海への道
ДОРОГА НА ОКЕАН
размышляя о будущем
Да история наша эта — святая.
Наша слава она. И наш гордый редут!
Но позвольте спросить, господа —
а из вас кто хоть истинно знает:
Нам под елку опять в одночасье кого приведут?
Глобализация уже не грядет!
Она уже идет-гудет глобализация!
Семимильными шагами.
Либеральная.
Со всеми предчувствиями и охами-ахами чьего-то счастья. И чьей-то в раскосматушку как бы фатальной невезухой.
Громыхая эшелонами запустения. Лязгая суставами оптимизации. Лупастыми глазами цифры. И предчувствием ада.
Деморализуя всякого её утонченными ароматами и специями.
Но ад, это не единственная, главная и окончательная ипостась и ипостась бытия.
В лексиконе человеческого мышления есть понятия и рая, к которому и лучшие его умы и ее пассионарии и кшастрии, начиная с того же Томазо Кампанелы в мрачных казематах и склепах средневековья, торили проницательной мыслью путь.
У ада есть жизнеутверждающая альтернатива, ибо а зачем тогда материя, (обращаюсь к тем, кто материалист, или высший разум — кто идеалист), вычленили из мертвой матери (а идеалист объяснит — создали) и вознесли до невыразимых вершин совершенства феномен всего сущего — жизнь?
Глобализации либеральной на смену придет животворящее чудо глобализации социалистической. Которая лучезарно вспыхнула всем народам в 1917 году пророческим лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!), дав надежду им, которую у них попытались потом не раз отнять или украсть..
Потом, согласно законам диалектики, даже если либеральные профессора ее еще тысячу и один раз отменят — грядет в порфироносных одежах человеческого счастья социалистическая. Которая вызревает уже, да и вызрела в рамках глобализации либеральной. И еще не известно, кто в этом мире кого утилизирует.
Один раз они ее отменили. В 91.
Второй раз это у них не получится.
Что до глобализации, то она, вопреки чаяниям всех немыслимых суверенитетов, перемешает и выплавит в тиглях своих и в доменных печах действия и помыслов нового человека.
В человеческой сути которого будет, как не крути — все тот же советский человек, которому сегодня глумливо на каждом шагу веселые и ошалевшие от счастья рынка весельчаки нахально клеят этикетку — совок.
Чем советский глобальный проект лучше либерального?
Либерализм сводит жизнь, этот божий жар по всем азимутам философских квалификаций, к инстинкту потребления.
К тотальному обнулению всех национальных ценностей, которые накопила в истории человечества даже самая маленькая нация.
Советский проект все это в себя полнокровно и жадно впитывал. Никого не умаляя и не принижая.
И грядущая социалистическая глобализация пойдет этим путем, если даже на руинах оптимизации всего человеческого это в немыслимый раз все придется возрождать.
Меньше всего оглядываясь назад и по сторонам, когда заходит разговор о сумерках глобализации, за которым почему-то рисуют ад и только ад, я вспоминаю знаковый роман Леонида Леонова, не последнего писателя на Олимпе нашего слова — «Дорога на Океан».
Там где он не мистик, он много и прозорливо парил часто впереди времени своего в своем подчас мучительном состязании и борении с собственным словом, постягая тайны грядущего и промысливая о том, что нас ждет не завтра, а Завтра.
(Хотя пирамиду его последнюю я не принял тотально!)
Мистика и идущее в понятиях социального оптимизма и переустройство мира на разумных началах — понятия несовместимые, даже если их пытаются совместить порой очень крупные мыслители.
Читаю национальную поэзию той или иной страны, жадно ищу те объединяющие нас моменты, которые все равно в будущем будут сложены в один впечатляющий и чарующий проект.
Поэзии эти дают тут порой и импульс и толчок этим предчувствиям.
«Дорога на Океан», книга прозорливая тем, что вектор ее устремления не скорлупы и коконы национальных мифов, ласково укутанные в кононы и скорлупы заскорузлого национального тщеславия, теми же силами текущего глобализма подогреваемые, для которого даже рамки Евро-Азийства — узкая коморка перед распахнувшейся в завтра ширь.
Где не его взгляду упокоенности и минора, будем честными, но неутихающая деятельная борьба, нет средневековья, рабовладения, всего того в мистике чего заблудились пророки и теоретики структурализма, напрочь забывая о социальном существе социального движения, сводя все это либо к семиотике понятий, либо к архитектонике запутанных явлений и фактов.
Что до поэзии японской, то Япония — страна океанская.
Я ровным счетом из этого впечатления ничего ни хочу извлекать.
Она просто и на моем пути в Океан в завтрашнего дня в самом широком смысле слова, без всякой национальной соотносительности, кодов, смыслов, мистерий и чего там еще? — эй, пророки!
Сам я оттуда и думая своим днем нынешним и по русски эту только идею извлечь.
Ну Айтматов же лазил как-то на Фудзияму. Менее всего выучивая иероглифы и выряживаясь в кимоно. И в нивхской лодке долго торчал в океане, пытаясь в схемы свои узкие вскроить океан, у которого границы куда как шире, чем у певца Иссык-Куля.
Глядя на мир с позиций советской грядущности.
6 марта 2021 г.