, при переходе на рыночную экономику расчленение единой электроэнергетической системы России на конкурирующие кампании привело к росту на 13% потерь электроэнергии и к потере на 5,7% рентабельности отрасли.
Главная цель плановой модели – создание, распределение и использование материальных ценностей для нужд государства, удовлетворения, потребностей общества, обеспечения расширенного воспроизводства, развития науки, образования, культуры, надежной защиты страны от проявлений внешней политической, военной, экономической, социальной, и нравственной агрессии. Главный критерий достижения цели – выпущенная продукция.
Базовые блоки плановой модели экономики – материальное производство и управление. Финансовый блок выполняет вспомогательную функцию обслуживания материального производства и обеспечения движения материальных ценностей от производителя к потребителю.
В рыночной модели основная цель – получение прибыли и накопление неиспользуемых обществом материальных ценностей или их денежного эквивалента, который используется для получения прибыли уже в самом финансовом блоке экономики.
Порождаемое моделью рыночной экономики стремление человека к неупотребляемому избыточному накоплению богатства ведет к бессмысленному перерасходу ресурсов, к беспрерывному переделу собственности, к проявлению негативов общественного поведения.
Плановая модель экономики базируется на постановке и реализации долгосрочных целевых стратегических целей, на реализации их достижения. Субъекты исполнительной власти назначаются или избираются не на формальный календарный срок, а на время достижения поставленных целей. Это позволяет планировать развитие государства и общества.
Руководитель любого органа должен иметь высшее образование и опыт работы по профилю. Первым лицом является директор или главный конструктор с профильным образованием. Их задача – разработка и реализация стратегии развития. Непрофессионалу это не по силам по определению.
Исполнительная власть является организатором достижения поставленных целей и задач, но на ней лежит и ряд обязанностей представительной и законодательной ветвей власти во внешней политике, в народном хозяйстве. Сочетание целевых сроков полномочий субъектов исполнительной власти и календарных сроков полномочий субъектов законодательной дает возможность уверенно достигать поставленные цели и возможность корректировать стратегические цели и задачи развития с учетом изменений, происходящих в обществе, в экономике и во внешнем мире.
При плановой модели управление – единственный механизм развития общества, который является определяющим его важнейшим системным механизмом.
Власть при либерально-рыночной экономике – один из видов чрезвычайно выгодной работы, приносящей наивысшую прибыль. Жестокая конкурентная борьба за управление заканчивается периодической сменой власти, управляющих субъектов и собственников. Кардинальное перетряхивание на выборах исполнительной и законодательной ветвей власти в либерально-рыночных странах обеспечивают «созревший» передел собственности.
Назначение (избрание) управляющих субъектов исполнительной ветви власти на определенный календарный срок не позволяет власти и обществу ставить и реализовать долгосрочные стратегические цели, ограничивает развитие общества тактическими рамками.
При рыночной модели управление есть неустойчивый компромисс между государственным управлением и рыночной «свободой». Оно не носит системного характера и постоянно нарушается субъектами экономики.
Конечный итог применения любой социально-экономической модели – это социальные последствия действия ее механизмов. Объективно оценить эффективность экономической модели в социальной сфере сложнее, чем в сферах хозяйственной или экономической. Реакция общества на действия хозяйственных механизмов значительно отстоят по времени.
Наиболее объективные и комплексные критерии оценки эффективности действующей модели экономики в социальной сфере это – динамика демографических показателей, физическое и духовное здоровье нации, уровень ее интеллекта и образованности. Подробно представлено в «Вымирание России. Суть, причина, преодоление», Костин, Воронеж, 2007 год.
Материальные условия жизни населения определяются как соотношение кривых роста (снижения) доходов и снижения (роста) цен на жизнеобеспечивающие и жизненно необходимые товары и услуги.
В СССР при плановой социально-экономической модели более половины объема личного потребления граждане получали через общественные фонды потребления. Доступ к ним не зависел от уровня доходов. Этим автоматически обеспечивалась адресная поддержка населения с небольшими доходами.
В СССР самый быстрый рост доходов населения наблюдался с 1925 по 1941 и с 1946 по 1953 годы при плановой социально-экономической модели. С 1920 по 1940 год доходы населения увеличились в 2,8 раза. Ежегодно снижались розничные цены на предметы первой необходимости.
После перехода на либерально-рыночную модель экономики к 1997 году реальные розничные цены выросли более чем вдвое, в 1998 году – втрое, в 2014 — 2015 годах – в 1,5 – 2 раза. Начиная с 1990 года за 10 лет денежные доходы населения упали на одну треть. К 1995 году коэффициент расслоения общества по доходам достиг величины 15,2.
В 1990 году на 20% наиболее богатых приходилось 30% распределяемых между членами общества доходов. В 2004 году 20% наиболее богатых получали 46,5% распределяемых доходов. В 2015 году 1% населения Земли обладал таким же богатством, как и остальные 99%. Покупательная способность среднестатистического гражданина России с 1990 по 2000 год снизилась по хлебу в 4 раза, по мясу – в 3,6 раза.
Рост и падение реальных доходов населения. (1) – средне-
статистического гражданина СССР-России, (2) – 20% наиболее богатых.
Естественный прирост на тысячу населения (превышение рождаемости над смертностью) в 1950 – 1953 годах равнялся +17, к 1970 году снизился до +6, в 1991 году дошел до нуля, к 1992 году опустился до минус 7.
16 лет рыночных преобразований характеризуются вымиранием населения России со средними годовыми темпами около 0,45%.
При плановой модели экономики численность населения России устойчиво росла. При мобилизационной модели с учетом потерь на войне – падала. При переходе на рыночную модель падала.
Динамика продолжительности жизни (Россия – СССР – Россия).
При плановом ведении народного хозяйства демографические показатели общества растут, при рыночном – падают.
Удовлетворенность граждан жильем – важнейший фактор образования,
1 |
2 |
Рис. 21. Динамика объемов жилищного строительства на территории России.
(1) – общий объем построенного жилья, (2) – бесплатное жилье.
сохранения и благополучия семьи, следовательно, здоровья населения и социальной стабильности. В Советском Союзе при плановой модели экономики в массовом порядке строилось бесплатное жилье. При рыночной модели строительство жилья сократилось в России более чем в три раза, бесплатного жилья – более чем в 10 раз.
Решить жилищную проблему для большинства населения на базе рыночной модели невозможно. В модель необходимо ввести плановые механизмы обеспечения бесплатным жильем.
Семья и прочность семейных отношений играют важнейшую роль в состоянии и развитии любого общества. Это – основная ячейка общества, где рождается и воспитывается здоровое поколение.
Поддержка и защита семьи и материнства при плановой экономике – постоянная и приоритетная обязанность государства. Основной стимул создания семьи – любовь, взаимное влечение.
Все механизмы рынка и принципы западной «свободы» направлены на разрушение семьи. Семейные отношения перешли на рыночные принципы. Под видом брачных контрактов будущие супруги продают себя друг другу. Процент разводов в 2006 году по сравнению с 1970 годом увеличился в 2,77 раза.
В гражданском обществе РФ вроде бы подтверждаются религиозные и социалистические принципы приоритета семейных ценностей. Но политическая и социальная позиция государства и общества в этих вопросах в угоду Западной демократии терпимая и оборонительная. А законы рыночной экономики и СМИ действуют исключительно вопреки традициям российских народов.
От состояния физического здоровья населения напрямую зависят все важнейшие демографические показатели общества. Долголетие, рождаемость, и здоровье грядущих поколений.
В плановой экономике все проблемы здоровья населения являются прямой обязанностью государства и решаются системно. Доходы постоянно растут, здравоохранение бесплатное, комплексное и равнодоступное.
Переход на рыночную модель экономики перевел здравоохранение на платную основу. Здравоохранение превратилось в отрасль оказания частных услуг, в прибыльный бизнес.
При плановом хозяйстве и бесплатной медицине в основе оценки работы медицинских учреждений и работников лежала профилактика болезней и эффективность лечения. При рыночной экономике основа оценки работы медицинского учреждения – его рентабельность, т.е. объем платных услуг и рост их стоимости. В первом случае – стремление создать условия не болеть, а если человек заболел, то его вылечить. Во втором случае чем больше больных и чем дольше они болеют, тем выше заработок врача.
Среди 50 стран Европы Россия к 2003 году оказалась на позорном 1-м месте по смертности от болезней систем кровообращения, на 2-м – по онкологическим заболеваниям, на 4-м – от заболевания туберкулезом.
Преступность есть в любом государстве и при любой модели развития. Но одни законы и хозяйственные механизмы социально-экономической модели к преступности нейтральны, другие ее глушат, а третьи сами провоцируют преступления, являются своеобразным ресурсом преступности.
При плановой модели экономики эти негативы считались пережитками, строжайше и неотвратимо наказывались. Уже к 1927 году вместе с окончательным переходом на плановую модель экономики с организованной преступностью на всей территории страны было покончено. Введением бесплатной медицины и системы профилактики социальных болезней. Вовлечением всех производительных сил общества в процесс материального созидания. Системной пропагандой высокой морали и нетерпимости к рыночнымпережиткам.
Внедрение рыночных механизмов при Горбачеве привело к массовым хищениям и к превращению в воровскую структуру высших эшелонов власти. Он лично разграбил золотой запас страны. «Семья» Ельцина поставила воровство всенародной собственности и коррупцию на поток.
С 1990 по 2001 год в 2,2 раза возросло число умышленных убийств, в 2,6 раза – число разбоев. При рыночных отношениях грабеж и обогащение с помощью финансовых махинаций стало называться предпринимательством. Основа коррупции и преступности лежит в механизмах принятой в РФ рыночной модели. В ней побудительные мотивы коррупции и преступности.
Уровень интеллекта, образованности и культуры общества – один из важнейших факторов, определяющий развитие и страны, и общества. Уровнем интеллекта определяется использование человеком природных ресурсов, технический и технологический уровень производства материальных ценностей, а, следовательно, и степень удовлетворения потребностей граждан.
Уровнем интеллекта общества определяется объем и качество потребляемых продуктов питания и энергоресурсов, качество медицинского обслуживания, физическое здоровье общества. Интеллект нации развивается опираясь на ее историческое наследие, на действующую систему образования, на принятую культурную парадигму, на уровень науки и технологии материального производства.
Российская подсистема человеческой цивилизации в плане интеллектуального развития значительно опережает все другие человеческие общности. По оценке академика Д.С.Львова на душу населения интеллектуальный потенциал России вдвое превышает аналогичный показатель США, в 6,5 раза – Германии и в 19 раз – Японии.
После перехода на рыночную модель Россия вошла в полосу деградации, теряет интеллект и научно-производственный потенциал. Но Запад в течение двух тысячелетий пытается не замечать интеллектуальное превосходство России.
Для того чтобы российскому обществу сохранять и повышать свой природный интеллект, оно должно опережающими темпами развивать науку, производство высоких технологий и систему образования. Это значит, что максимальное число членов общества должно трудиться в этих отраслях народного хозяйства. При плановой социально-экономической модели в дефиците и в почете были токарь, конструктор, технолог, организатор производства, ученый, учитель, врач.
Главный субъект либерально-рыночной модели – предприниматель. Профессионален в финансово-рыночных операциях, включая криминальные. Инициативен, беспринципен и двуличен. Считает, что абсолютно все продается и покупается.
После перехода на либерально-рыночную социально-экономическую модель сложнейшие производственно-технологические цепочки сменились отверточными технологиями. Система фундаментальной и прикладной науки была отторгнута от промышленности, лишена финансирования и развалена, ее научный потенциал разворован. Стратегичедские, перспективные и высокоэффективные разработки сменились наукообразными примитивами.
Обесценились, оказались невостребованными и мало оплачиваемыми интеллект, профессионализм, образование и научный авторитет. Началось «бегство» кадров из высокотехнологичного материального сектора народного хозяйства в примитивные по уровню интеллекта секторы экономики. Россия вошла в полосу интеллектуальной деградации: перестала производить в сфере материального производства, в сфере культуры, в поиске путей и принципов развития человеческой цивилизации.
Плановой модели экономики для реализации своих преимуществ и для функционирования плановых механизмов необходим высокий уровень образованности подавляющего большинства производительных сил. Советская система образования была настроена на получение знаний и навыков самостоятельных действий в нестандартной ситуации, на получение общеобразовательных и конкретных знаний, на создание мыслителя и творца.
В период 1992 – 2015 года плановая советская система образования была разрушена, на смену ей пришло рыночное западное эрзац образование. Либерально-рыночная социально-экономическая модель по определению не настроена на социально-ориентированное образование. Произошла его коммерциализация, превращение образования в одну из рыночных услуг. Образование исключило формирование личности. Из кинофильмов и телевидения исчез герой, с которого предлагается молодому поколению делать жизнь на пользу стране и обществу.
Полученные в рыночной системе образования знания абстрактны и настраивают выпускника не на профессию, а на место с приличным доходом. Престиж труда сменился на престиж экономиста и юриста. Западная система модульного образования настроена на создание исполнителя, дрессировку поведения в пределах инструкции.
Уверенность в будущем побуждает Человека совершенствовать условия своей жизни сегодня и строить ее продолжение на завтра. От уверенности в будущем – к мечте, от мечты – к ее воплощению. Живет тот, кто видит себя или своих детей в завтрашнем дне. Без уверенности общества в своем будущем невозможно добиться единства целей и порыва к их достижению.
Любое планирование – это предвидение будущего, это первый шаг к его воплощению. Плановая модель экономики не может реализоваться, если общество не видит своего будущего, не верит в него.
Переход на рыночную модель экономики в России переключил сознание человека с дня грядущего на день сегодняшний, лишил общественное сознание права и желания мечтать и добиваться осуществления мечты.
Если общество стабильно и едино в своих помыслах и устремлениях, если в нем есть доверие к власти, если в нем развито чувство национальной гордости, то механизмы любой социально-экономической модели работают на пределе своих возможностей. Без национальной гордости, чувства патриотизма и любви к Родине ни в одном государстве на протяжении всей его истории не было решено ни одной серьезной проблемы во внешней политике, на полях сражений, в экономике, в социальных преобразованиях, в интеллектуальном развитии.
Механизмы плановой экономики показали свои преимущества благодаря чувству патриотизма, единству, позитивному настрою большинства общества и высочайшего доверия граждан к руководству страны и в период индустриализации, и в ВОВ и в восстановлении народного хозяйства.
Все фундаментальные факторы для национальной гордости, для чувства патриотизма и любви к Родине в России есть. Мощный сырьевой и экологический ресурс. Накопленный поколениями наивысший интеллектуальный, научный, промышленный, оборонный и культурный потенциал. Славные исторические традиции. Традиционная историческая государственность.
Плановая экономика изначально предполагает коллективный труд на общую цель и чувство единства в коллективе предприятия, в отрасли, в стране. Человек и его труд в научно-производственном блоке экономики требуют общественного признания, гордости своей профессией и произведенной продукцией. Это качественно-количественные характеристики результатов труда.
Гражданин и государство, как потребители, имеют свои интересы. Гражданин их обеспечивает в качестве субъекта производительных сил на производстве. Исполнительная власть всех уровней должна обеспечивать удовлетворение амбиций и почет, но только в обмен на свою ответственность и свои бескорыстные обязанности.
С 1985 года общество потеряло историческую парадигму развития. Опошлена и перелицована героическая история страны. Либерально-рыночная социально-экономическая модель привела к смене приоритета развития научно-производственного сектора на финансово-торговый, приоритета создания материальных ценностей на их присвоение.
В торгово-финансовом блоке результатом труда стали виртуальные ценности. Критерии общественного признания, успешности и самооценки человека потеряли качественную составляющую и ограничиваются сугубо количественной оценкой: деньгами и прибылью. Эти критерии космополитичны. Родина, патриотизм, государственная граница становятся понятиями абстрактными, мешающими эффективной деятельности.
Рыночная модель для карьерного роста и общественного признания предлагает только работать в любой сфере максимального получения прибыли. Это – финансы, посредничество, спекуляция, СМИ и… криминал. Это беспринципность, неразборчивость в средствах.
У человека появляется сознание свободы на экономическом поприще, которое естественно перерастает в сознание деформированного понимания личностной свободы от исполнения гражданского долга, моральных принципов, чувств патриотизма, справедливости и жалости.
Восстановление потерянного гражданского единства общества, чувства национальной гордости, исторической преемственности и патриотизма – необходимые условия мобилизации общества на решение и внешнеполитических, и социально-экономических проблем.
Социально-экономическая стабильность определяется соответствием уровня жизни запросам большинства населения, незначительным расслоением членов общества по доходам, здоровьем общества, низким уровнем преступности. Политическая стабильность определяется социально-экономической стабильностью плюс уровнем интеллекта, образованности, патриотичности общества, единством целей и уверенностью граждан в будущем.
После перехода на либерально-рыночную модель в России были потеряны и стабильность, и единство общества. Снизился уровень интеллекта общества и его образованность, Родина превратилась в «страну проживания», исчезло единство целей и уверенность в будущем.
В последние годы в России произошел всплеск и патриотизма, и национального достоинства. Это было вызвано открытой агрессивностью Запада и естественным чувством общенациональной опасности. Отпор Западу в Грузии, возвращение в состав России Крыма и подавление международного терроризма в Сирии.
Произошло видимое разделение российского общества на истосковавшееся по единству и стабильности большинство и прозападное меньшинство. Россия без оговорок заявила о независимой внешней политике и бескомпромиссном отстаивании национальных интересов. Но движется в этом направлении Россия робко и зигзагами. Мы защищаемся, для Победы необходимо наступление.
Не было сделано и полшага в направлении социально-экономической стабильности. Укрепился водораздел между бедным большинством и богатым меньшинством населения. Растут цены, падают доходы большинства населения. Либерально-рыночные Правительство и ЦБ РФ только на словах поддерживают самостоятельную внешнюю политику Президента, а фактически саботируют ее обрушением экономики и социалки. Российский олигархат и банки продолжают неправедно обогащаться и сбрасывать капитал за рубеж.
Правительство и Центробанк РФ не отступили от преступной в создавшихся условиях либерально-рыночной социально-экономической модели. Выступили в поддержку им Болотная падаль и сбежавшее за кордон прозападное болото. Остаются несовместимыми цели отдельных групп общества. Бедные и богатые, ограбленные и грабители, население и чиновники, народ и правительство…
Все негативы, определяющие нестабильность и отсутствие единствав российском обществе, в той или иной степени являются прямым следствием перехода на рыночную модель экономики, все они порождаются, поддерживаются и питаются исключительно рыночными принципами и механизмами.
Общество создает власть, кормит и терпит ее ради того, чтобы она разрабатывала национальную идею и вела общество по пути ее реализации, сохраняла территорию страны и ее ресурсы, эффективно организовывала ведение народного хозяйства, защищало общество и граждан.
Российская власть до 2000 года территорию растеряла, ресурсы разворовала, работу народного хозяйства развалила, довела общество до вымирания, вместо национальной идеи предлагала что-то противоречащее истории и сути Российской цивилизации. В важнейшей ветви власти – в Правительстве и ЦБ РФ – отсутствует профессионализм и ответственность.
Рост патриотизма и единства в обществе происходит под воздействием разовых событий, не имеет под собой устойчивого, долгосрочного фундамента, а потому обречен на затухание. Всплески – не система. Они неожиданно возникают и очень быстро уходят в небытие. России нужна система, долгосрочная, стойкая к негативным всплескам, имеющая прочное основание. С едиными для подавляющего большинства общества целями, едиными ценностями. Политическими, экономическими, социальными, моральными.
Есть доверие к Президенту, к министрам Лаврову и Шойгу. Чтобы появилось доверие общества к власти в целом, она должна изгнать из власти всех позорящих ее непрофессионалов-бухгалтеров и призвать во власть профессиональную национальную элиту. Должны смениться приоритеты деятельности, подняться престиж Человека-созидателя.
У Победы есть единственный Маршал Победы – Верховный главнокомандующий, который взял на себя всю полноту ответственности и за исход войны, и за судьбу Родины. Это и Александр Невский, и Петр Первый. Тем более – Иосиф Виссарионович Сталин. Автор, и символ нашей Главной Победы. А о нем ни слова! Путин сегодня единственный лидер страны, Главнокомандующий. Его авторитет высок, но при любой оплошности он проходящий. И только возвращение к образу Сталина сделает авторитет Путина вне времени.
Критическая социально-экономическая ситуациявозникает, как последствие кризисов, общественных потрясений, войн, революций. Прекращается позитивная деятельность производительных сил общества и его интеллектуальной элиты, идет расслоение и расщепление общественного сознания и слоев общества. Но, в тоже время, она является мощным ресурсом и стимулом для поисков качественно новых путей развития.
Выход из кризисного состояния может и должен стать эффективной стартовой площадкой для качественного рывка в развитии России, для форсированного перехода на прогрессивный путь развития. Ресурсы для этого есть. Нужна национальная идеология, отвечающая исторической сути и роли России, а не фрагменты подобранной на западной свалке базарного беспредела. Необходимо очищение власти от западных марионеток и приход к управлению страной способной на поступки и самопожертвование национальной элиты.
Преимущества любой политической и социально-экономической моделей развития и эффективность ее механизмов не могут быть реализованы, если не определены стратегическая и тактические цели государства и общества, если не поставлена задача их достижения в заданные сроки, если модель не воспринята большинством общества.
Советский Союз и населяющие его народы по 1953 год развивались на базе плановой социально-экономической модели с недостижимыми для других стран темпами роста. Без социально-экономических кризисов. Обеспечивался постоянный рост уровня жизни населения, демографических показателей, образованности и интеллекта общества.
После 1953 года СССР утратил свою цель и стратегию развития, с 1985 года – положительные темпы роста. С 1990 года правопреемник СССР – Россия оказалась в системном политическом, социально-экономическом, культурном и нравственном кризисе.
Перед Россией, как прогрессивной ветвью цивилизации, стоит главный вопрос развития: строить мост поперек бурной реки или вдоль ее болотистого берега?
Надо вернуться на ранее проверенный путь развития: возродить Советский Союз, плановую экономику, в которую на первом этапе включить элементы мобилизационной экономики. Но к этому ни руководство РФ, ни ее народы пока не готовы. Поколение советских людей, сознательно строивших социализм, победивших фашизм, уходит в небытие. Сменилась духовность на поклонение вещизму. Человеческое общество в большинстве своем из бойцов превратилось в обывателей и приспособленцев, не способных к самостоятельному мышлению и адекватным действиям.
Чтобы Россия вернулась на путь прогрессивного развития ее социально-экономическая модель должна:
– опираясь исключительно на ресурсы и национальные особенности России обеспечить прогрессивное, поступательное и интенсивное развитие экономики на основе НТП и промышленности высоких технологий, в короткие сроки выйти на устойчивые, предельно высокие темпы роста производства;
– соответствовать национально-государственным интересам страны и нуждам большинства ее граждан;
– исключить механизмы, стимулирующие развитие коррупции, преступности, аморальности, и социальных пороков общества.
С 2000 года, о необходимости менять курс развития говорят все, но не требуют изменить его основу – рыночную модель экономики.
Выводы.
1. Выбор эффективной социально-экономической модели должен проводиться по объективным, количественным критериям.
2. Рыночная модель использует инициативу и ресурсы производительных сил всего общества и адекватно реагирует на его текущие потребности. Но она подвержена системным мировым финансовым и социально-экономическим кризисам, парировать их не может, в экстремальных и мобилизационных условиях не обеспечивает экономический рост, способствует раскачке кризисных явлений, ведет к разбалансировке народного хозяйства, росту цен и потере управления.
Уточнение: Либерально-рыночная модель не обеспечивает высоких темпов экономического роста, не направлена на функционирование систем безопасности государства и общества, на рост интеллекта и образованности, не обеспечивает независимость национальной экономики от внешних воздействий и системных кризисов в мировой экономике.
Она направлена на получение прибыли, передел собственности и имущественное расслоение общества. Финансово-экономический блок Правительства и ЦБ РФ в этом составе на адекватные ситуации меры не способен.
3. Плановая модель обеспечивает устойчивое функционирование систем безопасности государства и общества, но уступает рыночной модели в использовании инициативы и ресурсов частных производительных сил и в удовлетворении текущих не жизнеобеспечивающих потребностей населения.
Уточнение: Плановая модель обеспечивает высокие темпы экономического роста, направляет производительные силы общества в сферу материального производства, обеспечивая рост экономического могущества государства, функционирование систем безопасности, уровня жизни населения, демографических показателей, независимости национальной экономики от внешних воздействий, создает объективную основу для роста интеллекта и образованности общества.
4. По темпам экономического роста рыночная модель экономики более чем в 4 раза уступает плановой модели. По темпам роста производства важнейших отраслей – более чем в 10 раз.
5. На современном уровне общественного сознания и развития производительных сил наиболее эффективной является многоуровневая модель, построенная на базе плановой экономики с введением эффективных механизмов рыночной и мобилизационной экономик.
6. При введении в многоуровневую модель экономики механизмов мобилизационной модели можно кратковременно достичь годовые темпы экономического роста до +25%, по отдельным отраслям свыше +50%, в кратчайшие сроки обеспечить форсированный выход страны из кризиса и паритет сил на мировой политической и экономической арене.
7. Предлагается социально-экономическая модель Планово-управляемой многоуровневой мобилизационной экономики (ПУММЭ).
ПУММЭ разрабатывалась с учетом:
– современной политической, экономической и социальной ситуации в России и Мире и уровня политической сознательности и общественного настроя всех слоев российского общества;
– необходимости предельного обеспечения и закрепления в экономической и социальной сферах политических и военных усилий России в 2022 году;
Модель ПУММЭ с ограниченным применением мобилизационных механизмов предлагалась при оценке ситуации в России и Мире в 2018 году. События, начиная с 24.02.2022 года и далее, ставят внедрение ПУММЭ с достаточным применением мобилизационных механизмов предельно актуальным и жизненно необходимым.
Эффективность экономических моделей по темпам роста в зависимости от процента получения ВВП и основных для СССР-России видов промышленной продукции по плановым и рыночным механизмам.
ПУММЭ обеспечивает:
– недостижимые применяемыми в настоящее время в Мире экономическими моделями максимальные темпы экономического роста при сохранении расширенного воспроизводства;
– сосредоточение усилий на наиболее важных направлениях развития и предельно экономное расходование имеющихся собственных ресурсов;
– плановость, управляемость, прогнозируемость и целеустремленность движения к цели, многоуровневость, ответственность власти, приоритет научно-производственного блока, восстановление общественных фондов потребления, обеспечение социальной стабильности общества.
– обоснованное и оптимальное распределение форм хозяйствования и собственности по плановому и рыночному секторам народного хозяйства;
– верхний сектор экономики базируется на общенародной (государственной) собственности и использует плановые механизмы хозяйствования, в нем производится стратегическая продукция высоких технологий и основной объем нетоваров; он обеспечивает защиту национальных интересов страны, ее оборону, функционирование систем безопасности и развития, мобилизационные накопления, научно-технический прогресс, создание ресурсов для управляемого выхода из кризиса;
– нижний сектор экономики базируется на кооперативной, мелкогрупповой и частной собственности и использует, в том числе, рыночные механизмы регулирования, обеспечивает гибкое удовлетворение текущих потребностей населения и активизацию ресурсов и производительных сил всего общества; в нем производятся в основном товары народного потребления.
Рыночная |
Глазьев |
3 |
4 |
5 |
1 |
7 |
6 |
2 |
ПУММЭ |
(1) – универсальная кривая темпов годового экономического роста;
(2) – опытная кривая СССР за 1925 – 1940, 1945 – 1955 годы;
(3) – опытная кривая СССР-Россия за 1980 –2007 годы;
(4) – замена в СССР-России плановой социально-экономической модели на рыночную;
(5) – пути развития: либерально-рыночного и предлагаемого Глазьевым;
(6 ) – путь развития при 3-м варианте применения ПУММЭ (соотношение 50/50);
(7) – путь при переходе на ПУММЭ по эффективному варианту внедрения (70/30);
Точечные стрелки – достигаемые конечные годовые темпы экономического роста
Модель ПУММЭ имеет стабильную характеристику эффективности, оцениваемую по количественным показателям. Она предлагается в трех вариантах полноты внедрения.
1-й, полный, предельно эффективный вариант внедрения ПУММЭ требующий принципиальной модернизации действующей в России политической и экономической систем. Он обеспечивает:
– всеми видами ресурсов провозглашенные от имени России в 2022 году политическую и социально-экономическую доктрины;
– полное восстановление и устойчивое функционирование всех систем жизнеобеспечения, безопасности и развития;
– достижение устойчивых, предельно высокихтемпов годового экономического роста от +15 до +18% и роста производства важнейших отраслей промышленности до +25%, предельную экономию ресурсов;
– создание народам России среды обитания и уровня жизни, отвечающих их исторически сложившимся духовным и материальным потребностям;
2-й, оптимальный на данном этапе развития российского обществавариант внедрения ПУДЭ,требующий непринципиальных корректировок действующей в России политической системы и кадровой чистки всего финансово-экономического и производственного блоков Правительства РФ. Он обеспечивает:
– достаточное обеспечение ресурсами провозглашенные от имени России в 2022 году политическую и социально-экономическую доктрины;
– достаточное функционирование всех систем жизнеобеспечения, безопасности и развития;
– достижение устойчивых, высокихтемпов годового экономического роста от +8 до +12% и роста производства важнейших отраслей промышленности до +15%, определенную экономию ресурсов;
– постоянный рост уровня жизни и уровня потребления всего населения;
3-й, минимальный вариант внедрения не требует изменений действующей в России политической системы, кроме кадрового оздоровления финансово-экономического блока Правительства РФ. Он обеспечивает:
– минимально достаточное обеспечение провозглашенных от имени России в 2022 году политической и социально-экономической доктрин и функционирования систем жизнеобеспечения, безопасности и развития;
– устойчивые темпы годового экономического роста от +5 до +8% и рост производства важнейших отраслей промышленности до +10%;
– исключение падения уровня жизни населения.
Модель ПУММЭ учитывает и парирует негативную ситуацию в стране и в мире. При ее разработке рассмотрены и использованы:
– ряд Постановлений Совета министров СССР, закрытые архивные материалы Совета министров СССР, материалы Лос-Анжелесского университета;
– работы и официальные выступления Иосифа Виссарионовича Сталина, Вениамина Соколова, Дмитрия Львова, Сергея Глазьева, Исаака Загайтова, Василия Головачева, Василия Симчеры, Валентина Катасонова,Виктора Геращенко, Михаила Делягина, Альберта Эйнштейна, Александра Зиновьева, З. Бжезинского, Генри Форда.
– 20 летний анализ социально-экономических моделей развитых стран мира и их механизмов, изложенные в опубликованных монографиях и работах Г. Костина: «Экономика как система», «Вымирание России», «Финансово-экономический кризис в мире и России», «Инфляция. Природа, меры по ее исключению», «Управление народным хозяйством», «Перспективы социального и экономического возрождения бывших республик Советского Союза», «Кризис и революция в мировой энергетике», «Предложения по форсированному переводу экономики РФ на инновационный высокотехнологичный путь развития».
В монографии «Экономика как система» Г.Костин, Воронеж Издания 2018 и 2022 годов изложено 45 механизмов ПУММЭ с разбивкой на все три варианта применения. В том числе:
3.1. Создание системы государственного управления.
3.2. Введение системы хозяйственных механизмов.
3.3 – 3.10. Национализация земли и источников природных ресурсов, естественных монополий, промышленных предприятий и научных учреждений, банковской системы, СМИ.
3.11.Особенности национализации и урегулирование вопросов собственности.
3.13. Разделение промышленной продукции на нетовары и товары.
3.14 – 3.18. Введение механизмов госзаказа, валютной монополии, золотого содержания национальной валюты, монополии внешней торговли.
3.19. Специальные меры по защите экономических интересов государства.
3.20. Обеспечение опережающего роста объемов производства средств производства.
3.24. Введение стимулирующего прогрессивного налогообложения.
3.26 – 3.1. Реструктуризация промышленного комплекса.
3.30. Обеспечение продовольственной безопасности.
3.36 – 3.8. Реструктуризация организаций науки, образования, здравоохранения.
3.39. Введение системы управления ценами и зарплатой.
Перечень основных мер при внедрении ПУММЭ по 3-му минимальному варианту.
Костин Георгий Васильевич, 294055, Воронеж, ул. 121 стрелковой дивизии,
дом 2, кв. 3, т. 8-905-655-99-30, ЭП kostingv@mail.ru
Заместитель главного конструктора КБ Химавтоматики, директор Воронежского механического завода, За разработку ракетных двигателей награжден орденами Ленина, «ТКЗ» и международным орденом «Белого орла».
Депутат ГД РФ, председатель комитета по высоким технологиям. Член Высшего экономического совета при ВС РФ.
ДТН, профессор, член российских академий инженерной, космической, технологической, естественных наук и международной технологической академии. Выпустил 4 монографии, опубликовал 220 научных работ, имеет 85 авторских свидетельств.