Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на совместном заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
5 июля 2022 года
г. Москва
Уважаемые товарищи!
Комитет в сегодняшнем совещании принимает участие в полном составе, и мы отмечаем плодотворную работу с Министерством. За эту сессию мы многократно встречались, в разных форматах, несколько раз в Государственной Думе, причем таким же большим составом, и обсуждали все актуальные вопросы, в том числе по предстоящей посевной кампании.
И сегодня очень приятно, что на полях зреет достаточно большой урожай, и многие прогнозы сходятся в достойных цифрах 132-133 млн. тонн зернобобовых.
Мы приняли с вами достаточно большое количество нужных законов.
В период осенней сессии 2021 года – 8, и еще 9 за период весенней сессии 2022 года. Для сравнения за весь шестой созыв аграрным Комитетом было принято всего 15 законов.
В том числе Федеральный закон «О побочных продуктах животноводства», это была наша большая совместная работа с вами, с Советом Федерации. Я когда докладывал этот закон, особо отметил взаимопонимание по этому важному вопросу с руководством обеих палат Федерального Собрания, В.И.Матвиенко и В.В.Володиным.
Мы также приняли участие как соисполнители в подготовке 14 законодательных инициатив.
Большинство подготовленных Комитетом к принятию Государственной Думой законодательных инициатив было внесено Правительством, Министерство здесь отлично поработало. И в этой связи хочу обратить особое внимание членов Коллегии Министерства на то, что в рамках работы с поступающими замечаниями, предложениями участников законодательного процесса на площадке Государственной Думы совершенствуется до 85% текста закона. Мы находимся на стыке позиций не только правительственных и думских структур, но также Администрации Президента, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, регионов, в обязательном порядке науки, отраслевого бизнес сообщества. Поэтому более 350 поправок было внесено депутатами Государственной Думы, из которых 270 были приняты. В среднем 30 принятых поправок на один закон.
Конечно, мы отрабатываем все предложения совместно с вами, и должны отметить, что это очень большая и творческая, тяжелая работа. Поэтому хочу также поблагодарить аппарат Комитета и аппараты профильных департаментов Министерства.
Большой перечень законодательных инициатив нам еще только предстоит рассмотреть.
Здесь и уже внесенные в Государственную Думу законопроекты, и те инициативы, которые только разрабатываются.
Поэтому в предстоящий летний период, когда Дума будет в отпуске, нам отдыхать не придется.
Уважаемы товарищи!
Текущую работу мы с вами обсуждаем часто, и поэтому я хотел бы в большей степени остановиться на перспективе.
Вы знаете, что 26 апреля 2022 года вышло поручение Президента Российской Федерации, на которое мы сегодня должны все вместе обратить особое внимание. Вопросы импортозамещения, широкого внедрения средств механизации, внесения минеральных удобрений и другие обозначены в поручении, как средство достижения основной цели – роста производства продукции АПК на 3% ежегодно.
Если рассматривать этот вопрос на примере производства зернобобовых, то к 2025 году мы должны выйти на устойчивый уровень в 141,2 млн. тонн.
Можно увидеть, если константой сделать токующую посевную площадь, то для достижения этой цели необходимо будет вывести среднюю урожайность на уровень 30,1 ц/га. А если же урожайность оставить на текущем уровне, то потребуется увеличение посевных площадей до 52,9 млн. га.
Оптимальным же сценарием будет синхронная работа и по увеличению площади посевов и над повышением урожайности.
Поэтому сегодня мы должны в первую очередь обратить внимание на эффективность использования нашего земельного фонда.
Законодательное обеспечение использования земель сельскохозяйственного назначения мы, наконец, забрали в наш Комитет, и теперь стоящие на этом направлении задачи нам вместе решать стало гораздо легче, в том числе по сохранению площадей сельскохозяйственных земель и увеличению посевного клина.
Исполняя же поручение Президента, мы должны четко зафиксировать эти цели в новой редакции Стратегии развития агропромышленного комплекса.
За этим встает вопрос качества земель.
Опустынивание пашни – большая беда, и если мы не проникнемся пониманием этой проблемы, то окажемся под грузом всей тяжести грядущих за этим последствий. Признаки опустынивания прослеживаются уже на площади 50 млн. га в 27 регионах России. При этом мы видим, насколько активно протекают и другие процессы деградации – закисление, засоление, заболачивание, и т.д.
Поэтому борьба с деградацией почв, восполнение и повышение ее плодородия должно стать следующим стратегическим ориентиром. Об этом черным по белому написано в поручении Президента. Конкретные же целевые показатели должны определяться следующим.
Химическая мелиорация.
Мы знаем, что одна тонна зерна выносит из почвы 37 кг. азота, 13 кг. фосфора и 23 кг. калия. Значит 8,6 млн. тонн действующего вещества минеральных удобрений должно быть внесено в почву, чтобы только скомпенсировать урожай в 120 млн. тонн зернобобовых. Исходя из этого, мы видим ориентир по количеству вносимых минеральных удобрений. Рядом с этим стоят вопросы сохранения водно-физических свойств почв и содержания гумуса, а значит необходимости увеличения внесения органических удобрений.
Все представленные цифры выверенные, научно обоснованные, и поэтому также должны быть погружены в систему целевых показателей Стратегии.
Что касается гидромелиорации. Министр об этом в своем докладе говорил.
Мы были на выездном заседании в Ставропольском крае, где предметно смотрели все эти вопросы. У нас 72 водохранилища, 240 гидроузлов, 1,2 тыс. км. дамб и валов, которые нуждаются в реконструкции. Ко многим из них с 1952 года руку ни кто не прикладывал.
И посмотрите, как на этом направлении движутся другие страны.
То, насколько эти вопросы важны, хорошо демонстрирует анализ урожайности в Поволжье.
К примеру, в Самаре в 1990 году урожайность была 18,9 ц/га, и в прошлом году 17,5 ц/га. За период с 2012 года лишь два года этот показатель составлял 26-26,1 ц/га. Аналогичная ситуация и в Саратове, и в Татарстане, по всему Поволжью. Без орошения там мы не сможем продвинуться к целевым показателям урожайности, которые обеспечат заданную Президентом динамику роста. И вообще снятие по природно-климатическим зонам лимитирующих факторов раскрытия генетического потенциала сортов – архиважная задача.
Далее – энергетическая вооруженность, текущий уровень которой определяет высокие потери урожая.
Убираем 20 дней – теряем четверть урожая. Поэтому от биологической зрелости до момента уборки не должно проходить больше 10 дней!
У нас в 2021 году было 52,6 тысяч зерноуборочных комбайнов, а посевная площадь – 47 млн. га.
Получается всего один комбайн на 1000 га, а ведь много из них изношено. Конечно, по если смотреть регионам, то картина в каждом субъекте отличается, но в целом ситуация такова. И тут же можем видеть, как обеспечены сельскохозяйственной техникой другие страны.
Мы все вместе должны понимать стоящие перед нами задачи, и стараться решать их, формируя через новую Стратегию развития АПК и новую государственную аграрную политику. Поэтому далее предлагаю взглянуть на наши государственные программы, как механизм реализации этой политики.
Вот – Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.
Мы видим в рамках парламентского контроля на то, в каком направлении движется перспектива ее финансирования — минус 410 млрд. рублей! Соответственно меняются и целевые ее показатели.
Важнейший показатель, площадь вовлеченных в оборот земель, с 13,2 млн. га снижается до 4,8 млн. га. Темпы обследования земель снижаются в два раза, больше чем в два раза урезаются показатели сохранения сельскохозяйственных угодий и химической мелиорации.
Аналогичная ситуация с государственной программой комплексного развития сельских территорий.
Ее финансовое обеспечение предлагают сократить с 3,3 трлн. рублей до 791 млрд. рублей. И ссылаются при этом на то, что через другие ФОИВы на цели развития сельских территорий направляются большие средства, но на деле это всего 22-24 млрд. рублей в год!
Поэтому мы можем потерять все наши целевые показатели.
Посмотрите, если такие параметры бюджета будут утверждены, то доля сельского населения, проживающего на сельских территориях, на которых реализованы проекты комплексного развития, у нас упадет с 44,2% до 7,3%.
Этого допустить мы не можем!
Мы вместе с Вами, Дмитрий Николаевич, были на заседании Совета Законодателей Российской Федерации в апреле текущего года в Санкт-Петербурге.
Я там выступил по теме финансирования наших государственных программ. И все, включая В.И.Матвиенко и В.В.Володина, поддержали сделанные мной выводы и предложения. Это слышал и Министр экономического развития Российской Федерации, и Министр финансов Российской Федерации. Итоговое решение Совета все эти задачи зафиксировало. Более того, соответствующие рекомендации содержатся в целом перечне Постановлений Государственной Думы, а главное – в поручениях Президента Российской Федерации!
Поэтому я хочу заострить на этом внимание всех наших депутатов, чтобы во всех фракциях самым серьезным образом эти решения были еще раз озвучены с тем, чтобы помочь Министерству сельского хозяйства вырваться из этого колеса недофинансирования.
О чем мы должны говорить?
О финансировании трех наших госпрограмм на уровне 4% расходной части бюджета. Это вполне подъемные для бюджета средства, которые позволят решить все задачи, поставленные Президентом Российской Федерации на направлении обеспечения продовольственной безопасности.
Поэтому, уважаемые товарищи, работа с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов» для нас в осеннюю сессию должна быть особой. Те успехи, которые демонстрируют крестьяне на абсолютном большинстве направлений, в том числе по защищенному грунту, должны быть поддержаны.
В помощь нам и те 11 научно-исследовательских организаций, которые пришли в ведение Министерства, специализирующиеся по картофелю, сое, кукурузе, зерновым, сахарной свекле, маслосеменам, и другие.
В заключение хочу сделать одну ремарку.
Когда мы были в Ставрополье, нам с депутатами показали уникальный семеноводческий завод по кукурузе. И когда они нам назвали, сколько производят семенных единиц, то получилось под 40% потребности нашей страны. На вопрос же куда все эти семена идут, мы получили ответ – транснациональным корпорациям, которые потом куда хотят, туда их продают. Получается, что наши люди работают, на нашей земле выращивают, а пользы для страны нет.
И ведь такая ситуация у нас не только по кукурузе. Точно так же и по сахарной свекле – при потребности в 1,2 млн. т. семенных единиц, мы производим 260 тыс. (больше 20% потребности), а по факту реализуем нашим сельскохозяйственным товаропроизводителям всего 5-6% от потребности. Давайте здесь наводить порядок. Это тоже важнейший элемент импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности.
Хочу пожелать нам всем успешно решать те большие задачи, которые стоят перед АПК в это суровое время. Министр, профильные структуры Министерства, депутаты здесь едины в понимании целей и средств.
И завершая, уважаемые товарищи.
Приближается профессиональный праздник работников водной нивы. Министерство, Росрыболовство проводит большую работу для динамичного развития этой отрасли, мы вместе активно работаем в законотворчестве, реализуем хорошие проекты, обновляем флот. Считаю уместным сегодня на совместном заседании поблагодарить наших рыбаков за трудную, но достойную работу, за хорошую динамику, и пожелать им дальнейших успехов, здоровья и удачи.
В целом еще раз хочу отметить плодотворную совместную работу Министерства и Комитета в решении вопросов продовольственной безопасности.
Спасибо за внимание!