Лев Сорников: История как реальность

Реферат. Ч.1-я.

С позиций диалектического материализма человеческое общество есть вид живой материи, закономерностями возникновения и развития которой занимается исторический материализм как научная социология. Поэтому взгляды верующих я рассматривать не стану. Одно замечание только. Атеисты (марксисты) вовсе не обязаны доказывать не существование богов по той простой причине, что никаких доказательств обратного у верующих нет. Наука вообще не занимается поиском доказательств несуществования чего-либо. Она исследует только то, что достоверно существует. Атеизм –это не вера в то, что бога нет, а отрицание его существования как ничем не доказанное.  

     Что такое история как реальный процесс развития общества, а не его описание (и переписывание!) в учебниках, монографиях и летописях и священных книгах? Прежде, чем ответить на этот вопрос, надо понять, что такое человек. Есть много определений его сущности, но наиболее точным является то, которое дал К.Маркс: «Человек есть сумма всех общественных отношений». 

То есть, во-первых, человек – это член общества. Вне его он, только что родившийся, ещё не человек.

Человек по происхождению социальное животное, т.е. такое, которое  объединяется в стада или стаи.

Стадо – бесструктурное сообщество перволюдей, подчиненное полностью заложенным в его членах инстинктам. Ну, как зебры в саванах.

Стая имеет вожаков, структуру , и  подчинено внутренним законам поведения  её членов. Например, волчьи стаи зимой. Или обезьяньи.

На уровне человека стая, по-моему, – это первичный коллектив, переходная ступень от стада к роду – сообществу, крепко спаянному кровно-родственными отношениями..

В процессе эволюции предок человека обретает разум, то есть способность осознавать себя как отдельное существо, способное все более подчинять себе силы  природы вместо того, чтобы только приспособляться к ней. В отличие от животных, люди заняты производством всего необходимого, а не простым потреблением даров природы

На каждой ступени становления общества люди заняты, в первую очередь, одним и тем же – производством  жененных благ: пищи, одежды, жилищ, а также орудий труда. И на каждой ступени развития общества люди делают это по-разному.

Дело не в том, ЧТО именно производится людьми, а в том, КАК производится. Например, с помощью энергии мускулов людей и животных или с применением  машин.

Люди вместе со все  более сложными орудиями труда, с построенными ими  производственными помещениями, прирученными животными и т.д. составляют производительные силы общества  (ПС). А отношения между людьми по поводу производства материальных благ так и именуются ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (ПО). Вместе ПС и ПО составляют способ производства. И предыстория, три млн лет эволюции человека и общества, предстаёт перед нами как череда закономерно сменяющих друг друга способов производства людьми материальных благ, необходимых для жизни  (СП).

ПС естественно, опережают в своем развитии ПО. Ведь в процессе жизнедеятельности люди невольно совершенствуют свои орудия труда, вовлекают в производство все более широкий круг природных материалов и, разумеется, меняются сами. В первой фазе развития общества они обретают и развивают членораздельную речь и, что тоже очень важно, человеческая рука обретает все больше степеней свободы. Так что первая фаза носит в основном технологический характер. На её первой ступени (Архаический СП) производственные отношения проявляют себя как сила природы. Ведь производства нет, умению находить съедобное никто не учит — молодёжь просто подражает взрослым, т.к. и людям присущ безусловный инстинкт подражания. На его основе вырабатывается стереотипное поведение, которое и является производственным отношением архаического СП..

Члены стада при этом полностью свободны и универсальны в своей жизнедеятельности: они  всё знают и всё умеют из того, что знают и умеют все остальные члены стада и потенциально могут и впредь на более высокой ступени развития общества проявлять эти свойства. Примеров много, наиболее яркие – Леонардо да Винчи, Маркс, Энгельс, Ленин.

. При отсутствии конкуренции отношения людей друг к другу внутри своего стада самые доброжелательные, гуманные, чего не скажешь об отношении к членам другого стада. Тут и до людоедства доходит!

Общественный прогресс в первой фазе происходит чрезвычайно медленно. От подобранного под ногами сука  или камня до изготовленной дубинки или примитивного каменного топора прошли многие тысячелетия . Но количественные изменения в конце концов дают сравнительно быстрый переход в новое качество.

Когда появляется технология обработки дерева, камня, кости, шкур, простого подражания становится недостаточно для выработки нужных стереотипов поведения. Молодёжь пришлось обучать этим технологиям, используя безусловный инстинкт подражания. Обучение производилось с помощью показа и воспроизведения показанных действий до тех пор, пока они не становились автоматическими, превращаясь в заученный ритуал – условный инстинкт поведения. СИЛА ПРИРОДЫ начала превращаться в общественную силу. Ритуал на этой второй ступени первой фазы является Основным ПО,  который содержит  в себе в снятом виде ПО Архаического СП.

При благоприятных условиях происходит переход к родовой общине, в которой все её члены связаны отношениями родства. Родовая община – наиболее благоприятная среда ля окончательного превращения силы природы в общественную силу.

Что произошло с людьми в первой фазе? С одной стороны, они стали более приспособленными к жизни в полной опасностями природе – более умелыми и знающими. Но с другой стороны, уже произошло отделение женского труда от мужского, появились обучающие (умственный труд) и обучаемые (физический труд), т. началось разделение труда на умственный и физический. Ритуализация перешла в фазу табуирования, то есть произошла потеря людьми изначально присущего им качества универсальности и свободы.

К.Маркс назвал этот процесс самоотчуждением человека от его родовой сущности в ходе объективно происходящего разделения труда.

Такой тип развития сохранился и во второй (организационной), и третьей (экономической) фазах развития общества: ПО возникают как сила природы, затем начинается их обобществление, и на третьей ступени — завершение процесса. Возникает историческая матрёшка: начиная со второй ступени господствующее, Основное ПО содержит в себе все предыдущие ПО в снятом виде, а сами люди становятся все более сложными существами, тем более что, кроме ПО на их базе возникает множество других отношений в обществе, то и получается, что человек  есть сумма всех общественных отношений, имеющихся на данной ступени (СП) развития. Но тогда и частная собственность есть сумма всех производственных отношений, существующих на данной ступени развития, а не только её капиталистическая форма.

И догадка К.Маркса 1844 г. (Экономические и философские рукописи), что снятие слоёв самоотчуждения должно пройти тот же путь, что и само отчуждение,  начиная с верхнего слоя, позволяет нам понять, что такое социализм и коммунизм на самом деле. А Ленинская теория многоукладности снимает видимое противоречие между Лениным и Марксом, на которое указывают антиленинцы до сих пор. К.Маркс считал, что переход к коммунизму может начаться только в странах, где капитализм уже получил высокое развитие, при этом одновременно. Ленин открыв неравномерность развития капитализма на его империалистической ступени, сделал вывод, что прорыв его цепи может произойти в одной-двух странах. И что если он произошёл в такой стране, как Россия, с менее развитым капитализмом, то для перехода к социализму необходимо победившему рабочему классу сначала выйти на ступень госкапитализма.

Л.С.