Словари определяют патриотизм как чувство любви к родине, как деятельность, направленную на служение своему отечеству. Определения правильные, только при этом хотелось бы выделить активно-деятельный характер патриотизма. Нельзя же считать патриотом пустозвона, много разглагольствующего о любви к своей стране, но ничего для неё не сделавшего. В России примером патриота прежде всего назову В.И. Ленина.
ЧТО СДЕЛАЛ для России Ленин? Осенью 1918 года три четверти всей территории России были захвачены белогвардейцами и интервентами. Фронты белых железным кольцом сомкнулись вокруг центральных губерний. Поражение Советской власти, падение Москвы и Петрограда казались неминуемыми. Территория Советской России была меньше, чем русское государство при Иване Грозном до взятия Казани в 1552 году. Борьбу за победу, за освобождение России от оккупантов и их ставленников возглавил Председатель Совета Народных Комиссаров и Совета Рабоче-Крестьянской Обороны Владимир Ульянов (Ленин).
Красная Армия освободила Казань от белогвардейцев 10 сентября 1918 года, а всю территорию бывшей Российской империи, за исключением некоторых западных территорий, — к октябрю 1922 года, когда Дальний Восток стал советским. Возглавляемая Лениным победа была достигнута под знаком Серпа и Молота. Царизм тоже собирал земли, но под двуглавым орлом. И в этом была принципиальная разница: императорская Россия была объединением элит, проще говоря, владычествующих господ. Советское государство стало союзом народов, в которых ведущую роль начал играть рабочий класс.
Уже одного этого достаточно, чтобы считать Ленина величайшим патриотом России. Не случайно же смерть его стала потрясением для страны, для народа. Это чувство точно передано в очерке М. Горького «В.И. Ленин», особенно в его ранней редакции, относящейся к концу января — началу февраля 1924 года. Но он же отметил: «Пресса русской эмиграции не нашла в себе ни сил, ни такта отнестись к смерти Ленина с тем уважением, какое обнаружили буржуазные газеты».
Белая эмиграция «отмечала» смерть Ленина злобой. Так, писатель И. А. Бунин, выступая в Париже с речью «Миссия русской эмиграции», назвал Ленина «планетарным злодеем». По его словам, «Ленин явил миру как раз в разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее, он разорил величайшую в мире страну и убил миллионы людей; а среди бела дня спорят: благодетель он человечества или нет?» Даже генерал-перевёртыш Дмитрий Волкогонов признал, что такие речи возможны лишь «в минуты озлобленного исступления».
После кончины Ленина прошло 97 лет, почти век. А споры о нём продолжаются. Кто же он — планетарный злодей или благодетель человечества? Человек, который «отрицает Россию» (В. Розанов) или величайший её сын? Сегодня даже находятся исследователи, которые повизгивают о том, как мал-де был процент русской крови в Ульянове-Ленине. Ничтожества, их мышление ниже плинтуса. Нет ни грана оснований для сомнений, что Ленин — русский. Он сам себя считал русским, его родным языком был русский. Владимир Ульянов окончил русскую национальную школу — классическую гимназию. По таким предметам, как русская литература, история (всемирная и отечественная), у него была отметка только «отлично». Когда ему было 16 лет, он написал сочинение на тему «В чём выражается истинная любовь к отечеству». И выйди из гимназии благонамеренный подданный Российской империи Владимир Ульянов, никому бы в голову не пришло сомневаться в его национальности. Но вышел будущий великий революционер Владимир Ильич Ульянов-Ленин.
Взгляды молодого Ленина складывались под воздействием русской литературы, среди любимых книг был роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», заметно повлиял на формирование мировоззрения старший брат народоволец Александр. Но больше всего его социально-политические взгляды формировала окружающая действительность: произвол царского правительства, гнёт помещиков и капиталистов, нищета и бесправие рабочих и крестьян будили в юноше сочувствие к угнетённым. В 18 лет он утверждал: «Всякий правильно думающий и действительно порядочный человек должен быть революционером».
Так может ли быть враг царя и самодержавного государства патриотом России? Является ли преданность государству и его главе (царю, президенту) атрибутом патриотизма? Русская история ответила на этот вопрос. И не теорией «народной монархии», которую стали навязывать народу при Александре III. Веру в царя его наследник Николай II расстрелял 9 января 1905 года. А февральско-мартовские дни 1917 года стали моментом истины. Свержение Николая II поддержали не только революционные партии, но и почти все политические силы в стране, Государственная дума, генералитет, Синод Русской православной церкви, даже некоторые великие князья. Полностью подтвердилась правота Ленина как противника самодержавного государства.
Ленин боролся с царизмом не в силу своей какой-то злобности и не потому, что якобы мстил за старшего брата. Он считал монархию, помещиков и капиталистов ХУДШИМИ врагами нашей Родины. Так оно и было.
«Капитал» Карла Маркса 15-летний гимназист Ульянов впервые увидел у старшего брата Александра, но всерьёз начал изучать марксистскую литературу в 19—20 лет. «Пролетарии не имеют отечества» — как совместить эти слова Маркса и Энгельса из «Манифеста Коммунистической партии» с чувством патриотизма и любви к отечеству? Став марксистом, не перестал ли Ленин быть патриотом России? Нет, не перестал. Интернационализм не означает безразличия или пренебрежения к интересам трудящихся своей страны. Патриотизм Ленина — РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПАТРИОТИЗМ. Он предполагает прочную связь со своим народом, готовность беззаветно бороться за его освобождение от капиталистического гнёта, вести борьбу против «своей» буржуазии.
Гениальным применением марксистского учения к анализу экономического строя России стала работа «Развитие капитализма в России». И — особо обращаю внимание тех, кто верит в якобы пренебрежительное отношение Ленина к своему Отечеству — Владимир Ильич в своей книге первым из русских марксистов открыто высказал глубокую тревогу в связи с опасностью полуколониального закабаления, которая грозила России со стороны более развитых капиталистических стран. Он показал, что иностранные капиталисты жадно набросились на Россию, а царское правительство, угодничая перед западноевропейской буржуазией, содействовало ей в ограблении и эксплуатации страны.
В 1905 году в статье «Партийная организация и партийная литература» Ленин раскрывает перспективы художественного творчества при социализме: «Это будет свободная литература потому, что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, её силу, её будущность».
Эта ленинская формула относилась не только к литературе. И государство, и образование, и здравоохранение — всё общество должно служить не «верхним десяти тысячам», а десяткам миллионов трудящихся. В этом суть ленинизма. Потому трудовая Россия, и я в том числе, считает Ленина величайшим патриотом России.
Но была — и, увы, остаётся — и другая Россия, ненавидевшая Ленина. В Российской империи считалось, что погоду делает аристократия. Это слово в переводе с греческого означает власть лучших. А лучшими тогда считались царь, его семья, придворные, дворянство, которое поставляло высшую бюрократию и большую часть офицерского корпуса. Сложилась и финансовая аристократия — верхушка финансовой и крупной промышленной буржуазии, тесно сраставшиеся между собой. Эти «верхи общества» были уверены, что будущее России принадлежит им.
Агитпроп современного российского буржуазного строя (журналисты, политологи, историки, художественная «элита») уверяют нас, что в результате Октябрьской революции и Гражданской войны погибли и покинули Родину самые лучшие, самые одарённые, самые интеллектуальные. Но если это так, то почему Россия рабоче-крестьянская победила Россию буржуазно-помещичью, выжила в ожесточённой конкуренции с буржуазным миром, добившись выдающихся достижений в экономике, науке, культуре, да к тому же ещё и спасла мир от нацистской диктатуры?
Сейчас Ленина и большевиков обвиняют в социал-расизме. Но если Гитлер решал «еврейский вопрос» самым простым способом — полным уничтожением евреев, то Ленин никогда не говорил и не писал о полном физическом уничтожении господствующих классов. К разработке ГОЭЛРО он привлёк крупнейших учёных и специалистов, как и он, патриотов России. А «красный террор» был ответом на войну, развязанную свергнутыми классами, призвавшими иностранные войска для войны с российским народом. Кстати, лучшие из этих бар и господ, осознав антипатриотизм своей борьбы с российским народом, стали служить власти, которую этот народ создал. Вспомним Алексея Николаевича Толстого. Сын аристократа, граф, он в 1923 году вернулся в Советскую Россию из эмиграции. Когда Бунин бесновался в Париже, Алексей Толстой писал свои «Голубые города», «Гадюку», продолжил начатую в эмиграции трилогию «Хождение по мукам» и — вместе со всем народом переживал смерть Ленина.
Понять отношение Ленина к России помогут нам статьи Владимира Ильича, опубликованные в «Правде» в 1912—1913 годах. В этих статьях он с тревогой и горечью писал об отсталости России, о её экономической зависимости от империалистических держав Западной Европы. Он обличал эксплуататорские классы, которые обрекли народ на нищету и бесправие. В статье «Как увеличить душевое потребление в России?» Ленин с цифрами в руках доказывал, что по размеру душевого потребления царская Россия является одной из наиболее отсталых стран, «оборудованной современными орудиями производства вчетверо хуже, чем Англия, впятеро хуже Германии, вдесятеро хуже Америки».
Разве человек, который так переживает за отсталость своей Родины, так хочет её независимости и процветания, не является патриотом России? Ну а для того, чтобы преодолеть эту отсталость, необходимо было преодолеть капиталистический строй, который стал помехой на пути общественного прогресса, тормозом развития науки, техники и культуры. И для этого нам надо вооружить себя ленинской революционной наукой побеждать. Русофобов — в том числе.