Знаменитый художник Александр Герасимов (1881-1963) родился в городе Козлове (ныне Мичуринск) в семье купцов.
К решению стать художником Герасимов пришел только к 22 годам, а до этого помогал отцу продавать скот и не имел серьезных планов на жизнь. Именно тогда (в 1903 г.) он переехал в столицу и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Будущему художнику очень повезло с учителями, среди которых были такие известные живописцы, как Коровин, Серов и Архипов.
Семейный портрет
В 1915 г. Герасимов окончил училище, однако все его дальнейшие планы были перечеркнуты с началом Первой мировой войны. Сразу после училища его ждала двухлетняя служба в не самых легких условиях. Он занимался эвакуацией тяжело раненых солдат из мест, где проходили боевые действия.
Человеку с творческой натурой было сложно выдерживать столь сложную с моральной стороны жизнь. Однако он сумел избежать цинизма, который нередко преследует участников военных действий на протяжении всей дальнейшей жизни.
Революцию 1917 г. будущий художник встретил с радостью. У него наконец появилась возможность оставить воинскую службу, что он и сделал. После всего пережитого ему нужно было время на восстановление душевного равновесия и возвращения к творчеству. Для осуществления этой цели Герасимов отправился в единственное место, ассоциирующееся у него с комфортом и безопасностью – домой.
Посмотрите в галерее работы художника:
Там он несколько лет проработал декоратором, значительно отдалившись от плана построения карьеры художника. Уже тогда ему хорошо удавались тематические картины, изображения цветочных композиций и местных пейзажей, но сам он не считал себя средним живописцем без особых талантов.
История успеха и неожиданное забвение
Точкой взлета художника стала знаменитая по сей день картина «Ленин на трибуне», которую он написал в 1925 г., когда, устав от сельской жизни, снова переехал в столицу. С учетом отношения народа к недавней потере вождя, портрет произвел настоящий фурор. Именно тогда за Герасимовым закрепилась слава талантливого портретиста.
Ленин на трибуне
Художник в действительности обладал особым талантом к воспроизведению образов людей без прописывания небольших деталей. Он добивался потрясающей узнаваемости, используя импрессионистские крупные мазки, чему научился еще в училище у своего наставника Коровина.
После первого ошеломительного успеха карьера начинающего художника довольно быстро пошла вверх. Далее последовала серия портретов Сталина, начавшаяся с художественного воспроизведения его фотографий. Позже Герасимов уже писал его портреты с натуру и быстро стал популярен в государственных кругах. Узкая направленность его деятельности в тот период принесла ему не только славу и высокий социальный статус, но и материальные блага.
В 1947 г. Герасимов возглавил недавно открывшуюся Академию художеств СССР. Его работы были образцовыми, поскольку в них отражались все важные исторические и политические события того времени. Он пользовался всеобщим признанием и был на хорошем счету у государственных лидеров.
Портрет И.В. Сталина
Однако все изменилось в 50-х. Всячески превозносящие его ранее критики начали выставлять художника уже в негативном свете, обвиняя в карьеризме и подхалимстве. Репутация знаменитого портретиста была окончательно уничтожена. Бывший любимчик государственного вождя оказался в немилости у новой власти. Некоторые его работы были уничтожены, а остальные оказались на задворках музеев.
Скрытая сторона творчества художника
Творчество Александра Герасимова вовсе не ограничивается портретами вождей и государственных деятелей, как принято считать. На самом деле он был довольно многогранным и талантливым художником, значительная часть работ которого надолго осталось незамеченной.
Больше работ можно увидеть в галерее:
Пионы
Несмотря на все обвинения в карьеризме и желании угодить властям, Герасимов был настоящим художником, писавшим картины для души. Однако свои картины, не имеющие отношения к советскому государству и власти, он особо не афишировал, исходя из потребности сохранения определенной репутации.
Для себя художник писал многочисленные натюрморты, пейзажи родного города, портреты друзей и знакомых. У него была настоящая страсть к цветам и пейзажам, а также к женщинам. Среди работ Герасимова есть целая серия этюдов на тему новой советской жизни, включающая цикл «В бане». В этой серии этюдов отражается красота обнаженных женских тел, что художник в свое время не стремился афишировать.
Посмотрите другие работы художника в галерее:
В бане
Во время путешествия в Индию Герасимов сделал зарисовки прекрасных бомбейских танцовщиц. У него получилось в точности воспроизвести не только их красоту, но и сам дух танца и общий колорит. Его работу «Портрет Балерины О. В. Лепешинской» справедливо сравнивают с творчеством Дега, а жанровые сцены из жизни простых людей, сельские пейзажи и натюрморты считаются выражением его подлинного творчества, не связанного с карьерой и деньгами.
Творчество талантливого художника спустя время было заново оценено и признано обществом, хотя образ самого Герасимова до сих пор остается неоднозначным. Некоторые критики считают, что он слишком активно строил карьеру, став орудием в руках власти. Другие же утверждают, что он не мог избежать веяния эпохи и всего лишь отражал окружающую действительность.
Полистайте галерею, чтобы посмотреть больше картин:
Портрет Ольги Лепешинской
Несмотря на все эти споры, талант Герасимова вопросов не вызывает. Даже с учетом активного уничтожения работ художника после смены политического режима, на данный момент в музеях, галереях и частных собраниях ценителей искусства насчитывается около 3-х тыс. его полотен.