А.И. Субетто: «Ноосферное образование в евразийском пространстве»

Двенадцать томов монографической серии

«Ноосферное образование в евразийском

пространстве» как презентация научной школы

ноосферного образования в Петербурге

А.И.Субетто

 «Я думаю, что народная, массовая жизнь представляет из себя нечто особенное, сильное, могучее. Масса народная обладает известной возможностью вырабатывать известные знания, понимать явления… …счастье может даваться живущим в массовой мысли… … в этой работе научной является форма той же массовой работы, только более односторонней и потому менее сильной, менее результативной. Задача вся состоит в том, чтобы и эта работа вошла в общую массовую жизнь, чтобы масса поднялась до этой работы и влила сама в неё то, что недостаёт в ней. И как явилась прекрасной её поэзия, как явилась чудной её музыка и как явились высокогармоничными те или иные мысли, идеалы, стремления из массовой жизни – так, я думаю, должна явиться могучим и новым и наука, знание, вошедшее в массы и их до себя поднявшее»[1] В.И.Вернадский  

Аннотация.

Настоящая статья отражает собой «Введение»,  написанное автором для издаваемой коллективной научной монографии по результатам XII Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», проведенной 23 декабря 2022 года в Санкт-Петербурге, в Северо-Западном институте управления – филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Главная миссия данной работы – это краткое изложение содержания уже состоящей из 12-ти томов монографической серии «Ноосферное образование в евразийском пространстве», которые в своей совокупности рассматриваются автором как презентации научных школ ноосферного образования и Ноосферизма.

Ключевые слова: образование, наука, цивилизация, человек, человечество, биосфера, ноосфера, ноосферизм, управление, природа, культура, экономика, капитализм, социализм, эволюция, революция.

Представляемая читателю коллективная научная монография является XII-ым томом монографической серии «Ноосферное образование в евразийском пространстве», которая издается по материалам с таким же названием международных научных конференций, начиная с 2009 года.

Первый том было посвящен «УЧИТЕЛЮ XXI ВЕКА!». В этом посвящении автором, тогда 13 лет назад; отмечалось [1, с. 3]:

«В начале XXI века фигура Учителя становится судьбоносной. Человечество оказалось в состоянии первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Спастись человечество от экологической гибели сможет только через переход к новой ноосферной эпохе, в которой каждый человек и все соборно будем нести ответственность за развитие социоприродной гармонии. Спастись человечество может только через «ноосферу будущего», только спасая окружающую природу, её разнообразие от хищнического истребления в результате слепого, неуемного природопотребления. И в этой логике спасения первое слово за учителем, за «системой Учителя» в новом качестве – ноосферном, т.е. за Ноосферным Образованием и за Ноосферным Учителем!

Кому как не России, в евразийском пространстве которой родилось учение о ноосфере, благодаря творчеству В.И.Вернадского и его последователей, не показать пример спасительного ноосферного прорыва, начиная через становление ноосферного образования!» (конец цитаты, выдел. ред.).

В первом томе этой серий приняло участие 56 авторов, в их числе такие известные ученые как В.П.Казначеев, А.А.Горбунов, О.А.Грунин, Г.Н.Дульнев, В.Г.Егоркин, Г.М.Иманов, И.И.Колисник, Г.М.Комарницкий, А.В.Куманова, Е.Е.Морозова, Т.А.Молодиченко, В.П.Пилявский, О.А.Рагимова, Д.А.Субетто, Л.Г.Татарникова, В.Н.Турченко, К.И.Шилин.

Первый том состоял из 5-и частей:

I – «Основы ноосферного образования», II – «Ноосферная педагогика и ноосферная валеология: проблемы и механизмы становления», III – «Ноосферная парадигма высшего и послевузовского образования», IV – «Ноосферное образование, культура и общие проблемы», V – «Манифест ноосферной философии мира» (А.И.Субетто).

Второй том, как и II-я конференция, был посвящен теме «От ноосферного образования – к ноосферной России» [2].

Он также состоял из 5-ти частей:

I – «Основы ноосферного образования», II – «Ноосферное образование в контексте социокультурного бытия современной России», III – «Проблемы формирования ноосферной валеологии и акмеологии», IV – «Аксиологический аспект ноосферного образования и воспитания», V – «Ноосферные технологии евразийского образования». В этой монографии, состоявшей из 2-х книг, приняло участие 71 автор, в том числе А.Ф.Бугаёв (Украина), В.Н.Василенко, А.А.Горбунов, Л.А.Гореликов (Украина), С.И.Григорьев, В.Я.Дмитриев, Т.К.Донская, Л.Н.Засорина, В.А.Золотухин, Г.М.Иманов, О.Л.Краева, В.П.Панасюк, Е.Е.Морозова, С.П.Позднева, М.И.Потеев, О.А.Рагимова, А.В.Савка, В.Б.Самсонов, В.Б.Сапунов, Ю.Е.Суслов, Л.Г.Татарникова, В.И.Франчук.

Автор в вводной статье к этому тому обращал внимание на то [2, с. 9], что «ноосферное образование» в Ноосферизме получает трактовку «интегративной онтологической характеристики образовательного общества» – «субстанционального понятия, входящего в определение самого ноосферизма как «управляемой социоприродной гармонии на основе общественного интеллекта и образовательного общества»[2].

Третий том посвящался 50-летию отечественной космонавтики – 50-летию «первого полёта вокруг Земли на орбитальном аппарате Юрия Алексеевича Гагарина, запуск которого был произведен 12 апреля 1961 года!» [3, с. 3]. Этот том также состоял из 2-х книг и из 7-и частей:

I – «Ноосферное образование как механизм становления ноосферной цивилизации в евразийском пространстве», II – «Некоторые общие проблемы в становлении ноосферного мировоззрения», III – «Проблемы ноосферного воспитания и становления ноосферного человека», IV – «Ноосферная педагогика и проблемы становления ноосферного учителя в ХХ веке», V – «Естественно-научные и социально-экономические основы ноосферного образования», VI – «Проблемы ноосферной валеологии и ноосферной акмеологии», VII – «К 50-летию отечественной космонавтики».

В этом томе приняло участие 87 авторов, в том числе доктора наук: Н.Н.Александров, О.А.Антонова, В.К.Батурин, В.Н.Василенко, С.А.Вишнякова, А.А.Горбунов, В.В.Гречаный, С.И.Григорьев, С.Г.Денчев (Болгария), Т.К.Донская, В.Г.Егоркин, А.И.Жиров, Л.Н.Засорина, В.А.Зубаков, С.Г.Ковалев, О.Л.Краева, Н.Г.Куликова, А.В.Куманова (Болгария), В.Г.Ланина, А.Н.Ласточкин, Е.М.Лысенко, Л.Н.Максимова, Е.Е.Морозова, В.И.Патрушев, В.П.Пилявский, С.П.Позднева, А.А.Понукалин, О.А.Рагимова, А.В.Савка, А.И.Субетто, Л.Г.Татарникова, В.Н.Турченко, Г.Н.Фурсей, В.В.Чекмарёв. Автор указал в этом томе, в разделе «Нософерное образование – механизм Ноосферного Прорыва в Эпоху Великого Эволюционного Перелома», что перед научно-образовательным сообществом, участвующим в проблематике конференций «Ноосферное образование в евразийском пространстве» стоит грандиозная задача по разработке таких научных направлений, а потом издания учебников и пособий, как [3, кн. 1, с.28]: (1) ноосферология; (2) ноосферная философия; (3) ноосферная экономика (ноосферная политэкономия); (4) ноосферное человековедение; (5) ноосферное обществоведение; (6) ноосферная психология; (7) ноосферная педагогика и др.

Четвертый том этой ноосферной монографической серии был посвящен 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, русского гения, чье творчество обозначило собой начало Эпохи Русского Возрождения, 100-летию со дня рождения Л.Н.Гумилева, создателя теории этногенеза в контексте биосфероведения В.И.Вернадского и грядущему 150-летию со дня рождения В.И.Вернадского – «открывателя Эпохи Ноосферы на Земле» [4, с. 3].

Творческий коллектив этой монографии – 37 авторов, в том числе такие, как Г.Ф.Андреева, Л.Ю.Архипова, В.Н.Василенко, А.А.Горбунов, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, А.Д.Данилов, Э.С.Илларионова, Г.М.Иманов, А.Е.Кулинкович (Украина), Е.М.Лысенко, Н.В.Петров, Н.М.Рассадин, Г.П.Сикорская.

Во «Введении» к этому тому автор обратил внимание на противоречия в становления самого ноосферно-научного мировоззренческого комплекса [4, с. 10 — 12]:

«Само становление ноосферной философии, ноосферно-научного мировоззрения, ноосферного научного комплекса несёт в себе противоречия современного этапа развития человечества, поиска выхода из «экологического тупика» Истории, куда завела человечество рыночно-капиталистическая система ценностей и хозяйствования.

Можно выделить четыре антиномии, определяющие теоретико-мировоззренческие полярные позиции[3] во взгляде на сущность и содержание ноосферы и диалектику развития современной научной рефлексии по поводу ноосферогенеза, становления ноосферного общества в XXI веке.

Первая антиномия

Тезис. Ноосфера – это новое состояние, новое качество биосферы, когда общественный интеллект (коллективный разум) становится частью социо-биосферного гомеостаза и обеспечивает управление социоприродной эволюцией.

Антитезис. Ноосфера – это сфера разума, отделенная от Биосферы и противостоящая ей.

Вторая антиномия

Тезис. Ноосферогенез в эволюции Биосферы, и соответственно ноосферный этап в эволюции, возникает одновременно с началом антропогенеза и соответственно с появлением человеческого разума на Земле, при этом ноосферогенез, ноосферный этап – закономерный этап в эволюции Биосферы, отражающий общую закономерность «оразумления» эволюции и соответственно Вселенной.[4]

Антитезис. Ноосферогенез есть дело будущего, которое состоится после прохождения этапа устойчивого развития.[5]

Третья антиномия

Тезис. Основой содержания становящейся ноосферы является коэволюция человечества и биосферы (природы).

Антиетзис. Основой содержания ноосферы является управляемая социоприродная эволюция на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Коэволюция не может быть основой ноосферного развития, потому что не может быть коэволюция между частью (подсистемой), каковой является человечество, и целым – биосферой (системой). Коэволюция – это только момент гетероэволюции Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов.

Четвертая антиномия

Тезис. Становление «ноосферы будущего» возможно на основе рыночно-капиталистических форм хозяйствования, при сохранении рынка.

Антитезис. Становление «ноосферы будущего» требует перехода к ноосферному экологическому духовному социализму с усилением роли управления[6] (и механизмов планирования) социально-экономическим и социоприродным развитием, при одновременном существенном ограничении рынка, в будущем – с полным отказом от него» (конец цитаты).

Ноосферизм по автору в своем теоретическом базисе опирается на: «Тезис» в «Первой антиномии», на «Тезис» во «Второй антиномии», на «Антитезис» в «Третьей антиномии», на «Антитезис» в «Четвертой антиномии».

Пятый том, на основе материалов V-й Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», проведенной в 2015 году, был посвящен раскрытию темы «Ноосферно-евразийская парадигма фундаментализации непрерывного образования» [5]. Монография открывалась посвящением: «Посвящается Титанам Ноосферного, Прорыва ХХ и начала XXI века в России: В.И.Вернадскому, А.Л.Чижевскому, С.Н.Булгакову, К.Э.Циолковскому, Н.В.Тимофееву-Ресовскому, Н.Н.Моисееву, К.Я.Кондратьеву, В.П.Казначееву».

В монографии приняло участие 51 автор, в том числе такие известные ученые, доктора наук, как В.П.Бабаич (США), Б.Е.Большаков, В.Н.Василенко, С.М.Виноградова, С.А.Вишнякова, Ю.Н.Гладкий, А.А.Горбунов, О.А,Григорьева, Т.К.Донская, Н.И.Захаров, Л.А.Зеленов, К.Ф.Комаровских, О.Л.Краева, А.В.Куманова (Болгария), Р.В.Маслов, Е.Н.Мельникова, П.Г.Никитенко (Беларусь), Н.М.Орлова, К.М.Петров, С.П.Позднева, О.А.Рагимова, Ю.А.Ротенфельд (Луганск, ЛНР), А.И.Субетто, Е.А.Сущенко, Л.Г.Татарникова, А.С.Турчин. Монография состояла из 7-и частей:

I – «Ноосферизм – ноосферное образование – устойчивое развитие», II – «На пути становления ноосферной парадигмы управления социоприродными системами», III – «На пути становления ноосферной экономики и ноосферного экономического образования», IV – «Ноосферный человек: проблемы становления», V – «Проблемы становления ноосферной науки о здоровье и системы ноосферно-валеологического образования и воспитания», VI – «Проблемы культурно-языкового и этногенетического «измерений в становлении ноосферного образования», VII – «Геополитика, политтехнологии на фоне глобальной экологии».

В Приложении 4 к монографии была приведена Резолюция Круглого Стола «Ноосферный прорыв России в XXI веке и становления научно-образовательного общества как его основания» Московского экономического форума (МЭФ-2015), принятая 26 марта 2015 года (авторы – В.Н.Бобков, А.И.Субетто). В пункт 4 этой «Резолюции» указывалось [5, с. 463, 464]:

«Круглый Стол подчеркивает, что системный планетарный кризис, который переживает человечество – это сочетание первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы и Эпохи Краха рынка, капитализма и либерализма (на фоне диктатуры лимитов природы). Человечество сможет выжить и прогрессивно развиваться только перейдя к новой парадигме истории на базе доминирования закона кооперации, управляемой ноосферной экономики, планетарной кооперации народов-этносов. Речь идёт о становлении ноосферного экологического духовного социализма» (конец цитаты).

Спустя 7 лет, в 2022-ом году, на фоне проводимой Военной спецоперации на Украине, ставшей де-факто войной коллективного Запада против России, данный вывод приобретает ещё большую актуальность.

Шестой том по содержанию отражает обсуждение и дискуссию по проблемам становления ноосферного образования и воспитания в России, в связке этих проблем с механизмами устойчивого развития России в XXI веке. Название VI-го тома отражает тему VI Международной научной конференции по ноосферному образованию «Ноосферное образование как механизм устойчивого развития России в XXI веке» [6]. В монографии приняло участие 57 авторов, в том числе М.Н.Альпидовская, Ю.Ю.Александров, Е.Н.Антонович, Ю.В.Артюхович, О.Е.Баксанский, Б.Е.Большаков, М.С.Гончаренко (Украина), В.Н.Василенко, А.А.Горбунов, Г.М.Иманов, Л.А.Зеленов, И.В.Каткова, Б.К.Коломиец, О.Л.Кузнецов, Н.А.Коробко, Е.Е.Морозова, Т.А.Молодиченко, О.А.Рагимова, В.А.Полосухин, А.Г.Резунков, О.П.Резункова, А.М.Пищик, Н.М.Орлова, Н.С.Саяпин, М.Ю.Спирина, Л.Г.Татарникова, Ф.Ш.Терегулов, Т.Г.Тюрина (Украина), Н.П.Фетискин, О.Н.Цуканов. Содержание монографии было представлено 8-ю частями или разделами: 1 – «Ноосферное единство власти, науки и образования как основа устойчивого развития России в XXI веке», 2 – «Ноосферная идеология и ноосферное образование в XXI веке: аксиологические и мировоззренческие основы», 3 – «Ноосферная экономика и ноосферное образование как базис ноосферной парадигмы устойчивого развития: проблемы становления», 4 – «От ноосферной экологии – к ноосферному устойчивому развитию (наука, образование, просвещение, мировоззрение)», 5 – «Ноосферное образование как механизм становления ноосферного человека в XXI веке», 6 – «Проблемы становления ноосферной культуры – базиса ноосферного образования», 7 – «Ноосферогенез: от прошлого. – к будущему», 8 – «Ноосфера человека».

В «Ведении» к этой монографии автор подчеркивал [6, с. 14]:

«…возникший императив выживаемости есть ноосферный императив.

Убийственные рыночные реформы образования и науки, как и в целом – экономики, в России только являются концентрированным выражением уже начавшейся Эпохи Краха рынка, капитализма и либерализма[7].

Преодоление рыночного фетишизма во внутренней политике России, и в первую очередь в образовательной и научной политике императив выживаемости России.

Торжество ноосферного идеала в XXI веке – это Зов Будущего, обращенный к России и человечеству!» (конец цитаты).

Седьмой том, на базе материалов VII Конференции по ноосферному образованию, посвящен 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции,  Году Экологии в 2017 году, и раскрывает значение этих событий, именно как стимулов в развитии ноосферной парадигмы образования, науки и экономики, в свою очередь становящейся базисом стратегии развития России в XXI веке [7]. VII том монографической серии состоит из 2-х книг и 8-и частей: I – «Столетие Великой Русской (Октябрьской) Социалистической Революции как начало Ноосферного Прорыва человечества из России в XXI веке», II – «Ноосферное образование и воспитание: стратегия духовности, философии, смысловые акценты», III – «Проблемы здоровья в пространстве ноосферного образования», IV – «Проблемы становления ноосферной антропологии как важного аспекта ноосферного образованиеведения», V – «Ноосферная экология и ноосферная личность», VI – «Методологические и теоретические аспекты ноосферизма: поиск оснований», VII – «Закономерности и механизмы перехода к ноосферному научно-образовательному обществу, VIII – «Библио-инфо-ноосфера», творческая энергия языка и феномен «умозамещения».

В монографии приняло участие 70 авторов, в том числе, доктора наук: О.Е.Баксанский, Э.В.Баркова, В.Н.Василенко, С.А.Вишнякова, А.А.Горбунов, А.В.Зобков, В.А.Зобков, К.Ф.Комаровских, О.Л.Краева, А.В.Куманова (Болгария), А.П.Лобанов (Беларусь), А.П.Мозелов, П.В.Моисеева, Е.Е.Морозова, Д.Е.Муза (ДНР), А.Ж.Овчинникова, Н.М.Орлова, О.А.Рагимова, Т.А.Соловьева, А.И.Субетто, В.В.Чекмарёв, А.А.Яшин.

В вводной статье к I-й части автор указывал на важное положение, выступающее как прогноз на XXI век [7, с. 18]:

«Становление ноосферного образования в России (которое уже происходит) будет сопровождаться, в соответствии с концептуальным прогнозом автора, становлением научно-образовательного общества, в котором образование служит «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства, а наука не только производительной силой, но и силой управления, потому что ноосферная история раскроется именно как научное управление социоприродной эволюцией, на основе ноосферного синтеза Науки и Власти».

Восьмой том имеет название «Ноосферное образование как механизм становления Ноосферной России» и находится в «перекличке» с содержанием второго тома, изданного в 2010 году, – «От ноосферного образования – к ноосферной России». Он отражает собой материалы VIII Международной научной конференции «Ноосферноет образование в евразийском пространстве», состоявшейся 6 – 7 декабря 2018 года в Смольном институте РАО [8]. Авторский коллектив включил в себя 67 авторов.

В Конференции и в монографии приняли участие, как постоянные участники почти всех конференций этой серии, такие как И.В.Каткова, В.Ю.Татур, О.А.Рагимова, Т.А.Молодиченко, Е.Е.Морозорва, Г.М.Иманов, В.Н.Васиелкно, А.А.Горбунов, Н.И.Захаров, В.А.Золотухин, П.А.Зубкевич, А.Б.Коренная, А.Ф.Бугаев (Украина), А.В.Куманова (Болгария), В.В.Чекмарёв, так и новые участники, такие как К.Г.Башарин (Республика Саха-Якутия), Г.А.Белявский (Украина), В.В.Брунов, А.А.Вересова, В.Ф.Исайчиков, А.М.Луговский, В.В.Крымский, М.Н.Миловзорова, Н.Л.Романова, Ю.В.Сафрошкин, А.В.Титов, Е.Н.Щёголев и другие.

VIII-ой том структурно состоит из предисловия, посвященного теме «Эпоха Великого Эволюционного Перелома как эпоха Родов Действительного Разума, становления ноосферного образования и ноосферной России» (автор – А.И.Субетто) и 5-и частей: I – «Научно-методологические основы становления Ноосферной России в XXI веке» (12 разделов), II – «Ноосферное образование: теория, методология, педагогические основы и практика» (10 разделов), III – «Основы становления ноосферного разума в России и в мире» (13 разделов), IV – «Образование, экономика и здоровье в пространстве ноосферной инновационной стратегии развития России» (14 разделов), V – «Россия и человечество в пространстве исторического становления ноосферы» (6 разделов).

В разделе I-й части «Ноосферное образование как механизм становления Ноосферной России» (авторы – А.И.Субетто, Г.М.Иманов) было сформулировано концептуально-прогнозное положение [8, с. 39]. «Ноосферная Россия – это ноосферное самоутверждение России… в XXI веке, и главным механизмом такого самоутверждения становится система ноосферного образования и воспитания в России, которое проходит свое становление, опираясь на Ноосферизм… и на становящуюся на базе Ноосферизма – ноосферную меганауку».

Н.И.Захаров в этом томе, развивая концептуальный аппарат Ноосферизма по А.И.Субетто, сформулировал теоретическую установку на рефлексию «Ноосферизма как междисциплинарной науки» [8, с. 52], включающей в себя синтез естественных и гуманитарных наук.

Он подчеркнул [8, с. 53]:

«Для создания и реализации модели ноосферного развития недостаточно усилий только инженеров и математиков, политической воли и продуманной стратегии. Принципиальными становятся вопросы, что и как быстро люди готовы понять и воспринять, как изменится их восприятие мира к себе, какие смыслы и ценности можно и нужно сохранить, а от чего придётся отказаться».

Девятый том монографической серии был издан в 2019 году по результатам IX Международной конференции «Ноосферноек образование в евразийском пространстве». Темой IX конференции, которая определила название IX тома, стала проблема «Ноосферное человековедение как основа ноосферной парадигм образования, воспитания и просвещения».

Монография состояла из 5-ти крупных частей:

I – «Ноосферное человековедение как основа ноосферного образования» (состоит из 11 разделов), II – «Ноосферное образование, воспитания и просвещения: теория, методология, практика» (состоит из 16 разделов), III – «Проблемы здоровья в «пространстве» ноосферных образования, педагогики и валеологии» (состоит из 7 разделов), IV – «Ноосферная этнология. Проблемы сохранения этнического разнообразия человечества, урбанизации и демографии через призму действия ноосферного императива» (состоит из 7 разделов); V – «Космическое, глобальное, социальное и культурное измерения единства ноосферного образования и ноосферного человековедения» (состоит из 17 разделов).

В «Послесловии», написанном автором, была раскрыта проблема (как антиномия двух гипотез) в виде тезиса:

«Гипотеза Вселенского разума или Космо-Ноосферы: начало всех начал или постепенно происходящее становление в процессе прогрессивной космогонической Эволюции? Автор встал, исходя из разработанной им ноосферной парадигмы универсального эволюционизма – ноокосмономогенеза, – на теоретическую позицию, что наблюдаемая прогрессивная эволюции Вселенной в своем движении от «простого» – к «сложному», есть происходящее становление Вселенского разума. «Вселенский разум не есть начало всех начал, а появляется, т.е. предстаёт как итог эволюционного «оразумления» Вселенной» [9, с. 648].

И далее автор отмечал:

«Человеческий разум в своём познании Мира. Наука как важнейший социальный институт в познании мира, находятся в начале своего пути. И Человеческий Разум, поднимаясь в своем развитии по ступеням научного познания и управления социально-экономическим развитием, должен уважать ту Тайну Бытия, которая пока остается нераскрытой, и уметь работать с неопределенностью, с «знанием о незнании», о котором, как о важном типе знания, писал еще Фома Аквинский. Проблема Вселенского Разума находится в значительной степени в поле этой тайны Бытия с большой буквы» [9, с. 648].

Авторский коллектив включил в себя 65 авторов. Приняли участие такие доктора наук, как У.Ж.Алиев (Казахстан), Э.В.Баркова, В.Н.Василенко, А.А.Горбунов, Н.И.Захаров, К.Ф.Комаровских, А.В.Куманова (Болгария), А.П.Лобанов (Беларусь), Е.М.Лысенко, Л.Н.Медведева, В.В.Михайлов, Е.Е.Морозова, А.Ж.Овчинниковаа, В.П.Панасюк, В.И.Патрушев, О.А.Рагимова, В.В.Семикин, А.И.Субетто, Л.Г.Татарникова, О.Н.Цуканов, В.В.Чекмарев, и также такие постоянные участники предыдущих конференций, как А.Ф.Бугаёв (Украина), В.А.Золотухин, А.Б.Коренная, И.В.Каткова, А.П.Крупеня, О.И.Ларионов, М.Н.Миловзорова, Т.А.Молодиченко, Н.В.Петров, Н.С.Радевская, А.Г. и О.П.Резунковы, И.И.Рудяк, В.Ю.Татур, А.В.Титов, В.А.Чумаков, А.А.Шокуров-Свиньин (Полухин), Е.Н.Щеголев.

Десятый (юбилейный) том монографической серии «Ноосферное образование в евразийском пространстве» имеет название (по теме Х Конференции) «Ноосферная парадигма россиеведения, евразийства и устойчивого развития как основа становления ноосферного образования и воспитания в России XXI века» [10]. Её авторами стали 72 человека, в том числе такие доктора наук как В.С.Алексеевский, М.В.Арефьев, Э.В.Баркова, О.А.Булавко, В.Н.Василенко, А.А.Горбунов, В.А.Драгавцев, Л.А.Карасева, И.Ф.Кефели, К.Ф.Комаровских, О.Л.Краева, А.В.Куманова (Болгария), Е.М.Лысенко, С.И.Малецкий, В.В.Михайлов, Е.Е.Морозова, А.Ж.Овчинникова, О.А.Рагимова, Ю.В.Сафрошкин, В.В.Семикин, С.Ф.Сергеев, А.И.Субетто, В.Д.Сухоруков, А.В.Толмачев, О.Н.Цуканов, В.В.Чекмарев, В.А.Шамахов.

Монография состояла из 2-х книг и 7-и разделов: 1 – «Ноосферная парадигма россиеведения, евразийства и устойчивого развития как основа становления ноосферного образования и воспитания» (12 подразделов),  2 – «Ноосферно-парадигмальная революция в науке XXI века как основа ноосферного образования» (9 подразделов), 3 – «Человековедческие и культурологические основы становления системы ноосферного образования и воспитания в России» (12 подразделов), 4 – «Методология, теория и практика становления ноосферного образования» (12 подразделов), 5 – «Проблемы безопасности в логике ноосферной трансформации общества» (6 подразделов), 6 – «На пути к ноосферному будущему: размышления, рефлексии, прогнозы, вопросы» (13 подразделов), 7 – «Меморандум: Общенациональная стратегия ноосферного развития России» (10 подразделов, автор – А.И.Субетто).

В 10-ом подразделе «Меморандума» сназванием «Стратегия ноосферного развития России – Общенациональное Дело» отмечалось [10, с. 270]:

«Россия начала XXI века вступает в эпоху радикальных изменений в основаниях и в направленности своего исторического развития. Эти радикальные изменения имеют на долгосрочных горизонтах только один «вектор» – ноосферный, как выражение направленности всей Эпохи Великого Эволюционного Перелома. Санкции по отношению к России со стороны властных структур США и стран Западной Европы еще раз «высветили» империалистическую природу капитализма англо-американского альянса и Западной Европы, стратегию глобального империализма мировой финансовой капиталократии на колонизацию России, на установление своей диктатуры над её землями и ресурсами.

Наступил «момент истины». Россия должна отказаться от западничества и либерализма, от утопии «свободного рынка» и перейти к стратегии развития на собственной основе исходя из идеала Ноосферного Экологического Духовного Социализма и единственной модели устойчивого развития в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества».

Одиннадцатый том развивал комплекс идей десятого тома и был посвящен, как и XI Международная научная конференция «Ноосферное образование в евразийском пространстве», теме «Синтез образования, воспитания и науки в ноосферной стратегии инновационного развития России» [11]. Её авторами стали 63 человека, в том числе такие доктора наук, как В.С.Алексеевский, О.Е.Баксанский, Э.В.Баркова, В.Н.Бобков, В.Н.Василенко, М.С.Гончаренко (Украина), Л.Я.Дубовский, И.Ф.Кефели, К.Ф.Комаровских, О.Л.Краева, А.Н.Ласточкин, Е.М.Лысенко, Л.С.Марсадолов, С.Б.Мельников, Е.Е.Морозова, А.Э.Назиров, А.Ж.Овчинникова, В.Н.Панибратов, В.И.Патрушев, А.М.Пищик, О.А.Рагимова, В.Б.Сапунов, Н.А.Селезнева, В.В.Семикин, А.И.Субетто, А.В.Трофимов, О.Н.Цуканов, В.В.Чекмарев, В.А.Шамахов, Шао Сунцзюань (КНР), а также такие ветераны ноосферного научно-образовательного движения на базе этой серии Конференций, как А.Ф.Бугаёв (Украина), Э.С.Илларионова, А.В.Коренная, П.А.Кутенков, В.А.Полосухин, Н.С.Радевская, Н.Л.Румянцева, А.Г. и  О.П. Резунковы, В.Ю.Татур, В.П.Шенягин.

Монография состоит из 2-х книг и 8-и частей: I  «Наука, культура и образование как главные механизмы устойчивого развития России и Мира» (13 разделов), II – «Основание ноосферогенеза и ноосферного прорыва России» (6 разделов), III – «Некоторые проблемы становления ноосферной парадигмы управления» (3 раздела), IV – «Ноосферное образование и воспитание: ценности и проблемы становления» (15 разделов), V – «Проблемы человека, здоровья, культуры, антропогенеза и этногенеза в «пространстве» становящегося ноосферного образования» (9 разделов), VI – «Ноосферная математика: поиск оснований» (5 разделов), VII – «Социально-экономические барьеры на пути к ноосферному прорыву человечества» (5 разделов), VIII – «Смыслы и память» (5 разделов).

В VIII-й части 4-й раздел был посвящен уникальной научной школе в области обеспечения качества непрерывного образования России, которая сформировалась в период с 1987 по 2012 гг. на базе Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. Этот раздел представляет собой аналитический обзор, посвященный 35-летнему юбилею этого Центра и написан он профессором Н.А.Селезнёвой, которая его возглавляла с начала основания и до 2012 года. Эта работа, посвященная этой уникальной научной школе качества российского образования, названа так [11, кн.2, с. 261 — 282]: ««Вербальный Храм Благодарения» (И.А.Зимняя): 35 лет со дня создания Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Гособразования СССР при Московском институте стали и сплавов (МИСиС)».

В этом томе президент Ноосферной общественной академии наук профессор В.В.Семикин сформулировал императивное положение о «Нравственном Законе как основе Управляемой Социоприродной Эволюции» [11, с. 40]. Он подчеркнул [11, с. 40]:

«Мы полагаем, что нравственность и нравственной закон должны стать высшим регулятором не только всех отношений в обществе и международных отношений, но и главным регулятором взаимодействия человечества с Природой. Нравственный Закон должен быть положен в основу Управляемой Социоприродной Эволюции. Нравственный закон должен стать категорическим императивом и в человеческом познании, и в человеческом преобразовании Мира. Нравственность должна стать внутренним законом жизни каждого человека» (конец цитаты).

Итак, двенадцатый том – коллективная научная монография продолжает тематику, как показано выше, уже сформированной 11-томной монографической серии «Ноосферное образование в евразийском пространстве». Он посвящается актуальной теме «Миссия ноосферного образования в евразийском прорыве России к новому качеству бытия человека на Земле в XXI веке».

Эта монография посвящается грядущему 160-летию Титана Эпохи Русского Возрождения, гениального мыслителя ХХ-го века, русского и советского ученого-энциклопедиста Владимира Ивановича Вернадского, которое состоится (28 февраля по старому стилю) 12 марта 2023 года [27].

Поэтому автор этого «Введения» подобрал к «Прологу», «Эпилогу», к заглавным листам частей монографии эпиграфы в виде мыслей, теоретических положений В.И.Вернадского, которые, на взгляд автора, дополняют ту коллективную научную, философскую и методологическую рефлексию, которая присутствует в разделах монографии.

Владимир Иванович Вернадский не только ученый, философ, мыслитель энциклопедического масштаба и возрожденческого типа [12, 14, 16, 17, 20  27], но и не менее масштабный организатор научной деятельности, как в Российской империи, так и в СССР, автор многих масштабных проектов, которые позволяют его назвать «Ломоносовым ХХ-го века» [27].

М.С.Быстракова отмечала [21, с. 582], что Вернадский в царской России «создавал научные общества, строил планы «свободных университетов», и, более того, «налаживал работу первого из них, в частности Университета им. А.Л.Шенявского, разрабатывал проект исследовательских институтом и мечтал о перестройке всей системы научной деятельности» в России. Именно ему принадлежит гениальное предложение о создании при Академии наук Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС). Она была создана в 1915 году и первые её шаги были реализованы в 1915 – 1917 годах под руководством В.И.Вернадского и «на многие годы определили направлении и принципы её работы» [21, с. 582].

К этому можно добавить оценку значимости этой работы В.И.Вернадского для экономического районирования Советской России во время разработки плана ГОЭЛРО, поддержанного главой советского государства В.И.Лениным, которую выполнил Б.Марцинкевич в декабрьском номере газеты «Завтра «Что такое ТПК?» [28].

Он так описывал этот зревший инновационный прорыв молодого советского государства в виде плана ГОЭЛРО [28, с. 5]:

«Энергетики районировали территорию страны, определив регионы, имевшие значительный потенциал для развития энергетики, т.е. было запланировано и реализовано восемь крупных экономических районов: Северный, Центральный промышленный, Приволжский, Донецко-Южный, Уральский, Кавказский, Туркестанский и Западно-Сибирский, Восточная Сибирь и Дальний Восток… Уже тогда проявилось то, что  развивалось и дальше – балансировка развития страны в отраслевом разрезе и развития в территориальном разрезе, развития каждого экономического района увязывалось в единстве с планом развития страны. Направление было выбрано верно, и год спустя районирование было усилено: в плане ГОЭЛРО [появились] новые экономические районы – Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Средне-Волжский и Юго-Восточный. И тут тоже не было ничего случайного: к работе специалистов-энергетиков присоединились профессионалы, собранные в 1915 году Владимиром Вернадским в Комиссии по изучению естественных производительных сил – КЕПС… на всякий случай, сугубо справочно, вот список того, что Владимир Вернадский относил к естественным производительным силам:

— силы, связанные с произведениями живой природы: плодородие почвы, лесные богатства, животный мир, продукты растительности, рыбные богатства и др.;

— разнообразные источники энергии: силы водопадов, рек, ветра, природных газов, морских приливов и отливов и другие проявления динамических процессов на поверхности Земли, природные ресурсы, сосредоточенные в земных недрах: руды металлов и металлоидов, горючие газы, минеральные источники, нефть, каменные угли, подземные воды и т.п.

…Объединенные усилия специалистов из штаба ГОЭЛРО и КЕПС началось уже в 20-х годов, и этот их общий совместный опыт привел к созданию проектов ТПК[8]» (конец цитаты, выдел. ред.).

Эта линия в научной и гражданской жизни В.И.Вернадского привела его к постановке в СССР проблемы освоения атомной энергии, он стал основателем первого радиевого института в Ленинграде.

Но главное дело его жизни это разработка им учения о переходе Биосферы в Ноосферу как базовом законе глобальной эволюции. Это по сути – научное открытие В.И.Вернадского в год празднования 150-летия со дня его рождения – в 2013 году – по инициативе А.А.Горбунова и А.И.Субетто было запатентовано Европейской академией естественных наук и был выписан патент на научное открытие на имя В.И.Вернадского (посмертно).

Учение о ноосфере В.И.Вернадского появляется в «логике» его творчества не случайно, а как закономерное развитие учения о Биосфере и живом веществе, к интенсивной разработке которого он приступил в 1916 году [12, 15, 16, 19, 20 – 3, 27].

По этому поводу Н.Б.Виссоевич и А.Н.Иванов отмечают [21, с. 523]:

«…учение о биосфере было основано В.И.Вернадским в форме геохимической концепции. Именно биогеохимия позволила ему подняться на новый биосферный уровень в познании живого и неживого, завещанного В.В.Докучаевым, создателем учения о почве как естественно-историческом теле. Напомним, что у В.И.Вернадского почва – биокосное тело, каким является и сама биосфера».

Следует также, заметить, что сам научный синтез, который осуществлял В.И.Вернадский на протяжении всей своей жизни именно как ученого, де-факто, вынужденно, по логике этого синтеза, охватывающий все науки, привёл его к постановке вопроса о новой парадигме организации научного знания, преодолевающей тенденцию научной узкой специализации, проблемно-ориентированной. Причем переход Биосферы в Ноосферу, предполагающий рост роли науки в обеспечении направленности такого перехода требует именно новых форм синтеза научного знания (наук).

Развитие учения о ноосфере В.И.Вернадского в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, которая по определению автора началась с рубежа 80-х – 90-х годов ХХ-го века, с перехода глобального экологического кризиса в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, поставило проблему разработки Ноосферизма, как научно-мировоззренческой системы и научной идеологии XXI века [12 – 15, 19, 29], и одновременно – научного обоснования новой будущей истории – ноосферной истории в виде научно управляемой социоприродной эволюции [29 — 32]. И эта проблема успешно решается автором и коллективом Ноосферной общественной академии наук, а также Научными Школами Ноосферизма и Ноосферного Образования.

В СССР в развитие учения о ноосфере В.И.Вернадского в 1986 году группой ученых, в том числе академиков АН СССР (В.Г.Афанасьев, Б.С.Соколов, Н.Н.Моисеев, Н.П.Федоренко, А.Л.Яншин) в сборнике научных статей «Кибернетика и ноосфера» [33] впервые была поставлена задача кибернетизации понятия «ноосфера».

А.Г.Назаров прямо поставил задачу раскрытия «сущности организованности ноосферы» как «информационно-управляющей сущности». Ноосферизм по А.И.Субетто подхватывает эту эстафету и включает в себя становление ноосферной кибернетики, поскольку ставит знак тождества между понятием «ноосфера» и научно управляемой социоприродной – Социо-Биосферной эволюцией. А.Г.Назаров проницательно тогда, более 35 лет назад, заметил [33, с. 47]: «Только организованное, управляемое знание, по В.И.Вернадскому, обладает свободной энергией, способной совершить деятельную работу в биосфере и переводить её в ноосферу».

Два европейских ученых Николас Полунин и Жак Гриневальд в 1988 году, в своем выступлении на конференции, по поводу 125-летия со дня рождения В.И.Вернадского, в Киеве, предложили уже происходящую парадигмальную революцию в прогрессивной эволюции мировой науки под воздействием научного наследия В.И.Вернадского, его мировоззренческих и методолого-гносеологических установок, назвать «вернадскианской революцией»  [20, с. 5, 21, с. 550].

Они так сформулировали это свое предложение [21, с. 550]:

«Возникает вопрос, не следует ли как можно серьезнее задуматься о «вернадскианской революции» как термине, охватывающем всю широту его концепций, а она может эффективно привести к процессу в образовании, касающегося окружающей среды, и в конечном итоге к улучшению жизни людей» (выдел. ред.).

Автор это предложение Н.Полунина и Ж.Гриневальда перевел в разработку концепции вернадскианской, или ноосферной парадигмальной, революции, охватывающей не только науку, но и культуру, образование, управление, и входящей важнейшим теоретическим блоком в теоретический комплекс Ноосферизма как ноосферную меганауку. Этому была посвящена целая серия научных конференций, одним из организаторов постоянно выступал автор, и изданных на базе собранных материалов коллективных научных монографий [15 — 18].

В научном докладе, представленном на «Московский экономический форум – 2013», – «Вернадскианская революция как научно-методологическая основа формирования ноосферного общества» –автор подчеркивал [19, с. 18], что «Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения ориентируется на новый переворот в рефлексии науки и человечества, который бы обеспечил переход человечества на ноосферно-социалистические основания бытия в совершенно новом, неклассическом контексте, реализующем императив выживаемости человечества в XXI веке в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества» (конец цитаты).

Грядущее празднование 160-летия со дня рождения В.И.Вернадского – это повод для нового подведения итогов в развитии Русской Ноосферной Научной Школы [14], не имеющей аналогов в мире, в том числе в развитии Научных школ Ноосферизма и Ноосферного Образования.

В завершение этого «Введения» в представляемый на суд строгого читателя XII-й том монографической серии «Ноосферное образование в евразийском пространстве» автор еще раз решил подчеркнуть важную мысль-положение.

В наступившую Эпоху Великого Исторического Перелома Россия самой своей Историей призвана возглавить Ноосферный Прорыв, ведущий к установлению на Земле Ноосферной парадигмы Устойчивого Развития Человечества в виде научно управляемой Социо-Биосферной, или социоприродной, эволюции. И этот Ноосферный Прорыв уже в России начался в том числе в форме набирающего силу ноосферного научно-образовательного движения (который в каком-то смысле отражен и в приведенном к «Введению» списке использованных литературных источников)

Коллективный Запад, который ведет гибридную войну против России, есть система глобального империализма мировой финансовой капиталократии и как её неотъемлемая часть – система экономической колонизации мира. Эта система вошла в эпоху своей экологической агонии. Россия не может не быть победителем в этой войне. Потому что за ноосферным путем будущего развития всего человечества, научные основы которого уже разработаны российским учеными, начиная с работ В.И.Вернадского в первой половине ХХ-го века, стоит Правда Истории или Онтологическая Правда! Россия призвана Историей XXI века стать Духовным Лидером Ноосферного Прорыва! Альтернативы этой логике будущего развития человечества не существует.

В заключение этого «Введения» помянем наших соратников-ноосферологов, которые принимали в разное время активное участие в становлении Ноосферной общественно академии наук и научной школы ноосферизма и ноосферного образования в течение всего этого периода с 2009 года по настоящее время, и которые образуют Небесную Ноосферную  Когорту, продолжающую вместе с нами Общее Дело – Дело подготовки научных и образовательно-педагогических основ ноосферного преобразования Мира в XXI веке:

Александрова Николая Николаевича, Ажажи Владимира Георгиевича, Большакова Бориса Евгеньевича, Горбунова Аркадия Антоновича, Григорьева Святослава Ивановича, Гречаного Вячеслава Васильевича, Грунина Олега Андреевича, Донской Тамары Константиновны, Дульнева Геннадия Николаевича, Джуры Сергея Георгиевича, Егоркина Владимира Георгиевича, Жирова Андрея Ивановиче, Засориной Лидии Николаевны, Захарова Николая Игоревича, Зеленова Льва Александровича, Зубакова Всеволода Алексеевича, Казначеева Влаиля Петровича, Козикова Ивана Андреевича, Кулинковича Арнольда Евгеньевича, Кутырева Владимира Александровича, Ласточкина Александра Николаевича, Лукъянчикова Николая Никифоровича, Мозелова Анатолия Павловича, Петрова Николая Васильевича, Понукалина Алексея Алексеевича, Пюрвеева Джангара Бадмаевича, Самсонова Вадима Борисовича, Сафрошкина Юрия Васильевича, Сущенко Елены Алексеевны, Урсула Аркадия Дмитриевича, Фурсея Георгия Николаевича, Чаусова Федора Семеновича, Шилина Кима Ивановича.

Гениальный русский поэт второй половины XIX века, русский космист Федор Ивановича Тютчев оставил нам в наследство пророческие строчки:

«Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ, зритель,

Он в их совет допущен был –

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!».

Настал и наш черед «пить» из «чаши бессмертья», а это – и означает творить Ноосферный Прорыв человечества из России XXI века!

Литература

  1. Ноосферное образование в евразийском пространстве/ Коллективная монография/ Под науч. ред. Заслуженного деятеля науки РФ А.И.Субетто. – СПб.: Астерион; Кострома; КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. – 688с.
  2. Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том второй. От ноосферного образования – к ноосферной России/ Коллективная научная монография. В 2-х книгах/ Под науч. ред. Заслуженного деятеля науки РФ А.И.Субетто, Почетного работника высшего профессионального образования РФ В.Г.Егоркина. – СПб.: Астерион, 2010. – I кн. — 368c.; 2 кн. – 380 c. [748с.]
  3. Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том третий/ Коллективная научная монография. В 2-х книгах/ Под науч. ред. Заслуженного деятеля науки РФ А.И.Субетто, Почетного работника высшей профессионального образования РФ В.Г.Егоркина. – СПб.: Астерион, 2011. – 1 кн. – 412с.; 2 кн. – 404 с. [816с.]
  4. Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том четвертый/ Коллективная монография/ Под науч. ред. А.И.Субетто, А.А.Горбунова, В.В.Гречаного. – СПб.: Астерион, 2012. – 512 с.
  5. Ноосферное образование в евразийском пространстве: коллективная научная монография. Том пятый. Ноосферно-евразийская парадигма фундаментализации непрерывного образования/Под науч. ред. д.ф.н., д.э.н., проф. А.И.Субетто. – СПб.: Астерион, 2015. – 466 с.
  6. Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том шестой. Ноосферное образование как механизм устойчивого развития России в XXI веке: коллективная научная монография (на основе материалов VI Международной научно-практической конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», состоявшейся в Смольном институте РАО (Санкт-Петербург) 28 ноября – 1 декабря 2016 года)/Под науч. ред. Заслуж. деятеля науки РФ, проф. А.И.Субетто и Гранд-доктора философии, кандидата технических наук Г.М.Иманова. – СПб.: Астерион, 2016. – 576 с.
  7. Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том седьмой. Столетняя годовщина Великой Октябрьской социалистической революции и Год Экологии в 2017 году как стимулы развития ноосферной парадигмы образования, науки и экономики как базового условия стратегии России в XXI веке: коллективная научная монография (на основе материалов VII Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», состоявшейся 7 – 8 декабря 2017 года в Смольном институте РАО в Санкт-Петербурге). В 2-х кн./Под науч. ред. Заслуж. деятеля науки РФ проф. А.И.Субетто и Гранд-Доктора философии, к.т.н. Г.М.Иманова. – СПб.: Астерион, 2017. – Кн. 1. – 328с.; Кн. – 398с. [726 с.]
  8. Ноосферное образование в евразийском пространстве Том восьмой. Ноосферное образование как механизм становления Ноосферной России: коллективная научная монография (на основе материалов VIII Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», состоявшейся 6 – 7 декабря 2018 года в Смольном институте РАО в Санкт-Петербурге)/ Под науч. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, председателя СПбО и ФС РКО, президента НОАН, вице-президента ПАНИ А.И.Субетто. – СПб.: Астерион, 2018. – 588с.
  9. Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том девятый. Ноосферное человековедение как основа ноосферной парадигмы образования, воспитания и просвещения: коллективная научная монография (на основе материалов IX Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», состоявшейся 12 – 13 декабря 2019 года в Смольном институте РАО в Санкт-Петербурге) / Под науч. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, президента НОАН, директора ЦНР СЗИУ., председателя ФС РКО, вице-президента ПАНИ, главного научного сотрудника СИ РАО А.И.Субетто. – СПб.: Астерион, 2019. – 674с.
  10. Ноосферная парадигма россиеведения, евразийства и устойчивого развития как основа становления ноосферного образования в России XXI века: коллективная научная монография/ Х том серии «Ноосферное образование в евразийском пространстве» по материалам Х Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (17 – 18 декабря 2020 с., СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ). В 2-х кн./Под науч. ред. д.ф.н., д.э.н., проф. А.И.Субетто и д.э.н., проф. В.А.Шамахова. – СПб.: Астерион, 2020. – Кн. 1 – 388с.; Кн. 2. – 304с. [692 с.]
  11. Синтез образования, воспитания и науки в ноосферной стратегии инновационного прорыва России: коллективная научная монография (по материалам XI Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (21 декабря 2021 г., СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ) в 2-х кн./ Под науч. ред. д.ф.н., д.э.н., проф. А.И.Субетто и д.э.н., проф. В.А.Шамахова. – СПб.: Астерион, 2021. – Кн. 1. – 390с.; Кн. 2 – 318с. [708 с.]
  12. Субетто А.И. В.И.Вернадский: от начала ноосферно-ориентированного синтеза наук – к вернадскианской революции в системе научного мировоззрения в начале XXI века и к становлению ноосферизма (Серия «Истоки Ноосферизма»). – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. – 106с.
  13. Субетто А.И. Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-мировоззренческая система? (Открытое письмо-ответ некоторым «борцам против ноосферизма»). – СПб. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, Астерион, 2006. – 106с.
  14. Субетто А.И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2012. – 76с.
  15. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке: коллективная научная монография/ Под науч. ред. А.И.Субетто. – СПб.: Астерион, 2003. – 592с.
  16. В.И.Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке: коллективная монография. В 3-х томах/ Под науч. ред. А.И.Субетто и В.А.Шамахова. – СПб.: Астерион, 2013. – 1742с.
  17. Владимир Иванович Вернадский и Лев Николаевич Гумилев: Великий Синтез творческих наследий/ Под науч. ред. А.И.Субетто. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2012. – 662с.
  18. Вернадскианская революция в научно-образовательном пространстве России: коллективная монография/ Под науч. ред. А.И.Субетто и В.А.Шамахова. – СПб.: Астерион, 2013. – 414с.
  19. Субетто А.И. Вернадскианская революция как научно-методологическая основа формирования ноосферного общества: научный доклад/ Под ред. Заслуж. деятеля науки РФ В.Н.Бобкова. – СПб.: Астерион, 2013. – 56с.
  20. Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков/ Сост. Г.П.Аксёнов; Худож. Б.А.Лавров; Фотохудож. Г.Е.Малофеев. – М.: Современник, 1993. – 688с.
  21. В.И.Вернадский: pro et contra/ Сост. вступ. ст., коммент. А.В.Лапо. – СПб.: РХГИ, 2000. –872с.
  22. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 520с.
  23. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991. – 271с.
  24. Переписка В.И.Вернадского с Б.Л.Личковым (1940 – 1944). – М.: Наука, 1980. – 224с.
  25. Письма В.И.Вернадского А.Е.Ферсмаку (1907 – 1944). – М.: Наука, 1985. – 270с.
  26. В.И.Вернадский. О науке. Том I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997. – 576с.
  27. Мочалов В.И. Владимир Иванович Вернадский. 1863 – 1945гг. – М.: Наука, 1982. – 488с.
  28. Марцинкевич Б. Что такое ТПК? От импортозамещения к импортоопережению // «Завтра». – 2022. – Декабрь — №48(1509). – с. 1, 5
  29. Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 537с.
  30. Субетто А.И. Ноосферизм – манифест новой стратегии выживания и развития человечества на Земле и в Космосе: доклад 6 февраля 2022 года на заседании Международного профессорского делового клуба по теме «Человек в современном мире» (Италия – Россия; председатель заседания – д.ф.н., проф. М.В.Бахтин). – СПб.: Астерион, 2022. – 32с.
  31. Субетто А.И., Лукоянов В.В. Диалоги: Ноосферизм – Будущее Человечества/ Под науч. ред. президента Ноосферной общественной академии наук, д.псих.н., проф. В.В.Сеимкина. – СПб.: Астерион, 2020. – 183с.
  32. Субетто А.И. XXI век – «роды» ноосферной истории человечества: научно-философский очерк/ Под науч. ред. д.э.н., проф. В.А.Шамахова. – СПб.: Астерион, 2022. – 44с.
  33. Кибернетика и ноосфера. – М.: «Наука», 1986. – 160с.

Справка об авторе

Субетто Александр Иванович: директор Центра ноосферного развития Северо-Западного института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор кафедры истории религии и теологии Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, первый вице-президент Петровской академии  наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества


[1] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста/ В.Вернадский. –  М.: Наука, 1988 – 520с.; с.399

[2] Субетто А.И. Свобода. Кн. 1. Критика либерального разума – СПб.: Астерион. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008, с. 225

[3] Субетто А.И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы. – СПб.: Астерион, 2012. – 76с.

[4] Закономерность «оразумления» в «конусе» любой прогрессивной эволюции выражает собой общую тенденции сдвига от доминанты закон конкуренции и механизма отбора в доминанте закона кооперации и механизма интеллекта, доказательство которой входит в теоретическую систему системогенетики по А.И.Субетто. К близкому выводу приходят В.А.Зубаков и А.Е.Кулинкович

[5] Именно такой взгляд развивают А.Д.Урсул и Х.А.Барлыбаев

[6] При этом, имеется в виду неклассическая парадигма управления. См.: А.И.Субетто. Начала теории социального менеджмента качества (ноосферно-социальная парадигма). – СПб.: Астерион, 2012. – 262с.

[7] Ссылка на: Субетто А.И. Эпоха Краха рынка, капитализма и либерализма: ноосферно-социалистический прорыв или экологическая гибель человечества? – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010. – 44с.

[8] ТПК – территориальные промышленные комплексы. Борис Марцинкевич показал в этой статье огромную роль ТПК как механизма управления социально-экономическим развитием в СССР, на протяжении всей его истории в ХХ веке