Геннадий Турецкий: Сказ о двух «празднествах»

Уже более 20 лет россияне официально, государственно отмечают два выходных дня: 12 июня и 4 ноября. С совершенно малопонятными названиями: «День России» и «День народного единства». Почему именно к этим датам привязаны празднества?  

Если вот отмечался в СССР день 30 декабря, то конкретно как день образования в 1922 г. государства СССР. Что такое народное единство? А это День Победы 9 мая 1945 г. Вот уж когда все, все едины и неразделимы в праздновании.

А почему празднуем 12 июня и 4 ноября? Напомним их недавнюю историю.

12 июня 1990 г. тщеславный Ельцин продавил принятие Первым съездом народных депутатов РСФСР Декларации о суверенитете РСФСР, тогда еще в составе СССР. На радостях от свершенного на следующий же год, 12 июня 1991 г., назначил и выборы себя первым президентом «суверенной этой России». Ну, а 8 декабря 1991 г. в Беловежье государственный преступник столетиями строившееся, великое Государство Российское – Российскую империю / Советский Союз – просто ликвидировал. О чем тут же радостно доложил президенту Империи мирового Зла USA Джорджу Бушу-старшему. А с 1992 г., чтобы «порадовать» россиян, назначил 12 июня «лишним» выходным, «праздничным» днем – вот, смотрите, мол, какой у вас президент; гуляйте, радуйтесь лету. Из ложной скромности день этот назвал не днем избрания себя президентом, а просто Днем Декларации о суверенитете России.

В 1998 г., когда рейтинг президента этого стал уже падать к нулю и речь реально зашла уже об импичменте, упоминать далее что-то, хоть как-то связанное с ельцинскими «подвигами», стало просто неприлично. Вот и стал тогда 12 июня просто выходным днем какой-то исторически абстрактной России.

А с 4-м ноября история развернулась уже позднее. Да, Ельцин ушел, но волна порожденного им антисоветизма катилась дальше. И очень «мешало» ей свершение Октябрьской революции 1917 г. – 7 ноября. Этот день так и продолжал оставаться выходным официальным государственным праздником, и Ельцин «убрать» его еще не успел. А как-то «убрать» бы – надо. Как праздник Советский. С заменой на «День» уже какой-то просто Государства Российского. Досоветского.

И день такой нашелся. 13 марта 1995 г. в Федеральном законе «О днях воинской славы и победных датах России» появился «День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов» 7 ноября 1612 г. Хотя исторически все это не совсем точно. Да, было в истории, что после ухода от царствования Рюриковичей в 1598 г. возникло действительно Время Смутное. Да, Семибоярщина, в борьбе за свою власть, пошла на прямое предательство: 30 августа 1610 г. провели церемонию присяги 15-летнему «царю» – польскому королевичу Владиславу, которого в глаза не видели. А 4 октября 1610 г., под покровом ночи, впустили польские наемные роты в Кремль – польский гарнизон для своей защиты. Да, стерпеть сие народ русский более не смог и победы в 1612 г. успешно добился. И, кстати, в ноябре тоже. В начале ноября.

Но только когда? А реально – сначала 7 ноября выслали из Кремля членов Семибоярщины, которых казаки очень сильно хотели растерзать за предательство, но их сдержать удалось ополченцам-дворянам. И только на другой день, 8 ноября, земские воеводы приняли полную капитуляцию гарнизона оставшихся в Кремле поляков. Чем, собственно, и закончилось изгнание «захватчиков» из Кремля.  

День 7 ноября получался какой-то «безымянный» и, главное, миллионам россиян «как изгнание поляков» просто мало памятный. И отмечать, по сложившейся традиции, будут все равно День Октябрьской революции. И выбрать, найти, значит, надо какой-то другой ноябрьский день, «по соседству». И, полистав историю, вспомнили, что был 4 ноября в ней и предтеча событий, о котором никто ничего не знает.

А конкретно в день этот подошли уже ополченцы к Кремлю, к Китай-городу, неподалеку – и возник, естественно, вопрос о сдаче кремлевских предателей. Требовали, естественно, только безоговорочной капитуляции. Но поляки решили потянуть время, выторговывая себе различные уступки. На что казаки, рассвирепев, бросились тогда на штурм Китай-города. Кто-то из наемников был убит, кто-то спасся в Кремле, но никому неизвестный, ныне уже и не существующий Китай-город 4 ноября был взят. После чего в Кремле оставшиеся и уцелевшие тогдашние «союзники» стали обдумывать уже свою сдачу. Конкретно: 7 и 8 ноября. Что исторически и произошло. Однако день именно 4 ноября «реформаторам» «приглянулся» куда больше, и потому поправками к Закону Госдума 16 декабря 2004 г. Красный день 7 ноября из дней праздничных вычеркнула, а 4 ноября – как бы взамен, в праздничные, официальные, выходные – назначила.

Назвать праздник только «Днем штурма Китай-города», которого и вообще уже давно на карте Москвы не существует, – значит, просто дурачить народ. И придумали тогда «День» некоего народного единства. Хотя реально о каком единстве могла идти речь, если было тогда в Народном ополчении всего 10 тыс. служилых людей: дворян, стрельцов и 2,5 тыс. казаков? А весь остальной народ тогда и понятия даже не имел, что там тогда в Москве вообще происходило. Однако что если день этот сделать все равно просто «лишним» выходным, чтобы народ еще и осенью мог как-то лишний раз «порадоваться, повеселиться»? И рекламно – чтобы не забывали – попраздновал? Так и сделали. Уже 20 лет «радуемся и веселимся». Просто как в выходные, «лишние» дни. Празднования 12 июня и 4 ноября – придуманные и смысла за собой никакого здравого не несущие.

Геннадий ТУРЕЦКИЙ