(выступление на Круглом Столе в Законодательном
Собрании Санкт-Петербурга 3 июня, 2022 года)
А.И.Субетто
Об Александре Сергеевиче Пушкине, великом русском поэте, «нашем всё», лучше всего сказал его современник, друг и ученик – Николай Васильевич Гоголь в 1834 году еще при жизни поэта [1, с. 125, 126]:
«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может быть называться национальным: это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии. В каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отобразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла» (выдел. мною, С.А., конец цитаты).
Я к этому только добавлю: в этом гениальном гоголевском «образе-суждении» единство Пушкина, как поэтического гения и русского мыслителя, чей масштаб всемирно всеохватен, русского языка, русского духа и историческое достоинство всех трех ипостасей русского народа предстает зримо и достоверно для всех будущих времен и эпох.
Развивая этот гениальный образ-суждение» Н.В.Гоголя Федор Михайлович Достоевский в своём «Объяснительном слове» по поводу печатаемой его «Речи о Пушкине», произнесенной им во время заседания «Общества любителей российской словесности» 8 июня 1880 года, отмечая значение Пушкина для России, указал на то, что [2, с. 515, 516]:
- «Он первый (именно первый, а до него никто) дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшейся в народной правде, в почве нашей, и им в ней отысканные. Свидетельствуют о том типы Татьяны, женщины совершенно русской, уберегшей себя от наносной лжи, типы исторические, как, например, Инок и другие в «Борисе Годунове», типы бытовые, как в «Капитанской дочке» и во множестве других образов, мелькающих в его стихотворениях, в рассказах, в записках, даже в «Истории Пугачевского бунта». Главное же, что надо особенно подчеркнуть, – это то, что все эти типы положительной красоты человека русского и его души взяты из народного духа… «Уверуйте в дух народный и от него единого ждите спасения и будете спасены». Вникнув в Пушкина, не сделать такого вывода невозможно»;
- в Пушкине раскрылась особая «черта художественного гения», «не встречаемая кроме него нигде и ни у кого» – это «способность всемирной отзывчивости». В «Европе были величайшие художественные мировые гении: Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры», но «ни у кого из них не видим этой способности, а видим её только у Пушкина»;
- в том, что эта всемирная отзывчивость, так ярко проявленная в гении А.С.Пушкина, «есть всецело способность русская, национальная, а Пушкин только делит её со всем народом нашим, и, как совершеннейший художник, он и есть совершеннейший выразитель этой способности, по крайней мере в своей деятельности, в деятельности художника. Народ же наш именно заключает в душе своей эту склонность к всемирной отзывчивости и уже проявил её во всё двухсотлетие с петровский реформы не раз» (выдел. мною, С.А.).
Добавлю только, что истинность этой мысли Достоевского подтвердила вся последующая история России и русского народа, подтвердила в том числе Великая Отечественная война СССР против гитлеровской Германии и всей Европы, оккупированной ею или ставшей её союзником, в которой русский народ, как «руководящая сила» (в определении И.В.Сталина) всех советских народов, проявил эту свою «всемирную отзывчивость» в определении Достоевского, как мощную антифашистскую силу, спасшую весь мир от гитлеровского рабства и гитлеровских концлагерей.
Еще тогда, 140 лет назад, Достоевский прозорливо, в своей речи о Пушкине, предрек будущую катастрофу европейской цивилизации, генетически обусловленную именно тем, что она сделала ставку на накопление богатства за счёт эксплуатации других народов мира:
«…в Европе, в этой Европе, где накоплено столько богатств, всё гражданское основание всех европейских наций – всё подкопано и, может быть, завтра же рухнет бесследно на веки веков, а взамен неслыханно новое, ни на что прежнее не похожее. И все богатства, накопленные Европой (мое замечание: в «Европу» в планетарном смысле входят и США, и Канада, и Австралия, т.е. англо-американский мир, С.А.), не спасут её от падения, ибо «в один миг исчезает и богатство»[1] [2, с. 517].
В наши дни, когда Россия проводит Специальную Военную Операцию на Украине – операцию по освобождению территории Донецкой и Луганской народных республик, возникновение которых было ознаменовано именно восстанием в 2014 году народа против запрета русского языка и русских школ, де-факто означавшего собой русофобию, возведенную украинским правительством, пришедшим к власти на основе бандеровско-фашистского государственного переворота, в ранг официальной политики, за которыми – и за переворотом, и за русофобской политикой, – стояли планы империализма США и в целом «коллективного Запада – Европы» по превращению Украины в инструмент своей войны против России с целью ей полного уничтожения, – эти слова Ф.М.Достоевского становятся как никогда пророческими.
Россия, русский народ (а вместе с ними – русский язык, русская культура, а «язык» – это в русском «смысловом поле» и есть «народ») вместе со своей «всемирной отзывчивостью», вместе с Пушкиным, а вслед за Пушкиным – со всеми гениями русского народа: с Петром Великим, М.В.Ломоносовым, А.В.Суворовым, Ф.И.Ушаковым, Н.В.Гоголем, Ф.М.Достоевским, Л.Н.Толстым, М.Горьким, А.П.Чеховым, В.И.Лениным, И.В.Сталиным, К.Э.Циолковским, В.И.Вернадским, Г.К.Жуковым, С.П.Королёвым, Ю.А.Гагариным, И.В.Курчатовым, М.В.Келдышем, А.Т.Твардовским, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским и несть им числа, – выходят на передний план борьбы за будущее всего человечества, которое, по моей оценке, связано только с социализмом, но социализмом нового качества – Ноосферным Экологическим Духовным Социализмом.
Почему именно так поставлен вопрос всей «Логикой» Истории о будущем человечества? – Потому что тот приговор Европе с позиции Будущего, который сформулировал в своей речи о Пушкине в 1880 году Ф.М.Достоевский, привела в действие Её Величество Природа в лице Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов, в виде процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, которые развиваются, ускоряясь, уже более 30 лет.
В этом контексте пророческий приговор «Западу – Европе» Ф.М.Достоевского совпал с предупреждением французского эволюциониста-биолога Жана Батиста Ламарка, в словах которого звучит эта самоубийственная европейско-буржуазно-эгоистическая «антитеза» русской всемирной отзывчивости, или другими словами – «всечеловечности», о которых говорил и писал Достоевский. Он так сказал в 1820 году (цит. по [3, с. 12]):
«Вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушию к себе подобным человек сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и тем самым истреблению своего вида… Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания» (конец цитаты).
Только я поправлю Ж.-Б.Ламарка, заменив в его фразе «назначение человека» словосочетанием «назначение капитализма» или «назначение строя капиталократии» (по песне Мефистофеля в опере Гуно «Фауст» по гениальной поэме-роману Гёте «Фауст» – «сатана там правит бал, люди гибнут за металл», т.е. за деньги, за капитал, а вместе с гибелью людей и гибнет природа): «можно, пожалуй, сказать, что назначение» капитализма или строя власти капитала – капиталократии «заключается в том, чтобы уничтожить» «род» человечества, «предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».
Таким пророческим эхом, 142 года спустя, отзываются слова, сказанные Ф.М.Достоевским, которые еще больше подчеркивают «всемирную отзывчивость», как качество русского народа и русской истории, которая так ярко воплотилась в гении А.С.Пушкина, – и которая приобретает в XXI веке содержание Ноосферного Прорыва человечества из России.
Главная мысль, или главная идея, которую я пытаюсь обосновать в этом своем докладе, – Пушкин, русский язык, русский народ и вся история России, в том числе история СССР, образуют то единство, которое и есть русская культура, и в целом – вся культура России, как её социокультурная память – память её истории как евразийской, общинной, высокоэнергостоимостной цивилизации, ставшей объединением 200 народов, этносов, этнических групп, национальностей, во главе с русским народом, как народом-объединителем, народом всемирной отзывчивости.
Как тут, в подтверждение этой моей мысли, не привести знаменитые слова Александра Сергеевича – «солнца русской поэзии» [4, с. 586]:
«Слух обо мне пройдет по всей Руси
великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык».
Пушкин, его наследие – стихи, поэмы, повести, размышления, всё в его пушкинской целостности, – есть особое пушкинское русское человековедение, которое в своем развитии, обогащаясь коллективным творчеством русской культуры за последнее 200-летие, превращается в начале XXI века в ноосферное человековедение, поднимает знамя великого призвания человека, как Разума на Земле, отвечающего за Будущее всего Богатства Жизни на Земле – Биосферы. Именно в этом контексте, через возвышение Человеческого разума на уровень Ответственности за научное управление социоприродной эволюцией – единственной стратегии экологического выживания человечества на Земле, поднимается на ноосферную высоту «Русская Правда» – Правда, обращенная к утверждению на Земле справедливости, гармонии, планетарной кооперации народов-этносов, мира без войн и насилия.
Как тут не вспомнить пушкинского «Пророка» (1826) [4, с. 385]:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жечь сердца людей».
«Глагол», т.е. «Слово», в XXI веке, которое обращено ко всему человечеству из России («Слово России»), – это ноосферный императив, как императив экологического выживания человечества. Известный советский ученый-марксист Ричард Иванович Косолапов в 2004 году представил российскому обществу свой капитальный научно-философский труд «Истина из России» [5], в котором показал, что социализм в СССР дорастал до ноосферного уровня, но, к сожалению, эта ноосферная революция осталась незавершенной. Он подчеркивал, обращаясь к думающим марксистам нашего времени [5, с. 357]:
«Эволюция Ноосферы предполагает, можно сказать, распространение понятия «потребительная стоимость» на весь тот опыт человечества, в котором в той или иной форме будет достигнута гармония между историческими силами природы и социальной практикой. Это значит, что в преддверии строительства Мира разума уже, не просто неверно, а просто преступно рассматривать в качестве объективной реальности лишь материальную практику человечества, до сих пор отделяемую от духовной работы, то есть главным образом физический труд и его результаты… исторический материализм призван отбросить невежественное неприятие в качестве объективной реальности также всей истории общественного сознания…» (конец цитаты).
Единство Пушкина, как символа русскости, как особой философии мира, перерастающей в русскую ноосферную философию XXI века, русского языка и русского народа, в наши дни, когда «коллективный Запад» снова, как и в «гитлеровскую эпоху» (30-х – 40-х годов ХХ-го века), ополчился против России, поднял знамя оголтелой русофобии, не уступающей гитлеровской фашистской русофобии в годы Великой Отечественной войны, ставит цель колонизации территории России с полным уничтожением российской государственности и русского народа, – перерастает в наше оружие в этой борьбе – борьбе за будущее России и человечества в XXI веке.
В конце 90-х годов Збигнев Бжезинский, отвечая на вопросы корреспондента французского журнала «Le Nouvel Observateur» по поводу гибели или бежавших из страны миллиона афганцев после ухода из Афганистана советских войск, заявил:
- Какое это имеет значение по сравнению с победой над Россией?
И когда журналист спросил его – «Вы боролись с коммунизмом?», Бжезинский ответил, и я это особо отмечаю, спустя почти 25 лет, в наши дни, когда «Запад» ведет гибридную войну против России:
- Не надо морочить себе и людям голову, мы (Запад) боролись не с коммунизмом, а с исторической Россией как бы она не называлась (цит. по [6]).
Сейчас на передний план войны с русофобией Запада, в том числе и на Украине, выходит, как часть этой войны, борьба за честь и историческое достоинство русской культуры, русского языка и русского народа, как их носителя, в том числе и борьба за честь и достоинство нашего великого русского поэта, и не только великого поэта, но и великого русского мыслителя, внёсшего огромной вклад в дело отстаивания исторического достоинства русского народа и России, Александра Сергеевича Пушкина.
Как тут не вспомнить знаменитое пушкинское поэтическое послание «Клеветникам России», написанное поэтом в 1831 году и которое звучит особо актуально в наши дни [4, с. 500]:
«О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? Волнение Литвы?
Оставьте этот спор славян между собой,
Домашний, старый спор, уж взвешенный
судьбою.
…
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? Вот вопрос.
…
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага –
И ненавидите вы нас…
За что ж? Ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?
Вы грозны на словах – попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас?
Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?…
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов» (конец цитаты).
«Клеветники России» в наше время – это та русофобствующая часть и нашей российской, либеральной закваски, так называемой «элиты», которые активно разрушали СССР, наживались на приватизации и грабеже, активно разрушали образование и культуру, превратились в «орудие» Запада в войне против России, о которой откровенно и беспощадно сказал Бжезинский, а теперь «бежали» на «Запад», и оттуда продолжают клеветать на Россию, на русскую культуру, в своем поведении, повторяя «Смердякова» из «Братьев Карамазовых» Достоевского.
А.С.Пушкин, после М.В.Ломоносова, – вторая значимая «фигура» в истории возвышения русского языка в Эпоху Русского Возрождения. Пушкин поднял русский язык на ту необычайно большую духовную высоту – высоту красоты и выразительности, богатства смыслов и величайшей любви к русскому миру и ко всему человечеству, к другим народам и культурам, к природе, которой до него никто не достигал.
Здесь уместно воспроизвести 3-и признания в любви к русскому языку нашего великого писателя Ивана Сергеевича Тургенева (цит. по [7]):
- «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык… Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»;
- «Я никогда ни одной строки в жизни не напечатал не на русском языке, в противном случае я был бы не художник…»;
- «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употреблять иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам ничего брать у тех, кто беднее нас» (конец цитаты).
Русский язык, русская культура, русская история, как история России, российской цивилизации, как история СССР – «советской цивилизации» (по С.Г.Кара-Мурзе), – это одновременно есть и Русское Слово, обращенное ко всему миру, – Слово Правды и Миротворения, Слово Справедливости, Красоты и Гармонии, перерастающее в XXI веке в Слово Ноосферного Прорыва Человечества – Прорыва к Ноосферному Мироустройству в виде управляемой социоприродной эволюции на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма.
В книге «Слово о русском народе и русском человеке» [8], изданной в 2013 году, я так сформулировал свой ответ на вопрос «Что есть «Русское слово»? [8, с. 22]:
«Русское слово!.. – Это Слово «Слова о Полку Игорева», это клич «За други своя», сопровождавший победоносные битвы за Русь – Россию от Александра Невского до Дмитрия Донского, от Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина до Александра Суворова и Михаила Кутузова, от Федора Ушакова до Нахимова и Макарова, от Брусилова, Михаила Фрунзе, Василия Чапаева до Георгия Жукова, Рокоссовского и Василевского, это стихотворение «Бог» Державина, это поэтическое слово от Пушкина, Лермонтова и Некрасова до Маяковского, Есенина, Твардовского и Николая Рубцова, это «Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Война и мир» Толстого, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Вишнёвый сад» Чехова, «Песнь о буревестнике» М.Горького, «Как закалялась сталь» Н.Островского, «Тихий Дон» Шолохова, «Василий Теркин» Твардовского, это первый полет первого человека в лице русского парня Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961 года вокруг Земли, это «Красное Знамя» в день Победы 9 мая 1945 года над немецким рейхстагом, это русский балет и русский театр, это и великая русская музыка, отлитая в великолепные классические формы, благодаря творчеству Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римско-Корсакова, Рахманинова, Глазунова, Шостаковича, Свиридова, это великая русская литература и русская наука. Русское слово!.. – Это ведь весь русский язык от древних времен до наших дней. В мае 1876 года Ф.М.Достоевский записывает в своем «Дневнике писателя»: «Великорус теперь только начинает жить, только что подымается, чтобы сказать свое слово и, может быть, уже всему миру…». И ведь пророчество великого писателя сбылось» (конец цитаты).
Борьба за историческое достоинство русского языка, за его сохранение, за его присутствие в образовательном и информационном пространствах современной России, как базы образования, просвещения и воспитания всего российского общества, – это одновременно есть борьба за Будущее не только русского народа, но и всех народов России, за Будущее всей российской цивилизации и Человечества на Земле.
Вот как это понимание звучит в устах святого Сергия Радонежского в пересказе Дмитрия Михайловича Балашова в его романе «Святая Русь» (Сергий Радонежский ведет диалог с князем Олегом Рязанским, незадолго до Куликовской битвы, выполняя миссию замирения Рязанского княжества с Московским) [11, с. 21]:
«– И не корысти ради, и не труса ради, не по слабости сил человеческих стал я служить Великому князю Московскому!
– Почто ж??!
– Родины ради. Ради языка русского.
«Аще царство по ся разделятся – не устоим» (конец цитаты).
Русский язык – один из самых древних, и самых флективных языков на Земле, язык, ставший языком дружбы народов, племен, национальностей, составляющих великую кооперацию под именем «Россия», язык богатых смыслов и уникальной философии, язык русской правды и русской победы, язык, ставший языком русской науки [12] – выдающегося явления на ниве научного познания человечеством мира, подарившего миру учение о переходе Биосферы в Ноосферу В.И.Вернадского, на развитии которого к началу XXI века сформировалась Русская Ноосферная Научная Школа, не имеющая аналогов в мире, и Русскую Космическую Школу (К.Э.Циолковский, С.П.Королёв и другие), обеспечившую Космический Прорыв человечества из СССР – России в 1961 году.
В развитии своего «Слова о русском народе и русском человеке» в марте этого, 2022-го, года я опубликовал работу «Мы – русские, какой восторг!» (восклицание А.В.Суворова) [10], на обложке которой среди 13 портретов, подкрепляющих это суворовское восклицание, красуется портрет и Александра Сергеевича Пушкина.
По моим взглядом [13], начиная с Петра Великого и М.В.Ломоносова, их творчества, деятельности и трудов, началась и развивается Эпоха Русского Возрождения. Эта Эпоха противостоит Эпохе Западноевропейского Возрождения именно потому, что она выражает иное мировоззрение, иной взгляд на мироустройство, выстроенные на утверждении коллективистской природы человека, «МЫ-онтологии», соборности, космического, на современном языке – и ноосферного, предназначения человека и на отрицании эгоистического индивидуализма, и вслед за ним – капитализма, торгашества.
В книге «Эпоха Русского Возрождения» я подчеркивал [13, с. 18, 19]:
«Эпоха Русского Возрождения – явление всемирно-историческое и резко отличающееся от Эпохи Западноевропейского Возрождения, настолько же резко, насколько это проявилось в реализации Западной и Российской (русской) цивилизаций.
Эпоха Русского Возрождения изначально устремляется к раскрытию «космической телесности» человека, к его Ответственности за всё сущее на Земле, к всемирности и всечеловечности, о которых, как о качестве русского человека, говорил Ф.М.Достоевский» (конец цитаты).
В этой эпохе я выделил 3-и «вековых цикла» [13, с. 19]:
- петровско-ломоносовский, или «романтический»;
- пушкинский, или «универсальный»,
- вернадскианский, или «ноосферно-космический».
В этой моей цикловой систематике Эпохи Русского Возрождения срединный цикл её развития я назвал «пушкинским» в честь А.С.Пушкина, акцентируя на трактовку Пушкина Гоголем, как эталона универсального русского человека, который по его прогнозу появится через 200 лет. Этим я пытался определить смысл этого «пушкинского цикла», именно как «цикла», раскрывшего универсальность русской картины мира, причем универсальность, ставшую основой «Русского Космизма», как русской космической философии, из которой закономерно вырастает ноосферно-космический прорыв русской научной, культурной и технической (конструкторской) мысли в ХХ-ом веке, и продолжающийся в веке XXI-ом!
Это видение Русского Космизма на смысл и призвание человека хорошо передал Г.Р.Державин в стихотворении «Бог» (цит. по [10, с. 16]):
«Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб, я червь – я бог!».
Русский язык, как воплощенная в языке история русского языка, русский народ как воплощенная в его культуре, в его социокультурной памяти, в его духовно-нравственных устремлениях его собственная история и история страны, которую он созидал и созидает, Пушкин как яркий, воплощенный в его творчестве, именно духовно-исторический опыт русского человека, – и есть поэтому историческое достоинство русского народа!!!
Осталось только одно, чтобы этот вывод, как кредо, лег в основу образовательной политике в современной России, особенно теперь, когда Россия вновь поднимается на борьбу за Великое Будущее не только для себя, но и для всего Человечества, взыскуя к духовности, человечности и к Ответственности за все что мы творим на Земле.
В своей книге лаконизмов «Слово» я так выразил это кредо [14, с. 185]:
«Есть знаковые символы русского духа! – Это Александр Невский, Сергий Радонежский, Михайло Ломоносов, Александр Суворов, Федор Ушаков, Александр Пушкин, Лев Толстой, Георгий Жуков, Юрий Гагарин, Сергей Королев! – Напиши их биографии в кратком, лаконично-выпуклом изложении, поставь в центр воспитания в школе, – и новое поколение заговорит с Будущим на русском языке – языке русского духа, да ещё как заговорит. – И это будет!».
Литература
- Бурсов Б. Судьба Пушкина. Роман-исследование. – Л.: Советский писатель, 1985. – 512с.
- Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Избранные страницы/Авт. вступ. статьи и коммент. Б.Н.Тарасова; Худож. В.Г.Алексеев. – М.: «Современник», 1989. – 557с.
- Зубаков В.А. Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания (К саммиту ООН «Рио+10»). – СПб.: 2002. – 86с.
- Пушкин А.С. Сочинение в трех томах. Том первый. Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила. – М.: Художественная литература, 1985. – 735с.
- Косолапов Р.И. Истина из России. – Тверь: Научно-издат. компания «Северная Корона», 2004. – 666с.
- Фурсов А.И. Змея, которая пережила свой яд// «Завтра» – 2017 – Июнь. – №22(1226). – с. 1
- Судьба русского языка – судьба народа. Материалы «круглого стола». – Москва: 2019. – 136с.
- Субетто А.И. Слово о русском народе и русском человеке. Научное издание/ Под науч. ред. проф., д.ф.н. А.В.Воронцова. – СПб.: Астерион, 2013. – 265с.
- Субетто А.И. «Мы – русские, какой восторг!»: научно-философское эссе/ Под науч. ред. д.псих.н., д.пед.н., д.т.н., проф., Заслуженного испытателя и создателя космической техники В.В.Лукоянова. – СПб.: Астерион, 2022 – 56с.
- Балашов Д.М. Святая Русь// «Роман-газета». – 1992. — №4 – 5(1178-1179).
- Субетто А.И. Русская наука: от прошлого – к ноосферной ответственности за будущее России и человечества: монография/ Под науч. ред. президента Петровской академии наук и искусств д.ф.н., проф. А.В.Воронцова. – СПб.: Астерион, 2018. – 200с.
- Субетто А.И. Эпоха Русского Возрождения (Титаны Русского Возрождения) – I. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. – 500с.
- Субетто А.И. Слово (словесная вязь коротких мыслей)/Под науч. ред. В.В.Гречаного; илл. Н.М.Цветкова. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2012. – 194с.
Справка об авторе
Субетто Александр Иванович: директор Центра ноосферного развития Северо-Западного института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор кафедры истории религии и теологии Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества, член Экспертного Совета по региональной и муниципальной науке Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации
[1] «…в один миг исчезнет и богатство». – Достоевский использует рассказ о судьбе Вавилона. – Рима из «Откровения Иоанна Богослова: «…ибо в один час погибло также богатство»