Государственный театр наций показал спектакль «Горбачёв», поставленный латвийским режиссёром Алвисом Херманисом. Такой вызов общественному мнению безусловно заслуживает реплики. Именно реплики, а не рецензии, поскольку этот спектакль не имеет отношения к искусству — перед нами явный политический заказ.
РЕАБИЛИТИРОВАТЬ в глазах общества Горбачёва — задача не из лёгких. Слишком трагичны последствия его шестилетнего правления. Слишком свежи в памяти народа события тех безумных лет, завершившихся развалом СССР. В кратчайший срок этот партократ, пришедший к власти под лозунгом «Больше социализма», опорочил великую идею и обеспечил контрреволюционный переворот.
Пребывая в отставке, Горбачёв сделал ценное признание в том, что всегда был противником социализма. Это признание, просочившееся в одно из его заграничных интервью, конечно, нашло своё место и в книге его мемуаров, написанной, что называется, «на покое» в Германии.
Некоторые страницы этих воспоминаний и проиллюстрированы в спектакле «Горбачёв». Но не думайте, что речь идёт о политическом самоуправстве этого отщепенца. «Судьбоносные годы» горбачёвской биографии остаются за рампой. И вообще без политики лучше обойтись, если речь идёт о союзе двух любящих сердец. Ну не то чтобы совсем уж обойтись, но свести к минимуму её влияние на судьбы и отношения героев этой любовной истории. Их роман показан в развитии, акценты сделаны на борьбе за место под солнцем, что по нынешним временам весьма современно и востребовано молодёжью.
Собственно, это действо и рассчитано на молодых, в большинстве не знающих новейшей истории и не помнящих Горбачёва. Знают, пожалуй, что тот был первым и последним президентом СССР — вот и всё. Что-то такое негативное связано с этой фигурой — вокруг неё словно заговор молчания.
Да, именно по умолчанию существует он в истории нового российского государства, чего нынешняя власть допустить не может, ведь она обязана ему своим существованием. Значит, надо не просто привлечь внимание к фигуре этого предателя, но представить его как позитивную, яркую личность, человека в высоком смысле этого слова. И для начала такой пропагандистской кампании в защиту Горбачёва надо сосредоточиться на его семейной саге.
Правильнее было бы назвать этот спектакль «Горбачёвы»: в нём два равнозначных героя, которые живут в постоянном взаимодействии, в диалоге. Приём не новый, многократно использованный в театре. Здесь он отличается своим примитивизмом, отсутствием подтекстов и полутонов. Но к чему тут оттенки, полутона, если речь о метафизике любви — со студенческой скамьи и до гроба. Тут и конфликт невозможен при всей разности характеров.
Горбачёв, очеловеченный Евгением Мироновым, — добродушный позитивист, но тугодум. Зато Раиса Максимовна, воспетая Чулпан Хаматовой, при всём её заметном скептицизме — энергична и деятельна. Она остра, он несколько туповат. И вместе они генерируют идею гармоничного супружеского союза во славу семейных ценностей. Ибо что как не семья — оплот и смысл существования миллионов людей?
Это так близко и понятно каждому зрителю, что уже не важно, от кого исходит житейская мудрость и кто же эти «учителя жизни». Собственно, для режиссёра А. Херманиса как бы и не важны историзм всего происходящего и доподлинность персонажей. Декорация изображает гримёрку. Актёры, только что сидевшие у гримировочных столиков, порепетировали немного, входя в роли, — и вот обернулись к публике. Конечно, ни о каком портретном гриме и речи нет. Костюмы снивелированы — такое носили и в середине, и в конце минувшего века.
История любви и взаимной преданности, показанная в этом спектакле, словно вневременная — она может существовать без привязки к определённым времени и месту. Спектакль явно сделан «на вывоз»: эти «общечеловеческие ценности» всюду за рубежом найдут понимание и будут хорошо продаваться.
Однако подлинные намерения вдохновителей этого действа очевидны: «воздать должное» Горбачёву, вывести его из тени, в которой он теперь пребывает, и по возможности обелить, оправдать Иуду нашего времени.