Он прожил такую долгую и хорошую жизнь, что, казалось бы, не оставил после себя секретов. У него часто брали интервью журналисты, а он старался честно отвечать на вопросы. С тех пор некоторые эпизоды его жизни стали напоминать многократно пересказанные байки. Он был счастлив в браке, невероятно успешен в карьере. Но и бед, и страданий на его долю выпало немало. Самый, пожалуй, знаменитый актер в истории Литвы все равно воспринимается как советский артист, как неотъемлемая часть нашего великого кино.
Восторг от иезуитов
Донатас Юозович родился в 1924 году в Литве и пережил все потрясения, выпавшие и его республике, и всей Европе. Родители Баниониса развелись, когда он был совсем маленьким, и Донатас остался жить у отца. Мама, правда, сыграла решающую роль в жизни мальчика. Актер вспоминал, что именно она впервые отвела его в театр, когда ему было всего четыре года. Он попал на религиозную постановку иезуитов и был по-настоящему потрясен. Потом отец, который всю жизнь проработал портным, пытался «вправить сыну мозги» и заставить пойти учиться на гончара, но тот уже все для себя решил.
Летом 1940 года Литва вошла в состав СССР. Театральная жизнь страны при этом не поменялась, и в Паневежисе продолжал работать вернувшийся из Англии режиссер Юозас Мильтинис. Он был знаменит тем, что не доверял профессиональным актерам, искал новые формы и заставлял своих подопечных вести себя на сцене как в обычной жизни. В начале 1941 года 17-летний Банионис решился на отчаянный шаг. Он попросил прослушать его находящегося на гастролях в Каунасе Мильтиниса. Тот вывел мальчика в сад и предложил читать стихи у собачьей будки. Банионис растерялся. Забыл слова, но в итоге получил предложение переехать в Паневежис. В этом театре актер проработает 60 (!) лет.
Женился из жалости
22 июня 1941 года Банионис уже репетировал дебютную роль… В первые же дни войны немцы оккупировали Литву, и Паневежис оказался под их властью. Но театр продолжал работать, пока не начался перелом в войне. Наши войска приближались, и шестерых артистов, включая Баниониса, забрали в немецкую комендатуру. Им срочно предлагалось вступить в вермахт, надеть форму и отправиться воевать против СССР. Банионис и его коллеги категорически отказались. Их заперли в комендатуре, но юноши сумели открыть окно и сбежать. До прихода Красной армии Донатас скрывался. Впрочем, пропаганда сделала свое дело, и встречи с советскими солдатами он опасался. Даже хотел сбежать на Запад. Но передумал и не пожалел, став в итоге одним из самых знаменитых артистов Советского Союза.
Впрочем, советская власть была сурова. Многие богатые литовцы были сосланы в Сибирь. Такая участь постигла и родных Оны Конкулявичюте, коллеги Баниониса по театру. Ее родные были зажиточными землевладельцами.
«Они были богаты, это же страшное преступление», — горько иронизировал Банионис. Она скрывалась у родных, а когда вернулась, Донатас предложил ей пожениться.
«Мне стало ее жаль, — вспоминал Банионис. — Говорю ей — знаешь, ты выходи за меня замуж. Мой отец был партийный работник, коммунист».
Юозас Банионис действительно был не простым портным. Судьба его заслуживает отдельного рассказа, а то и фильма. Он вступил в РСДРП (б) еще до Октябрьской революции, а в независимой Литве даже сидел в тюрьме за свои убеждения. Три года, когда Донатас был маленьким, его отец скрывался в Бразилии. А после войны занимал различные партийные и административные посты в Литовской ССР.
Женитьба из жалости стала судьбоносной для Донатаса, пара прожила вместе больше шестидесяти лет.
Вия Артмане в роли Оны и Донатас Банионис в роли Вайткуса в фильме «Никто не хотел умирать» (1965)
Рязанов ругался, Тарковский сразу невзлюбил
О карьере Баниониса можно рассказать названиями фильмов — «Никто не хотел умирать» (1965), «Берегись автомобиля» (1966). «Операция «Трест»» (1967), «Мертвый сезон» (1968), «Красная палатка» (1969), «Командир счастливой «Щуки»» (1972), «Солярис» (1972)… Десятки прекрасных ролей в культовых советских лентах. Да, часть успеха Банионис делил с Александром Демьяненко, который озвучивал большинство его ролей. Но свою часть он добывал честным, порой невыносимо сложным трудом.
Когда литовского актера увидел Эльдар Рязанов, он, говорят, страшно ругался. Для роли пастора в фильме «Берегись автомобиля» режиссер ждал высокого румяного прибалта, а никак не Баниониса. Но артист великолепно справился со своим эпизодом.
Андрей Тарковский, по рассказам, тоже сразу невзлюбил «звезду» Баниониса. Заставлял его по много раз переживать одну и ту же безмолвную сцену, когда герой лежит и думает о Хари. Наталья Бондарчук, сыгравшая с ним в этом фильме, вспоминала: «От Тарковского Банионису очень доставалось! Он запрещал репетировать, хотел естественных реакций.
Кадр из фильма «Солярис» (1972)
Преследования после смерти
Всю жизнь Банионис прожил со своей любимой Оной. Она перестала играть на сцене, но работала в их родном театре администратором. Вела быт, растила детей. «Все она, я не хозяин», — признавался Банионис.
Страшной трагедией стал для них уход из жизни старшего сына Эгидиюса. Он был известным историком и умер в 45 лет от рака. Младший сын, как и отец, нашел себя в кино, став заметным режиссером.
Донатас Банионис с женой и сыном, 1989 г. Фото: РИА Новости/ Василий Малышев
В 2008 году Донатас Банионис овдовел. После смерти жены он боялся одиночества и постоянно хотел находиться рядом с сыном и его семьей. У них на руках он и умер в возрасте 90 лет. 4 сентября 2014 года.
Да, Банионис был кумиром в СССР, настоящей кинозвездой, образцом советского разведчика. Но именно эти успехи вышли ему боком после разрушения Советского Союза. В новой Литве он почти не играл, лишь иногда приезжал на съемки в Россию. Одной из последних его работ стал сериал «Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина», где он играл вместе с Сергеем Жигуновым.
Донатас Банионис. Кадр из фильма «Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина» (2004)
Из родного театра в Паневежисе артисту пришлось уйти, так как по новым законам работающим пенсионерам решили не платить пенсию. А после смерти артиста ушлая журналистка опубликовала «сенсационное» расследование. По нему выходило, что Банионис был агентом КГБ и рассказывал органам о литовцах, живших в США.
Но даже комиссия по люстрации (а в Литве есть и такая) не сумела найти ничего на народного артиста. Документы, на которые ссылались в материале, оказались обязательным инструктажем для выезжающего за границу. И как не полоскали имя Донатаса в «свободной» прибалтийской прессе, ничего к нему не прилипло.
Как был легендой, так и остался.