Сознаюсь с большим опасением начинаю писать об этом. Но если мы хотим, чтобы русскомыслие победило западное умственное иго, то борцы с ним должны овладеть мудростью наших великих предков. Ибо в их учениях содержится тот арсенал мысли, который позволял до 1917 года успешно противостоять против умственных попыток закабалить русский народ.
Проникшие в ряды большевиков и заняв руководящие посты в партийных структурах «межрайонцы», а чуть позже члены Еврейской коммунистической партии, одержимые идеей мировой революции, насаждали в стране русофобию. Лишь в 1934 году ЦК ВКП(б) под руководством И.В. Сталина взяли курс на возрождение национального самосознания русского народа и других народов СССР, что позволило обеспечить морально-политическое единство советского народа, укрепить дружбу народов, выстоять в страшной борьбе с западноевропейским фашизмом во главе с нацистской Германией, разгромить его, и быстро залечить раны, нанесённые им.
Но после смерти И.В. Сталина КПСС под руководством бывшего троцкиста Хрущёва и космополита Куусинена вновь начала насаждать западные ценности. И к 80-м годам прошлого столетия очень многие советские люди начали бредить Западом, почему и поверили в регулирующую руку рынка. Научная картина западного мира в Союзе отсутствовала и лишь после его разрушения в России были изданы работы А.А. Зиновьева, дающие объективный социологический портрет Запада. Как правило, они издавались малыми тиражами и для широкой общественности были малодоступны.
А вот работы авторов, фальсифицирующих советское прошлое и исторический путь русского народа широко тиражировались, да и СМИ, точнее СМРАД, взахлёб расхваливали западный образ жизни и хулили бытие русского народа. Но самое страшное в школах и вузах историю преподавали по учебникам, рекомендованным фондом Сороса. Таким образом в нашей стране практически три поколения воспитаны как западномыслящие.
Чтобы Россия сохранила свой национальный суверенитет, чтобы не был духовно уничтожен русский народ, патриотам надо напрячь все силы для пропаганды русскомыслия, внедрения его в умы наших соотечественников. Мы должны понять, что положение критическое. В.С. Никитин предупреждает: «Ещё 10 лет – и в России не останется русскомыслящих людей, а это гибель Отечества и народа». Он не далёк от истины. «Но отчаиваться не надо, выход всё-таки есть…» (А.А. Зиновьев).
Издревле русский человек обладал «мировоззрением мирового лада, (…) космическим масштабом мышления, позволяющим видеть мир целиком и всесторонне, да ещё в постоянном движении, т. е. сохраняя неразрывную связь времён и поколений. Такой русский размах в осмыслении мира породил особое свойство ума – русскомыслие (В.С. Никитин).
Русскомысслием он называет: «способность выражать в виде смыслов мировоззренческие установки русского лада, исконно русского мировоззрения, и потребность следовать
им в жизни».
В.С. Никитин указал на три особенности русскомыслия: «это широта кругозора, глубина познания, высота помыслов и способность удержать для человечества всю информацию-правду о развитии и движении мира»; (…) «это самостоятельность суждений и понимание того, что истина существует не в науке, не в придуманных кабинетных схемах, а в жизни, в реальной действительности»; (…) «это стремление к
реализму, т. е. к правдивому отражению действительности, к соблюдению соразмерности в определении добра и зла, к необходимости и разумной достаточности во всём».
По мнению В.С. Никитина: «Русскомыслие породило русскую идею, наполнившую
жизнь народа особым смыслом. Основой русской идеи является стремление жить по правде, отстаивать справедливость и творить добро, т. е. жить в ладу с природой и человеческим сообществом в едином Космосе по законам Вселенной
и сдерживать рвущееся в мир сатанинское зло от распространения и господства».
Именно эти идеи выдвигались нашими великими предками — древнерусскими православными философами, некоторые из них получили дальнейшее развитие в учении о ноосфере русского гения академика В.И. Вернадского и в учении о ноосферизме профессора А.И. Субетто.
Думается без изучения и осмысливания трудов древнерусских философов, великих подвижников Земли Русской, и литературных памятников стать активным и успешным борцом за сохранение и развитие русскомыслия вряд ли возможно, ибо в их трудах заложены его основы. В данном материале попытаюсь изложить лишь мысли некоторых древнерусских философов.
Впервые они обозначены в XI веке митрополитом Илларионом Киевским в его «Слове о Законе и Благодати», в котором он «принял в качестве методологического стандарта методологию диалектики» (Н.М. Чуринов). Как отмечал академик Д.С. Лихачёв, что «всё «Слово» Илариона от начала до конца представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли». В то же время Илларион подчёркивает «равноправность всех народов», а «русский народ только часть человечества».
Уже в самом начале «Слова» Илларион выделяет две модели мира, один он называет Законом, другой – Благодатью, и говорит: «как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла)». А чуть ниже он утверждает: «И уже не теснится в Законе человечество, но в Благодати свободно ходит». «Он полагает, что (…) свершения блага и есть путь, по которому должны следовать русские люди» (Н.М. Чуринов).
Митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн видит в этом стремлении к национальному идеалу – «истоки русской соборности, «собранности» вокруг Церкви, сознания духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге», именно это позволило соединить различные славянские племена в единый народ. В «Слове», указывает он, впервые появляется словосочетание «русский народ».
Святитель Илларион прославляет князя Владимира, принявшего христианскую веру, добродетельно, служиащему своему народу: «…просящим подавал, нагих одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящим всякое утешение посылал, должников выкупал, рабам свободу давал». Ради истины должны сказать, зная из других источников о жизни князя Владимира после крещения (если это не оговор), словами Арбенина из драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад»: «Портрет хорош, — оригинал-то скверен!» Но нас в словах Иллариона интересует, какими качествами, по его мнению, должен обладать правитель народа. Он также отмечает, что сын его Ярослав продолжает дело отца и желает: «чтобы ему в мире и здравии пучину жизни переплыть и в пристанище небесного укрытия пристать невредимо; чтобы корабль душевный и веру сохранив и, с богатством добрых дел, без соблазна». Вот «богатства добрых дел» многим власть предержащим и в Российской Империи, и в позднем Советском Союзе не хватало, а в нынешней России они о сём и не ведают.
В XI веке жил и другой подвижник преподобный Феодосий Печерский, которого называют основателем русской духовности. Он оставил нам в наследство послания князю Изяславу и поучения. Он был стойким защитников Православной веры, боролся за единоверие, поучал: «Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою, и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси». Призывал свято хранить свою веру: ««Чадо, если придется тебе умирать за эту святую веру Господа ради, то не оставь правой сей веры, но с дерзновеньем умри за веру Христову».
Обличал двоедушие и лицемерие католических священников, которые «за грехи не у Бога просят прощения, но прощают попы их за мзду. Попы же их законным браком не женятся, но со служанками детей приживают и служат при этом невозбранно. И епископы их наложниц держат и на войну ходят».
Но главное в его поучениях — это призыв к русским ко всемирности и всечеловечности, человеколюбию. Вдумайтесь в его слова: «Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого, или голодного, или в беду попавшего будь-то жид, или другой какой иноверец, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь …» Таким образом преподобный Феодосий Печерский указал в чём состоит «сила духа русской народности» (Ф.М. Достоевский). Заботой о здоровье русичей и русского народа звучат его слова: «как говорит ап. Петр: братия, будьте трезвы, потому что супостат ваш диавол ищет пьяных, чтобы их поглотить (1Пет.5:8). О горе, и еще скажу, о горе пребывающим в пьянстве!»
Почему же мы забываем наставления истинных патриотов Земли Русской, а ищем себе учителей на Западе и стремимся жить по чуждым нашему коллективистскому мировоззрению, позволяющему нашему народу жить в суровых природно-климатических условиях, западным стандартам.
Но ещё в XIII веке благоверный князь Александр Невский суть бытия русского народа сформулировал в семи заветах (цит. по В.С. Никитину):
«1. Уметь ладить с людьми любой национальности, не принижая своего достоинства, храня верность русскому миропониманию и обычаям.
2. Не преступать чужих границ, жить в ладу с соседями, а при необходимости принуждать их к миру.
3. Сберегать Святую Русь: народ, территорию и богатства души. Свято хранить связь времён и поколений.
4. Крепить духовную мощь державы. Не в силе Бог, а в Правде – в праведной вере в особую духовную мощь русского народа.
5. Не преклоняться перед Западом. Не принимать его веры, его учения об искусстве наживать деньги, его безумного и безмерного стремления к потреблению.
6. Жить по Правде: в единстве слова и дела, в ладу с совестью, в разумном достатке.
7. Давать решительный отпор захватчикам, беспощадно карать предателей Отечества. Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет Русская земля».
Несомненно, его мысли оказали основополагающее влияние на социальный авангард его времени и будущих поколений, да и нам неплохо было бы воплощать их в жизнь.
О необходимости соблюдать высокие нравственные ценности всеми слоями общества пишет в своих «Словах» Серапион Владимирский, до нас дошли лишь пять из них. Д.С. Лихачёв указывает: «Все «Слова» Серапиона представляют собой как бы единый цикл, в котором автор с болью в сердце описывает бедствия вражеского нашествия и призывает людей перед лицом грозной опасности оставить внутренние распри, освободиться от собственных пороков и недостатков. Серапион осуждает в своих «Словах» «вражду», под которой имеет в виду междоусобия князей, «несытство имения» – стремление к наживе, «резоимство» – ростовщичество и «всякое грабление».
Он был свидетелем тяжелейших испытаний русского народа во времена татаро-монгольского ига. С глубокой горечью он заявляет: «Господь сотворил нас великими, мы же своим ослушаньем себя претворили в ничтожных». В чём же проявилось это ослушание: «…не обратились мы к Господу, не раскаялись в наших грехах, не отступились от злых своих нравов, не очистились от скверны греховной, позабыли страшные кары на всю нашу землю; в ничтожестве пребывая, себя почитаем великими. Вот почему не кончается злое мучение наше: зависть умножилась, злоба нас держит в покорстве, тщеславие разум наш вознесло, к ближним ненависть вселилась в наши сердца, ненасытная жадность поработила, не дала нам оказывать милость сиротам, не дала познать природу людей — но как звери жаждут насытить плоть, так и мы жаждем и стремимся всех погубить, а горестное их имущество и кровавое к своему присоединить; звери, поев, насыщаются, мы же насытиться не можем: того добыв, другого желаем!» Написано в XIII веке, а как похоже на нашу современность.
Серапион Владимирский не только безжалостно рисует правду жизни, но и указывает, что нужно делать: ««…самая важная заповедь — любите друг друга, милость имейте ко всякому человеку, любите ближнего своего как самого себя, тело свое сохраняйте чистым, не оскверняя его, а коль осквернили, то очистите его покаяньем; не возгордитесь, не воздайте злом за зло. (…) Лучше, братья, отстанем от злого, прекратим все злодеянья: разбой, грабежи, пьянство, прелюбодейство, скряжничество, ростовщичество, обиды, воровство, лжесвидетельство, гнев и ярость, злопамятство, ложь, клевету». Разве не эти плевелы расцвели пышным цветом в наши дни, разве передовая часть общества борется с ними. Не потому ли мы проигрываем Западу ментальную войну, что погрязли во всех этих пороках и всё глубже в них увязаем. «Согласно концепции Серапиона, только покаяние, нравственное самоусовершенствование могут спасти Русскую землю» (Д.С. Лихачёв). О как нам сегодня важно и нужно нравственное самоусовршенствование.
В годину тяжёлых испытаний, выпавших в XII веке на долю порабощённого русского народа, огромную роль в духовной мобилизации его на борьбу с татаро-монгольскими захватчиками сыграл величайший подвижник Земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Он благославил князя Дмитрия на вооружённую борьбу с ними, дал в его ополчение иноческий полк, в котором были легендарные Пересвет и Осляба.
Но, думается, главный вклад в развитие национального самосознания Сергий Радонежский сделал реформой монастырской жизни, по которой организационные принципы задолго до Томазо Кампанеллы (XIV век) предусматривали «общежительство», а именно: «1. Отказ от частной собственности.
2. Личный аскетизм и нестяжательство.
3. Обязательная трудовая деятельность на благо общества.
4. Запрет на бродяжничество и попрошайничество» (Сергей Васильев http://xn—-ctbsbazhbctieai.ru-an.info/). Разве это не элементы русского социализма, пусть в какой-то мере, наивного.
Эти принципы он воплотил в жизнь в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа. Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться.
Церковная реформа Сергия Радонежского превратила монастыри в надежных защитников прежде всего от земных врагов и в кузницы военных кадров, которые готовились системно и профессионально. Фактически это были агропромышленные корпорации, центры образования и культуры, предприятия, изготавливающие оружие и средства защиты. 35 монастырей, объединяющих вокруг себя земли и население, прирастая которыми скромное московское княжество постепенно превращалось в самое обширное государство в мире.
Взгляды Сергия Радонежского в дальнейшем развивал Кирилл Белозёрский. «Преподобный Кирилл Белозерский – личность столь же крупного исторического масштаба, как его современники преподобный Сергий Радонежский, святители Дионисий Суздальский и Стефан Пермский, митрополит Киприан. Они – осуществители, реализаторы (но, конечно, не только они) православного возрождения Великой Руси, явления чрезвычайно исторически важного, имевшего результатом этногенез нового народа, великороссов, и возникновение мощного православного государства – Московской Руси» (Г.М. Прохоров).
До нас дошли его послания трём сыновьям Дмитрия Донского, в которых он рассматривает проблему власти. Он внушает им, что князь должен быть справедливым, помнить о своей ответственности перед подданными, не допускать греховных поступков, ибо «если кто-то из бояр согрешает, то не причиняет всем людям пакости, но только себе одному; если же сам князь согрешает, то всем людям, ему подвластным, причиняет он вред». В письме к князю Василию Дмитриевичу святитель с беспокойством пишет: «…несогласие великое между тобой и родственниками твоими, князьями Суздальскими», (…) «И из-за этого, господин, от вас христианам великое кровопролитие причиняется» и предлагает полюбовно договориться.
Более подробно о смысле княжеской власти он пишет в письме к князю Андрею Дмитриевичу: «…ты, господин, смотри вот на что: властителем в отчине ты от Бога поставлен, — людей, господин, своих смиряй дурные обычаи». Наставляет его следить, чтобы суды «судили праведно». (…) «Судьи бы взяток не брали, довольствовались бы своим жалованьем». А далее показывает, от чего князь должен оберегать граждан своего княжества: «чтобы корчмы в твоей отчине не было» (…) «христиане, господин, пропиваются, и души гибнут»; «и поборов бы у тебя не было»; «и разбоя и воровства в твоей отчине пусть бы не было», виновных же советует наказывать; «унимай подвластных тебе людей от скверных слов и от ругани, потому что все это гневит Бога»; «а христианам, господин, не ленись управу давать сам»; «а от упивания вы бы воздерживались, и милостыню посильную давали…» Вот главные постулаты добродетельной и нравственной власти, неплохо нашим власть предержащим их усвоить и соблюдать.
В Древней Руси мысль постоянно развивалась, учитывая выводы предшественников и исходя из особенностей текущей жизни. Древнерусские философы «стремились дать ответ на вопрос, что нужно делать людям, чтобы законы развития общества представляли прежде всего как законы социального прогресса» (Н.М. Чуринов). Наиболее ярко это проявилось в споре, «которого, как считает митрополит Иоанн, не было». Речь идёт о дискуссии между иосифлянами и заволжцами (нестяжателями), состоявшейся на рубеже XV- XVI веков об отношении к собственности и путях монастырского развития и подвижничества монахов.
Нил Сорский считал, что собственность развращает человека, а частная собственность изначально порочна. Обращаясь к подвижникам нестяжательства о сребролюбии он утверждал: «Итак, подобает нам сохранять себя от сей душевной страсти и молить Господа Бога, да отженет от нас сребролюбивый дух. Истинное отдаление от всякого вещелюбия состоит в том, чтобы не только не иметь имения, но и не желать приобрести оное, и это нас наставляет к душевной чистоте». По мнению Нила Сорского, главное в жизни людей духовное усовершенствование, которое должно довлеть над хозяйственной деятельность, не давая ей развивать потребительство, сребролюбие, чревоугодие. Святой проповедовал скитский образ жизни монахов и любовь к труду, «призывал трудиться неленностно, научиться всем искусам…» (Н.М. Чуринов). Нил Сорский считал, что «жить надо не для того, чтобы есть, а есть для того, чтобы жить».
Иосиф Волоцкий принимал активное участие в борьбе с еретиками и, возможно, поэтому отдавал предпочтение проявлению единого монашеского подвига в виде общежития (киновии). Монастыри, обладая земельными владениями, могли не только быть центрами просвещения, книгоиздания, но и выполнять роль объектов социального призрения, помогать окрестным сёлам продуктами питания в голодные годы. Иосиф Волоцкий видел «идеалы подвижничества, включающие стратегию неприятия частной собственности и развёртывания многообразия форм общественной собственности на средства производства» (Н.М. Чуринов).
Отсюда и его требования к совершенству человека: «…никогда не оправдывай себя, но исповедуй себя грешным перед Богом и людьми. Не говори льстиво, не клевещи ни на кого и клеветы не слушай с удовольствием. Не будь побеждаем яростью, не будь одержим похотью, не гневайся на ближнего, не мсти никому, не воздай злом за зло» И далее: «Наказывай бесчинствующих, утешай малодушных, служи больным, принимай странников, старайся быть братолюбивым». Разве это не кодекс милосердия, которому должен следовать каждый человек и в наши дни.
В XVI веке продолжателем идей Иосифа Волоцкого за чистоту Православия был Зиновий Отенский. Его «Истины показание» написано по строго обдуманному плану и даёт полное опровержение учения еретиков; оно талантливо и живо изложено в форме бесед с клирошанами, обратившимися к Зиновию с мучившим их вопросом: «Како спастися?».
Он доказывал «что законы развития природы, общества, мышления и всеобщая связь явлений обнаруживают мир как целостное творение, и не допускал покорения природы и общества человеком» (В.С. Никитин). Зиновий, несмотря на своё затворничество, смог вскрыть наиболее острые язвы современности и указать меры по их искоренению. Взгляды Зиновия, осуждающие своеволие властителей, несоблюдения «правды» оказали большое влияние на дальнейшее развитие общественно-политического мышления в России.
Пишущий сии строки сознаёт, что вклад древнерусских православных учёных в формировании русского национального самосознания удалось показать схематично, но даже из этого материала видно, что они заложили фундамент ЭПОХИ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (в понимании А.И. Субетто) и дальнейшее развитие их идей продолжали Феофан Прокопович, А.Н. Радищев и другие. Многие выводы древнерусских философов и сегодня составляют основу русскомыслия и дают почву для борьбы с западным умственным игом.
Учёным, работающим над разработкой теории социализма будущего необходимо помнить слова В.И. Ленина: «И если бы вы выдвинули такой вопрос: почему учение Маркса могло овладеть миллионами и десятками миллионов сердец самого революционного класса — вы сможете получить один ответ: это произошло потому, что Маркс опирался на прочный фундамент человеческих знаний… (…) Все то, что было создано человеческим обществом, он переработал критически, ни одного пункта не оставив без внимания. Все то, что человеческою мыслью было создано, он переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении…» и критически переосмыслить выводы русской классической философии с древнейших времён.