Сейчас уже мало кто знает и помнит, впрочем, и ранее мало кто ведал о грозном предупреждении, прозвучавшим в 1942 году из пражской тюрьмы Панкрац, в книге «Репортаж с петлёй на шее» (в русском переводе известна также как «Слово перед казнью») Юлиуса Фучика, чешского журналиста, коммуниста, погибшего в фашистских застенках.
Вот эти замечательные слова, которые должен знать каждый социально активный человек: «Не бойтесь врагов — они могут только убить; не бойтесь друзей — они могут только предать; бойтесь людей равнодушных — именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете. … Люди, я любил вас. Будьте бдительны!»*)
О! Как он был прав!
К большому огорчению, именно сегодняшнее российское общество рай земной для «молчалиных». Как тут не вспомнить присказку, что «история ничему не учит», но только в изменённом виде «литература ничему не учит». Казалось, после такой уничижительной критики Молчалина и «молчалинства» А.С. Грибоедовым, этот тип и связанное с ним явление должно навсегда исчезнуть из нашей жизни.
Ан, нет. Жив курилка, да ещё и празднует бал. Разве «едроссовское» большинство в Федеральном Собрании РФ, в законодательных, представительных и исполнительных органах субъектов федерации и муниципальных образований не демонстрирует родовые черты Молчалина? А именно: «уступчив, скромен, тих»; имеют талант: «умеренность и аккуратность»; но главное «не смеют своего сужденья произнесть», ибо им «не должно сметь своё суждение иметь». Это с одной стороны.
А с другой – «они хозяева положения, ибо не остановятся ни перед чем» (Ю.В. Бондарев), и отравляют жизнь ядом фальши, цинизма, бездуховности. В этом главная социальная опасность «молчалиных» XXI века.
Написанная двести лет назад комедия «Горе от ума» как будто повествует о нашем времени. Очевидно, прав А.А. Блок, назвавший «Горе от ума» произведением «непревзойдённым, единственным в мировой литературе не понятым до конца». Поистине: «…как посравнить, да посмотреть// Век нынешний и век минувший», так и хочется воскликнуть вслед за Чацким: «Дома новы, но предрассудки стары. (…) не истребят// Ни годы их, ни моды, ни пожары».
Оглянитесь окрест – сколько молчалиных, загорецких, репетиловых, фамусовых, скалозубов и прочая, и прочая… найдём сегодня среди нас… Несть им числа… И разве сегодня мы не живём в этой
«…мучителей толпе,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором».
А сколько сейчас развелось так называемых «светских львиц», генеральш в силовых структурах, выборных органах, которым поклоняемся всерьёз, не ведая, что поклоняемся:
«Тряпкам, костям и пучку волос –
Что всё это пустою бабою звалось»,
как писал Р. Киплинг (перевод К.М. Симонова). Впрочем, всё это подходит и для мужчин демократического розлива. Где сейчас борцы против мнимого засилья КПСС, патриоты гласности и свободы на словах, а на деле оказавшиеся патриотами собственного кармана. Кому не удалось пристроится у властного корыта, те пополнили ряды «пятой колоны»
Печальнее всего, что и в оппозицию затесались эти «герои Грибоедова», хотя их немного, но вред от них большой. И как двести лет назад сегодня стоит вопрос:
«Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?..»
Ловлю себя на мысли, что цитатами из комедии можно описать всю современную жизнь, лишь иногда вставляя между ними связующие слова. Комедия звучит не только как приговор отживающему свой век дворянству, но и всем будущим поколениям обывателей, мещан, филистеров, живущим по принципам угодничества пред сильными мира сего. Это приговор и нынешнем российскому обществу и, прежде всего, так называемой элите. И как прав Грибоедов, говоря устами Чацкого:
«…из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет».
Сегодня, как никогда, трудно человеку с русским национальным сознанием и в культуре, и в политике, и в жизни, ибо у большинства нашего народа не «истребил господь нечистый этот дух// Пустого, рабского, слепого подражанья».
Но здесь, как говорится издревле на Руси: «На Бога надейся, а сам не плошай». А мы вот оплошали. После загадочной смерти Сталина позволили в советском обществе набрать силу мелкобуржуазной мещанской психологии, психологии потребительства, и это одна из главных причин временного поражения социализма в нашей стране, на которую никто не обращает внимания.
Ведь на защиту социализма не встали ни рабочий класс, ни девятнадцать миллионов, называвших себя коммунистами. Все они, за исключением немногих, блюли, если так можно выразиться, свои шкурные интересы. Не потому ли большинство партийных руководителей так хорошо вписались в систему новой власти и с прежней настойчивостью успешно проводят антинародную и антикоммунистическую политику, прежде всего, не забывая себя любимых, перефразируя героя «Кавказской пленницы», постоянно «путая государственную шерсть со своей».
Но и рабочий класс покорно согнул шею пред новыми господами-эксплуататорами, и даже не помышляет объединяться для защиты своих экономических интересов, а также для защиты своих товарищей, выбрасываемых хозяином на улицу. И если в конце XIX -начале ХХ столетий было немало среди инженерно-технических работников, учителей воскресных и земских школ, земских врачей несущих в умы трудовых людей социалистические идеи, то сегодня среди таковых днём с огнём не сыщешь. У них «равнодушие ко всему на свете, кроме удобства для своего зада. Ради этого он продаст и предаст не только родную землю и свою нацию, но и весь мир» (Ю.В. Бондарев).
И сегодня, когда «совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (Л.Н. Толстой): англосаксонский и романо-германский Запад, отнюдь никогда не бывшим цивилизованным, а скорее «разбойником с большой дороги», более половины тысячелетия грабивший и державший в страхе всё человечество, впрочем, как и сегодня, пошёл крестовым походом на уничтожение Русского мира и расчленение России, все её народы должны сплотиться. Но, увы…
Понимаю, что в антагонистических обществах невозможно достичь морально-политического единства народа и власти. Но в истории бывали случаи, когда перед угрозой гибели государства, несмотря на антагонистические противоречия народ, и власть были едины. К примеру, Отечественная война 1812 года.
ПостЗапад объявил Россию агрессором, поскольку она вынужденно начала Специальную военную операцию (СВО) по демилитаризации и денацификации Украины, ибо иметь у своих границ представляющее опасность национальным интересам России змеиное гнездо фашистов-бандеровцев, поддерживаемых ультраглобалистами и нагло уничтожающих народ Донбасса, больше было нельзя.
Казалось, зная к чему привело заигрывание, а точнее скрытая поддержка западными «демократиями» (думается уместно в этом случае брать это слово в кавычки) европейского фашизма в тридцатые годы прошлого столетия, ныне они должны были объединить свои силы и помочь России ликвидировать бандеровский фашизм на Украине. Но не тут-то было. Западные «демократии» вновь наступают на старые грабли и как их далёкие предшественники скрытно толкали Гитлера к походу «Дранг нах Остен», против СССР, так и ныне они, забывая, что первые удары он нанёс по буржуазным странам, открыто снабжают бандеровцев оружием и пытаются безуспешно санкциями разрушить экономику России.
Пока им это не удаётся. Но силы неравны. Экономический потенциал России во много раз меньше, чем у коллективного постЗапада, да во многом и зависим от него. По человеческому потенциалу Россия тоже уступает ему. Проницательный читатель скажет, что такая обстановка была и в 1941 году. Верно. Но тогда в стране было морально-политическое единство, и Советский Союз довлел над Западом в мировоззренческой борьбе, страна была экономически самодостаточной и имела развитое народное хозяйство. А, главное, не было коррупции.
Ныне СВО расколола общество. Лучшие сыны Отчизны сражаются с укронацистами, ценою своих жизней освобождают братский украинский народ от бандерофашизма и защищают национальные интересы России. Патриотические граждане в тылу по силе своих возможностей добровольно оказывают материальную и финансовую помощь воюющим войскам. И на фоне возрождающего патриотизма как же мерзко выглядят обласканные властью представители масс-культуры, и слинявшие за рубеж, и оставшиеся в стране, обливающие грязью и армию, и Отчизну.
Но как гром среди ясного неба прозвучали для общества сообщения о взяточничестве и казнокрадстве высшими чиновниками министерства обороны в ранге заместителей министра. Вот и в министерстве здравоохранения вскрылись такие же явления. А не вскроются все эти пороки на всех этажах власти и во всех ведомствах?
Это какую же степень равнодушия иметь к своей Родине, к сражающим бойцам, чтобы заботиться лишь о своём кармане. Впрочем, для буржуазного общества это типично. Так было и в Первую мировую войну.
Почему равнодушие охватило власть предержащих в России? Надо признать, что корни этого явления тянутся в советское время, к «историческому» ХХ съезду КПСС, уже тогда вследствие необоснованной критики исторического пути Советского Союза, зародились первые плевелы равнодушия, проявившиеся в разочаровании в возможности строительства справедливого общества для всех. Имеющие доступ к распределению материальных благ потихоньку стали обогащаться и общество охватило стремление к потребительству.
Но спрос значительно опережал предложение, и возникли всевозможные тайные с криминальным душком схемы приобретения дефицита и «теневая» экономика. Дельцы её зачастую находили подходы к власть имущим и добивались их понимания. К тому же руководители районных, городских, областных, краевых и республиканских партийных и советских органов были выведены из-под контроля правоохранителей, а органы народного контроля были зависимы от партийных комитетов. Практически была устранена критика снизу, которую И.В. Сталин считал наиболее действенной и в то же время как участие рабочих в управлении государством.
В результате отказа от диктатуры пролетариата и объявлением Советского Союза общенародным государством рабочий класс утратил роль правящего класса и постепенно начал терять свою революционность, которую не восстановил до сих пор. Мелкобуржуазная стихия и равнодушие к судьбе Родины, судьбе своего народа овладела им. И это грозящая опасность будущего.
Безрадостная картина. Но выход всё-таки есть. Он не простой и не скорый. Нужно нравственное очищение общества. Его можно добиться только путём возвращения связи времён. В этом большую помощь может оказать русская классическая литература и советская литература доперестроечных времён. Необходимо также обратиться к древнерусской православной философии, философским поискам славянофилов и революционных демократов XIX века, к учению о ноосфере и, критически осмыслив их, развить марксистско-ленинскую теорию применительно к конкретным историческим условиям XXI века, чтобы спасти человечество от гибели в грязных лапах западнистского глобализма.
*) Очень близкий по смыслу этому тексту эпиграф к роману Бруно Ясенского «Заговор равнодушных». Роман не окончен, написан до 1937 года, но впервые опубликован в «Новом мире» в 1956 году. Автором эпиграфа указан Роберт Эберхардт, один из главных персонажей романа, немецкий интеллектуал-антифашист, антрополог.