В октябре в подмосковном пансионате с замечательным названием «Снегири» состоялся Х (Октябрьский) Пленум ЦК КПРФ.
Перед началом доклада по традиции состоялась церемония вручения партийных билетов КПРФ нашим новым товарищам, среди которых были представители практически всех слоев трудящегося населения, причем в большинстве своем молодые люди, а также участники Специальной военной операции на Украине. Разумеется, я с большим уважением отношусь и к среднему, и к старшему поколению, однако, уже довольно давно наблюдая кадровый процесс в нашей партии, должен констатировать, что к нам идет всё больше и больше молодежи.
Сейчас уже ничего, кроме смеха, не вызывают постперестроечные надежды тогдашних «демократов» (так в 90-е называли разного рода либералов-замайдановцев-евроинтеграторов) на то, что Коммунистическая партия вымрет естественным путем. Уже в начале двухтысячных годов в одной из самых «либеральных» газет, ныне признанной иноагентом, я читал полную беспокойства статью, что, вопреки их ожиданиям, коммунистические идеи в народе не только не вымирают, но, напротив, устойчиво воспроизводятся. Сейчас этот процесс только усилился и ускорился. Более того, социологи указывают, что количество сторонников левых идей растет и качественно меняется. Так, например, наибольшее число сторонников Ленина и сохранения его в Мавзолее на Красной площади теперь находится в возрастной группе 18–24 года.
Как известно, бытие определяет сознание, и, думаю, ничто так не способствует росту левых настроений в народе, как реальная практика капитализма. Поэтому совершенно логично, что наши партийные мероприятия – от приемов в партию до обычных партсобраний – существенно омолодились. И, к слову, у меня, как у партийца с уже заметным стажем и давно не новичка в политике, нет никакого сомнения, что дальше этот процесс будет идти только быстрее.
Участники Пленума почтили память наших товарищей, 102 коммунистов, погибших в ходе Специальной военной операции. Снова, как и в Великую Отечественную, коммунисты – это сражающаяся партия, находящаяся на самом острие борьбы добра со злом, света и тьмы, жизни и смерти.
Тема сражающейся партии была глубоко раскрыта в докладе Геннадия Андреевича Зюганова «Исторический вклад социализма в разгром гитлеровского фашизма и японского милитаризма и задачи коммунистов на современном этапе». Сам доклад я не буду пересказывать, а настоятельно советую прочитать его в полном объеме, чтобы убедиться, насколько своевременны и злободневны поставленные в нем вопросы и насколько точно, прямо в цель, даны на них ответы.
В Советское время, когда мое поколение заполняло школы, Великая Отечественная война была для нас уже довольно далеким прошлым, хотя практически все ветераны, которые пережили эту войну, были совсем еще не старыми и крепкими людьми, в окружении которых мы выросли – они жили почти в каждой семье, выступали у нас в школах, в общем, мы общались с ними постоянно, в абсолютном большинстве дедушки у нас были фронтовики, а бабушки – труженицы тыла, многие из которых вынуждены были встать к станку в 14–15 лет.
Очень важно, и я прекрасно это помню, что всё они, буквально все, кого я знал, люди, пережившие величайшую, самую страшную в истории человечества войну, были очень добрыми и абсолютно, естественными, и, как бы сейчас сказали, не пафосными людьми. Я счастлив, что вырос среди этого поколения, что имел возможность с ними общаться, и, конечно, нам сейчас их очень, очень не хватает. Будь они помоложе и поживи подольше, никакой проклятой «перестройки» вовсе бы и не случилось.
Что еще важно и что, на мой взгляд, прямо перекликается с докладом на нашем Пленуме – очень многие вещи для нас тогда были аксиомой, такой же очевидной, как то, что Солнце восходит на востоке. В частности, что мы живем в стране, которая ведет за собой всё человечество, потому что построена на самой правильной и самой светлой идее. Именно благодаря этой идее наша страна под руководством Коммунистической партии победила фашизм. Даже не обсуждалось, причем как нами, так и нашими соперниками, что роль Советского Союза в разгроме фашизма была решающей, значительно большей, чем у всех остальных вместе взятых. Тогда, помню, роль «союзников» мы видели в том, что они открыли Второй фронт против гитлеровской Германии в 1944 году, только когда стало ясно, что мы справляемся и без них, и вся Европа, а не только восточная ее часть, имеет все шансы стать социалистической.
Для нас также аксиомой было то, что фашизм во всех его проявлениях, как и любая его символика, – это абсолютное зло, с которым, как со смертельно опасным вирусом, не может быть никаких компромиссов.
И еще мы знали, что в стенах нашей крепости – СССР, с нашими друзьями, братьями и союзниками из стран Варшавского договора, мы находимся в полной безопасности. И действительно никто больше, после разгрома фашистской Германии, не рисковал пробовать нашу страну на прочность в военном смысле. Да и не только в военном – просто представить себе было невозможно, чтобы кто-то допустил даже мысль о дискриминации наших спортсменов или деятелей искусства, или просто граждан. Уважение к нашей стране было очевидным, а ее право сильного – незыблемым. Всё это было добыто в тяжелейшей борьбе и оплачено огромными жертвами нашего народа. И об этом знали и помнили не только все мы, но и весь мир – «И помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой, Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой!»
Наша Победа, наша страна, наше место в мире казались нам чем-то огромным, глобальным, несокрушимым, в каком-то смысле вечным. Увы, жизнь показала, что это не так. Наши предки победили фашизм, завоевали для нас Великую Победу, укрепили страну и вообще сделали всё, что было в их силах, чтобы нам, их потомкам, никогда больше не пришлось узнать, что такое ужасы войны. Они свое дело сделали, и сделали его великолепно. Но оказалось, что Победа – не что-то статичное, застывшее, как памятник, не что-то данное раз и навсегда. Ее надо защищать каждый день, каждый час, надо помнить о том, что борьба со злом в истории человечества не прекращалась никогда. Надо было помнить постоянно, что фашизм – это как смертельный вирус с большой заразностью. Он никуда не ушел, он просто затаился. И стоит только успокоиться, махнуть рукой, решить «просто пожить», оставить его хотя бы на небольшом пространстве, как он распространится и заполнит собой всё. Я прекрасно помню все эти «перестроечные» и «реформаторские» разговоры конца 80-х – начала 90-х прошлого века: «Зачем весь этот пафос, давайте просто жить, посмотрите, как живут нормальные страны, у нас давно уже нет врагов». И стоило только нам расслабиться, как, фактически по историческим меркам за мгновение ока всё переменилось.
Я сравнивал нас тогда с детьми из хорошей, обеспеченной семьи, которые не то что плохие, а просто жили в целом на всем готовом, за родителями как за каменной стеной, и вдруг оказались на улице в положении сирот-погорельцев, да еще и ограбленных мародерами – когда, казалось, рухнул весь мир, причем внешне вроде бы без всякой войны. Я помню слова моей бабушки, той самой, которая работала на оборонном заводе с 14 лет, когда стало ясно, к чему идет вся эта «перестроечная» мерзость: «Мы-то пожили, а вот вас, молодых, жалко!» Как пел тогда с издевкой про нас один хрипатый иноагент в песне «Рожденный в СССР»: «Ты вчера был хозяин империи, а теперь сирота!» Моя страна, Советский Союз, никогда не была империей, а была любимой, единственной и неповторимой Родиной, но вот что верно, так это то, что без нее действительно мы все остались сиротами в огромном, холодном и враждебном мире.
Я не просто предаюсь воспоминаниям, а хочу показать, особенно тем, кто помоложе и не пережил это время в сознательном возрасте, – мы на своем горьком, очень горьком опыте увидели, как это происходит, когда ты живешь в совершенно стабильном, понятном, надежном мире, с ясным прошлым, настоящим и будущим, в котором, казалось бы, или совсем нет зла, или оно оттеснено где-то далеко не периферию, и вдруг это зло возвращается, становится тотальным и уничтожает всё, что тебе дорого.
Сейчас общим местом среди более-менее разумной части тогдашних «демократов» стали стенания: «А вот если бы мы тогда знали, к чему всё это приведет! Нам же никто не сказал, что всё закончится вот так!» Ну как же вам не говорили? Просто вы не хотели слышать, вы совсем другим были заняты, делили наследство великих предков, когда всё, что было общим, работало на общее благо, служило всем, защищало всех, было растащено, распродано по цене металлолома, как наши корабли космической группы слежения. Мы вам говорили, что будет всё именно так. Что ваши новые «друзья», все эти «партнеры» в дорогих костюмах и галстуках, просто реинкарнация фашизма, и они уже тогда стали грабить нас без всяких церемоний, а как только почувствуют, что мы ослабели достаточно, пойдут на нас войной в самом прямом смысле слова, и вместо «БМВ», и «мерседесов» мы увидим на нашей земле «леопарды» и «абрамсы», а наши «партнеры» моментально вместо вот этих своих дорогих костюмов окажутся в касках с рожками и крестами, со «шмайссерами» в руках. Добро пожаловать в реальный мир!
История проучила нас жестоко и наглядно. Забравшись на вершину мировой цивилизации, мы упали с нее и оказались практически один на один всё с тем же фашизмом, ничуть не менее злобным, а во многом еще более мощным, поскольку свято место пусто не бывает, и откуда ушли мы, туда пришли они. Наши предки отодвинули границу потенциального фашизма через всю Восточную Европу, до западных земель Германии, а к нам это зло пришло уже в Курскую область. И теперь мы будем снова проходить те же уроки, только в другой позиции. В чем-то лучшей, потому что наши предки оставили нам мощный ВПК, ядерный щит, нефтегазовый комплекс и многие другое и нас, по крайней мере, нельзя уничтожить безнаказанно, а в чем-то гораздо худшей, потому что наша духовная мобилизация и единство и близко не идут в сравнение с временами военного СССР.
В любом случае ситуация лучше, чем несколько лет назад. Как показывает исторический опыт, наш народ не слишком-то силен в войне подлости, измены и предательства, не слишком способен сопротивляться, когда враг, причем всё тот же фашизм, приходит под маской «друга». И, как показал печальный опыт «перестройки» и последующего капитализма, нас действительно можно так победить и довольно долго держать в подчиненном состоянии. Зато теперь маски сброшены. В целом ясно, кто друг, а кто враг, кто наследник фашистов, а кто их непримиримый противник, как в Великую Отечественную.
Причем это чувствуем и видим не только мы. Блестящий, великолепный, представительный форум БРИКС в Казани показал, что, возможно, не так много стран готовы вступить в открытую конфронтацию со злом, но очень многие понимают, что это зло, и страшное зло. Кстати, многие из этих стран – бывшие колониями и не понаслышке знают, что это такое – плетка «белого господина» – колонизатора на спине. У нашей страны в этом смысле уникальный опыт – мы никогда не были ни колонией, ни колонизатором. А вот спасителем мира мы, наша страна, были, как минимум, дважды – когда спасли мир от фашистской раковой опухоли и чуть позже, когда спасли мир от кошмара ядерной войны. Поэтому большая часть мира видит в нас единственную альтернативу мировому злу. И эта часть мира – совершенно права. Вольно или невольно, хотим мы или нет, будем ли мы уклоняться, как делали это последние 30 лет до начала СВО, нам все равно никуда не уйти от нашей исторической миссии – сокрушить фашизм, победить зло и вывести человечество на путь прогресса и процветания, счастья и достойной жизни не для избранных, а для всех!