В 2016 году президентом было сформулировано положение о том, что национальной идеей, объединяющей российское общество, является патриотизм: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма».
А какие еще объединяющие общество идеи могла предложить власть, когда с 1990 года начала происходить резкая социальная дифференциация?! Патриотизм оказался чуть ли не единственной выдвинутой правящим классом идеей, которая была поддержана обществом.
Другое дело, что патриотизм можно понимать по–разному. И, как заметили ученые, опубликовавшие в журнале «Полис» (2020 год, №2) результаты исследований: «Когда в начале 2000–х годов в России между политическим классом и обществом был достигнут консенсус по поводу важности патриотизма как основы гражданской консолидации, очевидно, что стороны вкладывали в это понятие различающиеся смыслы. Для политического класса трактовка патриотизма как любви к Родине была вполне достаточна. Однако для граждан патриотизм имел и другое, вполне осязаемое измерение, связанное с надеждой на выражение их экономических интересов. Эти жизненные интересы связаны с сохранением национального производства, а значит, рабочих мест, а также с поддержкой социальной сферы. Именно на государство в этом отношении возлагаются надежды основной массы граждан, объективно создавая базис его патриотической поддержки».
Но несмотря на понимание «важности патриотизма как основы гражданской консолидации», в реальности проводимая властью политика ничего общего с консолидацией, если не иметь в виду консолидацию провластной элиты, не имела. Наоборот, она вносила в общество раскол за расколом.
В этой ситуации единственным символом патриотизма, по которому не оказалось общественных разногласий, стала победа в Великой Отечественной войне. Но и здесь пролез махровый антисоветизм. Согласно новой трактовке, массовый героизм в годы Великой Отечественной войны имел своей причиной отнюдь не стремление к защите завоеваний и идеалов социализма, а исключительно любовь к Родине.
Вот такой какой–то странный, двусмысленный патриотизм сейчас воспитывается. Любовь к тысячелетней Родине, 70 лет истории которой куда–то пропали и которыми гордиться нельзя.
Эта двусмысленность пронизывает всю официальную патриотическую повестку. В 1870 году в связи с начавшейся французско–прусской войны М.Салтыков–Щедрин написал статью «Сила событий». Как актуально, злободневно звучат его слова!
«Идея, согревающая патриотизм – это идея общего блага… Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к воспринятию идеи о человечестве». Противоположностью патриотизма писатель называет паразитство. «Напротив того, идея, согревающая паразитство, есть идея, вращающаяся исключительно около несытого брюха. Паразит настолько подавлен инстинктами личного эгоизма, что не может сознавать себя в связи ни с какою средою, ни с каким преданием, ни с каким порядком явлений. Хотя же и случается, что он предпочитает одну территорию другой и начинает называть ее отечеством, но это не отечество, а только оседлость. Воспитательное значение паразитства громадно: в этой школе вор мелкий развивается в вора всесветного».
Далее М.Салтыков–Щедрин подчеркивает, что «Нельзя быть паразитом и патриотом ни в одно и то же время, ни по очереди, то есть сегодня патриотом, а завтра проходимцем». И в конце делает вывод, что «патриотизм более, нежели всякое другое проявление человеческого духа, находится в зависимости от воспитания и навыка».
В полном согласии с этим замечанием великого русского писателя власть уже 30 лет отстегивает бюджетные средства на реализацию мероприятий госпрограмм патриотического воспитания, которые в большинстве своем прошли незамеченные обществом. В этом году решено воспитательный процесс активизировать, на что были увеличены ассигнования. Но будет ли от этого толк?
Бесспорно, что в воспитательном процессе всегда огромную роль играет культура. Она прививает ценности, формирует мировоззрение. Книги, кино, театр, песни – все это создает человека. На их создателях лежит огромная ответственность. Что мы имеем?
В одном из интервью известный писатель Ю.Поляков сказал: «Это один из парадоксов устройства нашего культурного пространства, оно существует на казённый кошт, но служит совсем иным силам. Государство сыплет миллиарды, а они достаются экспериментальной чепухе, людям не интересной. Это драматургия для выездных театральных фестивалей на Запад: поставили, обгадили Отечество, вывезли, получили диплом в рамке, и тут же спектакль сняли с репертуара, потому что наш зритель на такое не ходит. Рад бы сказать оптимистические слова относительно театра, но пока не вижу поводов.
Но проблема залегает гораздо глубже. Людей, проявивших себя в это трудное время как откровенных отчизнофобов, не удаляют из эфира, из культурного пространства, из советов и комиссий потому, что вернуться к прежнему, «доэсвэошному», миру мечтают не только Галкины (Иностранный агент Максим Галкин. – Ред.), (добавим – Макаревичи, Чулпан Хаматовы и Моргенштерны)…, а очень многие влиятельные люди по власти. Им там было гораздо комфортнее».
Весь этот современный шоу–бизнес становился, распространялся, укреплялся вместе с властью. Одни и те же лица, одни и те же передачи на протяжении десятков лет. Олигархи шоу–бизнеса, для которых наша страна, как и для всех олигархов, выступает исключительно кормовой базой.
Несколько дней шумного обсуждения во всех СМИ непристойного поведения «звезд», большинству из которых в силу возраста уже о душе думать надо, а не выставлять немолодые тела в голом виде, ясно высветили несколько моментов.
Во–первых, в большинстве своем они реально считают себя «право имеющими». Удивительно как многие из них себя оценивают. Киркоров написал: «Не может и не должен артист моего масштаба, народный артист, так безответственно относиться к участию в каких–либо мероприятиях». Где же раньше голова была? За осознанием ошибки следует то ли пожелание, то ли указание: «Меньше всего я бы хотел, чтобы подобное событие, оплошность с моей стороны стали причиной ограничения моего творчества в России».
Собчак сразу после события написала в Telegram: «Мир несправедлив – был, есть и будет всегда. Где–то убивают, где–то голодают дети, а где–то в это время пьют шампанское». Позднее она несколько сменила риторику, заявив: «Я люблю свою страну, я журналист, который работает в России, и хочу, чтобы все знали, что я не хочу вызывать ощущение ненависти и злости по отношению ко мне и к другим артистам из–за вот такой глупой случайности».
Все участники посетовали на случайность, на то, что время было выбрано не подходящее, а главное, что вообще–то все это не предназначалось стать «публичной историей». Ощущение такое, что никто не понял, что они просто ведут себя как низкопробные, аморальные пошляки. Может для этого есть финансовое объяснение? Концертное агентство ProConcert оценивает стоимость одного выступления Киркорова в 10 млн рублей. У артистов «первого дивизиона» в месяц бывает как минимум один–два корпоратива, а в праздники количество вырастает в разы. За год может выйти более полусотни концертов. Таким образом, речь может идти о заработках в 500 млн. рублей в год.
При этом по данным Росстат, ежемесячный доход меньше 27 тысяч рублей имеют свыше 36% россиян. Только каждый пятый имеет доход свыше 60 тысяч рублей. Всего 7,4% граждан получают 120 тысяч рублей в месяц. Почти 57% российских домохозяйств не имеют сбережений на «чёрный день».
Во–вторых, СМИ показали себя очень «патриотично». Они в подробностях муссировали все мероприятие, заклеймили присутствовавших. Правда не особо упоминали реальных организаторов. А это, как написал продюсер В.Киселев, «и МТС в лице Игоря Мишина, и представитель руководства «ВКонтакте» Сидорков, и топ–менеджер Яндекса Дмитрий Викулин. И далее по восходящей на горизонте какие интересные фамилии значатся. И вот интересна роль Игоря Мишина из МТС, который являлся идеологом этого креатива и засветился на фото с этого мероприятия. Какую ответственность понес этот горе–руководитель?».
Пока отменяются концерты, скорее по требованиям россиян, чем по решениям Госконцерта, контракты, в суд поступают иски, возможны налоговые проверки. Но что–то подсказывает, что не уйдут эти «артисты» на покой, стихнет волна негодования и потихоньку они опять просочатся. А уж в то что ответственность может понести руководящее лицо, вообще мало верится.
Безусловно у нас есть настоящие деятели культуры, но не их показывают по телевизору, не приглашают на официальные мероприятия. Как и во всех сферах, в культуре тоже проектный подход. Новый патриотический проект связан видимо с молодым человеком со странным псевдонимом и тиражируемой песней, из которой невозможно вспомнить ни одного куплета, кроме оглашения национальной принадлежности. Автор молод и хотелось бы верить, что со временем у него появятся песни, вызывающие такой же душевный подъем, как военные, да и не только, песни советской эпохи. Эпохи, когда «От Москвы до самых до окpаин, С южных гоp до севеpных моpей, Человек пpоходит как хозяин Hеобъятной Pодины своей».
Ленин писал, что «Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств…». Одновременно с этим он всегда конкретно–историчен, его оценку необходимо строить, основываясь на классовом подходе.
Термин патриотизм вводится в оборот деятелями Просвещения в XVIII веке. Он стал частью революционной идеологии буржуазии, свергавшей «непатриотическую» аристократию.
Став господствующим классом, буржуазия стремится преподнести свои интересы как всеобщие под маской патриотизма. Но, как писал Ленин, «…выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся…».
Ученые в журнале Полис, определяют патриотизм как «особую ценностную установку политического сознания, формирующую специфические формы общественных отношений и деятельности, связанные с поддержкой и защитой гражданином политических институтов, отражающих его интересы». Это связано с тем, что гражданин убежден, что деятельность государства должна отвечать интересам общества, в том числе и его собственным. «В этом отношении патриотизм выполняет функцию легитимации власти. Однако если в глазах граждан государственные институты перестают отвечать их интересам, патриотизм становится инструментом делегитимации власти, обвиняемой в непатриотической деятельности».
Именно так, по мнению граждан, обвинить в непатриотической деятельности сейчас можно многие государственные институты. И не только культуры. Стране нужны самолеты, оружие, станки и давно нужны. Но до сих пор не решены вопросы импортозамещения. Уже 47% промышленных предприятий не хватает квалифицированных кадров. Но разрушенную систему профтехобразования, несмотря на решения и постановления, никто не восстанавливает. И таких примеров можно привести немало.
Зам. Председателя ЦК КПРФ Академик РАН В.И.Кашин, выступая с докладом по Программе Победы КПРФ, обозначил, что «у любой программы должны быть смысловые корни, и они есть и у нашей партии, и у нашей программы. Мы родом из Советского Союза. Наша Родина занимала второе место в мировой экономике, 20% мирового ВВП. Ее не спалила мировая война и на удивление всего мира она возродилась после войны в самые кратчайшие сроки. Ее бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, бесплатное жилье и отсутствие безработицы восхищали весь мир!»
КПРФ разработала свою социально-экономическую программу развития России, на базе бюджета развития, который был представлен на третьем международном экономическом форуме в г.Орле и одобрен хозяйственными руководителями страны. КПРФ обеспечит решение главных проблем страны: бедность населения, демографическая пропасть, технологическая отсталость, зависимость от экспорта и импорта, не эффективное государственное управление, не эффективная финансовая система, кадровый голод.
И сегодня все здравомыслящие граждане понимают, что решение этих острейших проблем страны, по силам только настоящим патриотам!
Константин Черемисов
Зам. Председателя Московской областной Думы,
второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ,
полковник запаса.