Павел Корчагин о частной медицине

Есть главный врач, который управляет клиникой. Есть медицинский персонал, который лечит. Есть рабочий персонал, который обеспечивает эксплуатацию клиники. Но в таком случае зачем нужен собственник клики, например, телеведущая Малышева, если весь процесс лечения обеспечивают врачи, служащие и рабочие? Может быть, для собственного лечения? Но для этого ей достаточно одного врачебного кабинета или одной больничной койки. Или, может быть, для лечения других? Но для этого тоже достаточно одного врачебного кабинета и одной больничной койки. Или, может быть, Малышева лечит одновременно десятки людей в десятках врачебных кабинетах и в то же время ведёт шоу на телевидении?

Зачем вообще нужна в собственность отдельному человеку клиника, в которой лечатся сотни людей, а для лечения этих больных требуются десятки врачей? Что он с ней будет делать? Будет платить из своего кармана врачам и другому персоналу клиники зарплату, налог на имущество клиники, за техническую эксплуатацию клиники? Какую пользу извлечёт для себя собственник клиники, если не найдутся врачи, служащие и рабочие для обеспечения функционирования клиники?

В чём смысл частной медицины? Лечить или делать деньги? Только и только делать деньги. Иначе как же объяснить, что медицинские учреждения находятся в частной собственности частных лиц, которые часто не только не работают в этих учреждениях, а порой даже к медицине вообще не имеют никакого отношения?

Частная клиника – это обычное капиталистическое предприятие, которое используется собственником клиники – медицинским капиталистом – для эксплуатации медицинских работников.

Прежде чем пойти дальше, необходимо разъяснить понятие «эксплуатация человека человеком», ибо большинство людей не понимает смысла этого понятия. Когда говорят об эксплуатации человека человеком, то думают, что дело идёт о насильственном принуждении к труду одного человека другим человеком; и что, следовательно, эксплуатация человека человеком присуща только рабству и крепостничеству. Но это хотя и верно, но недостаточно точно. Эксплуатация человека человеком – это безвозмездное присвоение одними людьми продуктов труда других людей. Но это возможно и без насильственного принуждения к труду. Чтобы можно было эксплуатировать, достаточно, чтобы эксплуатируемый находился в какой-нибудь зависимости от эксплуататора: личной или экономической. А так как при капитализме все свободны, нет личной зависимости, никто не может никого насильственно заставить работать, то думают, что при капитализме нет никакой эксплуатации, что будто «каждый сам себе зарабатывает».  

Капиталистический способ производства покоится на том, что средства производства в форме частной собственности находятся в руках нерабочих – капиталистов, в то время как рабочие, лишены всякой собственности на средства производства, не обладают ничем, кроме собственной рабочей силы. При таком положении дел с распределением средств производства ясно само собой, что рабочие находятся в экономической зависимости от капиталистов, вследствие чего они вынуждены наниматься на работу к капиталисту, т.е. продавать капиталисту свою рабочую силу для того, чтобы получить от него определённую сумму денег и купить на них предметы потребления.

Рабочий продаёт капиталисту свою рабочую силу за известную плату в день. В течение нескольких часов он воспроизводит стоимость этой платы. Но согласно условиям своего договора он должен работать ещё ряд часов, чтобы целиком заполнить рабочий день; стоимость, которую он создаёт в эти дополнительные часы прибавочного труда, составляет прибавочную стоимость, которая ничего не стоит капиталисту, но всё же идёт в его карман.

Проиллюстрируем это на цифрах. Предположим, что рабочий день длится 8 часов. Допустим, что дневная стоимость рабочей силы воспроизводится за 4 часа труда. Если предположить, что 1 час труда равен 3 долларам, то она будет равняться 12 долларам. Если бы рабочий работал 4 часа в день, то никакой прибавочной стоимости он бы не создал. Но капиталист купил рабочую силу на весь день, и он заставляет рабочего работать в течение целого рабочего дня, который продолжается 8 часов. В течение этих 8 часов рабочий создаёт стоимость, равную 24 доллара, между тем как стоимость его рабочей силы равна 12 долларам. Таким образом, капиталист возвращает себе первоначально авансированный капитал (стоимость средств производства и зарплата рабочих) с приращением, или с избытком, равным 12 долларам, который называется прибылью. 

Допущение, будто рабочий за 4 часа вырабатывает полученную им зарплату и остальные 4 часа работает на капиталиста, является произвольным. Требуется ли ему для возмещения зарплаты именно 4 часа, или два, или пять, в данном случае это, конечно, совершенно безразлично и изменяется в зависимости от обстоятельств; но основное заключается в том, что капиталист, наряду с трудом, который оплачивает, выколачивает также труд, который он не оплачивает, и это – отнюдь не произвольное допущение, ибо в тот сам день, когда капиталист стал бы систематически получать от рабочего лишь столько труда, сколько он ему оплачивает в зарплате, в этот самый день он закрыл бы своё предприятие, так как в этом случае вся его прибыль пошла бы прахом. Прибыль, следовательно, есть результат эксплуатации рабочего капиталистом.

После того, как продукт готов, капиталист продаёт его. Полученные деньги, он (за вычетом всех издержек производства), делит на две части: одну часть составляет заработная плата рабочего, другую – прибыль капиталиста. А так как эти чистые деньги в каждом отдельном случае являются некоей определенной величиной, то ясно, что часть, именуемая прибылью, не может быть увеличена без уменьшения части, именуемой заработной платой. Отрицать, что капиталист не заинтересован в снижении заработной платы, это все равно что утверждать, будто он не заинтересован в увеличении своей прибыли. Наоборот, капиталист в своём неудержимом стремлении к обогащению доходит до того, что сводит заработную плату рабочего до физического минимума, т.е. сводит заработную плату рабочего к такой сумме денег, которая требуется для приобретения необходимых жизненных предметов потребления для того, чтобы не умереть от голода и продолжать работу. Яркий пример этого – установление капиталистическим государством МРОТа ниже биологического минимума.

Вернёмся, однако, к эксплуатации медицинских работников.

Медицина, как и все другие роды деятельности в буржуазном обществе, уже давно осуществляется на основе капиталистического способа производства, целью которого является не производство продукта или оказание услуг, а присвоение стоимости, точнее, прибавочной стоимости, т.е. прибыли. Медицинский капиталист отличается от промышленного капиталиста только тем, что вкладывает капитал (пресловутые инвестиции) не в сферу материального производства, а в сферу оказания услуг – лечение. С точки зрения капиталистического способа производства нет никакой разницы между услугой и производством материальных продуктов, ибо его цель – не производство или оказание услуг, а получение прибыли.

Медицинский капиталист (как и всякий другой капиталист) покупает рабочую силу медицинских работников по её стоимости, а выколачивает из неё гораздо больше стоимости, чем она стоит. То, что медицинские работники производят не материальный продукт, а платную услугу, не играет никакой роли, ибо прибыль капиталиста обусловлена не тем, в какую сферу вложен капитал: в материальную или не в материальную, а тем, что работники работают больше времени, чем требуется для воспроизводства стоимости их рабочей силы. «Капитал не изобрёл прибавочного труда. Всюду, где часть общества обладает монополией на средства производства, работник свободный или не свободный, должен присоединять к рабочему времени, необходимому для содержания его самого, излишнее рабочее время, чтобы произвести жизненные средства для собственника средств производства, будет ли этим собственником афинский аристократ, этрусский теократ, civis romanus, (римский гражданин), норманский барон, американский рабовладелец, волашский боярин, современный лендлорд или капиталист» (К. Маркс, Капитал, т.1, с. 246-247, К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 23, с. 246-247).

Но это ещё не всё. Когда говорят о так называемой страховой медицине (омс), то думают, что дело идёт о бесплатной медицине. Это не так. Уже простой факт, что лечение по омс застраховано самими лечащимися (определённый процент из дохода предприятия, который создаётся исключительно работниками предприятия) показывает, что лечение по омс не бесплатное, а платное. Страховая медицина – это платная медицина. Здесь плата за лечение происходит не прямо, а косвенно, через страхование здоровья человека на случай его заболевания. При этом медицинское страхование отдаётся государством на откуп частным страховым компаниям, орудующим в области медицины, что лишний раз доказывает, что при капитализме целью медицины является не лечение, а делание денег на болезни человека. Ждать при капитализме иной медицины имело бы такой же смысл, как требовать, чтобы кусок льда, брошенный в костёр, перестал таять.

В заключение – несколько слов об утверждении буржуазных социологов, будто причиной эксплуатации человеком является то, что люди в моральном отношении неравны и что это неравенство состоит в том, что один человек человечен, а в другом сидит зверь, который не знает жалости к другому животному, как к свое жертве. Но в таком случае не стоит и начинать борьбу против эксплуатации человека человеком. Ибо «Уже самый факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о том, имеются ли эти свойства в большей или в меньшей степени, – речь может идти только о различной степени животности или человечности» (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, с. 94, 1950 г.).

Действительно, когда животное нападает на свою жертву, то оно не думает о жалости, им движет инстинкт самосохранение. Ибо жертва есть необходимая пища для его существования; чтобы существовать, необходимо кушать. Не ты, так тебя; если животное не убьёт свою жертву, то останется голодным и сдохнет. Это – закон существования всякой жизни. В этом смысле степень животности человека в человеке достигает своей наивысшей точки при капитализме, которая наиболее ярко проявляется в профессии врача: человеку некуда деваться, и из него в буквальном смысле выкачивают все жизненные соки. Здесь то же самое, что и в животном мире, но только опосредовано деньгами. При капитализме человек без денег – не человек, а средство добывания средств существования и наслаждения для человека с деньгами. Но если в животном мире одно животное убивает другое животное прямо, то в человеческом обществе человек, обладающий деньгами, просто высасывает жизненные соки из человека, не обладающего деньгами, заставляя последнего добывать для себя пищу и, кроме того, обеспечивать ему наслаждения.