Всё дальше и дальше в глубь времени от нас уходит страшная до жуткости в своей величавой трагичности, но вместе с тем и величественно героическая эпоха схватки двух миров, в которой советский народ под руководством Коммунистической партии во главе с И.В. Сталиным спас человечество от порабощения «коричневой чумой». В памяти благодарных потомков навек сохранились как ратные, так и трудовые подвиги всего многонационального советского народа, но особенно ярко это проявляется в преддверии годовщины и в день Великой Победы.
6 мая Литературный театр под руководством участника движения «Русский Лад» В.Н. Наговицына представил в Литературном музее им. В.П. Астафьева поэтическую композицию «Помните». И первое, что зрители услышали было стихотворении Юлии Друниной, которая от «Прекрасной Дамы» пришла в «окопную мать и перемать» «Я только раз видала рукопашный…», прочитанное Надеждой Книгой. То самое которое заканчивается пронзительно искренними строками: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…»
Да, «война» страшное слово, но ещё страшнее, когда ты в её пламени сгораешь, поэтому и через много лет выживших фронтовиков она не отпускает, наводит на размышления, как Давида Самойлова в стихотворении «Сороковые»: «Как это было! Как совпало —//
Война, беда, мечта и юность!» Да, они были молодыми и юность свою провели в окопах, в дыму, в запахе пороха, под свист свинца и разрывы снарядов. Это стихотворение прозвучало в исполнении Риммы Чечулиной. Она же прочла стихотворение Михаила Кульчицкого, павшего в 1943 году на Ворошиловоградщине, «Завистник, фантазёр…», заканчивающееся словами «Не до ордена была бы Родина каждый день с Бородино». Так думал каждый советский боец и командир.
Константин Симонов прошёл всю войну от Черного до Баренцова моря, от белорусских полей до подмосковных, от Сталинграда до Берлина. Три его стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». «Жди меня» и «Убей его» артистично, вдохновенно прочёл Михаил Титов. Каждое из них наводит много дум. 1941 год, отступление, многострадальная смоленская земля, сколько раз по ней проходили польские захватчики, затем войска «двунадесяти языков» Наполеона и вот фашисты со всей Европы вновь пришли на эту землю. Били и изгнали тех, разобьём и этих, звучит в словах старухи под Борисовом: «Вы покуда идите мы вас подождём». «Жди меня» явилось своего оберегом для бойцов и молитвой для ждущих в тылу. О, как оно необходимо сегодня для бойцов, сражающихся с бандеровским фашизмом. Да, и стихотворение «Убей его» сегодня звучит современно.
Стихи Семёна Гудзенко «Перед атакой» и «Наступление» прочла Елена Минина. В 1946 году он писал: «Мы не от старости умрём – умрём от старых ран» и умер в 1953 году от старой раны в живот. Ушедший добровольцем на фронт чувства, которые испытывает перед атакой боец, он описал в одноимённом стихотворении. В нём есть острые, как скальпель хирурга, слова:
Когда на смерть идут,- поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв — и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Будь проклят сорок первый год —
ты, вмерзшая в снега пехота.
Точнее не скажешь, но надо подняться и бежать с криком: «Ура! За Родину! За Сталина!» навстречу смертоносному шквалу свинца и стали, вступать в рукопашный бой, а после, как вспоминает автор:
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.
И так много дней и ночей подряд.
Чаще всего в поэтической композиции звучали стихи Юлии Друниной. Это и понятно. Девичье сердце острее воспринимало чужое горе. Горе её поколения. Надежда Книга прочитала стихотворения «Баллада о десанте», «На носилках…» и «Не знаю, где я нежности училась…». С особой нежностью и грустью прозвучало первое из этих стихотворений, рассказывающее как четырнадцать бывших школьниц выбросились на парашютах к крымским партизанам. Как три парашюта не раскрылись и три девушки погибли, и какие нечеловеческие трудности пришлось испытать оставшимся в живых ради победы над врагом кровавым.
Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку —
От голода встать не могли.
И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь…
Бессмысленной гибели нету на свете —
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды…
Марьяна Новикова читала стихи Друниной: «Комбат». «Зинка», «Бинты». Стихотворение «Зинка» посвящено Герою Советского Союза Зинаиде Самсоновой, его не возможно ни читать, ни слушать без слёз. В нём и искренняя нежная девичья дружба на войне, и горечь отступленья, и героизм, и смерть первого поднявшегося в атаку:
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Так смертью смерть поправ советские бойцы прорывались из окруженья и снова шли в бой на врага. Но на войне всё бывало. Рядом с геройством была и трусость. С трусами обходились по законам военного времени Таков случай описан в стихотворении «Комбат». Двое бойцов бежали с поля боя и были расстреляны комбатом, но родным он написал, что они погибли в бою. Очевидно, он имел право на эту святую ложь.
Эта же тема в стихотворении Николая Панченко «Баллада о бегстве» (Воспоминания о 1941 годе), прочитанном Еленой Мининой. Боец бежал от врагов, спася жизнь свою, выбрасывал всё, в том числе и пистолет. Но этот пистолет поднял семнадцатилетний юноша и пошёл в партизаны.
Но честных людей в нашей стране было больше. О них прозвучали стихи Александра Твардовского о Василии Тёркине (отрывок) в исполнении Анна Дудиной и Юрия Левитанского «Ну что с того…» — Риммы Чечулиной, Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной…» — прочитала Лариса Гайтанова и «Это было всё-таки со мной…» — Михаил Титов. «Балладу о маленьком человечке» Роберта Рождественского прочитала Олеся Дидух. Трудовому подвигу женщин в тылу посвящено стихотворение Михаила Исаковского «Русской женщине», знакомое нам со школьных лет, читала Надежда Книга.
Высокое нравственное отличие советского человека от завоевателей автор сценария показал стихотворением Мусы Джалиля «Чулочки», которое прочла Лариса Гайтанова. Расстрелять фашисты готовились группу советских людей, среди них были дети. С немецкой аккуратностью фрицы приказали всем раздеться, зачем мертвым одежда, её можно продать на барахолке;
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Может быть что-то и дрогнуло в звериной душе фашиста, но спусковой курок автомата он нажал:
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
В начале 60-х годов прошлого столетия Робертом Рождественским Был написан «реквием», который был положен на музыку Дмитрием Кабалевским. Отрывки из него «Разве погибнуть ты нам завещала, Родина» и «О,зачем ты, солнце красное…» прочли Олеся Дидух и Лариса Гайтанова.
Завершена композиция чтением последней части «Реквиема», прочитанных Олесей Дидух:
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, —
заклинаю, —
помните!
Это завещание нам всем живущим на планете Земля и будем стараться его выполнить.