Пандемия коронавируса продолжает шествовать по миру и стране, в большей части оставаясь еще не выявленной. Не исключена еще вторая и третья ее волна. Поэтому надо готовиться к ней основательно, «надолго и всерьез». Подход должен быть комплексным. Кроме медицины, не меньшее значение для здоровья людей, способных бороться с пандемией, имеет и достаток (доходы), и качество продуктов питания.
Состояние каждой из этих сфер для большинства населения в стране достаточно плачевное. Однако, власть изначально «раскачиваясь» месяца два и теряя драгоценное время, принимала незначительные меры для поддержания населения и бизнеса. Наконец, дело дошло до той черты, когда население было переведено на «самоизоляцию», а экономика остановлена. Всю вину за разгар пандемии власть возлагает на не соблюдающих «самоизоляцию», а ответственность, вплоть до уголовной, – на губернаторов. Для выхода из этого «замкнутого круга» было разрешено работать отдельным предприятиям (для поддержания ВВП), рискуя тотальным взрывом пандемии. Очевидно, это не решение проблемы.
Что делать в этой ситуации, которая после ее разрешения, может повториться в скором будущем.
1. В медицине надо исходить из ее состояния: за последние почти 30 лет она была разгромлена и растерзана компрадорской властью, которая выполняла одно из главных требований международного валютного фонда (США) по сокращению населения. После ельцинского мракобесия наибольший удар по медицине был нанесен преступной политикой «оптимизации» при Путине, когда повально закрывались больницы, поликлиники и другие низовые медучреждения, а люди стали добираться за медпомощью за 100-400 км. Всего за весь период правления либералов втрое было сокращено больничных коек, закрыто более половины больниц (инфекционных полностью) и поликлиник, разгромлены низовые медучреждения, десятки тысяч врачей и медперсонала были уволены. В результате за весь этот период население потеряло 20 млн. чел.
Работающим медработникам была уготована чрезмерная интенсивность труда, низкая зарплата и, как следствие, — низкое качество медобслуживания. Проводится политика перехода от бесплатной к платной, частной медицине, для которой главное – прибыль, нажива, а не здоровье человека.
В сфере обеспечения населения лекарствами — разгул частного бизнеса, преступных мафиозных структур, охватывающих производство лекарств, их реализацию в аптечной сети и вовлекающих в этот бизнес многих медработников; при этом взвинчивая цены и предоставляя зачастую некачественные лекарства.
Когда же «гром грянул», власть действовала стихийно, бессистемно, точечно, не зная сколько чего и где; в регионах — кто во что горазд, закупая на свои средства те же маски у частников и за рубежом. И только через два месяца разгула пандемии было решено провести инвентаризацию имеющихся средств и т.п. Наконец, пандемия, несмотря на героические действия врачей, подвела к черте, когда надо было для населения ввести «самоизоляцию», а экономику остановить. Из этого «замкнутого круга» было решено выходить путем возобновления работы отдельных предприятий, рискуя вызвать взрывное распространение пандемии. Очевидно, что это не решение проблемы.
Что делать.
1.При всей важности обеспечения медучреждений койками и оборудованием, сейчас катастрофически не хватает для населения индивидуальных средств защиты, в огромном дефиците – маски, очки, ИВЛ и др. Поэтому в первую очередь необходимо обеспечить ими население страны, что позволило бы ослабить или отменить «самоизоляцию» людей и вернуть их на работу. Без маски, например, бороться с вирусом, все равно, что в бой идти без винтовки.
Для этого необходимо, во-1-х, немедленно переналадить часть производств там, где это технически возможно, и создать дополнительные мощности для производства всех защитных средств – по стандартам высокого качества (например, маски – надежные и многоразовые), в количестве, необходимого для обеспечения всех граждан страны, а также для резерва на будущее. При расторопности и без бюрократической волокиты чиновников, применив мобилизационные методы (как это было в ВОВ), это можно сделать в течение считанных недель. (Китайцы, например, в средине апреля наладили производство 130 млн. штук качественных масок). Недостающее их количество необходимо закупить за рубежом. Предоставлять маски населению следует бесплатно или по весьма символическим ценам. Во 2-х, самым жесточайшим образом ликвидировать разгул мафии, спекуляцию средствами защиты, наказывать виновных как мародеров во время войны и др. народных бедствий. Без решительных действий на этом фронте проблему обеспечения населения индивидуальными средствами защиты нам не решить. Поэтому с не меньшей силы надо ожидать и вторая и третья волну пандемии.
2. Обеспечить всех нуждающихся лекарствами – качественными и по доступным ценам. Для этого, во-1х, жесточайшим образом ликвидировать мафию, разгул спекуляции лекарствам; во-2-х, очистить аптечные сети от некачественных лекарств и ввести уголовную ответственность за их продажу; в-3-х, снизить цены на лекарства, сделав их доступными в т.ч. и для малообеспеченных; в-4-х, ввести государственное регулирование цен.
3. Вернуть квалифицированных врачей и других медработников, уволенных ранее политикой преступной «оптимизации» для борьбы с коронавирусом, гарантировав им рабочие места и после ликвидации пандомии. В то же время, студентов, как менее квалифицированных, использовать на менее ответственных и безопасных участках.
4. Для улучшения качества работы врачей и медперсонала необходимо снизить их нагрузку до нормальной, существенно увеличив их зарплаты.
5. Обеспечить подготовку медицинских кадров по всем требуемым, в том числе, и инфекционным болезням, специальностям.
Для решения этих неотложных задач нет других путей, кроме как ввести государственную монополию на медицинское обслуживание граждан, передав в общенародную собственность все имеющееся в стране медучреждения (больницы, поликлиники и др.), включая и частные; все производство и сбыт лекарств, все медицинские образовательные учреждения и т.п. Нельзя отдавать жизни людей, пусть даже отдельного человека, на откуп дельцам, спекулянтам, хапугам. Реально медицина должна работать не на прибыль, а на здоровье человека, как в советское время.
II. Обеспечить доходы населения, исключающие нищету и бедность. Главными жертвами пандемии становятся нищие и бедные с низким иммунитетом. Эту зависимость власть замалчивает. Однако, известно, что, например, в США три четверти зараженных коронавирусом – это афроамериканцы и латиноамериканцы с низким уровнем доходов.
Для власти 12 130 руб. на чел. в м-ц (МРОТ, прожиточный минимум) — это тот предел, где заканчивается бедность, а 17 тыс., по Путину, это уже средний достаток. Поэтому мизерные добавки, например, по 5 тыс. руб. на ребенка до 7 лет и др. для власти — это верх блаженства.
На деле же 12 130 руб. на чел. в месяц – это нищета с вымиранием (с питанием — 100 руб. на чел. в день. Для сравнения: обед Сечина — главы «Роснефти» стоит 60 тыс. руб.). – таких в стране не менее 25 млн. чел. По расчетам специалистов, люди с доходом 22 тыс. руб. – это тоже нищие (с питанием 150 руб. в день), хотя уже с выживанием. Всего у нас нищих и бедных в стране 60 – 70 млн чел., то есть половина населения, из которых 25 млн. чел. находятся в зоне смертельной опасности. В условиях «ползучей» девальвации рубля, неудержимого роста цен (уже на 50%), снижения заработной платы в результате вынужденных каникул и увеличения безработицы численность нищих и бедных будет только возрастать.
Для ликвидации нищеты и бедности необходимо, прежде всего, увеличить МРОТ (прожиточный минимум) по меньшей мере в 3 раза, то есть, до 40 тыс. руб., и на этой базе увеличить доходы других категорий населения, исходя из среднего достатка — 60-70 тыс. руб.
Источниками ликвидации нищеты и бедности, в первую очередь, может быть перераспределение доходов между «верхами» и «низами». Во-1-х, на предприятиях и учреждениях всех форм собственности между средней зарплатой работников и зарплатой руководства установить соотношение 1:4-5. Для поддержания этого соотношения, в частности, необходимо ввести рабочий контроль и участие работников в управлении. Во-2-х, в обществе: соотношение между средним доходом по стране и доходом, например, федерального министра может быть установлено на уровне 1: 6-7. В 3-х, для частных собственников с высокими доходами ввести прогрессивную шкалу налогообложения с обложением части дохода, например, — выше дохода министра, в 50-90%. О дополнительных источниках – см. ниже.
III. Обеспечить население качественными продуктами питания отечественного производства по доступным и стабильным ценам. В случае затяжной пандемии нехватка, дефицит продуктов питании неизбежен.
В настоящее время больше половины продуктов питания импортируется из-за рубежа. Как правило, эти продукты некачественные, часто непригодные для потребления, вредные для здоровья и реализуются главным образом через иностранные торговые сети по завышенным (в несколько раз) ценам.
Власть, ориентированная на Запад, намерена и дальше решать эту проблему путем снятия пошлин на импорт этих товаров. Однако, учитывая возможность усиления внешних санкций от «партнеров», принадлежность торговых сетей иностранным компаниям, цены на товары при низком их качестве для большинства обедневшего населения могут оказаться недоступными. Кроме того, это влечет полное разорение отечественного производителя, не выдерживающего конкуренции со стороны иностранцев.
Однако, есть другие пути — более эффективные и в интересах большинства народа.
Во-1-х, безотлагательно оказать максимальную материальную и финансовую помощь крестьянам-производителям, в частности, путем крупных дотаций, безвозмездной помощи, снижения тарифов на топливно-энергетические ресурсы, налогов, процентных ставок на кредит, обеспечивающих условия для резкого рывка в производстве сельскохозяйственной продукции уже в этом году и максимального перехода на собственное обеспечение продуктами питания.
Во-2-х, в срочном порядке осваивать пустующие государственные земли (38 млн. га.), прежде всего, в центральных районах России путем: а). развития существующих и ускоренного строительства новых крупных госсельхозредприятий, б). передачи участков земли в бессрочное пользование желающим организовать коллективные или семейные хозяйства и т.п. и оказания им всемерной помощи в их становлении и развитии.
В 3-х, решить, наконец, давно назревшую проблему вернуть в общенародную собственность землю, ее недра, воды, леса и т.п. (за исключением приусадебных участков и т.п.). Передать землю в вечное пользование крестьянам, организованных в коллективные хозяйства (народные предприятия), семейным и индивидуальным производителям.
В 4-х. Развивать систему переработки сельхозпродукции на местах. В частности, не вывозить зерно за рубеж, а развивать собственное животноводство.
В 5-х, ликвидировать всякого рода посредников-паразитов между производителями и потребителями, в частности, путем всемерного развития производственно-потребительской кооперации
В 6-х, передать в государственную собственность основные торговые сети (возможно, — частично с выкупом) и огранить торговую наценку на уровне 10%, снизив таким образом в 2-3 раза розничные цены.
В 7-х, установить стандарты на продукцию и ввести государственное регулирование цен.
В 8-х, установить жесточайший контроль за качеством продуктов питания.
Практически все те же меры необходимо предпринять и в сфере рыболовства и др.
Однако, настаивая на этих неотложных мерах борьбы с пандемией, нельзя обойти и вопрос о назревших проблемах возобновления и развития реального производства, как материальной базы решения указанных выше задач.
Сейчас возобновление производства осуществляется бессистемно, точечно, стихийно, ориентируясь частично на те предприятия, которые могут занять работников, но главным образом на те, которые могут существенно прибавить в росте ВВП.
Это – крупные предприятия и многочисленный малый и средний бизнес и т.п. При этом, как правило, игнорируется принцип возобновления производства по технологической цепочке, что существенно снижает эффективность всего воспроизводственного процесса.
Практически лишь частично, точечно и лишь на время пандемии решается вопрос о снижении налогов, кредитов, исключая тарифы на топливно-энергетические ресурсы, которые в 3-5 раз выше зарубежных конкурентов.
Однако, как говорят, дальше терпеть нельзя. И раньше, но особенно во время пандемии, обострилась проблема работать не на ВВП, а на создание самодостаточной экономики, единого народнохозяйственного комплекса, который обеспечивал бы независимость страны от мировых кризисов, от Запада, — как правило, ненадежного «партнера», а то и коварного врага, жадно взирающего на наши сибирские и дальневосточные просторы, еще не разделенные империалистическими стервятниками, готовыми в любой момент лишить Россию и сбыта сырья, и продовольственной безопасности и т.п., постоянно угрожая военным вторжением. Во 2-х, необходимо для предприятий снизить тарифы на топливно-энергетические ресурсы, ставки кредитов и налоги, хотя бы до уровня зарубежных конкурентов, и таким образом вывести их из «газовой камеры», в которой они сейчас находятся, и стимулировать их эффективную работу.
Не трудно представить какой вой поднимут либералы, если соизволят ознакомиться с приведенными выше мерами, со своим неотразимым аргументом – «денег нет!». И они правы, исходя из своей позиции — любыми средствами и методами отстаивать условия своего паразитического и безраздельного господства. Если же принять позицию эксплуатируемого народа – рабочих, крестьян, инженеров, учителей с осознанием того, что все богатство общества – это их труд, то они имеют святое право обратить все это богатство в общенародное достояние.
Исходя из этого, необходимо привести в действие следующие источники возрождения и развития.
1.Необходимо эффективно использовать накопленные $675 млрд. (55 трлн. руб.) валютного запаса, 10 трлн. руб. фонда народного благосостояния, 125 трлн. замороженных рублей, которые не работают ни в производстве, ни на науку, ни для граждан. В резервный фонд достаточно отложить, по расчетам экономистов, $100- 150 млрд.
2. Вывести из офшоров и передать в общенародную собственность предприятия, составляющие 90% наших крупных активов. Сейчас они платят налоги там и кормят чужую экономику. Из-за этого потери для страны составляют около $3 трлн. в год (свыше 200 трлн. руб.).
3. Передать в общенародную собственность все сырьевые отрасли, топливно-энергетический комплекс и т.п. Это позволит, во 1-х, существенно увеличить госбюджет уже за счет пресечения паразитическое присвоение природной ренты, когда лишь 10% ее попадает в госбюджет. (Характерный пример: в 2018 г. свыше 11 млрд. руб. было распределено между 10 топ-менеджерами «Роснефти», «Газпрома» и Сбербанка»). Во 2-х, — перенаправить нефть, газ и др. от экспорта (при резком снижении цен на мировом рынке) на внутреннюю переработку, что позволит снизить зависимость нашей экономики от мирового рынка. В 3-х, снизить тарифы на топливно-энергетические ресурсы, что позволит повысить конкурентоспособность предприятий, и снизить расходы населения на ЖКХ.
4. Передать в общенародную собственность исключительно доходные табачные и спиртоводочные производства.
5. Национализировать всю банковскую систему, включая и центральный банк России, и таким образом отсечь ее паразитическую, враждебную роль, и резко поднять доходность предприятий, обеспечив их доступными кредитами. Уже сейчас в условиях пандемии государство вынуждено, хотя и для отдельных предприятий, резко снижать процентную ставку на кредит (на 6% годовых) — то, чему всегда противился ЦБ России, работающий на прибыль, а не на экономический рост. Однако, и в условиях пандемии частные банки всячески противятся выдавать предприятиям кредиты на льготных условия, блюдя собственные интересы наживы.
6. Запретить вывоз капитала из страны.
7. Провести дедолларизацию экономики.
8. Сократить как минимум в три раза количество чиновников в стране, сократив при этом расходы на их чрезвычайно завышенные зарплаты и на содержание аппарата. Практика «работы на удаленке» в условиях «самоизоляции» наглядно высветила возможность и необходимость этой меры.
9. Ввести обязательную трудовую повинность, призвав, таким образом, к производительному труду армию высвобожденных высококвалифицированных чиновников.
10. Искоренить коррупцию с применением уголовной ответственности, длительных сроков заключения и конфискацией имущества коррупционеров и их семей.
Полученных за счет этих мер средства будут вполне достаточны и для восстановления медицины, способной побеждать болезни, и для ликвидации нищеты и бедности, и для переработки нефти, газа и другого сырья, которое идет почти задаром за рубеж; и для развития сельского хозяйства и др., и для того, чтобы восстановить разрушенную либеральной преступной политикой обрабатывающую промышленность и создать самодостаточный, единый народнохозяйственный комплекс, работающий по единому плану и позволяющий оградить нашу экономику от мировых кризисов и обеспечить выживание и процветание. Однако, вместо того, чтобы «распечатать» эти неисчерпаемые источники приватного свойства, власти предпочитают брать кабальные кредиты за рубежом.
Конечно, изложенные выше меры по борьбе с пандемией глубоко чужды компрадорской власти России, которая считает себя частью «золотого миллиарда», либерального интернационала. Однако, с другой стороны, опасаясь социального взрыва, она вынуждена будет двигаться в этих направлениях. Хотя до коренного перелома она никогда не дойдет по своей своекорыстной сути. Эту работу должны взять на себя левые, прогрессивные силы страны.
Все левые хорошо понимают, что для спасения страны как от пандемии коронавируса, так и от пандемии либерального засилья надо взять власть и провести социалистические преобразования. Но как это делать – мнения расходятся.
Нельзя не согласиться с тем, что надо создавать такую силу, которая была бы способна противостоять антинародным реформам власти, а в случае ее противоправных действий мирно-принудительным путем взять власть в интересах большинства,
Вряд ли кто-нибудь будет возражать и против того, что для создания такой силы первым делом необходимо организовывать людей — вначале на низовом уровне путем создания советов рабочих на предприятиях и учреждениях, призванных бороться за интересы наемного труда, в том числе и за рабочий контроль и участии рабочих в управлении и т.п.; а также советов общественного самоуправления (советов народных представителей) — на местах для борьбы за интересы населения.
Очевидно также, что для образования таких советов и координации их действий, а также создания на базе этих советов и других прогрессивных организаций единой силы, способной взять власть, необходимо организовать единый центр из представителей левых, прежде всего коммунистических сил, способных решительно и до конца решать задачи по продвижению и взятия власти, а затем социалистического преобразования общества.
Условия «самоизоляции» населения сейчас не лучшие для такой работы, но они позволяют бороться, используя цифровые технологии и учитывая неотложность наших дел по борьбе с пандемией – не только коронавируса, но и засилья либеральной власти.