Что такое социал-дарвинизм? Это должен знать каждый!
«Нормальный человек никогда не пропадёт, а если кто-то не может вылезти из бедности — значит, он просто глупый или лентяй. Поделом ему».
«В жизни всегда пробивается сильнейший — и это нормально».
«Почему я, трудолюбивый человек, должен кормить всяких оборванцев».
«Народы Африки (Латинской Америки) всегда жили и будут жить плохо, поскольку бандитизм у них в крови».
Слышали вокруг себя такие разговоры: по телевизору, в интернете, в беседах с друзьями? Просто «правда жизни», житейские мудрости?
Эти идеи зародились очень давно. Около 74 лет назад по ним был нанесен непоправимый удар. Но в 1990-ые что-то пошло не так, и вот уже 28 лет концепция «выживает сильнейший» чуть ли не возведена в неформальную государственную идеологию.
Социальный дарвинизм (социал-дарвинизм) — социологическая теория, согласно которой понятия «естественного отбора» и «выживания сильнейшего» в борьбе за существование, выявленные Чарльзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.
Данные теории появились в Англии и США в 1870-х годах. Социальные дарвинисты подчеркивали значение соревнования между людьми в условиях либерального капитализма; тогда как реформистский дарвинизм отстаивал понятие вмешательства правительства в социальное развитие, идеи евгеники, расизма, империализма, фашизма, нацизма и борьбы между национальными или расовыми группами.
Принципы социал-дарвинизма схожи с основными постулатами лессеферизма и капиталистической экономики: все эти учения ставят человека перед выбором: «либо плыви, либо тони», признавая всех, кто не смог приспособиться к условиям капиталистической экономики, «людьми низшего сорта».
«Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом — новые вырастут».Анатолий Чубайс.
Однако многие биологи и историки заявляли, что принцип социал-дарвинизма — это натуралистическая ошибка, так как теория естественного отбора предназначена для описания биологических явлений и не должна быть использована как моральное право в человеческом обществе. Одним из известных критиков социал-дарвинизма был Пётр Кропоткин. В своей работе «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902) он приводит доводы, что в живой природе и в человеческом обществе кооперация и взаимопомощь являются более естественным явлением, чем конкуренция в борьбе за выживание.
В своих крайних реакционных вариантах социал-дарвинизм близок к евгенике и расизму и служит обоснованием превосходства наследственных свойств господствующих классов, групп или рас, а также оправдывает милитаризма и империализма во внешней политике.
Сегодня из-за отрицательной оценки теории социального дарвинизма, особенно после злодеяний нацистов в период Второй мировой войны, осталось мало людей открыто называющих себя социальными дарвинистами, и этот термин обычно воспринимается как бранное слово.
Известные социал-дарвинисты:
Герберт Спенсер. «Социальной организм» (1860);
Томас Мальтус. «Опыт закона о народонаселении» (1798 г.);
Фрэнсис Гальтон. Ввёл термин «евгеника»;
Фридрих Ницше;
Эрнст Геккель.