Характеризуя в «Анти-Дюринге» капитализм как вандала, беспощадно разрушающего как созданные человеком производительные силы, так и рабочую силу самого человека, Ф. Энгельс там же писал: «В трестах свободная конкуренция превращается в монополию, а бесплановое производство капиталистического общества капитулирует перед плановым производством грядущего социалистического общества. Правда, сначала только на пользу и к выгоде капиталистов. Но в этой своей форме эксплуатация становится настолько осязательной, что должна рухнуть. Ни один народ не согласился бы долго мириться с производством, руководимым трестами с их неприкрытой эксплуатацией всего общества небольшой шайкой лиц, живущих стрижкой купонов». (Ф. Энгельс, «Анти-Дюринг», с. 261, Москва, 1950 г.).
Прошло почти 150 лет с тех пор, как были написаны эти строки, а эксплуатация трудового народа капиталистами всё ещё существует. Почему же это? Да просто потому, что всякая эксплуатация, особенно капиталистическая, держится не только насилием, а также обманом и одурачением трудового народа буржуазией.
Не ставя себе задачей рассмотреть все способы обмана и одурачения трудового народа буржуазией, я лишь отмечу здесь способ одурачения, который появился сравнительно недавно, а именно: троллинг.
Часто под троллингом понимают обычное хамство в сетевом общении, а хама в сети – троллем. Но это определение хотя и верно, но недостаточно полное. Тролль, как правило, дикими вопросами, доводит общающихся в сети до полного отупения, вследствие чего эти несчастные теряют способность адекватно воспринимать происходящие.
С другой стороны, буржуазия хорошо знает, что её власть держится не только насилием, но и несознательностью, забитостью, неорганизованностью масс. Поэтому буржуазия не была бы буржуазией, если бы не использовала троллинг против рабочего класса в его борьбе за своё освобождение от капиталистической эксплуатации. В этом смысле у троллинга есть и классовая подоплека. Вовлекая простых трудящихся в чисто словесные и бесплодные споры, доходящие порой до взаимных оскорблений, троллинг вносит вражду, раскол в их среду, и тем самым тормозит самое важное, самое насущное дело рабочего класса: сплочение трудящихся в крупные, сильные, хорошо функционирующие, умеющие при всяких условиях хорошо функционировать, организации, проникнутые духом классовой борьбы, ясно сознающие свои цели, воспитываемые в действительно большевистском миропонимание устройства общества.
Троллинг более опасен для рабочих, чем примитивный обман о «социальном партнёрстве», ибо он создаётся с участием психиатров, строится таким образом, чтобы воздействовать на подкорку мозга, на психику человека. Человек, обработанный троллингом, полностью теряет способность критические оценивать происходящее вокруг него.
Возникает вопрос: как противодействовать троллингу? Знать приёмы тролля.
Прежде всего, всегда помнить, что тролль не приемлет аргументации, и поэтому бессмысленно вступать с ним в полемику. На то он и тролль. Он будет нагло отрицать факты, бездоказательно называть чушью рациональное, логически верное объяснение и решение вопроса, уводить от темы обсуждаемого вопроса на болтовню о всякой всячине, втягивать оппонента в бессмысленную дискуссию, предлагать ему делать то, что противоречит его взглядам, приписывать ему нелепость, а затем победоносно опровергать их и т.д., одним словом – играть на нервах.
Но не надо тролля посылать сразу. Сперва надо поиграть с ним, загнать его в угол парой вопросов, а затем добить его фактами общественной жизни СССР.
Рабочие и служащие СССР доказали, что могут обойтись без капиталистов – собственников средств производства. Могут ли капиталисты обойтись без рабочих и служащих? Нет, не могут; они просто сдохнут от голода. Но тем самым становится очевидным тот великий факт, что капиталист, который не участвует в производстве, а только присваивает прибыль, которую создают рабочие, является паразитом на теле общества. И каждого, кто пытается доказать обратное, надо разоблачать простыми вопросами:
1) На кой чёрт нужен капиталист, если всю работу выполняют рабочие и служащие?
2) На каком основании земля, – эта великая арена всякой деятельности и сырой материал всякого богатства, – находится в частной собственности? Зачем нужны отдельному человеку десятки и сотни га земли, если он не может их единолично использовать?
3) На каком основании крупные средства производства находятся в частной собственности, если они создаются исключительно усилиями всего общества? Зачем нужны отдельному человеку крупные средства производства, если он не может их единолично привести в движение?
4) Почему в СССР не было безработицы, а в РФ, наоборот, она стала бичом общества?
5) Почему в СССР земля и жильё предоставлялись бесплатно, а налог на землю и жильё и во сне не мог присниться, а в РФ, наоборот, земля и жильё стали платными, да ещё за пользование этими жизненно необходимыми условиями человеческой жизни приходиться платить налоги? Если можно взимать налог со стоимости жилья, то почему нельзя платить и квартплату со стоимости жилья?
6) Как же случается, что тем, кто сеет и пашет, создаёт всё богатство общества, достаётся на еду, чтобы не сдохнуть от голода, на оплату жкх, на проезд до работы и обратно, а все необходимые человеческие потребности приходится получать через кредитную кабалу, а тем, кто не сеет и не пашет, а поёт и пляшет, бегает и прыгает, молотит языком или вообще не работает, достаётся на дворцы, виллы, яхты, самолёты, на еду до рвоты? И так далее.