Как время меняет людей! Но само время меняют люди.
Ещё каких-то полвека назад я, бывая у Большого театра, каждый раз восхищался квадригой Петра Клодта, которая представлялась мне символом моей страны, стремящейся к высотам культуры, символом великой державы, открывшей человечеству путь в новую эру — эру справедливого общественного устройства. Но недавно, случайно оказавшись на театральной площади, вдруг увидел совершенно другую картину: кони в ужасе встали на дыбы перед пропастью, а возница с огромным трудом едва удерживает их от катастрофы.
Сегодня много споров идёт о возвращении величия России и о том, а было ли вообще величие в её истории. Причём, нередко путают «великость» и «величие». Безусловно, великость, хотя и ущемлённая, осталась, а вот величие действительно было, но было только тогда, когда СССР называли «Большой Россией» и вокруг него собиралось содружество стран, строящих социализм, а трудящийся люд остального мира завидовал успехам в созидании новой жизни, свободной от эксплуататоров.
Россия стала великой державой, когда открыла миру эпоху сознательного управления процессом цивилизации на базе фундаментального научного знания, что проявилось в осуществлении И.В. Сталиным гениального ленинского плана построения социализма в СССР. Безусловно, этот первый опыт ограничился только основами, был несовершенен по разным объективным и субъективным факторам.
Величие России в советское время было признано всем человечеством благодаря высочайшим темпам не только экономического роста, но и общей культуры всего советского народа, который успел за короткое время подготовиться к жесточайшей войне с мировым фашизмом, сыграть в Победе над ним решающую роль и быстро восстановить народное хозяйство.
Наше поколение сейчас признали, наконец, детьми войны. Но мы не только дети той войны. Ведь мы ещё и дети той Победы, и потому гордимся ею, хорошо знаем её подлинную цену и понимаем, что, если бы в той войне за светлое коммунистическое будущее с главным врагом человечества – фашизмом не погибли миллионы наших отцов, старших братьев и сестёр, судьба страны, да и мира в целом, была бы иной. Они были преданы делу Ленина и Сталина, верили им, как никогда и никому, честно служили своему народу, гордились своей страной и не допустили бы предательства представителей власти и «гнилой интеллигенции», подаривших победу в холодной войне американскому империализму.
Величие Советского Союза держалось на авторитете Сталина, воплощавшего в жизнь научное наследие гениев человечества Маркса, Энгельса и Ленина, соответствующее интересам трудящихся всего мира, которые видели в советском народе залог своего счастливого будущего. Народы Советского Союза, как и российский, не предавали своего славного советского прошлого, не уничтожали величия страны. Это сделала продажная элита в тесной связке с криминалитетом.
У предателей объективных интересов своих народов ума хватило лишь на то, чтобы по советам американских «специалистов» методами «шоковой терапии» столкнуть человечество с обоснованной гениями мировой науки дороги к торжеству Справедливости. Мир вернулся в «потребительский Рай» для самых богатых, а остальные живут в непредсказуемом хаосе и ожидании глобальной катастрофы.
В итоге хрущёвской оттепели-слякоти, перестройки по-горбачёвски и ельцинской шокотерапии по американским рецептам и под их же контролем Россия сошла с позиции самого цивилизованного государства мира и смирилась с ролью его сырьевого придатка.
Однако необходимо отметить, что, подхватив после смерти Рузвельта знамя борьбы с коммунизмом из рук Гитлера, Трумэн, выражая интересы американского империализма и подлыми методами развязав холодную войну за мировое господство, в конечном счёте, поспособствовал и снижению авторитета самих США в мировой политике.
Вот яркий пример роли личности в истории: ушли, как говорят, в мир иной, обеспечив человечеству довольно длительный запас мирной жизни, два выдающихся руководителя двух великих держав, бывших символами прогресса цивилизации, а у преемников ума не хватило, чтобы продолжить их дело.
Во взаимном противостоянии эти державы потеряли не только своё величие, но и время, за которое на мировой арене поднялось новое государство, которое не отказалось от научного руководства общественным развитием. Если его руководители учтут советский опыт, и положительный, и негативный, как учитывали его все годы своего подъёма, то им удастся избежать роковых ошибок потерянного человечеством двадцатого века.
Новоявленный российский капитализм, носящий преступный характер уже по своему происхождению и воровским методам первоначального накопления капитала, навязал советскому народу наглую мафиозную диктатуру, в первую очередь, стремившуюся уничтожить все завоевания Советской власти. Вспомните истерично-откровенное признание Чубайса в том, что он со своими соратниками был готов на любую подлость во имя уничтожения всего, что было связано с самой идеей коммунизма.
Но ведь именно эта научно обоснованная идея была официально заложена и в Конституцию СССР, и в Программу правящей партии. Она была поддержана подавляющим большинством народа и даже последним референдумом, которым пренебрегли организаторы контрреволюционного переворота. Совсем не случайно в нынешней Конституции России отсутствует цель её существования и отрицается необходимость целостной идеологии, которая могла бы обеспечить единство народа. С такой Конституцией нельзя претендовать на величие.
(В реальности всё-таки осуществлялась тайная цель организаторов развала Советского Союза, которую, наконец, раскрыли: «Сделаем Россию страной, привлекательной для мирового бизнеса»! Уже сделали. Но, если раньше только в мечтах, то ныне в действительности. А что досталось народу? А что сделали с Природой? А что осталось от России? Ведь наша страна всегда представлялась лакомым пирогом потому, что справедливая Природа наделила её естественными богатствами, компенсируя тем самым тяжёлые климатические условия существования её народу. Не надо в очередной раз доказывать, что красную, а, тем более, чёрную икру любят все. Не всем она достаётся. Но бизнес «клюёт» на неё хорошо. Сомнительна только отдача от бесконечных форумов, ибо власть уже собралась приватизировать остатки собственной производственной базы).
Для того чтобы ответить себе на вопрос о наличии в сегодняшней России оснований для величия, попробуйте накануне 75-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне 1941-1945 годов найти на карте России города-герои Ленинград и Сталинград, когда-то признанные во всём мире символами величия страны.
Когда сегодня сносятся памятники той эпохи и продолжаются попытки представить освобождение Советской армией Европы от фашизма оккупацией, то говорят, что делают это какие-то «нацики». А кто же в России выступал и выступает в этой роли?
Президенту В.В. Путину удаётся пока поддерживать оборону страны, пожираемой коррупцией, страны оболганной и унижаемой потомками бывших прислужников Гитлера и «агентами влияния» американских спецслужб, которыми наводнены не только органы власти многих стран мира, но и международные организации. В окружении Президента России тоже есть, те, кто внёс немалый вклад в уничтожение величия России, разворовывание её ресурсов, унижение её народа. Да, это наследство не Путина, а его предшественника. Но за двадцать лет после Ельцина они в подавляющем своём большинстве вполне доказали, что славы стране не прибавят.
Вот, например, как г-н Шохин А. Н. ответил на вопрос «О чём думали те, кто затевал развал СССР?», в числе которых оказался и он: «Мы думали построить капитализм с человеческим лицом». Его уровень мировоззрения до сих пор не позволяет ему понять разницу между человеческим выражением лица и маской на хитрожопой физиономии современного криминального капитализма (в переводе с В. Ю. Суркова – лайфхак ). И такие «специалисты» работали в системе прогнозирования народного хозяйства СССР! Вот они – яркие следы иностранного вмешательства уже не только в выборы. А чем лучше Чубайс, Сванидзе и другие, им подобные.
Сегодня во власти и при власти большое количество провалившихся политиков – «специалистов» по формированию собственных состояний. Создавая свой кадровый резерв за счёт «особых условий» для «особо одарённых», власть очень рискует превратить былую гордость людей за свой вклад во благо Отечества в гордыню своей собственной «особливостью», а удаль молодецкую – в удаль воровскую. Впрочем, это для неё не риск, а привычная практика.
Капиталистический мир конкуренции уже вошёл в противоречие с природой, её законами и даже с элементарным здравым смыслом, стал препятствием технического прогресса, ибо в антагонистическом обществе начинают рушиться основы человеческого существования. Поэтому все новые технологии будут вести мир не к совершенству, а к дальнейшему разрушению. Нет, не технический, а жульнический прогресс характеризует нынешний уровень общественных отношений.
Особенно возмущает то, что, оправдывая бездеятельность или беспомощность власти, нередко клянут при этом марксизм и диалектику, не имея даже представления ни о том, ни о другой. Марксизм – вовсе не наука, а только идеология коммунистических партий, основанная на достижениях науки. Диалектикой же в таком контексте называют обычно диалектический материализм, который имеет к науке прямое отношение. Но точно определил его место в науке и жизни Энгельс, назвав мировоззрением, то есть самым высоким уровнем объективного познания действительности. Именно это открытие является одним из наиболее значительных вкладов в мировую фундаментальную науку, хотя и не персонифицировано подобно «Таблице Менделеева» или «Пифагоровым штанам».
Отличие фундаментального подхода от обычного, свойственного «предметным» наукам, Энгельс толковал так (пересказываю суть для не понявших, или не читавших). Чтобы изучить какое-то явление, мы искусственно вырываем его из его естественных связей и рассматриваем в статике. Вырывать мы научились хорошо. Но представить, как оно будет себя вести после того, как мы его вернём в постоянную систему в изменившемся времени и пространстве, умеем, увы, далеко не всегда. Короче говоря, если в первом случае мы отвечаем лишь на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?», то во втором, кроме того, – и «Почему?», «В каких обстоятельствах?», «С какими последствиями?», «Кто виноват»? «Что делать?»
Если и сейчас не поняли, то могу посоветовать обратиться к народной мудрости, к старому анекдоту, в котором в ходе лекции о взаимосвязи явлений в Природе и обществе мужик заявляет лектору: «Да мы давно знаем, что, если из задницы вырвать волосок, из глаз слёзы брызнут!».
Логика истории снова, и снова возвращает нас к Сталину, признанию его мудрости, выразившейся в известной формуле: «Кадры, решают всё!». Тем более, кадры руководителей, которые, прежде всего, должны быть идеологами, знающими, куда и как вести людей к цели, отвечающей интересам народа.
В новой ситуации, когда не успела закончиться мировая война, а уже началась новая, хоть и называющаяся холодной, но обещающая (судя по настрою Трумэна и Черчилля, быть подлой), необходимы кадры, вооружённые обновлённой теорией, ибо ленинский план в основе своей исчерпан.
Ленин сам подчёркивал, что очередные задачи будут проясняться по мере продвижения к прежней цели. А с кадрами, способными к преодолению новых трудностей, была «напряжёнка». Не только из-за военных потерь, но и за счёт допущенных ошибок. Уже в 1946 году Сталин создаёт Академию общественных наук при ЦК КПСС, в которой получают научную подготовку имеющие высшее образование и определённый опыт управленческой практики молодые коммунисты и комсомольцы из всех советских республик, а потом и из других строящих социализм стран. Однако кафедра научного коммунизма была создана в АОН её ректором академиком Ю. П. Францевым (Францовым) только в 1964 году, когда научные основы были уже основательно потрясены волюнтаризмом Хрущёва. Появившиеся несколько лет спустя теоретические наработки по научному управлению общественным развитием во многом остались не востребованными политикой времён застоя и разложения.
Либеральные экономисты всегда оперировали только экономикой, не принимая во внимание всей совокупности общественных отношений, почему и были востребованы капитализмом для обмана трудящихся. Это обстоятельство обусловило торможение развития общественных отраслей науки.
Разум дан человечеству для того, чтобы строить цивилизацию на базе достижения новых и новых высот общей культуры, основу которой составляет культура мышления, опирающегося на новейшие достижения науки. Только на новой ступени цивилизации человечество сможет жить по законам Природы, а не по мафиозным понятиям, навязанным ему крупным капиталом в стремлении сохранить мировое господство.
Хаос, в котором живёт нынче мир, будет продолжаться, пока фундаментальная наука не поможет ему, наконец, разобраться в ситуации, которую точно охарактеризовал великий русский драматург А. Н. Островский («На всякого мудреца довольно простоты») в середине позапрошлого века: «Мы куда-то идём, куда-то нас ведут. Но ни мы не знаем, куда идём, ни те, кто нас ведут». И тогда действительно не знали не только «куда?», но и «зачем?». Сегодня мы снова вернулись туда же, в позапрошлый век.
Мир всё больше и больше убеждается в том, что развал Советского Союза стал трагедией не только для народов стран социалистической ориентации, но и для всех народов мира. Человечество потеряло ориентиры в пространстве и времени и живёт в ситуации сплошного обмана и безверия. Между лачугой и дворцом слишком большая разница. Уровень общей культуры общества на данный момент цивилизации характеризует тот факт, что различия между людьми значительно больше, чем между человеком и обезьяной.
Если в Советском Союзе уже обсуждался вопрос о переходе на всеобщее высшее образование, то представители высшей российской элиты считают, что большинству народа образование вообще вредно, достаточно овладеть определёнными технологиями, востребованными бизнесом. Вот здесь-то и зарыта принципиальная разница между социализмом и капитализмом. При социализме, в соответствии с его принципами, целью является повышение уровня власти через повышение не только образования, но и общей культуры всего народа. Это объективное требование истинной демократии. С непонимания этого фактора и начинается классовое расслоение общества, при котором любые разговоры о правах человека и равенстве— пустая болтовня.
Опытом Советского Союза Россия внесла в сокровищницу мирового знания свой огромный, выстраданный, но не оценённый по достоинству, вклад, на базе которого мировое сообщество честных учёных, представляющих фундаментальную науку, могло бы предложить человечеству разумный спасительный выход на дорогу к Храму будущего без войн и революций.
Но для этого необходима научная революция: такая перестройка национальных академий наук, в результате которой они стали бы способны разрабатывать комплексные социальные проекты, начиная с конституций и других документов мирового права до планов перспективного социального развития стран, регионов и мира в целом. Это немногим сложнее, чем осваивать дальний космос, но намного актуальнее. И пусть уж сами учёные определят, как им из объекта управления перейти в статус субъекта системы управления.
Остановить угрожающий существованию человечества и уже неуправляемый Хаос возможно только на базе мировой фундаментальной науки. Поэтому начинать спасение необходимо с проведения международного форума лучших её представителей из национальных академий наук с повесткой дня «Как сделать жизнь на Земле привлекательной для человечества и полезной для Природы».
Пора вспомнить, что именно учёные мира когда-то остановили безумство бесконтрольного распространения и использования ядерного оружия. Новый виток борьбы за мировое господство в условиях стремительно падающего уровня мировой культуры представляет не меньшую опасность. Последнее в истории цивилизации антагонистическое сообщество должно уступить место обществу торжествующего Разума и Справедливости.
А России, чтобы вернуть какую-то часть прежнего величия, предстоит переосмыслить многое в своей истории и особенно в политике прошедшего века. И сделать это без Академии наук она явно не сможет. Об этом говорит уровень всех национальных проектов, которые уже утонули в славословии и многословии, и из которых выпирает непрофессионализм авторов. Например, даже национальный проект «Наука» направлен на то, чтобы использовать Академию наук лишь в «рамках единой государственной программы научно-технологического развития страны». Уже сама постановка вопроса свидетельствует или о недопонимании властью элементарных проблем управления социальными процессами или об умышленном целенаправленном отстранении фундаментальной науки от процесса управления всей совокупностью проблем социального прогресса. А, скорее всего, срабатывают оба фактора.
Изобретать новые технологии могут и представители отдельных отраслей науки и даже просто самоучки. Но внедрять их в практику жизни общества нужно только по рекомендациям фундаментальной науки, опирающейся на всю сумму знаний и опыта, накопленных человечеством на каждый данный момент хода цивилизации, и способной определить их реальные последствия для всех сторон жизнедеятельности в их движении и развитии. В противном случае результат уже сказывается губительно для всего человечества. К внедрению той же цифровой технологии общество явно не созрело и уже приближается время, когда главной специальностью станет смартфоньщик, то есть человекообразное существо, основу образования, воспитания и смысла всей жизни которого составит освоение очередных моделей этого гаджета. Успеет ли человечество понять, кто и зачем ему эту смертельную гадость подкинул?!
Трудно даже представить, что ждёт мир, если уровень материального обеспечения жизни населения начнёт обгонять уровень интеллектуально-нравственных сторон общей культуры. Впрочем, тенденции уже чётко просматриваются на примерах извращённых потребностей представителей современной элиты. Путать папу с мамой, и наоборот, всё больше и больше входит в моду.
Коммунизмом Маркс и Энгельс назвали высшую ступень цивилизации (как Рай или царство Божье, но на Земле). Но эту цель они рассматривали как движение к абсолютной истине, предполагающей бесконечное стремление к совершенству. Это нынче построен потребительский рай, но только для тех, кто преступным путём присвоил столь несметные богатства, кто пресыщен развратом в роскоши. А коммунизм предполагает достижение всем человечеством уровня жизни, удовлетворяющего разумные потребности разумного человека.
Если Россия действительно хочет вернуться в число ведущих держав мира, то у неё есть на это один единственный шанс: дать возможность Академии Наук России провести кардинальную целевую реформу, чтобы к своему 300-летию она из объекта управления стала субъектом системы управления социальными процессами, и это было бы её главной задачей. (Не обслуживать бизнес, на что её ориентируют чиновники, а разрабатывать проблемы стратегии и тактики управления страной.) Только тогда, когда все национальные проекты будут разработаны Академией, можно будет надеяться, что их последствия не будут противоположны надеждам.
Поэтому не надо мешать Академии наук России реформироваться в Академию Науки, стать воплощением коллективного государственного Разума и выдать первый проект возвращения России на верную дорогу к счастливому будущему всего человечества. А вот место Бога, как символа справедливости, пусть останется в душе каждого человека. В этом суть цивилизации. Но с этим никак не могут смириться ни «слуги народа», ни «служители Господа». Огромное количество соборов и церквей, которыми прирастает Россия сегодня, свидетельствует отнюдь не о её святости, а об её великой греховности и рекордном росте благосостояния грешников. Потому мир и застрял на том этапе цивилизации, где человек человеку волк, где растлевающая души роскошь, соседствует с нищетой и убогостью.