Новая редакция Основного Закона, работа над которой шла в течение всего прошлого года, будет вынесена на референдум, запланированный на конец февраля.
Разработчики проекта предложили изменить и дополнить 83 статьи, ввести 11 новых и одну главу. Вопреки чаяниям маргинальной оппозиции превратить страну в парламентскую республику, в Белоруссии сохраняется сильная президентская власть, хотя и с некоторыми оговорками. Так, отныне одно и то же лицо сможет занимать высший государственный пост не более двух сроков по 5 лет каждый (сейчас — неограниченное количество раз). При этом претендент должен быть не моложе 40 лет вместо прежних 35. Он обязан постоянно проживать на территории страны не менее 20 лет перед выборами и не иметь ранее гражданства другого государства либо вида на жительство, а также иностранного документа, дающего права на льготы и преимущества, типа «карты поляка».
Изменения по ограничению сроков президентства вводятся со дня вступления в должность вновь избранного президента. Запрещается финансировать расходы на выборы иностранным государствам, организациям и гражданам.
В случае досрочного прекращения президентских полномочий они переходят к председателю Совета Республики, а в случае гибели главы государства в результате теракта или покушения в стране вводится чрезвычайное или военное положение, после чего власть переходит в руки Совбеза. Отмечается, что ЧП также может объявляться при попытках госпереворота и массовых беспорядках.
В проекте оговаривается, когда и как президент смещается с должности. Сделать это может Всебелорусское народное собрание (ВНС) «в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления». Подобная инициатива должна исходить от не менее одной трети полного состава Палаты представителей или не менее 150 тысяч граждан республики, обладающих избирательным правом. Расследовать такие обвинения будет ВНС.
После сложения полномочий (либо досрочно в случае отставки) президент становится пожизненным членом Совета Республики. Его честь и достоинство охраняются законом: он не может быть привлечён к ответственности за действия, совершённые на президентском посту.
В проекте определены функции и полномочия Всебелорусского народного собрания, которое является «высшим представительным органом народовластия, определяющим стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие». В ВНС могут входить до 1200 делегатов из числа представителей трудовых коллективов, общественных и профсоюзных организаций, а также президент, прекративший свои полномочия. Срок работы ВНС, заседания которого будут проходить ежегодно, — 5 лет.
Всебелорусское народное собрание вправе утверждать основные направления внутренней и внешней политики, программы социально-экономического развития, военную доктрину и концепцию национальной безопасности, предлагать изменения и дополнения в Основной Закон страны, инициировать референдумы, вводить военное положение, избирать председателей и судей Конституционного суда, Верховного суда и Центральной избирательной комиссии, рассматривать вопрос о легитимности выборов. Помимо этого, ВНС может по предложению президента направлять военнослужащих за пределы государства для «поддержания международного мира и безопасности», а также отменить любой правовой акт и решение госорганов или других должностных лиц, если они противоречат интересам национальной безопасности (кроме решений судов).
Согласно проекту, увеличивается срок полномочий парламента с 4 до 5 лет. При этом обе палаты не могут быть распущены не только в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 месяцев полномочий президента, в период решения вопроса о досрочном освобождении президента от должности, но и во время рассмотрения такого же вопроса Всебелорусским народным собранием.
В проекте Конституции отменено положение о Белоруссии как безъядерной и нейтральной стране. Указано, что республика будет развивать атомную энергетику в мирных целях.
Определены современные принципы социального государства, расширены социальные гарантии. Закреплено, что брак — это союз мужчины и женщины. Добавлено, что проявление патриотизма является долгом каждого гражданина, а сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны — безусловно.
Среди изменений — перераспределение полномочий между органами власти с усилением функций парламента, правительства и местных администраций. Нововведения начнут действовать со дня их официального опубликования.
В течение двух лет в республике приведут в соответствие с новой Конституцией нынешнее законодательство.
Следует отметить, что проект Основного Закона вызвал в оппозиционной среде, как и предполагалось, негативные отклики. «Независимые» эксперты, аналитики и политологи диванного толка вкупе с «политэмигрантами» окрестили нововведения не только имитационными, «сделанными под уход Лукашенко в ВНС», но и спорными.
Сторонников перемен коробит от фиксации «брака как союза женщины и мужчины», необходимости сохранения исторической правды, появления нового органа (ВНС), отказа от безъядерного статуса и нейтралитета, а также от гарантий для бывшего главы государства и невозможности баллотироваться на высший пост любителям нескольких родин за пазухой.
Очевидно, что проект окончательно похоронил и без того иллюзорные надежды Тихановской и Ко на досрочные выборы и суд над «диктатором», не говоря уже о долгожданной десоветизации и белорусизации республики, её вступлении в НАТО и выходе из союзных и интеграционных объединений. Именно за такие перемены ратует беглая оппозиция, прекрасно понимающая, что вряд ли продержится на внешнем финансировании до 2025 года, когда должны состояться новые президентские выборы, к которым о ней уже напрочь забудут. Поэтому столь велико её желание дискредитировать предстоящий референдум и снова вывести людей на улицы.