«Источники развития природы и общества». Начальный курс марксизма-ленинизма

Телеканал «Рассвет ТВ» и общественная организация «Российские ученые социалистической ориентации» (РУСО) представляют совместный проект «Начальный курс марксизма-ленинизма».

Этот курс охватывает практически все разделы марксистско-ленинского учения, а именно «Научный коммунизм», «Политическую экономию», «Марксистско-ленинскую философию», «Историю КПСС».

Руководители проекта Председатель ЦС РУСО, доктор технических наук И.И. Никитчук и главный редактор телеканала «РассветТВ» Т.А. Бычковская.

Над реализацией проекта работали первый заместитель Председателя ЦС РУСО, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН И.М. Братищев, член Президиума ЦС РУСО, кандидат исторических наук М.Чистый, член Президиума ЦС РУСО, автор книги «Азбука коммуниста», биолог, журналист А.А. Брагин, член КПРФ, учитель географии, журналист П. Орехов, монтажеры видео Сергей Селезнев, Илья Пичугин.

Три учебных фильма (биографии Маркса, Ленина и Сталина) подготовлены киностудиями СССР.

Лекция члена Президиума ЦС РУСО, автора книги «Азбука коммуниста», биолога и журналиста Алексея Брагина.

УЧЕНИЕ ОБ ИСТОЧНИКАХ РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Противоречие – это такое отношение, которое характеризуется единством противоположностей и одновременно постоянной борьбой между ними.  

Источник развития природы – противоречие между наследственностью и изменчивостью.

Источник развития общества – противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Производительные силы – это «орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага, люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду» (Сталин).

Производственные отношения – это отношения, устанавливающиеся между людьми в процессе общественного производства материальных благ.

Каковы источники развития (двигатели прогресса) природы и общества? Этой теме посвящена наша лекция. Мы неслучайно объединили природу и общество. Поскольку в основе дарвиновского учения об эволюции природы и в основе марксистского учения о развитии общества лежит теория диалектического развития.

В чем суть диалектического учения?

На основе работ предшественников Аристотеля, Гераклита, Дидро и др.  немецкий философ Гегель предложил теорию диалектического развития. Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля ее «рациональное зерно», отбросив «идеалистическую шелуху», и создали марксистскую диалектику.

Простыми словами: внутри (!) всякой развивающейся (!) системы обязательно есть две противоположности. Противоположности не изолированы одна от другой. Они существуют в одних  и тех же явлениях, выступают в единстве, не могут «жить» друг без друга. Неразрывно спаянные между собой, они в  то же время не могут находиться в «мире» и «согласии» именно потому, что противоположны. Развитие происходит в результате взаимодействия противоположностей друг с другом. Причем, для этого развития характерен прогресс: от простых форм к более сложной организации.

Кто первым применил диалектическое учение к живой природе?

Английский биолог Чарлз Дарвин применил теорию диалектического развития к живой природе и создал на ее основе эволюционное учение. В этом учении Дарвин убедительно доказал родство всех организмов и показал, что развитие органического мира совершалось от менее сложных форм к более сложным. Такое развитие можно представить в виде дерева. У его подножия – самые простейшие организмы, на вершине дерева – человек.  С тех пор как появилась самая простейшая форма жизни, прошли не сотни и даже не миллионы, а миллиарды лет (около 4 миллиардов лет назад). К слову сказать, современному человеку – около 75-100 тысяч лет.

Дарвин был верующим человеком, в молодости он даже хотел стать богословом. Когда Дарвин сделал свое научное открытие, он около 20 лет не решался его опубликовать. Поскольку Дарвин понимал, что своим учением он подрывает основы религиозного мифа о сотворении мира. Но в итоге в нем все-таки победил ученый…

Что является источником развития природы?

По Дарвину, источником развития природы является противоречие между наследственностью и изменчивостью. Если бы в природе существовала только одна наследственность, то тогда бы потомство полностью копировало своих родителей. И мир был бы неизменяем.

Если бы в природе существовала только одна изменчивость, то тогда бы потомство не было похоже на своих родителей. Однако хаотичные мутации (изменения) также не способны привести к развитию (прогрессу).

Только во взаимодействии наследственности и изменчивости начинают включаться такие механизмы, как борьба за существование и естественный отбор. Изменчивость приводит к мутациям, а наследственность значимые для эволюции мутации закрепляет. В итоге органическая система развивается в сторону прогресса (усложнения).

Каковы доказательства эволюции природы?

Из школьного курса «Биология» нам известно множество доказательств эволюции природы.

Например, ученые нашли ископаемые останки переходных форм организмов: архиоптерикса – промежуточного звена между пресмыкающимися и птицами. В 1938 году в Индийском океане была выловлена латимерия, принадлежащая к кистеперым рыбам, которые долгое время считались вымершими. Латимерия – переходное звено между рыбами и земноводными.

Из школьного курса «Биология» нам известен основной биогенетический закон. В соответствии с этим законом, каждый организм в своём эмбриональном (внутриматочном) развитии повторяет взрослые формы более примитивных животных.

Так, развитие человека начинается с одной (!) оплодотворенной клетки. У человеческого эмбриона на разных стадиях проявляются характерные признаки наших далеких предков. Например, зачаточные жабры (это свидетельствует о том, что нашими далекими предками были рыбы). У эмбриона человека также есть хвост.

Известны случаи атавизмов у человека. Это проявление признаков, свойственных отдалённым предкам. Например, известны случаи рождения хвостатых людей или со сплошным волосяным покровом на теле.

У каждого человека есть рудименты – органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма. Например, копчик – 4-5 сросшихся позвонков (рудимент хвоста). Сохранились рудиментированные мышцы ушей, следовательно, наши далекие предки могли двигать ушами. Рудиментом считается небольшой отросток на человеческом кишечнике (аппендикс). У человека он утратил свое значение, а у животных, питающихся грубой растительной пищей, этот орган более развит и участвует в пищеварении.

Когда и при каких условиях зародилась первая жизнь?

Сразу отметим, что свойство живой материи – это обмен веществ (т.е. способность к питанию и воспроизводству). Этим живая материя отличается от неживой.

Тогда, 4 миллиарда лет назад, атмосфера на Земле состояла из аммиака, паров воды и углекислого газа. Под воздействием атмосферного электричества образовались органические соединения, которые положили начало нуклеиновым кислотам и белкам, генам и клеткам.

Наибольшим успехом теории Опарина—Холдейна (научная теория зарождения первой жизни) стал эксперимент, проведенный в 1953 году американским аспирантом Миллером. Он спроектировал специальный аппарат и на нем провел эксперимент. Взял смесь газов, соответствующую представлениям о составе атмосферы ранней Земли, и пропустил через неё электрические разряды. Первичный анализ показал наличие в конечной смеси 5 аминокислот. Однако более точный повторный анализ, опубликованный в 2008 году, показал, что эксперимент привёл к образованию 22 аминокислот.

Кто является предком современного человека?

Современные обезьяны – наши родственники. Прямые предки человека – это питекантроп и неандерталец. Впервые окаменелые кости неандертальцев были обнаружены в пещере, в Германии, в середине XIX. Ученые не могли понять, чьи же это кости. Вроде бы не человек, но и не обезьяна.  

Поскольку в то время доминировала религиозная версия о сотворении мира и человека богом, то отвергалась даже сама возможность наличия переходной формы от обезьяны к современному человеку. Поэтому решили, что эти кости принадлежали либо больному рахитом, либо казаку-дезертиру, укрывавшемуся в этой пещере от войны с Наполеоном. Но позже стали находить окаменелые кости неандертальцев и в других местах.

Другая занимательная история. Более сорока лет выдавали подделку – черепные кости «неизвестного вида» за так называемого «пилтдаунского человека». «Находку» обнаружил краевед Даусон в Англии в 1912 году, на ее основании была создана теории о «недостающем звене в эволюции и первом англичанине». И только в 1954 году при более тщательном исследовании было обнаружено, что сама черепная коробка принадлежит современному человеку, а нижняя челюсть – орангутану. Зубы на ней были подпилены, а кости пропитаны специальной краской, чтобы придать им древний вид.

В чем принципиальное отличие человека от животного?

Известно много примеров проявления сообразительности животных. В зоологическом парке в Кингстон Хиллс жил зубр. В его нос было вдето кольцо, к которому крепилась цепь. На свободном конце цепи находилось другое кольцо. Когда животное паслось, цепь свободно волочилась по земле, в опасной близости от копыт. Стоило животному наступить на нее, оно испытывало весьма сильную боль. Зубр нашел весьма остроумный способ избавиться от неудобства, надев цепь на рог. Умное животное проделывало этот трюк, сначала осторожно продевая рог в отверстие, потом тряся головой, пока кольцо надёжно не вставало на место.

Но как бы ни были сообразительны животные, изготовить орудия труда они не способны. Принципиальное отличие человека от животного: животные пассивно приспосабливаются к природным условиям, а человек сам производит необходимые ему материальные блага. У человека есть сознание, у животных сознание отсутствует. Развитие психики животного составляет лишь предысторию человеческого сознания.

Когда люди еще только начинали сообща трудиться и изготовлять орудия и средства труда, они уже делали их для определенных целей. Вместе с этим у них появилась и потребность говорить друг с другом при помощи языка, понятного всем участникам трудового процесса. Так возникли первые разумные человеческие действия, совершаемые не голой рукой, а орудием, которое во много раз увеличивало силы и возможности человека. К тому же они были согласованы с действиями других членов трудового коллектива, что могло быть сделано только с помощью языка в процессе речевого общения между людьми.

Общественно-трудовая жизнь человека, труд, а затем и вместе с ним речь – вот решающие факторы, под воздействием которых совершенствовался человеческий мозг, развивалась способность к мышлению. Известна фраза Энгельса: «Труд создал самого человека».

Известны редкие случаи, когда человеческих младенцев воспитывали животные. Такие «люди-маугли» отставали в своем развитии. Это свидетельствует о том, что формирование человеческой личности происходит непременно в обществе.

Действие законов биологической эволюции только подготовило появление на Земле людей, которые объединились для совместного труда. В дальнейшем процесс развития орудий и отношений между людьми, а также самого человека стал полностью подчиняться действию новых законов – законов общественно-исторического развития.

В чем суть формационного учения?

К развитию (прогрессу) человеческого общества диалектическое учение применил Карл Маркс и разработал формационное учение. По Марксу, известно несколько исторических типов общества (общественно-экономических формаций). Каждая общественно-экономическая формация – это ступень прогрессивного развития человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. 

По Марксу, источником развития человеческого общества является противоречие между производительными силам и производственными отношениями. Производительные силы – это орудия труда и сам человек с его профессиональными качествами. Характер производственных отношений (экономических, имущественных отношений) зависит от того, в чьей собственности находятся средства производства.

Проще говоря, каждому общественному устройству соответствует определенный уровень развития орудий труда и профессиональных навыков человека.

Когда был каменный топор, существовал первобытнообщинный строй. Люди жили общинами и родами впроголодь, охотились сообща, потому что в одиночку не выжить. Не было излишков, поэтому нечего было присваивать, и соответственно не было никакого смысла в самом рабстве. Поэтому, когда в междоусобицах брали пленных, то не для того, чтобы обратить их в рабов. Если чужак не приживался в новом племени, то его съедали. Каннибализм для того времени – обычное явление.

Когда появились медные орудия, земледелие, домашний скот, человечество перешло к рабовладению. Человек стал производить больше того, что ему необходимо для выживания. Эти излишки стал присваивать себе рабовладелец. Чтобы удерживать рабов в повиновении, был создан аппарат насилия – рабовладельческое государство.

Росла культура земледелия, росло мастерство ремесленников, люди научились делать орудия труда из железа. Рабский труд стал уже малоэффективен, поэтому на смену рабовладельческому строю пришел феодальный.

С появлением мануфактур наступает время капитализма. Но и капитализм тоже не вечен. Его противоречия проявляются через безработицу, нищету, экономические кризисы, которые периодически сотрясают основы капитала. На смену капитализму неизбежно приходит коммунистическое общество.

Только коммунизм позволяет покончить с анархией производства и эксплуатацией человека человеком.

Как проявляются противоречия в природе и обществе?

Итак,  мы с вами выяснили, что основное противоречие в природе – это противоречие между наследственностью и изменчивостью, а основное противоречие для человеческого общества – это противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

В природе основное противоречие проявляется в борьбе за существование и естественном отборе. В человеческом обществе основное противоречие проявляется в разрушительных кризисах, войнах, замедлении темпов хозяйственного развития и классовой борьбе.

Борьба между старым и новым никогда не утихает, даже на исторической ступени коммунистического общества. Пока существует человеческое общество, будет развитие. При его наличии неизбежны противоречия.

Но в эксплуататорском обществе такие противоречия разрешаются путем социальных революций. Почему? Потому что власть находится в руках реакционного, отживающего класса, который стремится затормозить общественный прогресс.

В коммунистическом обществе противоречия также неизбежны, но они разрешаются без социальных революций, а путем реформ, потому что все преобразования в коммунистическом обществе осуществляются под руководством коммунистической партии.

Пример такого противоречия на фазе социализма – это противоречие между растущими потребностями членов социалистического общества и еще недостаточной материально-технической базой для их удовлетворения.

Возможен ли общественный регресс?

После временного отступления социализма в конце XX века формационный подход Маркса стали критиковать. Как объяснить, что человечество встало на путь регресса? Не противоречит ли это марксистскому учению о неизбежности прогресса и последовательной смене исторических типов общества?

Снова обратимся к природе. Биологический регресс – это исчезновение способности организмов приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды. Биологическому регрессу подвержены:

– организмы-паразиты;

– животные, ведущие неподвижный образ жизни;

– животные, живущие под землей или в пещерах.

Например, у животных-паразитов (плоские черви) редуцируются органы чувств, упрощаются пищеварительная и нервная системы. Вместо этого у них развиваются различные необходимые приспособления – присоски, прищепки, способствующие удержанию в кишечнике хозяина.

Но если возможен регресс в природе, почему же тогда нельзя допустить регресс для человечества?

В чем отличие революции от контрреволюции?

Например, переход от капитализма к коммунистическому обществу – это прогресс, который осуществляется в результате революции. Соответственно, обратный процесс (от социализма к капитализму) будет считаться общественным регрессом. Он осуществляется в результате контрреволюции. Общественная регрессия всегда сопровождается разрушением производительных сил (эта закономерность ярко прослеживается на примере капиталистической России, в которой были разрушены тысячи промышленных и аграрных предприятий).

Все противоречия в коммунистическом обществе должны разрешаться путем реформ, а не через революции. Задача партии (прежде всего партийного руководства) – понимать и предвидеть противоречия и вовремя их разрешать. Но грубые ошибки (просчеты) в политике могут привести к застою, попятным движениям и даже к реставрации капитализма. Так, к большому сожалению, трагично завершилась история СССР.

Каков предмет изучения марксистской материалистической диалектики?

Дарвинизм и марксизм дают нам научное объяснение развития природы и общества. Источники развития находятся в самой природе и в самом обществе.

Существует и альтернативная (ненаучная) точка зрения, что источник развития находится якобы вне системы. Проще говоря, некая сверхъестественная сила сидит на небесах, крутит ручку и приводит весь мир в движение. К таким курьезным выводам приходят идеалисты и метафизики. Идеалисты считают внешний мир порождением духа (бога) и отрицают возможность его познания. А метафизики убеждены, что мир находится в состоянии вечного покоя и неизменности.

Мы – коммунисты. Следовательно, мы материалисты и диалектики. Как материалисты, мы полагаем, что внешний мир познаваем и существует независимо от сознания человека. Сознание человека является функцией «того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека» (Ленин). Сознание человека – производное материи (материя первична). Вторичность сознания по отношению к материи (к бытию) проявляется в том, что сознание возникает лишь на известной ступени развития природы (даже у высших животных сознание отсутствует), что общественное сознание в целом – духовная жизнь общества – определяется условиями материальной жизни общества, способом производства материальных благ. Общественное бытие людей определяет общественное сознание людей.

Возникнув на основе общественного бытия, общественное сознание в свою очередь воздействует на это бытие. Новые, прогрессивные идеи, взгляды, теории, отражая интересы передовых, прогрессивных сил общества, помогают борьбе со старым, отживающим, облегчают движение общества вперед. Влияние сознания на материю особенно ощутимо на стадиях развития и становления коммунистической формации.

Как диалектики, мы считаем, что мир находится в постоянном движении и развитии. Мы отрицаем возможность существования сверхъестественных (божественных) сил. «Религия – опиум народа», – таково определение Маркса. По мнению Ленина, религия – это «один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством». Ленин считал ее родом «духовной сивухи».

Партия большевиков «не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке» (Сталин).

Необъяснимые на сегодняшний день наукой природные и общественные явления обязательно найдут свое разрешение в будущем.

Все, о чем говорилось выше, представляет собой предмет изучения марксистской материалистической диалектики – учения о движении и развитии.

Выводы

Марксистская материалистическая диалектика составляет теоретический фундамент коммунизма, теоретическую основу  коммунистической партии. Процесс развития следует понимать, как движение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к сложному.

В процессе развития могут быть отклонения от восходящей линии – зигзаги, попятные движения и периоды временного застоя. Однако, как показывает история, ее прогрессивный ход никому не удавалось надолго повернуть вспять. Марксизм-ленинизм, прослеживая поступательное развитие природы и общества, вооружают людей научно обоснованным историческим оптимизмом, помогает им в борьбе за коммунизм.