29 августа 1949 г., в 7:00, на Семипалатинском полигоне был произведен взрыв первой советской атомной бомбы, перевернувший Историю. 29 октября за исключительные заслуги при выполнении этого специального задания ученые и конструкторы, участвовавшие в разработке, будущие трижды Герои Социалистического Труда: И. Курчатов, Ю. Харитон, Я. Зельдович, К Щелкин, А. Александров звания этого «закрытым» Указом удостоены были впервые. И был в этой «трижды шестерке» и конструктор бронетехники, ядерных и термоядерных вооружений Николай Духов, первый раз удостоенный этого звания еще в 1945 г. А в 1954 г., за бомбу уже водородную, он стал уже трижды Героем.
Сегодня имя его уже мало кому что говорит, тем более что и во времена советские был он человеком засекреченным, и чем занимался, мало кто знал. Однако давайте все-таки с большой благодарностью и почетом вспомним одного из создателей щита Родины.
Родился Николай Леонидович Духов 26 (13) октября 1904 г. в с. Веприк Гадячского уезда Полтавской губернии. Мать Мария Михайловна была дочерью обедневшего помещика, отец Леонид Викторович служил ротным фельдшером, постоянно переезжал с места на место по долгу службы, и за год до рождения сына поступил на сахарный завод в с. Веприк. Николай учился сначала в сельской школе, затем в Гадячской классической гимназии, где хорошо было поставлено преподавание иностранных языков (впоследствии он уже владел немецким, английским и французским) В 1919 г. гимназию преобразовали в единую трудовую школу, а в 1920 г. Николай получил диплом об ее окончании.
Трудиться начал с 14 лет, а с 1918 г. уже стал секретарем Веприкского комитета бедноты, с 1921 г. – агентом продотряда. В 1925 г. поступил на Чупровский сахарный завод резчиком свеклы, позже перевели в технико-нормировочное бюро, а в 1926 г., когда ему было 22 года, по решению заводского комсомольского собрания получил путевку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института.
После окончания рабфака был рекомендован «для зачисления без испытания на механический факультет» Ленинградского политехнического института (ЛПИ), который много позже окончил и автор этих строк, с чувством гордости воспринимавший в перечне именитых выпускников имя Николая Духова. Получается, и я ходил по тем же коридорам, сидел в тех же аудиториях, что и великий творец оружия, защитник Союза.
И именно здесь произошел первый коренной поворот в судьбе талантливого изобретателя. Обучаясь с 1928 по 1932 г. на кафедре «Автомобили и тракторы», он получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей, и по окончании был направлен на ленинградский завод «Красный Путиловец».
В первые годы работал над конструированием приспособлений для массового производства трактора «Универсал», над созданием первого советского легкового автомобиля «Ленинград-I», принимал участие в конструировании тяжелого подъемного крана. В 1935 г. на «Красном Путиловце», ставшем Кировским заводом, было организовано Специальное конструкторское бюро №2 (СКБ-2) для проектирования и выпуска танков, усовершенствования их конструкций. В группу творцов был вовлечен и Николай Духов.
Первое, за что он взялся, было создание единой методики тягового и прочностного расчета танков, которой впоследствии пользовались не один год. Затем ему поручили руководство группой, занимавшейся модернизацией танка Т-28. К концу 1938 г. задание было выполнено, причем бортовую передачу новой конструкции проектировал Духов лично.
Волновала его еще и проблема создания танка с противоснарядным бронированием. В конце 1938 г. он предложил к серийному производству новый тяжелый танк КВ-1 («Клим Ворошилов»). Кировский тут же приступил к серии.
За выдающиеся успехи в творческом труде 17.4.1940 г. Николай Духов был награжден первым Орденом Ленина. И в конце того же, 1940 года назначен заместителем начальника СКБ-2, внес значительный вклад в разработку танка КВ-2.
Параллельно с инженерно-конструкторской деятельностью Николай Леонидович занимался еще и преподавательской работой на механическом факультете ЛПИ. 2 апреля 1941 г. вступил в ВКП(б), а в июне грянула война, и Ленинградский Кировский завод приступил к эвакуации в Челябинск. В июле на Урал выехал и Духов. Он получил должность главного конструктора отдела №3. Уже 25 июля был на месте и быстро организовал работу. На базе Челябинского тракторного завода на первом этапе было необходимо обеспечение бесперебойного выпуска танков для фронта, несмотря на сложности с поставкой комплектующих. 6 октября ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод, Н. Духов стал заместителем главного конструктора.
В 1942 г. заводу было поручено наладить серийное производство танков Т-34, конструкторское бюро под руководством Духова в течение месяца сумело обеспечить все необходимое для организации производства. Конечно, блестяще справился, и летом 1942 г. он был награжден орденом Красной Звезды.
Исключительно большое значение имела проведенная им в 1942–1943 гг. коренная модернизация танка КВ – он наладил поточно-конвейерное его производство, результатом чего стало победоносное участие танков Кировского завода в сражении на Курской дуге.
Духов стал лауреатом Сталинской премии II ст., Постановлением ГКО от 26.06.1943 г. был назначен главным конструктором.
Еще одним выдающимся достижением КБ под его руководством стала разработка тяжелого танка ИС («Иосиф Сталин»), заслужившего репутацию самого мощного за всю Вторую мировую войну. Танки ИС, а также созданные на его базе самоходные артиллерийские установки прожили большую жизнь и до 60-х годов не уступали по боевым качествам лучшим иностранным образцам. Под руководством Духова разрабатывались танки КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4, за эти важнейшие разработки 24.1.1944 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, 5.8.1944 г. – Орденом Ленина, ему было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-технической службы.
Кроме того, в 1944 г. в Челябинске был создан Механико-машиностроительный институт (позднее преобразованный в Политехнический) с двумя факультетами: танковым (сегодня Автотракторный) и технологическим (сегодня Механико-технологический). Н. Духов был заведующим кафедрой танкостроения («гусеничных машин») и руководителем государственной экзаменационной комиссии.
А после войны под его руководством разрабатывался новый трактор ЧТЗ С-80 («Сталинец-80») с кабиной закрытого типа. Вот за все это 19.4.1945 г. он награждается Орденом Суворова 2-й ст., 16.9.1945 г. – Орденом Ленина с присвоением первого звания Героя Социалистического Труда. А в 1946 г. – «За создание тяжелого танка ИС-1 и коренное усовершенствование существующего танка» – Сталинской премией I ст. Но все это только часть творческих успехов Н. Духова.
В 1948 г. произошел второй радикальный поворот в его жизни: в Конструкторском бюро №11 (КБ-11, Арзамас-16) он был привлечен к работам по созданию отечественного ядерного оружия, стал заместителем главного конструктора Ю. Харитона. Возглавляя конструкторский сектор, руководил разработками конструкции, как первого отечественного плутониевого заряда, так и конструкции первой атомной бомбы РДС-1. Разработка принципиально новых конструкций, отсутствовавших в отечественной практике; развитие новых технологических направлений, необходимых для изготовления ядерных зарядов и ядерных боеприпасов; организация специализированного производства, постановка на производство изделий и приборов, стимулирование в интересах создания ядерного оружия расчетных методик, вычислительной техники, материаловедения – все это стороны многогранной деятельности Н. Духова.
Кроме того, для проведения государственных испытаний он возглавлял группу специальной сборки с установкой плутониевого заряда. Был назначен заместителем председателя группы, которой поручались разработки программы действий на полигоне, программа проведения тренировочных опытов, а также осуществление оперативного контроля за ходом подготовки к испытаниям во всех подразделениях и службах КБ-11.
29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне состоялось испытание первой отечественной атомной бомбы, за создание которой 29.10.1949 г. в составе той «трижды шестерки» Н. Духов стал Героем Социалистического Труда вторично, и лауреатом Сталинской премии I ст.
Однако бомба РДС-1 была тяжела и громоздка, не полностью отработана автоматика, и потому сразу после успешного испытания на полигоне началась активная работа по ее совершенствованию – Н. Духов руководил подразделениями, которые работали над вариантами РДС-1 и созданием новых образцов оружия. За успешное испытание второй атомной бомбы – уже с урановым зарядом, 24 сентября 1951 г., «за разработку конструкции изделий РДС с уменьшенным весом и разработку конструкции с составным зарядом», ему вручена еще одна Сталинская премия I ст.
Ну а следующим крупнейшим достижением КБ-11 стало создание и успешное испытание 12 августа 1953 г. водородной бомбы РДС-6с, за участие в работе над которой Н. Духов в 1953 в пятый уже раз («за научно-техническое руководство созданием изделий РДС-6с, РДС-4 и РДС-5») становится лауреатом Сталинской премии I ст. Он уже доктор технических наук и член-корреспондент АН СССР. В январе 1954 г. становится трижды Героем Социалистического Труда, в мае 1954 г. ему присваивается воинское звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы, он награждается Орденом Ленина и становится директором, главным конструктором и научным руководителем филиала №1 КБ-11.
В 1956 г. филиал был выделен в самостоятельную организацию с названием КБ-25 МСМ, Н. Духов – его начальник, научный руководитель и главный конструктор. В настоящее время это ВНИИА им. Н. Духова, а тогда он определял основные направления тематики института.
Создание ядерных боеприпасов (ЯБП) для стратегических и тактических комплексов ядерного оружия; систем электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов; приборов автоматики ЯБП; унифицированной контрольно-измерительной аппаратуры… В первые годы велись разработки ЯБП для первой стратегической баллистической ракеты Р-7, а далее для 17 различных носителей: ракеты Р-7, торпеды Т-5, тактических ракет (самолетов-снарядов), зенитных управляемых ракет и торпед, первых крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО. Для этих ЯБП, для контроля и блоков автоматики разработаны были созданы первые три поколения контрольно-измерительной аппаратуры: осциллографическая, малогабаритная безосциллографическая и автоматизированная с цифровой регистрацией.
Кроме того, во время работы в КБ-25 МСМ Духов, как всегда, придавал огромное значение подготовке научных кадров высшей квалификации, поставил перед министерством вопрос о создании в КБ аспирантуры и совета по присуждению ученых степеней кандидата технических наук. Первые три защиты состоялись уже в 1962 г., а сам Н. Духов в 1960 г. был награжден Ленинской премией. Он установил тесные деловые связи с большим количеством главных и генеральных конструкторов авиационного и ракетного оружия: А. Микояном, В. Челомеем, С. Королёвым и др. Однако 1 мая 1964 г., после тяжелой непродолжительной болезни, от неимоверных физических перегрузок, Духов Николай Леонидович, всего в 60 лет, скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Вечная память ему и слава!