Нет, нет, нет! Я не ошибся в написании известной цитаты Карла Маркса.
В этой статье речь пойдет не о религии, а действительно об опиуме, об одной его вредной разновидности, которую человек сам создал для себя ради собственного иллюзорного счастья и достижения полного самоотчуждения.
В прекрасном политическом романе «Что делать?» великий учитель нашего народа Николай Чернышевский смог емко выкристаллизовать свой главный завет будущим поколениям трудовой демократии и социализма, который нисколько не утратил своей актуальности и сегодня:
«To, что мы показали тебе, нескоро будет в полном своем развитии, какое видела теперь ты. Сменится много поколений прежде чем вполне осуществится то, что ты предощущаешь. Нет, не много поколений: моя работа идет теперь быстро, все быстрее с каждым годом, но все-таки ты еще не войдешь в это полное царство моей сестры; по крайней мере, ты видела его, ты знаешь будущее. Оно светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот что в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего».
Несмотря на то, что Николай Гаврилович был марксистом лишь на очень интуитивном уровне, именно в этих словах он лучше всех и с наибольшей полнотой выразил сущность коммунистического подхода к окружающей нас суровой капиталистической реальности.
Наша философия не терпит никаких пессимистических и упаднических настроений.
«Пускай вселенная полна
Исчадиями ада, —
Нас не проглотит сатана,
Не нам бояться надо»
Мы знаем, что через борьбу человечество неизбежно преодолевает любые страдания, ликвидирует всякие социальные уродства, уничтожает классовые противоречия между людьми. Именно в изменении действительности через постоянное напряжение сил и заключается истинный смысл существования человека. Не в приспособлении к миру, не в объяснении его особенностей, не в бегстве от него, а именно в его преодолении через борьбу, которая неизбежно окончится великой победой людей над собственным отчуждением и природой.
Марксизм учит, что через борьбу люди идут от страдания к победе.
Это победа будет означать, что человек сможет преодолеть все общественные противоречия, основанные на господстве частной собственности и вступить из «предыстории земли в ее подлинную историю», которая более не будет знать эксплуатации, нищеты, тяжелого механического труда, диктатуры, глупости, преступлений, армий, государств, классов, религий и других форм опиумов народа. Эта победа будет означать, что человек вступил в коммунистическое общество, в котором «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех».
Сегодня этой победы еще нет. Мы живем именно в тот уникальный промежуток времени, когда уже созданы материальные предпосылки для победы нового общественного строя, однако тяготы страдания все еще не отпускают нас в это прекрасное коммунистическое будущее. Мы живем в эпоху острейшей борьбы между победой и страданием. Сегодня этой победы еще нет, но с каждым новым поколением она стремительно приближается.
И приближается она не только через все общество в целом, но и через каждого из нас. Даже без полной победы коммунизма мы должны переносить из него в настоящее все, что можем перенести. Чем больше мы вносим в свою внутреннюю жизнь коммунистические принципы уже сейчас, тем более счастливой, оптимистической, победной становится наша жизнь даже в условиях буржуазного общества. В этом вся суть великого завета Николая Чернышевского, о котором мы говорили в самом начале нашего материала.
Если нет больше при коммунизме механистического разделения на физический и умственный виды труда, то старайся проводить это в своей жизни уже сейчас. Если нет при коммунизме никакой дискриминации по гендерному или национальному признаку, то следуй этим принципам уже сейчас. Если коммунизм организует всестороннее и гармоничное образование для всех индивидов, то борись за его получение уже в наше время. Если религия отпадет за ненадобностью в свободном обществе будущего, то стой на материалистических позициях уже в нашу эпоху.
Чем больше вы сможете перенести принципы коммунистического общества в свою жизнь, тем более счастливой она станет, тем более легкой будет ваша борьба за окончательную победу над враждебными силами истории.
Выкидывайте все от страдания — берите все от победы!
Выкинуть нужно и все социальные опиумы, которые вместо борьбы со страданием создают у человека иллюзию победы над страданием, всячески мешают перейти ему от своего отчужденного существования к подлинной сущности.
Поскольку любой опиум народа несовместим с будущим, то от каждого из таких опиумов необходимо избавляться уже сейчас.
Цель любого опиума довести человека до полной иллюзии, до того, чтобы временно прекратить психологической реакцией его тяжелые переживания. Ради этого правящие классы всегда прибегали к различным внешним возбудителям. Музыка, пение, танцы с самых древних времен связывались с религией, с религиозным экстазом или желанием просто забыться, отречься от горестей и забот. Такое же значение отдельные буржуазные музыкальные и танцевальные стили сохраняют и по сей день.
Этой же цели служит длиннейший ряд всякого рода химических наркотиков, которые либо делают людей временно очень счастливыми, либо ослабляют психику человека до уровня животных инстинктов, либо просто усыпляют его и тем самым убивают болезненные ощущения. Алкоголь (от арабского слова «одурманивающий») и другие виды наркозов, — спутники человечества на всех его путях; это вовсе не несчастная и случайная выдумка, а гигантское и для правящих классов гениальное социальное (SIC!) приспособление, способное создавать у сотен миллионов людей иллюзию счастья.
Правильно написал в одной из своих работ Анатолий Луначарский:
«Если можно сказать, что религия есть опиум для масс, то можно сказать также, что опиум есть религия опиофагов, которые стремятся в своей опиумной одури забыть действительный мир» («Социологические и патологические факторы в истории искусства»
Любой опиум народа — религия. Очень своеобразная, но по своей сути любой дурман выполняет все те же функции, что выполняет и религия. Отчуждает человека от реальной действительности.
Священники могут сколько угодно бороться с продавцами алкогольной продукции, но по своей сущности — оба этих сословия глубоко родственны, выполняют одну общественную функцию. Это две противоположные стороны буржуазного общества, которые всегда взаимно переплетаются. Если человек подсел на какой-то один из видов опиума, то высока вероятность, что он решит перейти и на какой-нибудь другой. Двойственность всегда преследует капиталистическое общество: от буржуазного брака к проституции, от буржуазной демократии к диктатуре, от буржуазной религии к алкоголю.
Коммунизм же предполагает всеединство: свободные отношения между полами, подлинную свободу и ликвидацию всех общественных иллюзий, преодоление проблемы отчуждения существования человека от его глубокой гармонической сущности.
И если мы в чем-то уже сейчас лично можем добиться коммунистической гармонии, то почему бы нам не начать борьбу с самими собой за это? Почему бы не побороться за изживание собственного мелкобуржуазного мышления и замену его на коммунистическое?
Да, сначала это будет очень тяжело. Отход от мира иллюзий — сложное и болезненное дело. Вам придется вступить в сложнейшую борьбу. Она будет вас мучить. Многим из вас действительно придется встать на место той девушки, которая переходила порог в известном стихотворении в прозе Ивана Тургенева.
Но какое затем наступит блаженство! Насколько вы сумеете приблизиться в ходе этой битвы к будущему, настолько ваша жизнь после радикального обновления будет светла и добра, богата радостью и наслаждением.
Можно даже до полной уверенности к этим аргументам из мира марксисткой философии добавить аргументы и из мира марксисткой социологии.
Фридрих Энгельс в ходе своих многочисленных исследований жизни рабочего класса эмпирическим путем вывел закон о том, что чем более пьющим является тот или иной регион, тем гораздо меньшую активность в политической борьбе там проявляет рабочий класс.
«Можно даже поставить вопрос, не объясняется ли та апатия, с которой именно северогерманские рабочие отнеслись к событиям 1830 г., не пробудившим их активности, — не объясняется ли эта апатия в значительной степени водкой, во власти которой они тогда находились больше, чем когда бы то ни было. Серьезные и особенно успешные восстания возникали только в винодельческих районах или в тех немецких государствах, которые в большей или меньшей мере оградили себя от прусской водки таможенными пошлинами. Это не единственный случай, когда водка спасала прусское государство». («Прусская водка в германском рейхстаге»)
«Что касается фактов, то Карлейль вполне прав; он не прав только, когда осуждает страстную ненависть рабочих к высшим классам. Эта ненависть, этот гнев служат скорее доказательством того, что рабочие чувствуют, насколько нечеловеческим является их положение, что они не хотят допустить, чтобы с ними обращались, как со скотом, и что придёт час, когда они освободят себя от ига буржуазии. Мы можем судить об этом по тем рабочим, которые этого гнева не разделяют: одни смиренно подчиняются своей судьбе, живут как честные обыватели, плывут по течению, не интересуются тем, что происходит на свете, помогают буржуазии ещё крепче заковывать рабочих в цепи; в духовном отношении они так же мертвы, как это было в доиндустриальный период; другие становятся игрушкой судьбы, теряют внутреннюю устойчивость, так же как уже потеряли внешнюю, живут сегодняшним днём, пьют водку и бегают за женщинами; в обоих случаях-это животные». («Положение рабочего класса в Англии»)
Получается, что коммунистической партии выгодно чисто рационально иметь у себя за спиной огромное количество грамотных и не пьющих рабочих, которые вместо иллюзорных развлечений и наслаждений предаются науке и классовой борьбе. Чем лучше социальная обстановка в регионе, тем больше там партия будет набирать голосов на парламентских выборах, тем лучше будет идти ее агитация в массы.
Даже если вы в коммунистической партии только попутчик и не любите диалектический материализм (вы мерзкий и гадкий человек), то даже практический рационализм вас толкает на то, что необходимо делать с алкоголем ради усиления политической практики. В таком случае, вам нужно воздерживаться не столько ради собственного счастья приближения коммунизма, сколько в целях эффективной пропаганды. Правильно же говорят, что лучшая форма пропаганды — пропаганда действием.
Но оставим однобокий практицизм нашим карьеристам. Если мы будем смотреть на этот вопрос через призму марксизма, если мы совместим философию и социологию коммунистического учения, то мы и в данном вопросе обнаружим диалектическое единство теории и практики.
Что оказалось верным с точки зрения нашего мировоззрения, то победило и в объективной реальности.
Меньше иллюзий — больше правды!
Естественно, что я сейчас вижу улыбки многих из вас. Вижу ваше внутреннее возмущение и интуитивное несогласие. Я его принимаю. Но и предлагаю самим написать статью и эссе на данную тему. Когда-то так сделал Карл Маркс в «Немецкой идеологии» и создал марксизм. Надеюсь, что и у вас получится совершить эпистемологический рывок вперед и оставить все мои доводы в прошлом.
Успешного преодоления!
P. S. Органически связана с этим материалом моя статья о «борьбе и праздной жизни»: https://csruso.ru/nashi-universitety/publicistika/roman-galenkin-stihija-cheloveka-borba-a-ne-prazdnaja-zhizn