«Истинные марксисты» нередко критикуют КПРФ за участие в выборных кампаниях, при этом ссылаясь на В.И. Ленина, который якобы призывал к перманентному бойкоту выборов и буржуазного парламентаризма, — при этом первоисточник эти витии либо не читали вовсе, либо трактуют в своих интересах, совершенно не учитывая контекст исторической ситуации конца XIX — начала XX века.
Мы же решили обратиться к Полному собранию сочинений, чтобы сделать вывод, как же на самом деле основатель партии большевиков относился к выборам и какие цели ставил для участия в избирательных кампаниях. Можно с уверенностью сказать: практически всё, о чём говорил и писал гениальный провидец Ленин, вполне относится и к настоящему моменту.
Впервые к теме выборной системы в своих произведениях В.И. Ульянов (на тот момент ещё не подписывавшийся знаменитым позже псевдонимом) обратился в 1895—1896 годах, когда Российской социал-демократической рабочей партии ещё не существовало, однако уже был создан её прямой предшественник — «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», для которого и были подготовлены «Проект и объяснение программы социал-демократической партии». В программной статье В.И. Ульянов заявил о требовании созвания Земского собора для выработки Конституции, а также введения всеобщего и прямого избирательного права для всех граждан, достигших 21 года.
Кто-то сегодня мог бы назвать такие постулаты отнюдь не социалистическими, а вовсе даже… либеральными. Однако надо понимать, что слово «либерализм» на протяжении XIX и начала XX века означало не вполне то, что понимают под этим термином сегодня, и совсем не было близко понятию «демократия». Повсеместно существовал избирательный ценз: голосовать имели право лишь граждане, обладавшие определённым количеством имущества, что, разумеется, способствовало удержанию власти буржуазией, интересы которой и защищали либеральные партии (вполне в либеральном духе, кстати, было высказывание премьер-министра Франции в середине XIX века Франсуа Гизо, в ответ на недовольство граждан отсутствием у них избирательных прав предложившего им… обогащаться, чтобы преодолеть вышеуказанный ценз). Требование же В.И. Ульянова о демократизации страны через введение всеобщего избирательного права и парламентаризма било как по интересам дворянства, выраженным в самодержавной монархии, так и по интересам буржуазии, отнюдь не распространявшей свои «свободолюбивые» лозунги на рабочих и крестьян.
Вместе с тем В.И. Ленин никогда не сомневался, что в условиях сохранения в стране авторитарного, самодержавного правления свободы парламентаризма существовать не может. Ещё в 1903 году (за два года до Первой русской революции и создания Государственной думы!) в статье «К деревенской бедноте» он говорил: «Государственная дума — не народное собрание депутатов, а полицейское собрание дворян и купцов. Государственная дума собирается не для того, чтобы обеспечить народную свободу и выборное правление, а для того, чтобы обмануть рабочих и крестьян, закабаливши их ещё более».
В 1905 году в России бушевала революция, подготовленная крестьянским малоземельем, пролетарским бесправием и недовольством крупными предпринимателями своим политическим положением. В дни крупнейшей в истории страны Октябрьской всероссийской стачки премьер-министр Сергей Витте, ставленник буржуазии, для отвлечения от революционных событий простого народа с боем убедил Николая II подписать знаменитый манифест, провозгласивший политические права и свободы для жителей империи и учредивший Государственную думу, выборы в которую должны были состояться в начале следующего года.
Отношение в среде социал-демократов к создаваемому всероссийскому парламенту было неоднозначным. Ещё на III съезде РСДРП, который прошёл в Лондоне в апреле того же 1905 года, Ленин высказался так: «Ответить категорически, следует ли участвовать в земском соборе, нельзя. Всё будет зависеть от политической конъюнктуры, системы выборов и других конкретных условий, которых заранее учесть нельзя. Говорят, земский собор — это обман. Это верно, но иногда для того, чтобы разоблачить обман, надо принять участие в выборах».
Вскоре, однако, В.И. Ленин действительно приходит к идее бойкота выборов в Государственную думу. В своей работе «Бойкот булыгинской думы и восстание» он пишет: «Наша тактика должна состоять в настоящий момент в поддержке идеи бойкота. Самый вопрос об этом бойкоте есть вопрос внутри буржуазной демократии».
Однако Владимир Ильич понимал слово «бойкот» совсем не так, как осмысливают его сегодня критикующие КПРФ доморощенные псевдомарксисты, подменяющие реальную борьбу диванным сидением. В статье «Бойкотировать ли Государственную думу?» Ленин обосновывает следующий тезис: «Активный бойкот означает не простое отстранение от выборов, а широкое использование избирательных собраний для социал-демократической агитации и организации. Использовать собрания — значит проникать в них и легально (записываясь в списки избирателей), и нелегально, излагать на них всю программу и все взгляды социалистов, показывать всю лживость и поддельность Думы, призывать к борьбе за Учредительное собрание».
Иными словами, В.И. Ленин отнюдь не призывал устраниться от участия в избирательной кампании как таковой, а рассчитывал использовать предвыборные собрания для активной пропаганды идей большевиков, считал необходимым совершить попытку срыва выборов (чего, кстати, законодательство сегодняшней буржуазной России не предусматривает в принципе) для революционного перехода от парламента буржуазного к общенародному — Учредительному собранию (к термину «Советы» Ленин придёт значительно позже). Тактика бойкота выборов объяснялась и нелегальным положением РСДРП. В статье «Почему отказываемся мы от участия в выборах» Владимир Ильич пишет: «Партия не может развернуть своего знамени легально при выборах, не может всенародно выставить своих выборных, не предавая их полиции. При таком положении дел целям нашей агитации и организации гораздо лучше служит революционное использование собраний без выборов, чем участие в собраниях для легальных выборов».
Однако тактика бойкота, увы, не позволила революционерам сорвать выборы, усилились противоречия и внутри партии. В этих условиях «объединительный» съезд РСДРП, прошедший в Стокгольме в апреле 1906 года, принял решение об обязательности участия в выборах. Правда, при этом был установлен запрет на «избирательные соглашения» с другими партиями — прежде всего имелась в виду партия кадетов, буржуазных либералов, к сотрудничеству с которыми и сегодня некоторые «горячие головы» пытаются склонить КПРФ, невзирая на то, что либеральная идеология самой сути рабочей партии глубоко враждебна.
Надо сказать, даже невзирая на то, что столыпинским избирательным законом 1907 года выборы предполагалось проводить по сословным куриям (то есть сделать их неравными для разных сословий), партия большевиков одерживала нередкие победы в таких промышленных городах, как, например, Тифлис (Тбилиси). Впрочем, Владимир Ильич отнюдь не склонен был переоценивать значение таких побед, считая их результатом того, что сегодня назвали бы «протестным голосованием»: «Без свободных газет, без народных собраний, без широкой агитации выборы социал-демократов означают часто не сплочение пролетарской и вполне социал-демократической партии, а лишь резкий протест населения».
Большевики принимали участие в дальнейшем в выборах во все Государственные думы империи — 2-ю, 3-ю и 4-ю. Однако Ленин, разумеется, не позволял себе забыть о сути этого «дарованного царём» парламента и рассматривал избирательную тактику как пролог к революционной стратегии. В своём проекте обращения к избирателям перед выборами II Государственной думы Владимир Ильич заявляет: «Никакая Дума не может дать и не даст земли и воли народу, пока действительная власть будет в руках погромщиков и палачей свободы. Вот почему революционные рабочие вместе с большинством сознательных борцов за свободу из других слоёв народа бойкотировали Думу. Но, участвуя теперь в выборах, мы можем и должны раскрыть глаза народу на необходимость борьбы за власть, на тщету кадетской игры в Конституцию».
В отличие от многих сегодняшних диванных мечтателей, в представлении которых революционная ситуация в стране может возникнуть буквально по щелчку пальца, В.И. Ленин всегда был прагматиком, прекрасно понимавшим и без лишних иллюзий оценивавшим настроение народных масс. Обосновывая отказ от тактики бойкота, он писал: «Бойкот неизбежно равняется призыву к самому энергичному и решительному наступлению. Есть ли в данную минуту налицо такой широкий и общий подъём, без которого подобный призыв не имеет смысла? Конечно, нет».
Нужно сказать, что в процессе избирательных кампаний и последующей работы в Думе большевики сталкивались и с теми же самыми проблемами, что и сегодняшняя КПРФ. Далеко не все избиратели-рабочие понимали революционный смысл выборной кампании большевиков, пытаясь свести её к «муниципальным вопросам», по выражению Ленина — «сколько беззаконий чинит такой-то пристав, такой-то губернатор или такая-то административная инстанция» (сравните с сегодняшними требованиями избирателей на выборах любого уровня о наведении банального порядка во дворе). Были и предательства, когда случайно попавшие в число избранных по большевистскому списку люди покидали её, действуя в интересах власти — как, например, депутат III Государственной думы Терентий Белоусов.
Важно ещё раз отметить, что Ленин никогда не позволял себе увлекаться парламентаризмом и выборным процессом самим по себе, неустанно повторяя: «Социал-демократическая партия хочет использовать выборы для того, чтобы натолкнуть ещё и ещё раз массы на мысль о необходимости революции, о начавшемся именно революционном подъёме. Поэтому социал-демократическая партия своей платформой кратко и ясно говорит избирателям в IV Думу: не конституционные реформы, а республика, не реформизм, а революция».
Итак, несмотря на решение о бойкоте выборов (ещё раз напомним — активном бойкоте) в I Государственную думу, Владимир Ильич Ленин считал нужным и важным участвовать в избирательных кампаниях. Однако воспринимал Ленин выборы всего лишь как тактику, как средство донести до избирателей революционную программу большевиков, как средство формирования классового сознания угнетённых слоёв населения.
Точно так же должен воспринимать избирательные кампании сегодня каждый коммунист.