«Дорога в небо». Заметки Евгения Кармилова о русской литературе

Я уплыву на пароходе,

 Потом поеду на подводе,

 Потом ещё на чём — то вроде,

 Потом верхом, потом пешком,

 Пройду по волоку с мешком

 И буду жить в своём народе.

                         Н. Рубцов.

 Только — ли ностальгия — эти стихи? Можно — ли «проморгать» их, не чувствуя в них мечты и предвидения? Я мог бы ответить так:

 — нет, это — не ностальгия.

 — нет, проморгать их нельзя, ибо только наши писатели — деревенщики столкнулись с «холодом могилы» так, как и не снилось никаким Пушкиным, Тютчевым и  Фетам, восприняли его так, как Гоголь учил Достоевского, тот Блока и Есенина, а они Платонова, Рубцова, Шукшина, Распутина и Личутина. Их кровь, их почва, так стремительно уходили в небытиё, что они первые вынуждены были почувствовать опасность для «общего» и богоданность его главенства над «частным.»

 Толстой стоит в стороне от этой распри, т.к. ничего не утверждает, а вопрошает вместе со всем миром: «Как жить дальше?» и шепчет : «Одумайтесь.»

 Не консерваторы и новаторы, не прогрессисты и ретрограды стоят сейчас «по разным берегам реки Угры». Противостоят сейчас друг — другу совесть и бесчестие, Бог и дьявол, любовь и равнодушие.

                                                                    II

                                                Куда мы попали?

 Нам электричество пахать и сеять будет,

 Нам электричество ночную тьму разбудит,

 Нам электричество заменит тяжкий труд,

 Нажал на кнопку — «чик — чирик» и всё готово тут.

              Фольклор XX века

 Мы крепко влипли в эпоху потребительства. В этой эпохе развилась общественная прослойка лентяев и бездельников, посредников — лишних звеньев в технологической цепи производства материальных ценностей, но требующая себе львиную долю материальных благ, на том основании, что они (блага) являются неотъемлемой частью их «гуманитарных прав.» Более того, эта прослойка стала неуправляемой и наглой, оседлала современную электронику и «варит свой борщ» из остатков человеческой индивидуальности. Они не валятся на кровать от усталости, придя с работы. Нет! Они ведут «ЗОЖ» и , следовательно, собираются жить долго, если не вечно.

 Вот их, в основном, и пугает сейчас «коронавирус», им, в основном, колят вакцины, они, в основном, являются «надёжным» электоратом во всех странах мира.

 Эта прослойка — обслуга эксплуататоров, не протестующая против своего положения, а наоборот, восхваляющая его. » Раб, сознающий своё рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб.

 Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам.» В.И. Ленин.

 При современном ( а в перспективе и повышающемся) уровне потребления, жизнь планеты Земля будет находиться под угрозой. За неё стоит беспокоиться и, как за астрономический объект и, как за «колыбель» человечества, как за его «родной дом», как за мать, семью и предков, как за гарантию безопасности, в конце концов.

 В современной литературе, кроме как в теологической и «зелёной», подобных вопросов не поднимается, за неимением ответов на них. Правда «зелёные» городят некую чушь, предлагая вместо невозобновляемых видов топлива возобновляемые, которые смогут «прокормить» энергией едва 1/20 часть человечества.

                                                           III

                                         Конец человечества.

»  То, что когда — то было открыто, 

 При ненужности, так — же легко,

 Может быть и закрыто.»

 Общеизвестная истина.

 Повсеместное разрастание вышеуказанной орды лентяев и холуёв, потребителей по убеждению, стремление присоединиться к ним большинства населения всех стран мира нравственно разлагает человечество, делает его труд на благо общества не нужным, непривычным и невозможным. Но именно этим мещанско-обывательским путём спасения от угрозы частному (здоровью — ли, имуществу — ли) глобальное правительство поведёт человечество к новой точке отсчёта мироустройства:

— ограничение потребления

— ограничение популяции народонаселения, как средство к ограничению потребления

— обязательное выделение «золотого миллиарда» и необходимой ему обслуги с непременным сокращением остальных потребителей насильственным путём

— неуклонное уменьшение количества «миллиардников» и их обслуги, как следствие необходимости выжить любой ценой

И, как итог — траченный ржёй последний компьютер над трупом последнего слуги и дикий вой последнего господина, как реквием по окончившейся истории человечества. И это — путь, которым поведёт нас капитализм, безвольно склонившийся перед «эволюционным» будущим человечества, при этом ни на минуту не желая жертвовать частным во имя общего.

Есть ли другой путь к независимости от внешних условий бытия? Этот путь есть и это путь революционный.

  IV

                                      Спасение.

 За горами, за лесами,

 За широкими морями 

 ПРОТИВ НЕБА — НА ЗЕМЛЕ

 Жил старик в одном селе.

       П.П. Ершов.

 Существует легенда о том, что Пушкин прочёл «Конька», пришёл в восторг, но сделал пометку, выделенную в тексте эпиграфа.

 Напомню: у Ершова, в каноническом тексте: «Не на небе, на земле.» Пушкин внёс одну правку. От неё и предлагаю повести рассуждение.

 Такого противопоставления мира «горнего» миру «дольнему» едва — ли можно найти где — то, кроме богоборчества. Но не это, на мой взгляд, имел в виду Пушкин. Александр Сергеевич, если это он, дал картину: «Один на один с Богом.», «Зеркало.», в котором каждый человек может различить свои черты, как божеские.

 Человеку свойственен персонифицированный отчёт. Кто — то подотчётен предкам, кто — то потомкам, кто — то святым, мало, кто бородатому дедушке — Богу, хотя и известно то, что он — всесвят, всеведущ и (просто по теории вероятностей) — всепрощающ, поэтому мало, кто перед ним отчитывается. Традиционная религиозность революционеру не нужна. Не нужны призывы к смирению, покорности, всепрощению и «все любви». Но ему нужна вера и знание справедливости своего дела — дела просвещения человечества, которое есть первая задача революции.

                                                         V

                                                  Подготовка

«У которых есть, что есть,

Те, подчас, не могут есть.

А, которым, есть, чем есть,

Те сидят без хлеба.

А у нас здесь есть, что есть

и, вдобавок, есть , чем есть,

Так, что нам благодарить

Остаётся небо.»

 Р. Бернс.

 Прочитав эту животную гадость, продолжаешь понимать то, что человеку, существующему в парадигме: «здесь и сейчас», ничто из триады: «Воспитание, образование, просвещение.» не нужно. Как только индивидуум получает возможность думать о будущем, ему не обойтись, хотя — бы без образования. Здесь и начинается революционная ситуация. Война с голодом и холодом закончена, эпидемии укрощены (кроме нынешней, которая призвана загнать человечество в животное состояние), казалось — бы — победа! Но не тут — то было. Человек — не животное и это — идеализм. Человек — животное. Это — материализм. 1й, задумавшийся о будущем человек и есть 1й революционер. Возможно — ли революционное преобразование человеческой личности из материалистической в идеальную? Нет, это невозможно. Но создание производственных отношений, всемерно способствующих решению этой задачи — одна из основных целей будущей революции.

                                                       VI                               

                                           Вопрос о собственности.

 Изначально понятие собственности

 способствовало выживанию человеческого

 рода. Но со временем, развиваясь,

 оно убьёт его.

       Ж.Ж.Руссо.

 Общественная собственность объединяет человечество, частная собственность делает человека одиноким. Это — аксиома.

 Смертельные вызовы человечеству, проявляющиеся в участившихся социальных и природных катаклизмах, позволяют сделать вывод о необходимости скорейшего объединения сил и задач всего вида. Либо мировое (глобальное) правительство поведёт нас и наших потомков по пути жадного и глупого стада ( гл.III), либо человечество сознательно отторгнет «старую цивилизацию», с её главным признаком, частной собственностью, и ,наконец, опять же сознательно, пойдёт по пути «равенства» и «братства», творчески переосмыслив понятие «свобода» на основании полученных воспитания, образования и просвещения.

 Возможно — ли объединение на указанных принципах уже сейчас? Возможно и необходимо. Но кто — то должен начинать.

                                                            VII

                                             Соседи.

Величайшая радость наполнит Вас,

только если Вы способны сделать что — то,

что нельзя отнести к товару.

         Лао Цзы.

 Успехи «китайских товарищей» давно волнует меня не с точки зрения ревности, а с точки зрения беспокойства за них. Ну, не может государство иметь целью — «удовлетворение растущих потребностей граждан.»! Это даже и по животному дико, а по человечески — вообще безнравственно. Капиталисты оперируют спросом, сталинисты диктуют предложение, идеалисты верят в сознание человека, где спрос и предложение будут уравновешены друг другом, не с животных, а с богочеловеческих позиций.

                                                    VIII

                                             Эпилог.

 Я хочу быть понят родной страной,

 А не буду понят, так что — ж,

 По родной стране пройду стороной,

 Как проходит косой дождь.

           В.В. Маяковский.

 Что — же мы обрели в результате нашего забега по лабиринту? По-моему мы нащупали нить Ариадны. Она ещё жива, она змейкой трепещет в нашей руке и плачет, благословляя даже камни. Имя ей — «Воспитание, образование, просвещение.» Если мы не отпустим эту нитку, то выйдем к небу.

                                                  14.11.2021г.