Учитель истории и обществознания Дмитрий Дмитриев: «Что значит сегодня учиться и учить коммунизму?»

Стоит ли лишний раз напоминать о важности образования и самообразования в деле развития прогрессивного общества и в целом в нашу так называемую постиндустриальную эпоху? Я думаю актуальность данного вопроса и так достаточно очевидна. Огромное значение образование и самообразование имеют и в деле становления настоящего марксиста-коммуниста.

В чем сила теории?

Что из себя представляет коммунистическая борьба, оставленная без теории и реализуемая только в практике? Казалось бы, практика — критерий истины. Бороться на практике — это ли не самое главное? Практическая борьба безусловно важна, но без прочной теории такая борьба рискует выродиться в то, что принято называть экономизмом, в отстаивание отдельных прав и льгот, а в итоге — в соглашательство с буржуазией ради мнимого и иллюзорной псведовзаимовыгодного союза между классами.

Только когда коммунист прочно знает теорию, он защищен от опасности поддаться на уловки правящего при капитализме класса и пойти на уступки, так как такой образованный коммунист прекрасно различает сиюминутное и долгосрочное, и ясно видит то, за что он на самом деле борется.

Ну хорошо, а если оставим пока практику и посмотрим на человека, то можем ли мы считать настоящим коммунистом и марксистом того, кто не изучил теории, не читал классиков, не размышлял над поднятыми в трудах классиков социально-экономическими, политическими и даже философскими вопросами? Едва ли.

Даже если человек искренне симпатизирует марксизму и идеям социальной справедливости, советскому опыту и образу коммунизма, такой человек конечно может стать отличным соратником для партии, но не имея прочной теоретической базы, он по сути оказывается заложником тех образов, которые он впитал из разных источников. А как отличить истинные образы от ложных, конструктивные от деструктивных? Как понять, что те образы, которые нам транслируют сегодня, правдивы и полезны для нас? Без теории никак. Без теории мы будем вечно плестись за тем, кто покажет нам наиболее красивые, но необязательно истинные образы.

Только человек, глубоко погруженный в теорию марксизма, может мыслить по-настоящему независимо, критически и самостоятельно, потому что изученная теория становится для него стержнем и опорой, а также инструментом и орудием, при помощи которого он проверяет на истинность или ложность и всë остальное.

Но как же можно по-настоящему глубоко изучить теорию марксизма? Что для этого нужно? Что это вообще значит — учиться марксизму и коммунизму сегодня? Лучший ответ на этот вопрос — последовать примеру самих классиков, посмотреть как и чему учились они.

Учиться марксизму и коммунизму

Учиться марксизму и коммунизму значит учиться философии и логике. Марксизм тем и отличается от других социальных теорий, что марксисты не занимаются внешним описательством, а вскрывают истинные, глубинные законы развития общества. Как это удалось сделать самим основателем марксизма? При помощи мощнейшего философско-логического базиса. Только изучив и тщательно проанализировав всю историю философии, Маркс и Энгельс увидели, что у развития есть свои законы — и это диалектические законы. Диалектическая логика, развитая в наиболее полной форме Гегелем, стала для марксизма примерно тем же, чем для физики является математика. Философия и логика диалектического материализма — это истинный фундамент марксизма. Как могут марксизму противостоять теории без фундамента? Представления об обществе в трудах О. Конта, М. Вебера, Г. Моска, В. Парето, К. Поппера выглядят, мягко говоря, умозрительными и просто по-детски наивными в сравнении с фундаментальностью марксизма.

В конце 19 века Ф. Энгельс писал, что если б Гегель был еще жив, он бы удивился тому, как много современная наука дает подтверждений истинности диалектики. Сегодня наука дает еще больше таких подтверждений и задача коммунистов — изучать диалектику в свете новейших открытий и пропагандировать небывалую актуальность диалектического метода, а не в коем случае не смотреть на философию, как что-то важное, но устаревшее, имеющее лишь историческую ценность. Современная наука нуждается в диалектике, и в ней же всегда была и сила марксизма.

Но учиться марксизму — это также значит учиться и истории. Как можно понять тенденции, направленные в будущее, не проанализировав то, откуда идут эти тенденции, как можно рассуждать о будущем человечества, не выявив самые общие исторические закономерности в развитии всех народов?

Сила марксизма заключается, помимо всего прочего и в том, что он способен научно объяснить не только современную экономику, но и устройство любого общества в прошлом и как следствие, ясно видеть и наше будущее. Ни одна другая теория не имеет такого широкого спектра применимости. И это важный момент. Ведь если теория работает только в одной стране и в одно время, значит она не универсальна и не истинна. Марксизм же, как подлинная наука, универсален и истинен.

Немыслимо познание теории марксизма и коммунизма без экономики. Когда-то очень давно мне казалось, что экономика — наука весьма нудная и слишком уж узкая. Как же я ошибался.

Я изменил свое мнение, когда с головой погрузился в политэкономию марксизма. Через экономику, через Трудовую теорию стоимости разворачивается во всей красе и подлинно на научной основе вся история человечества, становится понятной политика (ведь как говорил В.И. Ленин, политика есть самое концентрированное выражение экономики), культура (ведь общественное бытие определяет общественное сознание), все взаимоотношения между социальными группами. История и механизмы функционирования всего общества становятся словно осязаемыми, четкими и ясными.

Важно отметить, что интерес к политэкономии сегодня возрастает по всему миру. Восстанавливается преподавание политэкономии в России, изучают труды Адама Смита, Давида Рикардо, Карла Маркса студенты лучших вузов Франции и США. Это связано с тем, что в наши дни стало окончательно ясно, что либеральная экономическая научная парадигма, которую принято называть на Западный манер «экономикс«, ничего не объясняет и объяснить не может, а только занимается внешним описательством, сталкиваясь каждый раз как в первый раз с очередным экономическим кризисом. Перефразируя замечательный предвыборный лозунг Н.М. Харитонова, хочется сказать, поиграли в «экономикс» и хватит. Пора заниматься настоящей наукой — политэкономией.

Учить марксизму и коммунизму

Ну хорошо, читатель может сказать, что многое из сказанного выше взрослые люди прекрасно понимают, а как обучить этому молодежь? Тут есть ряд своих нюансов. Молодежь сегодня совершенно другая. Какая же?

Молодежь сегодня мыслит свободно и дерзко, для них нет границ, они вооружены Интернетом, который используют по-разному: и для саморазвития, и для развлечений.

Учить коммунизму сегодня трудно, так как всë, что связано с коммунизмом, наши идеологические враги извратили и политизировали, и эти понятийные извращения пробрались даже в школьные учебники!

На современную молодежь уже не работают лозунги. К сожалению, в целом прохладно молодые люди относятся и к опыту СССР. Но зато они очень отзывчивы и открыты к новым, по-настоящему научно обоснованным знаниям. И они любят, чтоб эти знания были поданы в особой красивой и яркой форме. Трудно их винить за это. Да и не нужно никого винить. Нам есть чему поучиться у идеологических врагов.

Если в чем-то капиталисты и мастера, так это в создании красивой обертки. Содержание для них часто не так важно, ведь главное — прибыль. А чтобы получить прибыль, нужно сделать товар привлекательным. Поэтому они умеют делать красивую обертку для некачественного товара. Наш же продукт — качественный сам по себе, но порой с плохой оберткой.

Таким образом, секрет успеха у современной молодежи — дать им новые, свежие, интересные научные знания в философии, истории, экономике — они и сами жаждут этого, но преподнести это всë в нужном виде с использованием интернет-технологий, наглядно и динамично объясняя и показывая, как философия марксизма может быть применена к настоящему, где молодежь постоянно сталкивается с социальным неравенством, к прошлому, которым молодежь безусловно интересуется и к будущему, которое молодежь связывает с технологиями, но ведь большое значение технологиям придавали всегда и классики марксизма!

Особенно важно сегодня говорить с молодежью именно о будущем. Успех коммунистов в наши дни во многом зависит именно от того, сумеют ли они переориентироваться с ностальгии по нашему безусловно великому прошлому, на строительство по-настоящему светлого высокотехнологичного будущего.

Чтобы учить молодежь коммунизму, хороший оратор и пропагандист должен быть готов аргументировано и грамотно ответить на вопросы молодых ребят о том, как нашу жизнь изменят блокчейн-технологии и криптовалюты, как искусственный интеллект и квантовый компьютер могут быть эффективно применены в экономическом планировании, как устроены современные фабрики Китая, где уже нет людей, а всю работу от начала и до конца выполняют роботы, и как всë это объясняется и интерпретируется в Трудовой теории стоимости и в марксистской концепции тенденции нормы прибыли к понижению.

***

Одно радует несказанно — у молодежи сегодня действительно есть запрос на левые идеи, как альтернативу тому режиму и строю, от которого они уже и сами успели устать. Левый поворот среди молодых умов можно наблюдать по всему миру.

Наша задача — не упустить эти умы, учить, прежде всего, своим примером, то есть постоянно учиться самим, вовремя уловить тенденции и перехватить инициативу у капитализма хотя бы для начала в интеллектуальной борьбе, ну а там уж и до победы социализма останется рукой подать!