Мне брошено тяжкое обвинение: «Ну, а Ваше утверждение, что «господствующая финансовая элита ликвидировала антагонистическое противоречие капитализма между трудом и капиталом» — это вообще комментарию не подлежит. Это надо же такое придумать! Да Вы, батенька, выродились в антимарксиста. Вы как будто слепой, не видите тех массовых столкновений трудящихся, столкновений между трудом и капиталом, в которых отстаивает свои права даже сегодня рабочий класс в благополучной Европе» (И.И.Никитчук).
Какое поразительное нежелание считаться с фактами! История, начиная с 30-х годов ХХ века (первый случай — Италия 1922 г.), просто вопиет о том, что характеристика «империалистского капитализма» (так у Ленина) не соответствует реальностям, в довоенное время Италии, Германии и США, а после 1945 года все остальные капиталистические ведущие державы мира пошли по пути США. Дошло до того, что заговорили о разных социализмах в этих странах, особенно в Скандинавии.
Ответьте на простой вопрос: является ли современный империализм в этих странах каторгой для рабочих, втоптаны ли там в грязь знамена демократии и т.п., как об этом сказал Сталин на 19-ом съезде ВКП(б)?
Ничего этого и в помине там не было, пока СССР и соцстраны в целом показывали угрожающе высокие темпы развития и качества жизни. Об этом очень хорошо высказалась мадам Тэтчер в 1991 году. Напротив, т.н. «свободный мир» развернул с 60-х годов против СССР втоптанные было в грязь знамена демократии, свободы, прав человека и т.п.
Ясно же, как день, что тогда в этих странах развернули осуществление широких социальных программ, что привело к двум последствиям: кризису компартий, как 30-е годы в Италии, Германии и США, и появление еврокоммунизма. Этот кризис объясняется не просто тем, что лидером ИКП стал оппортунист Берленгуэр (как и кризис СССР возник не из-за Хрущева), а тем, что власть развернула проведение социальных программ, уровень эксплуатации рабочего класса снизился, что привело к его сдвигу вправо. Вот этот сдвиг и привел берлингуэров вв руководство компартий.
Снижение уровня эксплуатации рабочего класса не могло не быть навязанным бизнесу стран со стороны власти. А власть захватила финансовая элита, которая, как мы сегодня слишком хорошо видим, управляет экономикой как единым целым. Это позволило более успешно использовать возможности начавшейся третьей НТР, чем в СССР, где директивное планирование сковывало развитие экономики.
НТР стала в этих странах новым источником прибыли для буржуазии, не связанным с увеличением эксплуатации рабочих. Кто не понимает – спросите.
Фактов сколько угодно.
Утверждение власти финансовой элиты означает, что обычный капитал на империалистской ступени стал хотя и очень мощным, но подчиненным экономическим укладом. Он приобрел как бы второе дыхание, особенно в странах третьего мира, стал орудием глобализма по-американски.
Нельзя не отметить, что уничтожение СССР вызвало наступление капитала на права рабочего класса и других слоев общества. Однако власть финансовой элиты пока не поколеблена. И не будет в слишком большой опасности, пока рабочие будут заражены философией тред-юнионизма. Это сама жизнь пред нами. И надо идти к теории от жизни, а не наоборот.
Л.Сорников.