Нам говорят, что каждый должен сам добывать себе средства жизни, что каждый должен сам обеспечивать своё существование, если даже этот каждый является музыкантом, поэтом, художником, философом, журналистом и т.д. Так говорят либеральные экономисты. Я утверждаю, что эти экономисты не дружат с головой. Действительно, чтобы жить, надо, прежде всего, иметь еду, одежду, жилище и другие материальные средства существования. А чтобы иметь эти материальные средства существования, их надо производить. Что производят, например, журналисты Гусев, Муратов, Венедиктов, Познер, Соловьёв, Дзядко, Киселёв, Симоньян, Дудь, Скобеева и т.д.? Болтовню. Но болтовня не съедобна, ею жизнь не обеспечишь. Впрочем, кто-то может сказать, что эти журналисты за свою болтовню получают деньги, и причём хорошие, очень хорошие деньги. Это верно. Но деньги, даже очень хорошие, тоже не съедобны. Они лишь средство для покупки еды, одежды и других средств существования, которые, однако, производят другие люди. Следовательно, все эта журналистская братия может обеспечить своё существование исключительно за счёт труда других людей – рабочих, рабочего класса.
Если бы принцип: «каждый должен сам обеспечивать своё существование», был бы вообще осуществим, то все члены общества, не принимающие прямого участия в производстве, т.е. не работающие в сфере материального производства или вообще не работающие, умерли бы от голода. Принцип: «каждый должен сам обеспечивать своё существование» является нормальным состоянием животного общества. Это в мире животных каждое животное само обеспечивает своё существование в борьбе за жизнь с другими животными. Конечно, отдельный человек может самостоятельно обеспечить своё существование, но это крайне редкое явление, которое может произойти с человеком, случайно заброшенным на необитаемую местность, как это случилось с Робинзоном. Но в таком случае для осуществления принципа: «каждый должен сам обеспечивать своё существование», либеральным экономистам пришлось бы всё население Земли превратить в Робинзонов. Это – бред сивой кобылы. Но если они настаивают на этом, то пусть начнут с себя. Пусть, например, министр финансов РФ А. Силуанов, поселится на каком-нибудь необитаемом острове (и притом оборвёт всякую связь с внешним миром: «только сам»), и сам обеспечит своё существование. Это будет даже полезно для него. Став Робинзоном, он, может быть, поймёт, наконец, почему из всех вещей, которые спас Робинзон после кораблекрушения, деньги оказались самой бесполезной вещью.
«Производство обособленного одиночки вне общества – редкое явление, которое, конечно, может произойти с цивилизованным человеком, случайно заброшенным в необитаемую местность и потенциально уже содержащим в себе общественные силы, – такая же бессмыслица, как развитие языка без совместно живущих и разговаривающих между собой индивидов». (К. Маркс, «Экономические рукописи 1857 — 1859 годов», К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 46, с. 18).
Принцип: «каждый сам должен обеспечить своё существование», существует только в таком мире, в котором каждый производит определённого вида продукт, пригодный к немедленному потреблению и обмену на другой продукт. Но такой, патриархальный, мир раздавлен уже давно ходом прогрессирующего развития производства, которое уже давно уничтожило обособленный труд, заменив его трудом общественным, готовый продукт которого пригодный к немедленному потреблению и обмену, представляет результат совместного труда многих людей, через руки которых он должен пройти. В изготовлении почти любой вещи принимают участие десятки и сотни людей различных профессий. Это означает, что производство продуктов разделено между отдельными людьми, и что, следовательно, труд каждого производителя является частичкой общественного труда, носит общественный характер. «Вся рабочая сила общества, выражающаяся в стоимостях товарного мира, выступает здесь как одна и та же человеческая рабочая сила, хотя она и состоит из бесчисленных индивидуальных рабочих сил» (К. Маркс, «Капитал», т.1, с. 47, К. Маркс и Ф. Энгельс, т.23, с. 47).
При таких обстоятельствах, когда труд разделён в обществе, и чем больше он разделён, чем больше существует отраслей производства, тем обширнее связи производителей, тем сильнее всестороння зависимость их друг от друга, говорить, что «каждый сам должен обеспечить своё существование» можно только для одурачения населения.
Не требуется марксовых очков, чтобы видеть, что частная собственность на средства производства разъединяет людей, делает труд отдельного производителя его частным делом, вследствие чего общественный характер труда скрывается. Отсюда возникает иллюзия, будто каждый производитель сам обеспечивает своё существование. Но общественный характер труда в процессе производства остаётся скрытым до тех пор, пока продукт не поступит на рынок. Только в процессе обмена (купли-продажи) выясняется, что частный труд данного производителя носит общественный характер, так как он необходимым обществу.
В современных общественных условиях труда ни один человек не может самостоятельно обеспечить своё существование, не обменивая свои продукты или свою деятельность на продукты и деятельность другого человека. В этом и состоит общественный характер труда.
Вернёмся к прерванной нити изложения.
Что «каждый должен сам обеспечивать своё существование», – это только фраза. Суть же дела в том, что либеральные экономисты этой болтовнёй стремятся замаскировать эксплуататорский характер капиталистических отношений, т.е. эксплуатацию человека человеком. Действительно, в условиях капитализма, произведённый продукт является результатом труда не отдельного производителя, а совокупного коллективного труда многих людей. Присваивается же он не теми, кто его произвёл, а собственником средств производства – капиталистом. При капитализме (в отличие от рабства и феодализма, где присвоение продуктов чужого труда происходит прямо) присвоение продуктов чужого труда происходит опосредованной, при помощи денег. Это фактически означает, что деньги, при капитализме, являются орудием эксплуатации человека человеком. Как деньги становятся орудием эксплуатации человека человеком, здесь нас не интересует; это можно узнать из «Капитала» К. Маркса, а также из советских учебников по политической экономии. Здесь, чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на тот простой факт, что деньги являются раем для паразитов всех мастей.
Всякий знает, что для того, чтобы иметь деньги, достаточно что-нибудь продать или, говоря другими словами, что-нибудь превратить в деньги. А так как по внешности денег нельзя узнать, что именно в них превратилось, то, в условиях капитализма, в деньги превращается всё. Всё делается предметом купли-продажи, даже такие вещи, как совесть, добродетель, достоинство, любовь, знание, убеждение. Купля-продажа становится колоссальной общественной ретортой, в которую всё втягивается, чтобы выйти оттуда в виде денег. Таким образом, возникает возможность превращения в чистых паразитов известного числа людей, которые вообще не участвуют в общественно полезном труде, живут только тем, что продают всё подряд, а на полученные таким способом деньги покупают дворцы, виллы, автомобили, яхты, самолёты и т.д.
После всего сказанного остаётся только перечислить самых мерзких паразитов.
Во-первых, это биржевые спекулянты (они же капиталисты, так называемая, финансовая олигархия), которые наживаются на спекуляции «ценными бумагами», мошенники, которые наживаются на посреднических сделках.
Во-вторых, это рекламщики (особенно, так называемые, элитные артисты и спортсмены), риелторы, ритейлеры, светские шлюхи, педерасты, шуты с депутатскими мандатами и министерскими портфелями, которые никак не способствуют развитию производства материальных благ, а, наоборот, с одной стороны, как паразит, присасываются к нему, доводят его до жалкого состояния, а с другой – дебилизируют трудовой народ.
В-третьих, это всевозможные шоумены и журналисты, которые «делают деньги» на том, что отвлекают трудовой народ от борьбы против капитализма на обсуждение всякой чепухи.
Наконец, это «известные экономисты и политологи», «эксперты», «аналитики», «омбудсмены», «борцы» с коррупцией, «глобальным потеплением», борцы «за права человека», ясновидящие и т.д., одним словом, – оплачиваемые как государством, так и крупными капиталистами мошенники, задача которых заключается в том, чтобы ослаблять, притуплять постоянно растущее социальное напряжение, выпускать пар из бурлящего социального котла.