Весной 1969 года произошел самый крупный вооруженный конфликт между СССР и Китаем на острове Даманском. Китайцы потерпели поражение и отступили. Интересно, что в китайских официальных источниках рассказывается другая версия событий: о вероломном нападении СССР на китайские территории и о блестящей победе китайских воинов.
Не смотря на то, что «в своих телевизорах» китайцы блестяще победили «агрессоров из СССР», но в том же 1969 году, уже в августе, им вдруг понадобилось «срочно развить успех». Хоть и на другом направлении. На казахстанском участке, в районе Джунгарского выступа, который охранял Уч-Аральский отряд советских пограничников была замечена подозрительная активность. В районе стали появляться хорошо вооруженные отряды китайских бойцов.
Не сложно было догадаться, что отряды китайского спецназа и вооруженной противотанковым оружием пехоты пришли сюда не просто так. Начальник пограничных войск Восточного округа предвидя неладное предложил китайцам провести переговоры, но натолкнулся на «стену молчания» и непонимания. В конечном итоге было решено готовиться к «горячей встрече» соседей.
Застава в районе озера Жаланашколь. Высота Каменная
Советские бойцы подготовили две маневренные группы усиленные двумя БТРами, а на самых опасных участках были вырыты окопы и траншеи. Как оказалось бойцы успели вовремя. Уже через пару дней две группы китайских бойцов в количестве девяти и шести человек нагло перешли границу СССР в районе пограничной заставы «Жаланашколь». До последнего солдаты не верили, что будет бой:
Офицеры кричали в мегафон провокаторам, чтобы они убирались с нашей территории, думали про себя: сколько можно? Но все же не верили, что будет бой, шутили, пересмеивались. Даже когда в атаку пошли, шутили. (рядовой Виктор Малахов «Литературная газета».)
Китайцы начали демонстративно окапываться не скрываясь и даже демонстративно выказывая пренебрежения к требованиям советских пограничников покинуть территорию. Вскоре стала понятна причина такой наглости. У границы в горном районе сосредоточился крупный китайских тяжеловооруженный отряд численностью более сотни бойцов готовый выступить в любой момент.
Фото найденное после боя у одного из китайских солдат
Китайские «диверсанты» явно ждали, когда советские пограничники нападут на них, чтобы вызвать поддержку основных сил а позже объявить о «еще одном» нарушении «всех международных норм» советской стороной. Впрочем, довольно скоро им надоело ждать и они первыми открыли огонь в сторону советских траншей. Им ответили огнем из БТРов.
Китайцы вели огонь не только с Каменной, но и с линии границы. У меня был ручной пулемет. Увидев небольшой бугорок, залег за ним, дал по окопам несколько очередей. В это время солдаты делали перебежку. Когда они залегли и открыли автоматический огонь, побежал я. Так, поддерживая друг друга, и двигались (Андрей Мусалов. Даманский и Жаланашколь. Советско-китайский вооружённый конфликт 1969)
На помощь своим «собратьям» выдвинулся первый китайский отряд численностью около сорока человек и направился в сторону сопки «Правая». На перерез им вышло несколько БТРов с заставы. БТР № 217 младшего лейтенанта Владимира Пучкова попал под шквальный огонь. У машины была пробита броня, заклинило башню. Командир приказал бойцам оставить БТР, а сам остался на месте и продолжил вести бой.
Подбитый советский БТР
В этот момент путь для отхода китайским бойцам преградил отряд из восьми человек старшего лейтенанта Вадима Ольшевского который поддержали еще два БТРа. Китайцы были окружены, но и не думали сдаваться. Обе стороны несли потери. Рядовой Виталий Рязанов смог подобраться к позициям врага и забросать их гранатами, но и сам был сражен пулей. Дело завершили товарищи Рязнова:
Мы лезли вверх по отвесной стенке… Гранат пять было брошено по нам из окопа. В том числе термитная. Я бросил гранату, и через несколько секунд мы увидели черный столб дыма впереди себя. И тут все смолкло («Ленинская смена» капитан Петр Теребенков)
Уже к девяти часам нарушители были выбиты со своих позиций. Трое из них были захвачены, девятнадцать уничтожены. Но и советские пограничники потеряли двенадцать своих бойцов. Это при том, что враг имел явное численное преимущество.
Захваченные трофеи
На поле боя в качестве трофеев были собраны: 4 пистолета ТТ, пулемет РПД, 9 карабинов СКС, 4 противотанковые гранаты, 27 ручных гранат, радиостанция, 6 кумулятивных снарядов, 2 кинокамеры (среди убитых были два кинооператора), фотоаппарат, длиннофокусный телеобъективов, а также другие предметы снаряжения и экипировки.(Источник: Россия (СССР) в войнах второй половины XX века, Институт Военной Истории Министерства Обороны Российской Федерации.)
Как оказалось китайцы готовились снимать какие-то фото и видеоматериалы. То ли для рассказа о «блестящей победе», то ли о «бессовестной провокации русских». Как бы то ни было, но планы их были сорваны. Причем советские пограничники сошлись в бою не с простыми солдатами, а с опытными бойцами, которые имели солидный боевой опыт:
Противник имел трехкратное превосходство. Его диверсионный отряд составляли опытные, квалифицированные, как сейчас принято говорить, спецназовцы. С нашей стороны в общей сложности в 65-минутном бою участвовало всего до 50 человек против 150–170 человек со стороны провокаторов (Источник: «Советско-китайские войны. Пограничники против маоистов» доктор исторических наук, генерал-майор Игорь Петров)
Младший лейтенант Пучков рассказывает о том бое в районе озера Жаланашколь
После того, как попытки китайцев «снять кино» на казахском участке границы не увенчались успехом, «соседи» решили, что съемки здесь им очень дорого обходятся и больше не пытались устраивать провокации. Советская пресса осветила в печати этот инцидент в тот же день. В сентябре 1969 года в Пекине глава госсовета КНР Чжоу Эньлай и председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин договорились о прекращении агрессивных действий.
Застава «Жаланашколь» существует и сегодня. На ее территории установлен небольшой монумент — штык-нож примкнутый к стволу автомата Калашникова и направленный в небо. Монумент служит напоминанием всем незваным гостям, что идут на чужую территорию с недобрыми намерениями. Наши воины всегда готовы оказать им «горячий прием».