Юрий Антонов: «Не следует путать единство коммунистического движения с объединением партий»

Что такое организованный народ?    Это народ, большая часть которого входит в организацию, члены которой связаны общими обязанностями и общей системой сообщений.  Это народ имеющий избранный общий доверенный, руководящий орган, действующий в соответствии с волей народа.  

Единство всего народа невозможно, слишком велики противоречия между хозяевами и наемными работниками.   Поэтому будем добиваться единства пролетариата.  Классовое единство наступит тогда, когда пролетариат почувствует себя единым классом. Сейчас такого осознания нет.  

Осознание приходит во время совместных действий.  Экономическая  борьба пролетариата за повышение зарплаты и улучшение условий труда конечно сплачивает группу трудящихся или трудовой коллектив, но не ведет к объединению всего пролетариата. Чтобы не было раздробления  движения —  каждая группа сама за себя,  у работников должно быть развито чувство солидарности. Признаком наличия такого чувства служит наличие забастовок солидарности.  Их пока нет. 

Солидарность возникает при понимании близости  проблем друг друга, а это понимание появляется только при знании сущности этих проблем.  Нужны информация и умение анализировать. Для информации требуется связь трудовых коллективов между собой,  для анализа требуется умение, достигаемое учебой.    Приходим к выводу, что для обретения единства пролетариату  для начала нужен объединяющий орган, еще прежде появления организации. Задача органа —  обеспечение связи  коллективов  и доступности  учебы  для каждого их члена. Тогда будет достигнуто единство . 

Таким органом может быть собрание хотя бы по одному человеку от каждого коллектива.  Такое собрание выявит единство стремлений коллективов, но и различие их помыслов.  Совместное обсуждение должно прояснить общность положения всех и распространить понимание на всех трудящихся.   Для организации таких встреч требуется помощь, и пропагандистская, и материальная.

Коммуна  в переводе на русский означает община , коммунизм, это движение к общественному единству.  Каждый коммунист и  партия, считающая себя коммунистической обязаны  оказать помощь в средствах связи и в помещениях.

Единый орган и единая информация способны организовать единые действия.

Митинги и шествия, конечно, выражают мнение пролетариата, но и только.  Настоящее влияние может оказать всеобщая политическая стачка.  Даже не сама стачка, только лишь наличие возможности её проведения уже вынуждает власти что-то делать.  Любая власть не хочет революции,     и будет вынуждена пойти на уступки.      Добьемся уступок, укрепим осознание своей силы.   Исключительно сила пролетариата и ничто кроме неё   способна изменить общественный  строй.                                                       

        Не будем путать единство коммунистического движения с

объединением партий

 Партии могут быть разъединены, а коммунистическое движение

сильно и едино. Партии могут объединиться,  а в коммунистическом

движении, которое они составляли, будет полный разброд.  Сейчас  у нас и партии разделены и в движении разлад и спад.

Координирование действий способствует сближению, но не

 формирует общую политическую позицию и общую дисциплину.

           Однако объединение некоторых партий может быть хорошим

инструментом для достижения единства.   При объединении вырабатывается единая позиция.  Мало того, возможно исправление собственных ошибок и заблуждений.        Как же  нам объединиться?

    Совещания, проходящие иногда между лидерами партий, конечно

являются положительное явление, однако каждый из них выражает свою личную позицию, которая не во всех вопросах совпадает с мнением

большинства партии.

 Для реального объединения необходима коллективная работа. В этом процессе главными участниками  должны стать Центральные Комитеты

партий и центральная партийная пресса обоих партий.

Один из вариантов, это совместный пленум Центральных Комитетов с полной гласностью,  обсуждением в местных организациях, и публикацией отзывов.  Это будет не референдум, но не менее полезное выявление общего мнения.

Задача – сформировать общую позицию, идеологию  и общий порядок действий, а  отсюда уже вытекают общие  программа и устав.

Так может быть произведена подготовка к объединительному Съезду.

Прежде всего поймем необходимость размежевания для объединения в единую партию. Это будет первый шаг к единству. Без размежевания возможно создание объединения – рыхлого и неустойчивого образования, неспособного объединить и организовать кого-либо.  К победе способна вести партия, связанная и взаимопониманием, и жесткой дисциплиной.

                Не надо путать разделение и размежевание.
               Разделение,  это отделение друг от друга, приобретение отдельной   самостоятельности (самости), независимости как организационной, так и         политической.
                   Размежевание, это определение границ объединения, это               предварительное     определение состава объединения, выявление общих        принципов, общих   целей, общих методов. Размежевание придает                  целенаправленность    объединению.

В объединении должны участвовать все лица — носители коммунистической идеи и не должно быть случайных попутчиков и приспособленцев к      известному бренду.
Тогда объединение даст настоящую, боевую, активную партию, способную   стать лидером рабочего движения.

Разделение продолжается , а размежевания как не было, так и нет

Что нужно?  Нужны границы, межи,  идеологически отделяющие          коммунистов от антикоммунистов. Без этого никогда не будет ясности, в чем состоит разница между коммунистами и антикоммунистами.

Партии, имеющие похожие названия, размножаются и разделяются по   разным причинам, по личным, финансовым  и другим, но редко  по                     идеологическим.

                 Разделение, это отделение между людьми и группами людей, а размежевание, это  разделение между идеями и идеологиями. Для                 размежевания необходима четко сформулированная идеологическая позиция, о приверженности которой заявляют все члены определенной общественной группы. Если обнаруживаются еще общественные группы  или отдельные     лица с той  же позицией, то возникает возможность объединения. С группами другой      идеологической позиции возможны союзы и взаимодействие, но     .образование единой партии невозможно.

Для устойчивого  объединения необходимо знание уже имеющегося      единства идеологий, то есть целей, методов их достижения  и желания            общего  участия в борьбе за общие идеалы. 

Первое, что необходимо —  выявление и признание этих общих идеалов, документально выраженное. Например, согласованная всеми и принятая всеми программа или манифест. Под условия такой программы возможно            объединение.    И это требование текущего момента.

Каждые коммунист должен понимать необходимость образования единой партии. Если человек, называющий себя коммунистом, не понимает такой необходимости, или тем более сопротивляется ей, он не  может считаться коммунистом.

В позапрошлом и прошлом веках, размежеванием называлось официальное  разграничение сфер и мест деятельности. Для каждого это означало прежде всего определение своих границ.  В наше время размежевание коммунистического движения происходит по идеологическому принципу. Марксистских движений и партий, а также называющих себя коммунистическими много, но отличаются они своей идеологией, то есть целями и способами их достижения.    Цели и методы определяют действия партий и групп.  Объединиться в единую партию способны только партии и движения, а также отдельные лица, намеренные совершать одинаковые действия в одинаковом направлении. Действия частей партии в разных направлениях и с разными целями для единой партии неприемлемы. Для размежевания нужно сначала определить свою собственную позицию.  Для объединения нужно знать границы объединения.

Без четкого определения целей и методов действий, разговоры и призывы к объединению будут пустым звуком. Объединяться могут только признающие общую идеологию, и не только признающие, но и обязывающиеся её соблюдать.

Достижение такого состояния возможно при взаимообмене мнениями,  взаиморазъяснении своих программ, сознательных компромиссах и других работах по сближению позиций.  Личные обиды и мелкие тактические интересы должны отойти на второй план.

Не понимать этого, или изображать непонимание, могут только скрытые враги коммунистического движения, от которых нужно отстраняться и избавляться.

                        Отношения с другими партиями

Нашей партии по ходу дела приходится вступать в контакты с другими партиями и движениями.  Главной целью  этих контактов  с нашей стороны должно стать провозглашенное нами при образовании партии объединение всех коммунистов на принципиальной идеологической основе.

Требуется выработать эту идеологическую основу, то есть размежеваться, найти ту идеологическую межу, которая отделяет коммунистов от не коммунистов.  Большинство  партий левого направления объявляет себя коммунистами, однако у каждой их руководство провозглашает свою личную идеологию, отличную от других. Да и в погоне за ростом численности в партии принимаются идеологически неустойчивые личности, иногда даже противники.   

Найденная межа будет проходить через тело каждой из партий,  но другого выхода нет.  Естественно, придется избавиться   от некоторых личностей, неготовых принять общую позицию.  Наименее болезненно в этом плане может произойти объединение таких идеологически  близких партий как ОКП и РКРП.  Для ряда лиц в обеих партиях это будет противоречить их личным убеждениям и накопившимся обидам,  но коммунист тем то и отличается от не коммуниста, что он может переступить через личное во имя общественного.  С теми, кто не может, придется размежеваться.

Такое объединение положило бы начало объединительному процессу. Если читать партийную прессу обеих партий,  то создается впечатление, что не о чем спорить, и тем не менее. Очень важно подготовить согласованный вариант общей программы.  Стопроцентно марксистско-ленинской.                                                            Временные оценки и разные мнения  по поводу событий сегодняшнего дня должны быть отброшены.  Должны присутствовать главные цели и пути их достижения.

Первое возникшее объединение будет примером для остальных .  Многие коммунисты, исторически оказавшиеся в рядах разных партий, желают объединения, но руководство препятствует и пресекает даже разговоры на эту тему.  Особенно  у  партий, погрязших в оппортунизме.  Даже партии имеющие сектантские наклонности ближе к объединению.

В составе всех партий, объявляющих себя коммунистическими, имеются лица с коммунистическими убеждениями.  Работа в их среде  может дать прямые результаты по привлечения членов партии, и косвенные по влиянию на руководящие круги в активизации совместных действий партий.

                О структуре объединенной партии

Идея диктатуры пролетариата  состоит в том, что представлять волю народа имеют право только представители пролетариата и никто другой.     Идея  советской власти состоит в том, что верховенство среди ветвей власти принадлежит представительной власти. Диктатура пролетариата в форме советской власти объединяет оба принципа.

Отсюда и только отсюда надлежит строить перспективу формирования органов власти, соблюдая максимальную демократизацию этого процесса.

Представительная советская власть вначале  формировалась путем ступенчатого представительства. цель такой формы состояла не столько в обеспечении обратной связи, сколько в отборе лучших, наиболее подготовленных представителей и в наиболее объективном выявлении воли трудящихся масс.  Исполнительная власть (органы) назначалась представительной путем выборов, как правило, из своего состава, чем обеспечивался контроль над ней. Контроль был, правда, периодический и неполный.  Естественным образом исполнительная власть всегда стремится получить больше полномочий , чем предоставляет ей представительная.

Однако исполнительная власть сталкивается с ограничениями в виде выборности исполнительных структур нижнего уровня. Вот тут появляется вопрос об исполнительной вертикали, то есть о назначаемости власти нижних уровней. При этом происходит отход от идеи советской власти, и соответственно от идей диктатуры пролетариата.

Другой вариант нарушения главных принципов – объединение представительной и исполнительной властей. При этом концентрация власти приводит к развитию чиновничьего эффекта – поминания под себя низовых структур и , как следствие снижение  и нивелирование роли представительства.  Никакая обратная связь в виде отзыва не поможет. Только повышение роли и полномочий представительных структур может выровнять ситуацию. Исполкомы должны оставаться органами Советов, а не самостоятельными властными единицами. Так это и было в конституции 1918 года.

Ошибки в смешивании представительной и исполнительной власти ещё жестче нельзя допускать и партийных структурах. Ступенчатая представительность комитетов неизбежно  приводит к неограниченности власти этих комитетов. Процедура отзыва , как бы она не была организована будет не эффективна. Только наличие чисто представительного органа могло бы компенсировать иерархичность исполнительной власти. Совет секретарей нижестоящих организаций – это только совещательный орган, и он не может влиять на исполком, а конференцию созывать по персональным поводам слишком затратно и в финансовом, и в моральном плане.  Единственное – это постоянно действующие комиссии Конференций и Съездов, не являющиеся органами власти, имеющие узко ограниченные сферы  деятельности, но представляющие высший орган.

Схема отзыва, конечно, дает эффект, но только в случае организованных и постоянно  поддерживаемых горизонтальных связей.  Значительно более эффективна подотчетность, как сверху, так и снизу. Только отчетность дает настоящую обратную связь.  Регулярные тематические публичные отчеты руководителей по запросам рядовых членов и беспартийных позволяет установить постоянный контакт партийных руководителей с пролетариатом.

 Серьезную ошибку допускают отдельные товарищи, когда считают, что можно отчет руководства проводить после завершения выборов этого руководства. Как же выбирать без оценки предыдущей деятельности?

Таким образом что в партии , что в органе советской власти  представительный принцип – в представительном органе , выборный принцип в исполнительном органе. Замыкать исполнительную власть саму на себя нельзя.

Поскольку степень развития регионов страны разная, уровень политического сознания разный , возможно столкновение различных мнений.

При демократизации возникнут различные течения и фракции , что ослабит или разрушит партию. Всякую партию надежно объединяет только одно – идеологическое единство. Только оно препятствует фракционности и расколам. В Уставе должна быть предусмотрена централизация идеологической работы.

Для того, чтобы избежать искажений и нарушений в политике партийный устав дожжен быть дополнен регламентами деятельности всех партийных органов снизу до верху. В таких регламентах должны быть предусмотрены право на организацию дискуссий и жесткий порядок их проведения. Их проведение должно быть обязательно связано с идеологическими комиссиями и служить базой для работы этих комиссий.

Развитие марксизма питается политическим творчеством масс. Только партия, имеющая гибкую структуру и развивающуюся идеологию способна к победным свершениям.

Самое главное именно формирование демократической, творческой обстановки коллективной идеологической работы. Свободное обсуждение вопросов стратегии и тактики, как равно и текущего момента. Критика и самокритика. Оговоренная в уставе обязательная публикация запросов в случае несоответствия политики руководителей с мнением нижестоящих организаций (именно организаций , а не органов). В сочетании с правом отзыва – это эффективное средство против авторитаризма.

Местническая структура органов информации вносит опасность фракционности и идеологического раскола.

В связи с этим нужна жесткая централизация системы пропаганды и агитации. Все средства информации, во-первых, должны быть подчинены центральным партийным органам, во-вторых, обязаны публиковать запросы низовых ПО и обязательные ответы на них вышестоящих органов.

 Обязанность центральных органов — вынесение наиболее животрепещущих проблем на общепартийное обсуждение. Ведь сейчас, в КПРФ практически  нет идеологической службы. Только цензура и рупор руководства. Нет идеологической службы и в других компартиях.

Такое приводит к идеологическому застою. В 21 веке нужны новые идеи построения социализма, и новый анализ путей и методов классовой борьбы.

Ещё раз скажу – сила партии не в приказной дисциплине, а в сознательной. А сознательная дисциплина возможна только при полном равенстве прав личностей и идеологическом единстве. Без совместного труда этого не достичь.

При создании партии важно сформировать  отлаженную , активнодействующую структуру  партийных органов.

  Форма важна не менее , чем содержание. На начальном этапе форма ставит границы содержания, и при развитии содержания оно может задохнуться в  изначально  неправильно избранных формах.  Форма создаётся легче, содержание появляется и развивается в муках.

Какие пункты обязательны  в Уставе, чтобы избежать оппортунизма, обюрокрачивания, вождизма, раскольничества и проникновения враждебных элементов.
       В Уставе должны быть указаны обязанности не только рядовых коммунистов, но и руководящих органов и лиц. Руководство накладывает ответственность. Ответственность сильна отчетностью. Причем необходима отчетность не только регламентированная, но и отчетность по требованию. Как перед партией, так и перед классом.


         В Уставе должно быть предусмотрено формирование и избрание идеологических комиссий, заботой которых должно стать сохранение чистоты марксистско-ленинского учения и его развитие в приложении к современной действительности. С контрольно-ревизионных комиссий эти обязанности должны быть сняты. В ведении идеологических комиссий должны быть проводимые дискуссии и средства массовой информации. Политучеба, организация дискуссий любого уровня и публикация результатов в исключительном независимом ведении ИК. В остальном ИК подчиняются комитетам.

 Партийные референдумы как совещательные, так и волеизъявительные должны сопровождаться предварительной разъяснительной работой , чтобы избежать анархизма и охлократии. Разъяснительная работа поручается идеологическим комиссиям.

              Должно быть предусмотрено наличие органа, негласного анализа попыток проникновения провокаторов и вражеских агентов.

             В уставе должен быть оговоре порядок принятия решений.
Наиболее важные решения принимаются на общепартийном референдуме.
Решения принимаются на собраниях, конференциях, съездах. Действуют до отмены.
Постановления принимаются Комитетами с указанием срока действия.
Указания принимаются секретарями, бюро, действуют до собрания или заседания

              Функции всех органов и лиц должны быть разделены на права и обязанности.  Отчеты проходят перед выбравшей и выдвинувшей организацией , а также перед трудовыми коллективами, в письменном виде, или Советами при их создании.
                    Централизация и дисциплина не отменяют инициативу. Сознательная дисциплина, это исполнение решений не слепо, а с инициативой, со знанием дела и с желанием, как добивался Суворов  «Каждый солдат должен знать свой маневр».  Чтобы рядовые члены партии работали  с желанием и со знанием дела , они должны уважать руководителя, а уважать по приказу нельзя.     Организовать   подчинение  можно, а организовать уважение никак. Уважение руководителю надо заслужить.

Только в совместной целенаправленной, не формальной работе,  работе на результат формируется и укрепляется партийное единство. Для организуемой партии имеется подготовленная ситуацией в стране работа — формирование объединяющего пролетариат органа Совета  депутатов трудящихся.    Это очень важно: для расширения влияния партии, для создания резерва партии, и , в конце концов для корректировки партийного курса, чтобы партия не отрывалась от интересов пролетариата, с одной стороны, и с другой стороны, чтобы пролетариат  усваивал идеологию марксизма-ленинизма .

Важный фактор в процессе создания партии, это её печатный орган.  Кто создал РСДРП?  Можно говорить Ленин, можно перечислять фамилии других лидеров и это будет правильно, но все-таки огромную, просто титаническую  черновую работу выполнили агенты «Искры». Доведение печатного органа  до трудящихся сформировало партийные ячейки по всей стране и сформировало единое направление их деятельности. Газета это и пропаганда, и агитация, и информация, и руководство к действию. Ни одно другое средство информации, включая интернет и телевидение пока  не в состоянии её заменить во всех аспектах.

Поэтому газета нужна партии как воздух.                                            Надо учитывать, что газета, это не только финансирование,  редакция, авторы, печатный станок   и т.п.  Газета, это главным образом организованная сеть  её распространителей.

Парламентская деятельность популярна в настоящее время. Она  дает возможность для парламентария получить широкую известность,  обеспечить себе дополнительный доступ к СМИ, временно получить финансовую независимость. Для партии, которую  он  представляет, возможность обретения дополнительных контактов и связей, некоторую трибуну  и организационный центр .  

Парламентская деятельность не может решить ни вопросы нужд пролетариата, ни вопросы подготовки революции. Чрезмерное увлечение парламентской работой ведет в тупик.

Вообще наша задача не овладение большинством в парламенте, являющимся в наше время формой буржуазного правления, а переход  от парламентаризма к пролетарской демократии.

Парламентская деятельность является, конечно, вспомогательным средством, так как  проникновение наших представителей в органы власти при грамотных гибких действиях позволит внести в эти органы разногласия. А публикация  антиправительственных критических выступлений сторонников власти  расшатывает доверие к власти вообще.

Кроме того, нахождение в парламенте предусматривает  контакт с  правительственными органами   и приспособление к ситуации. Небольшая идеологическая неустойчивость при этом  ведет к проявлениям оппортунизма.

В процессе парламентской деятельности, включая предвыборную кампанию, а также при организации массовых мероприятий, любой партии приходится вступать в переговоры с другими партиями и движениями.  Зачастую эти переговоры заканчиваются заключением временной или постоянной коалиции.  Это накладывает на партию некоторые дополнительные обязанности и ограничения.  Работа в этих условиях заставляет партию вносить коррективы в свою практическую политику, но как известно,  бытие определяет сознание. Изменение некоторых направлений деятельности приводит к изменению характера взаимодействия с населением , изменению направления использования средств массовой информации, изменению содержания заявлений руководства партии.

Очень часто эти изменения по-разному оцениваются рядовыми членами партии, вызывают изменение отношения населения к партии,  а, как говорится, сказал А , говори  Б, возможно размытие идеологии партии.

Последствия заключения коалиции трудно предугадать ,  поэтому при всех переговорах нужно руководствоваться какими-то критериями , которые позволят отвергнуть  вредные для коммунистического  движения союзы.

Никакие материальные или ситуационные выгоды партии не могут приниматься во внимание и быть причиной для блокирования.

                  Пролетарская демократия,  её особенности   

Симбиотические, анархические, охлократические государственные структуры не нашли широкого распространения в человеческом обществе. В подавляющем большинстве случаев использовалась иерархическая структура, характер которой определялся способом её построения. Если структура строилась сверху как в монархических, клерикальных, президентских,  императорских, военно-диктаторских  и т.п. государствах, то она называется деспотической и основывается на личной диктатуре.

Если структура строится снизу, её называют  демократией.  Всякая демократия, имевшая место в истории, была определенным образом ограничена. В  рабовладельческом  обществе —  ограничена гражданством,  в феодальном —  сословием,  в буржуазном —  сначала имущественным цензом, потом просто свободным капиталом,   в пролетарском обществе — классовым принципом.

Буржуазная демократия в современном обществе ограничена финансовыми возможностями. Права-то официально у всех одинаковые, а возможности разные. Избирательная кампания стоит больших денег и при этом еще действует административный ресурс. 

Пролетарская демократия предоставляет всем, участвующим в выборах равные возможности путем  ведения кампании за государственный счет.  Но от участия отстраняются представители паразитирующих классов. Кроме того, для достижения справедливости от участия должны быть отстранены действующие чиновники, что, к сожалению, в СССР не соблюдалось. Систематическое участие чиновничества в представительной власти приводит к обюрокрачиванию, и не только власти, но и правящей партии. Чиновники сами себя назначают, а правящая партия удерживает этих чиновников в своем руководстве и свою политику подстраивает к поддержке этого состояния, так что происходит сращивание руководства партии с чиновничеством, в результате партия теряет значительную часть своей пролетарскости.  Противодействовать этому мог только производственный избирательный принцип. Пока действовал хотя бы территориально–производственный принцип, пролетарскость еще в какой-то степени сохранялась, как только перешли к полностью территориальному, она закончилась.

Пролетарскую демократию называют диктатурой пролетариата, что правильно  по сопоставлению с диктатурой буржуазии (буржуазной демократией).

Ликвидация диктатуры пролетариата это, ликвидация пролетарской демократии , установление буржуазной демократии, это установление диктатуры буржуазии.

У всякой власти есть форма и содержание. 
Советская власть есть специфическая форма власти.

Во-первых, эта власть представительная, во-вторых, она первична по отношению к остальным ветвям власти (исполнительной и судебной) .

Идея Советов состоит в непосредственном допуске к власти всей массы избирателей.

При данной форме власти она может иметь различное содержание. Возможна буржуазная демократия, по сути дела диктатура буржуазии, возможна диктатура пролетариата, возможно построение Советов по политическому принципу, по национальному, по религиозному.

Нас интересуют Советы как форма диктатуры пролетариата. Что это значит? 

Устройство диктатуры пролетариата не должно сбиваться в сторону парламентаризма.   Идея Советов как раз и была идеей прямой демократии пролетариата и прямого управления Советами.  В момент создания Советов  пролетариат не располагал достаточным количеством технических специалистов для ведения  производства  и организационных специалистов для руководства народным хозяйством. Потребовалась исполнительная вертикаль для контроля и направления действий вынуждено необходимого промежуточного звена буржуазных специалистов. Роль исполнительной вертикали взяла на себя партия, сохранившая эту роль до конца. 

Недаром  В.И. Ленин  призывал трудящихся учиться, учиться и учиться управлять.  Урок истории говорит нам , что диктатуру пролетариата нужно заранее  готовить, несмотря на все сопротивления буржуазии.  Из профессионалов не так сложно подготовить технических специалистов , но для управляющих необходимо специальное обучение.  Особенно оно необходимо для депутатов Советов. Обученные депутаты в состоянии включиться в непосредственное коллегиальное хозяйственное управление  производством, что снижает роль исполнительной вертикали. Её необходимость совсем снимается созданием представительной вертикали.

Для управления необходимо: во-первых, знание предмета управления, то  есть владение специальностью, соответствующей руководимой отрасли, во-вторых, владение наукой управления. Недаром В. И. Ленин неоднократно повторял свой призыв  к коммунистам и комсомольцам  »Учиться, учиться и еще раз учиться».  А чему учиться ?   И Ленин уточняет: учиться управлению.  Неумелый пролетариат не сможет управлять. К сожалению,  программа обучения пролетариата закончилась на первых этапах. Были пройдены этап ликбеза, и этап  рабфаков .  в дальнейшем образование пролетариата утонуло в общеобразовательной политике.  В депутаты Советов по-прежнему избиралось  много не готовых к этому лиц, а у уже избранных депутатов не было обязанности изучать науку управления.

В результате Советы не могли руководить народным хозяйством, и вынуждены были поручать это доверенным лицам, формируя, таким образом, исполнительную вертикаль.


                        Разумеется, трудно предположить, что без предварительной работы  найдется достаточное количество пролетариев, способных выполнять депутатские функции. Для развития этих способностей необходимо организовать обучение как депутатов, так и потенциальных кандидатов в депутаты . учеба должна быть обязанностью всего пролетарского актива.

Подготовка должна проводиться массово и уже сегодня и для будущих Советов, и для сегодняшних парламентов.