29 июня 2023 года, Москва
Капитализм, последовательно переросший в свою высшую империалистическую стадию развития и ставший государственно-монополистическим, объединившим силу транснациональных корпораций (ТНК) с силой буржуазных государств, пока, ещё сохраняя свойственные ему коренные родовые черты, в XXI веке заметно трансформируется и приобретает новое состояние.
Главной доминантой этой трансформации становится усиление тенденций социализации, что находит своё проявление:
— в росте обобществления труда и производства;
— в возрастании внутренней неустойчивости рыночно-капиталистической системы, воспроизводящей себя посредством усиления эксплуатации наёмного труда работников, внешней экономической экспансии, а также использования достижений научно-технического прогресса (нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий) в целях «расчеловечивания» человека, чему начинает противиться бо́льшая часть человечества;
— во всё бо́льшем применении элементов государственного регулирования экономики и усиления внимания к государственному макроуровнему планированию и логистическому перемещению товаров с использованием средств цифровых технологий;
— в диффузии частной собственности, возрастании роли в социально-экономической сфере её коллективных форм и «демократизации» отношений собственности;
— в интернационализации производительных сил, что усиливает подготовку материальных предпосылок социализма;
— в том, что социалистическая гуманистическая идея становится в мировом общественном мнении всё более и более привлекательной и, вместе с тем, растёт осознание того, что социализм (в СССР и некоторых других государствах) потерпел локальное временное поражение, обусловленное конкретно-исторической ситуацией.
Всячески приспосабливаясь к современным мирохозяйственным процессам и мимикрируя, капитализм, преимущественно сгенерированный в государствах так называемого коллективного Запада, не меняет своей сути. Отношения эксплуатации и все сопровождающие их противоречия изменили лишь свою форму, то есть, перешли в иную плоскость, оказались вытесненными в мировую политику и теперь разделяют мир по оси «богатый Север – нищий Юг» не менее радикально, чем прежде разделяли пролетария и его эксплуататора в масштабах отдельно взятого государства. Происходит не сглаживание и, тем более, не устранение противоречий монополистического и транснационального капитализма, а их глобализация.
Сложилось несколько центров экономического мирового господства, конкуренция между которыми приобрела форму ожесточённой борьбы, «войны всех против всех». Отныне притязания глобалистов по-американски, считающих себя «избранным» меньшинством, обосновываются откровенно, как законные права наиболее приспособленных, имеющих «мужество» отказаться от прежних гуманистических сантиментов (например, от идей «благосостояния для всех», «народного капитализма», «социального государства», выражаемых на языке благотворительности и социальных гарантий), спасающих «туземцев» от невежества. Движущей силой такого социал-дарвинистского глобализма выступают Соединённые Штаты Америки, положившие в основу своей колониальной стратегии неприемлемость потери мирового лидерства. Для слабеющего мирового гегемона оно имеет чисто прагматический смысл – обеспечить потребительские интересы «золотого миллиарда» (теперь уже заходит речь об «инклюзивном» «золотом миллиарде»). Как и в прошлом веке важнейшим инструментом обеспечения западного доминирования выступает «обыкновенный фашизм» в его разнообразных формах: нацизма, ультранационализма, бандеровщины, воинствующего фундаментального исламизма, сионизма и других. Нациофашизм всегда был и остаётся той резервной силой, которую империализм использует в том случае, когда другие инструменты разрушения его внутренних противоречий и поддержания гегемонистских устремлений не срабатывают либо не дают нужного результата.
Неразрешимые проблемы буржуазного общества объективно заводят его в тупик, скольжение к которому становится для него фатальным. События последних десятилетий ещё и ещё раз подтверждают, что «глобализация – это война» (А.А. Зиновьев), её цель – установление тотального контроля над человеческим материалом планеты. Излишний, с точки зрения глобализаторов человеческий материал без каких бы то ни было сантиментов подлежит уничтожению (никаких иллюзий на этот счёт строить не имеет смысла). И если этого не удаётся достичь методами постиндустриализма, политкорректности и трансгуманизма, то в ход пускаются «горячие» средства, апробирование которых сейчас осуществляется в ходе прокси-войны, развязанной коллективным Западом против Российской Федерации на территории Украины.
Что касается проявления признаков социализма в глобальных миропроцессах или иначе – тенденций социализации, то их действие пока что означает лишь ликвидацию тех форм (или сторон) капитализма, которые в новых условиях развития общества стали внешними, чуждыми по отношению к его содержанию. К. Маркс, открывший всеобщий закон экономического развития, Ф. Энгельс, а вслед за ними и В.И. Ленин пришли к выводу, что капиталистические отношения, как и все предшествующие им типы производственных отношений, рано или поздно перестанут стимулировать развитие производительных сил и превратятся в тормоз на пути их дальнейшего прогресса. Результатом станет замена капиталистических социально-экономических отношений качественно новыми.
И хотя человечество ещё не подошло к состоянию, адекватному социалистическому идеалу, становится всё более очевидным, что мир вступил в период постепенного угасания старого и рождения нового общества. Наступает эпоха пострыночных, а, следовательно, посткапиталистических, постпотребительских и постмодернистских отношений, что проявляется в кризисе буржуазной морали, ценностей, идеалов и установок. Уже на рубеже XX и XXI веков мировая экономика превратилась, по существу, в разорванное пространство двух сосуществующих секторов – реального (материально-производственного) и финансового (во многом фиктивного).
Действительному капиталу, как стоимости, приносящей прибавочную стоимость, противостоит его двойник, представленный ценными бумагами. Он, этот двойник, приносит доход преимущественно финансовым спекулянтам, не функционирует в производственном процессе, а лишь участвует в перераспределении дохода, создаваемого в реальном секторе экономики. Тем самым, действительные экономические отношения предстают в искажённом виде, окутывая все слои населения ростовщическими отношениями, они становятся представителем суррогатной и оттого ещё более паразитарной экономики. В последней наряду с реальными товарами и деньгами в оборот включаются их виртуальные заменители («электронные деньги» – биткоины и другие криптовалюты).
Во втором десятилетии нынешнего века в капиталистических государствах активно развивается экономическая деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей в условиях полной информационной транспарентности (прозрачности). Это многократно усиливает разрыв между денежным и товарным обращением, стимулирует коррупцию и расширяет спектр киберпреступлений и мошеннических действий. В результате финансовый рынок теряет непосредственную связь с рынком товарным. Каждый их этих рынков начинает жить своей жизнью. Мировая финансовая система в целом превращается в перевёрнутую пирамиду, и только узкая её часть – финансы (или действительные денежные средства) – обслуживает реальный сектор экономики (на их долю приходится 10 – 12 % общего оборота мировых финансовых ресурсов). Весь же остальной денежный капитал (88 – 90 %) пускается в свободное плавание и не имеет реального материального наполнения. Таким образом, рынок превращается в глобальный спекулятивный конгломерат, в трансцендентный дом, в котором деньги делают деньги, и который функционирует не в интересах развития национальных экономик, роста промышленного производства и повышения качества жизни людей, а в искусственно культивируемый механизм обеспечения неэквивалентного обмена, ограбления целых государств и народов. В сложившихся условиях рыночные отношения всё в большей степени становятся тормозом становления крупномасштабного производства, препятствуют дальнейшему развитию производительных сил. Единственным выходом из создавшегося положения становится замена частной собственности собственностью общественной, позволяющей развивать экономику как сознательно оптимизируемую систему, учитывать требования объективных экономических законов, что подтверждается опытом СССР и других социалистических государств.
Перед мировым сообществом встаёт альтернатива: либо исчезнет капитализм, но сохранится человечество, либо погибнет человечество и вместе с ним «канет в Лету» капитализм. В этом смысле капитализм обречён безусловно, человечество же только условно, и, следовательно, оно, по всей вероятности, выживет. Однако, достичь этого невозможно без утверждения на планете нового, принципиально иного общественного строя – переходного – социалистического, а затем и коммунистического, который обеспечит становление общества «завершённого гуманизма» (К. Маркс).
История человечества является историей освобождения трудящегося человека от своего угнетателя. Это – история исторической правды, созидания свободным человеком справедливого общественного устройства. И если капитализм характеризуется вещными отношениями людей и общественными отношениями вещей (К. Маркс), то социализм – общественными отношениями людей в процессе труда. Капитализм, на поверхности которого наблюдается движение товаров, не признаёт никакой другой ценности, кроме соответствующего товару денежного эквивалента, тогда как при социализме мерой всех вещей становится сам человек – его высокий духовно-нравственный мир.
Капитализм «любит» свободу, собственность, поскольку первая – это свобода эксплуатации трудящихся, а вторая, то есть, то, что называют частной собственностью, на самом деле, является частным присвоением результатов общественного коллективного труда, скрытое абстрактно-товарными отношениями. Он мешает людям нормально жить и работать, не позволяет утилизировать результаты общественного прогресса в интересах всех людей, объективно становится главной преградой на пути социального прогресса. Более того, капитализм может привести человечество к гибели.
Вот почему в XXI веке социалистическая идея не только не утратила своего значения, а, напротив, ещё сильнее притягивает к себе взоры во всём мире. Новое столетие, как показывает уже первая его четверть, расширяет горизонты научно-технического прогресса, а, следовательно, и раздвигает границы социализма. По всей вероятности, оно будет характеризоваться ещё более прочным взаимопереплетением социализма, национального развития и научно-технического прогресса. В конечном итоге, социалистическая идея становится той сверхидеей XXI века, в которой прогрессивные теории («ноосферного социализма», «устойчивого развития» и так далее) аккумулируются в концепцию планетарного социализма.
Историю нельзя обмануть. Разрушение СССР, временное поражение социализма, разрушительное либеральное реформирование в бывших советских республиках и центральноевропейских государствах народной демократии отбросили мир к дооктябрьской эпохе, возвратило его как бы в исходное положение, тем самым, подготавливая решающую схватку между трудом и капиталом в XXI веке.
В эпоху формирования новой формационно-цивилизационной конфигурации жизнеустройства социализм может и должен спасти человечество от буржуазной бездуховности и попыток полностью выстроить мир по ранжиру транснационального (американского) глобализма. Ибо социализм не останавливается лишь на факторах развития, диктуемых внешними обстоятельствами. Он ставит своей целью смену приоритетов социального прогресса, когда доминанта безличной экономической силы уступает своё место всестороннему развитию человека. Имея в своей основе жизнеспособный и жизнеутверждающий идеал, к которому должен стремиться человек с тем, чтобы не погибнуть в хаосе частных интересов и, правильно отграничивая системное объективное сознание от личностного, социализм, тем самым, выступает не лицемерной ханжеской теорией (какой, например, является либерализм), а великой наукой созидания гуманного миропорядка. Он уже в настоящее время представляет собой унитарную планетарную форму человеческой жизнедеятельности, предполагающую планомерное регулирование общественного хозяйства, его материальных, трудовых и экологических балансов.
Отсюда движение к социализму означает поиск форм, адекватного содержания как устройства жизни, в основе которого лежит общественная собственность на средства производства, а между людьми устанавливаются отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи (лат. socialis – общественный, товарищеский). Свободный от эксплуатации труд становится трудом на общество, а, значит, и на себя. Стихийное, неравномерное развитие уступает место развитию регулярному, направляемому. Опираясь на объективные экономические законы, люди сознательно используют их в интересах общества и каждого отдельно взятого человека.
«… Социализм есть общество, которое вырастет из капитализма, – подчёркивал В.И. Ленин, – есть первый вид нового общества. Коммунизм же есть более высокий вид общества и может развиваться лишь тогда, когда вполне упрочится социализм».
С учётом вышеизложенного на обсуждение участников Международной научной конференции внесены следующие положения:
1) всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве и её логика;
2) всеобщий закон экономического развития (К. Маркс) диалектика его действия в современных условиях;
3) новые явления в мире XXI века, вытеснение экономических противоречий в сферу мировой политики в её «холодной» и «горячей» фазах;
4) самоотрицание капитализма и проявление тенденций социализации в развитых буржуазных государствах;
5) единая сущность социализма и неизбежная многовариантность его становления на планете:
— воплощение в жизнь стратегии социалистического развития КНР: историческая и национальная специфика;
— социалистические преобразования в СРВ: достижения и противоречия;
— социализм: вариант КНДР;
— Кубинская революция и левые трансформации в государствах Латинской Америки;
6) Россия: прерванный социалистический эксперимент. Плата человечества за насильственное исключение из исторического процесса СССР и мировой системы социализма. Что делать?
В конференции, которая носит очно-заочный характер, принимают участие учёные общероссийских организаций и движений: Общественное движение «За новый социализм», Международное общественное движение «За социализм», Межрегиональное общественное движение «За возрождение отечественной науки», Общероссийское политическое движение «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки», Межрегиональная общественная организация «Союз советских офицеров», Общероссийское общественное движение «Всероссийский Женский Союз – Надежда России», Общероссийское общественное движение по возрождению традиций народов России «Всероссийское созидательное движение “Русский Лад”», Общественное движение «Левый Фронт», постоянно действующий Открытый теоретический семинар «Марксовские чтения», депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, учёные из государств СНГ, работники посольств КНР, КНДР, СРВ, Республики Куба и других латиноамериканских государств в Российской Федерации.
Фракция Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
Президиум Общероссийской общественной организации «Российские учёные социалистической ориентации» (РУСО)