Люди моего поколения хорошо помнят, так нравившуюся их детям и внукам, песню А.Н. Пахмутовой на слова Н.Н. Добронравова «Гайдар шагает впереди…» Так хотелось этими словами назвать размышления об Аркадии Петровиче Гайдаре, но… Догадались… Помехой стал его внук, Егор, предавший «за пачку печенья и банку варенья», светлую память деда, геройски погибшего в годы Великой Отечественной войны. Кто-то завопит: «О мёртвых нельзя плохо, Егор-то давно умер». Напомним им, что правильно выражение с древних времён звучит: «О мёртвых или ничего, или только ПРАВДУ». Ну, а правда такова, какую оставил своими делами в памяти людей.
В день своего 120-летия со дня рождения, (а он родился 9 (22) января 1904 года), А.П. Гайдар, предстаёт перед нами в образе героя его «Сказки о военной тайне» – Мальчиша – Кибальчиша. Да он и был им. В 13 лет выполняет различные поручения большевиков в Арзамасе, добровольно участвовал в патрулировании улиц и был ранен ножом в грудь. В 14 лет вступает добровольцем в Красную Армию, в этом же возрасте его принимают в члены РКП(б), правда в анкете он указал, что ему 16 лет.
И юношу «закружила вьюга фронтовая». Командирские курсы, бои с многочисленными бандами, ранения и контузии, болезнь тифом. В декабре 1919 года получил шрапнельное ранение в ногу и был контужен. Вспоминая годы 1919-1920 он писал: «Порядок моих фронтов был такой: петлюровский, польский, кавказский, Сочи, Кубань… Направлен на Кавказский фронт (март 1920 года). После захвата остатков деникинцев (армия генерала Морозова) под Сочи стоял с ротой, охранял границу с белогрузинами (мост через реку Псоу) за Адлером, но вскоре, когда генералы Гейтман и Житиков подняли на Кубани восстание, были мы переброшены в горы, и всё лето до поздней осени гонялись за этими бандами».
Затем снова курсы командного состава, служба командиром запасного полка в Воронеже, и это в 17 лет. Участие в подавлении Антоновского мятежа на Тамбовщине в должности командира батальона, потом сводного отряда, а затем командира полка (17 лет и 5 месяцев). Специфика боевых действий заставляла Гайдара (тогда ещё Голикова) зачастую действовать в роли командира взвода. В ходе боёв он был ранен двумя осколками бомбы (начинённого порохом чугунка) в руку, получил контузию правой стороны головы с порванным насквозь ухом. Затем возглавлял оперативный батальон ЧОН в Башкирии, участвовавший в боях с противниками советской власти.
Дальше его путь лежал в Сибирь, где с февраля по сентябрь 1922 года в Енисейской губернии, в Хакасии возглавлял отряд, который, судя по сохранившимся документам, противодействовал бандам Родионова, Кулакова, Соловьёва. В годы горби-катастройки после выхода книги В. Солоухина «Солёное озеро» всюду начали распространять сведения о его злоупотреблении служебным положением и якобы патологической жестокости по отношению к местному населению. Если такие поступки и были то, вероятно, это последствия контузии головы и спинного мозга, двумя ранениями, юношеским максимализмом с одной стороны. А с другой стороны, юноша постоянно наблюдал зверства белобандитов над активистами Советской власти и сочувствующими большевикам, и его сердце ожесточилось, горело ненавистью и жаждой мести. Материалы об этом ещё в то время были рассмотрены губернскими партийными органами, практически все обвинения, кроме незаконных экспроприаций и расстрела трёх бандитских пособников, с него были сняты. Он был исключён из членов РКП(б). А вскоре по состоянию здоровья был уволен из рядов РККА.
Если посмотреть в целом на юность Гайдара, то она очень схожа с юностью Николая Островского, автора романа «Как закалялась сталь». Это лишь два героя борьбы с интервентами и белогвардейцами, которые здоровье потеряли в то время. А сколько безвестных людей стали инвалидами в результате боевых действий?..
В гражданской жизни Гайдар начинает работать журналистом и писать повести и рассказы, много ездить по стране, посещает Артек. Книги он пишет для детей. Они подкупают своей светлостью, человеколюбием, в них каждой строчкой дышит добро. В них чувствуется бытие описываемой эпохи. Через все его произведения красной нитью проходит тема революции, гражданской войны, классового противостояния при строительстве социализма, подготовке к будущей войне. В гуще этих событий мальчишки или группа мальчишек, которые преодолевая страх, сталкиваясь иногда со смертью, помогают взрослым, чаще всего военным. Его книги учат любить свою Родину, быть готовым встать на её защиту. Не зря его называли Всесоюзным пионервожатым.
Мы всегда восхищаемся героизмом юношей, рождённых в 1922-1925 годах, призванных семнадцати — двадцатилетними и после краткосрочного обучения, направленных в Действующую армию, и как-то не обращаем внимания, что первыми на себя приняли удар германских нацистских банд юноши, рождённые в 1919-1921 годов, ибо они составляли в подавляющем большинстве кадровую Красную Армию. Во время их детства и юношества, то есть в годы формирования их как личностей в стране в газетах, журналах печатали и читали по радио рассказы и повести А. Гайдара, издавали его книги, снимались по ним кинофильмы, которые прививали молодому поколению нравы советского образа жизни, основанные на традиционных ценностях русского и других народов Советского Союза.
Произведения Гайдара легко усваивались детьми, потому что, как отмечал А. Фадеев, в 1933 году в «Литературной газете» в своей статье «Книги Гайдара», они отличались «исключительной простотой языка и сюжетной занимательностью повествования» и в них звучали его «революционность и демократизм». Не надо забывать, что в те годы ещё были сильны грёзы о мировой революции.
Во время Великой Отечественной войны произведения Гайдара, наряду с произведениями других советских писателей, укрепляли дух бойцов и командиров и во время поражений, и в сражениях в окружении, и при победоносном изгнании ненавистных захватчиков не только с территории своей страны, но и Восточной (точнее Центральной) Европы.
Пишущий сии строки не ставит целью разобрать всё творчество Гайдара. Остановлюсь кратко, в общих чертах лишь на некоторых, наиболее запомнившихся с детства. Это прежде всего рассказ Р.В.С., первая работа Гайдара для детей. Он написал её на рубеже 1924 и 1925 годов и рассказал, как деревенские мальчишки принимают участие в судьбе раненного красного командира и спасают его. В довоенные годы был по рассказу снят фильм «Дума про казака Голоту», который довелось посмотреть в начале пятидесятых, но память до сих пор хранит, как несмотря на страх перед дезертиром из Красной Армии Головнём, Димка добывает йод для раненого, оказывает ему помощь, а бродяга Жиган с риском для жизни добирается до отряда красных с запиской от раненного. До сих пор помню восторг юных зрителей в сельском клубе, когда на экране появились кадры яростной атаки красноармейцев на банду «зелёных» и разгром её.
Гайдару в этом рассказе удалось показать на примере сельских мальчишек каким должен быть советский человек. Он должен быть отзывчивым и милосердным, храбрым и отважным, помогать друг другу и при виде опасности не трусить, любить родину, заступиться за нее в нелегкий момент, быть бойцом, уметь выстоять.
Эти же нравственные ценности Гайдар проповедует и в повести «Школа», делая упор на умении преодолевать трудности, не сдаваться, крепить единство, и помнить, что только борьба с трудностями закаляют тело и дух.
Уходили в прошлое бои с интервентами и белогвардейцам, остатками банд, страна залечивала раны и приступила к широкомасштабному строительству социализма. В повести «Дальние страны», написанной в 1931 году Гайдар показывает, как текла жизнь в захолустье, где единственным развлечением сельских мальчишек были прогулки по лесу, да ещё встречи с ветеранами Гражданской войны. Но неожиданно к ним прилетает аэроплан и вскоре около их маленького разъезда начинается строительство большого завода, а в окрестной деревне собираются создавать колхоз. Но враги Советской власти не сдаются, кулачьё убивает председателя сельсовета. Один из мальчишек слышал выстрел в лесу и бессмысленную песню мужчины. Позже он находит простреленную кепку председателя и снова слышит ту же песню, по ней он определил убийцу, сообщил об этом взрослым, и кара настигла преступника.
Начиная с этого рассказа Гайдар предупреждает общество, что классовые враги Советской власти не исчезли, они затаились и исподтишка вредят. Возможно, это вызвано тезисом И.В. Сталина об обострении классовой борьбы в связи с продвижением вперёд в деле строительства социализма, высказанным им в речи на Пленуме ЦК ВКП(б) 9 июля 1928 года. События августа 1991 — октября 1993 годов показали, что Сталин был прав.
Рассказ «Дальние страны» кроме призывов стремиться к лучшему, думать о будущем, быть сплочёнными, помогать друг другу, содержит напоминание о необходимости бдительности, чтобы своевременно пресекать происки внутренних и внешних классовых врагов. Но с хрущёвской «слякоти» руководство страны отвергли тезис Сталина как ошибочный, а общество недооценило ни предупреждений Гайдара, ни предупреждений В.А. Кочетова и Ю.В. Бондарева.
Повесть «Военная тайна» написана Гайдаром после посещения в 1931 году Артека. Думаю, содержание её хорошо известно читателю. Во-первых потому, что Гайдар включил в неё «Сказку о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове», а во-вторых, обе они экранизированы, а по второй ещё создан и мультфильм. Главный урок этой повести – всегда быть готовым стоять за свою Родину, быть бдительным, помнить, что враг хитёр, коварен и наглый, он всегда может прикинуться другом, уметь различать среди друзей Мальчишей- Плохишей. Это предупреждение для детей было особенно важно, поскольку мир уже вползал в новую мировую войну. Писатель учил детей быть честными, справедливыми, бороться с ложью и лицемерием. Эти советы забыли более поздние поколения советских людей, им хотелось спокойной жизни, вот и допустили к власти Мальчишей-Плохишей, которые развалили великую державу.
В те же годы Гайдар пишет рассказ «Голубая чашка», многие считают его «одним из лучших произведений писателя, оно отличается глубоким психологическим подтекстом и непривычной для детской литературы фабулой». По мнению В. Б. Шкловского в этом рассказе «начал звучать «новый голос» автора, впервые проявилось его лирическое понимание жизни». В нём чувствуются драматические нотки опыта личной жизни. В рассказе он «описывает семью, оказавшуюся на грани распада, однако, сохранившуюся благодаря сдержанности героев произведения: как родителей, так и маленькой девочки». Лев Кассиль, говоря об этом рассказе, пишет о таланте Аркадия Петровича: «… целомудренно» (…) «касаться самых заветных чувств человека», о «многослойности» гайдаровской прозы, в которой читатели разных возрастов находят то, что интересно и доступно именно им.
В 1938 году Гайдар пишет рассказ «Судьба барабанщика», он с трудом пробивал дорогу к читателю, но потом увидел свет и был дважды экранизирован. В этом рассказе Гайдар обращает внимание юных читателей, что «родителей и их окружение не выбирают, но можно подчиниться обстоятельствам, а можно самому строить свою судьбу», если, конечно, хватит воли и силы духа. У главного героя рассказа пионера Сергея Щербачёва возникла и воля, и окрепла сила духа, когда он понял, что попал под влияние врагов Родины. При попытке их бегства он стреляет в них из браунинга и убивает одного. Но тотчас падает, получив пулю в горло от второго бандита. К счастью, после операции Серёжа выздоравливает. Этим сюжетом автор рассказа говорит юному читателю: допущенные ошибки надо и можно исправлять.
Рассказ «Чук и Гек» о двух московских сорванцах, у которых папа геолог работает где-то далеко, в тайге, содержание которого известно всем. Приведу только фразу как Гайдар понимал счастье: «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить, и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной». Когда в конце 80-х годов прошлого столетия люди нашей страны забыли эту заповедь, то превратились в потребителей, и оказались под игом транснациональных корпораций, под которое добровольно попали сами, да и на детей и внуков одели это ярмо. Самое печальное то, что они этого не понимают, а радуются полным полкам магазинов, с продуктами сомнительного качества, иностранным тряпкам и прочему иноземному хламу. Мещанство правит бал.
Не о таком будущем мечтал Гайдар, сначала в киносценарии, а затем и в книге «Тимур и его команда», а также в её продолжении «Комендант снежной крепости» и «Клятва Тимура». В образе Тимура он воплотил лучшие черты советского пионера, которые должны быть у человека коммунистического общества, такие как любовь к Советскому Отечеству, готовым к его защите от врагов, общественные интересы ставить выше личных, чужую боль воспринимать как свою, бороться с безнравственностью, обладать стойкостью характера, смелостью, честностью, ладить с товарищами. Тимур был «гордым и горячим», умеющим добиваться поставленной цели, смог объединить ребят своего возраста для помощи беззащитным людям, борьбы с детским хулиганством.
Вышедшие из печати книги и кинофильм «Тимур и его команда» подвинули тысячи юных пионеров влиться в ряды тимуровского движения и в годы Великой Отечественной войны оказывать помощь семьям воюющих бойцов, вдовам погибших, ухаживать за раненными в госпиталях, собирать вторсырьё. И пока существовала пионерская организация в стране работали тимуровские отряды.
В 1941 году Гайдар написал философскую сказку «Горячий камень». Это был его последний рассказ для детей, где в образе израненного старика, прожившего тяжёлую жизнь, читается судьба самого писателя. Гайдар, обращаясь к детям напутствует их, что жизнь таит в себе неповторимость, неизбежные трудности и ошибки на пути постижения истины. Это надо воспринимать как должное. И в уста старика он вкладывает слова сокровенные для себя: «И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!»
Это большое счастье прожить так жизнь.
В начале Великой Отечественной войны Гайдару по состоянию его здоровья было отказано в призыве в армию. Но он добился отправки на фронт в качестве специального корреспондента «Комсомольской правды». Попав в окружение, он отказался улетать на последнем самолете и ушёл в партизаны. 26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб недалеко от села Лепляво Каневского района, но спас жизни остальных партизан. Он своей смертью доказал верность тем принципам, за которые агитировал молодое поколение. Очень жаль, что в последние годы имя его охаяли, но ради справедливости надо сказать, что некоторые его произведения в 2013 году были включены в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.
Будем надеяться, что книги Гайдара найдут дорогу для современного юного читателя, ибо они показывают «делать жизнь с кого», чтобы человечество жило в мире и согласии, а активисты движения «Русский Лад» помогут им в этом.
Иван Стефанович Бортников, публицист, г. Ленинград, январь 2024 года