Далеко позади остались и День знаний, и День учителя. Однако вопросы образования не теряют своей остроты вне зависимости от дат и всё чаще поднимаются на самых различных площадках. По инициативе Московского городского регионального отделения «Всероссийского женского союза — «Надежда России» состоялось заседание «круглого стола» на тему «Школа, в которой учат учиться и трудиться во благо своей страны». В нём приняли участие представители педагогического и научного сообщества, общественные деятели, родители.
Благие намерения
ЕГЭ — Единый государственный экзамен — вошёл в нашу жизнь в «нулевых». Сначала в качестве эксперимента в различных регионах, а с 2009 года — окончательно и бесповоротно, став единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы.
Введение его объяснялось благими намерениями. Вроде бы ЕГЭ уравняет шансы ребят из разных регионов проявить себя и предоставит им возможность поступить в любые, самые престижные вузы страны. Предполагалось также, что одновременное проведение экзамена по тому или иному предмету и задания, одинаковые для всех выпускников, помогут искоренить коррупцию при поступлении в высшие учебные заведения. К тому же оценка знаний абитуриентов по ЕГЭ облегчала подачу документов в несколько учебных заведений.
Реалии, однако, оказались иными. Не будем касаться формы и содержания экзамена, призванного стать объективным критерием оценки знаний выпускников школ. Никакой справедливости ЕГЭ не способствовал.
Пути «обхода» родителями выпускников школ были найдены быстро, доказав уязвимость его «объективности». Некоторые ребята заранее знали вопросы, на которые им предстоит отвечать, другие имели под рукой готовые ответы, третьи даже переезжали на время в другие регионы, чтобы сдать там «единый экзамен» без проблем.
В результате зачисляемые в вузы студенты зачастую не имеют необходимых для обучения в них знаний.
«Несмотря на то, что все новоиспечённые студенты предъявляют при поступлении одинаково высокие баллы по профильному единому (!) государственному экзамену, уровень знаний иностранного языка у них очень разный: некоторые бегло говорят, другие с трудом складывают слова в предложения, третьи почти не умеют читать», — рассказывает Анастасия Лазарева, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка МГИМО, имеющая 25-летний педагогический стаж.
Но введение ЕГЭ — далеко не единственная напасть, подтачивающая как среднюю, так и высшую школу. Не менее пагубными последствиями обернулось и зачисление в ведущие вузы страны победителей ВСОШ — Всероссийской олимпиады школьников.
Как и ЕГЭ, ВСОШ изначально была призвана помочь ребятам из провинции поступить на бюджет в «топовые» вузы Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. При запросе нейросеть услужливо сообщает, что Всероссийская олимпиада школьников — это главная в России олимпиада для школьников 4-х — 11-х классов, которая проходит по 24 общеобразовательным предметам. Ежегодно её участниками становятся до семи миллионов российских ребят.
Поисковик скромно умалчивает о том, что школы и непосредственно педагоги, ученики которых одерживают победу во ВСОШ, получают преференции от государства. И не только имиджевые, но и материальные.
Стоит ли удивляться, что, преследуя благие цели, многие родители и учителя делают ставку на победу школьника в олимпиаде. Ведь на кону — поступление ребёнка на бюджет в престижный вуз, стремительный подъём рейтинга учебного заведения и весомая премия для наставника!
В результате ребята, «заточенные» под олимпиаду, чтобы выкроить время на подготовку к ней, освобождаются от посещения занятий по ряду предметов и сдачи контрольно-тестовых работ. Вот и приходят в вуз «всероссийские победители», не способные учиться из-за множественных пробелов в знаниях. Первокурсники МГИМО, ставшие студентами престижного вуза благодаря победе на олимпиадах по одному из школьных предметов, не в состоянии найти ответ на простейший вопрос грамматики английского. Вряд ли многим лучше обстоят дела у победителей и с другими предметами, за исключением «олимпиадного».
Профессорско-преподавательский состав высшей школы давно перестал ориентироваться на показатели ЕГЭ и статус победителей олимпиад для оценки уровня знаний студентов. Перед началом учебного года вузы проводят свои «проверки» студентов.
Что касается английского языка, то первокурсников на основании тестирования распределяют в начинающие, продолжающие и продвинутые группы. Из победителей олимпиад, как рассказала Анастасия Лазарева, как правило, и создаются группы «интенсива» для начинающих, благодаря занятиям в которых они за год должны поднять свой английский до приличного уровня. «Поверьте, это стоит неимоверных усилий как ребятам, так и нам, педагогам. И знаете, ребята признаются, что впервые по-настоящему учатся учиться. Вот что такое ЕГЭ, вот что такое олимпиада!» — с горечью констатирует преподаватель.
Школа, которая учит или у которой учатся?
«Учителя — это бойцы многочисленной армии работников идеологического фронта. Они призваны воспитывать мужественных и стойких людей, владеющих основами наук, высокоидейных и культурных, умеющих преодолевать любые трудности, беспредельно преданных своей родине… Учитель не ремесленник, а мастер учебно-воспитательной работы, творец, инженер своего дела. Нельзя относиться к педагогической работе как к ремеслу, так как это искусство, в котором важно вкладывать частичку себя и души» — так характеризует работу педагога в школе издание «Начальная школа. Настольная книга учителя», выпущенное «Учпедгизом» в 1950 году.
Вряд ли этому определению хоть в какой-то мере соответствует современный школьный учитель — работник сферы образовательных услуг, задавленный ЕГЭ, ОГЭ и необходимой отчётностью. Заработок, а значит, и ценность его труда измеряется преимущественно численностью учеников в классе. Сегодня о творческих инициативах большинство вынуждено забыть!
Из государственного деятеля современный учитель низведён до уровня обслуживающего персонала. Он бесправен и беззащитен. Любой родитель может прийти и сказать: а почему вы моему сыну поставили такую оценку? Даже на всевозможные конкурсы и другие мероприятия учителей зачастую отправляют не ради того, чтобы они повысили свой профессиональный уровень, а для того, чтобы заработали для школы очки, подняв тем самым её рейтинг.
Современная школа — «Школа, у которой учатся» (именно такое название носит издание, раскрывающее всю подноготную современных подходов к эффективному управлению образовательной организацией, используемые в системе образования Москвы) — излишне увлечена новыми формами управления, электронной школой, нездоровой конкуренцией, «олимпиадным движением», подготовкой учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, ранней профильной ориентацией, отсутствием единой общеобразовательной программы.
Дополнительное образование по наиболее интересным для детей направлениям обучения и группы продлённого дня в современной школе, в отличие от советской, являются платными!
Эти и многие другие проблемы школьного образования затронула Валентина Коломиец, методист, учитель первой категории, дипломант конкурса «Учитель года — 1996», консультант по образовательным программам между Россией и Великобританией, заместитель председателя Московского городского регионального отделения «ВЖС — «Надежда России».
Она чётко обозначила различие подходов в школах советской и современной.
«Где же здесь преемственность, о которой так часто говорят с высоких трибун чиновники от образования?!! За окном их кабинетов — совсем другая реальность. Какие идеалы воспитываются в детях сегодня, в дни, когда многие из наших сограждан встают на защиту Родины с оружием в руках? Уже с дошкольного возраста в умы детей вкладываются мысли о стремлении к знаниям не ради творческого созидательного труда во благо общественно значимых целей, а для получения солидных денег. Этому способствует и информация о суммах, которые выигрывают победители конкурсов и шоу на центральных телеканалах, где дети сражаются за деньги», — возмущена Валентина Александровна.
Образование — это мощное оружие, эффективность которого зависит от того, кто держит его в руках. Неолиберальная буржуазная школа, не сдающая свои позиции вопреки изменениям, разделяет, расслаивает детей современного российского общества на классы уже на этапе первоначального обучения. В современной России существуют школы для олигархов, других состоятельных слоёв населения и трудящихся. Представители крупного промышленного и финансового капитала, светская элита дают своему подрастающему поколению сравнительно широкое образование не только в России, но и за рубежом, даже сейчас, когда идёт СВО. Кстати, налоги, которые платят зарубежные школы от полученных за обучение сумм, в том числе и от российских студентов, частично идут и на помощь ВСУ. Общество разделилось на классы, и это породило двойственность образования. Платное дополнительное образование, повсеместное репетиторство стали охраной для привилегированного класса.
Безумные и бездумные
Накануне нового учебного года большинство родителей терзается в сомнениях: по каким учебникам будут учиться их дети? В тягостных раздумьях и педагоги: что за подспорье они получат?
В СССР подобных вопросов не возникало: для каждого класса по каждому предмету был единый учебник, написанный авторитетными педагогами, получивший положительные отзывы и должным образом протестированный. После развала Союза в ходе «демократизации» образования старые учебники признали негодными не только по гуманитарным предметам, но и по математике, физике, химии, биологии и т.д. Включился конвейер по выпуску новых и разных учебных пособий.
Большинство новых учебников, если только они не основаны на разработках советского времени, не позволяют ребёнку учиться самостоятельно, убеждены большинство школьных учителей. В них зачастую трудно разобраться не только ученикам и их родителям, но и самим педагогам.
Видимо, поэтому выпускники современных школ, благополучно выдержавшие ЕГЭ, демонстрируют вопиющее невежество. Например, на вопрос, кто такой Ганнибал, не задумываясь, ответят: тот, кто ест людей. С кем воевал Пётр Первый? С фашистами! Кто победил во Второй мировой войне? США!
Некоторые задания учебных пособий напоминают тексты для выступления комика. Но если осознавать, что по таким учебникам учатся наши дети, становится грустно и страшно.
Например, в упражнении по русскому языку ученикам 2-го класса предлагается «расставить на месте цифр знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак) в следующем диалоге:
«Сяпала Калуша по напушке и увазила Ляпупу (1)
— Оее (2) Ляпупа (3) Како ляпупы некузявые и нетютюйные (4)
— Нетютюйные (5)
— Нетютюйные (6)»
Возможно, использование сокращённого фрагмента лингвистических сказок «Пуськи бятые» Людмилы Петрушевской и уместно для обучения филологов. Но для малышей 8 лет?!
В школьных учебниках по истории, видимо претендующих на всеохватность, упоминаются десятки имён царей, королей, их внуков и правнуков из разных стран. Нагромождение имён, включая китайских поэтов и римских пап, школьники не в состоянии запомнить. Крупные деятели эпох, заметные события на этом фоне теряются.
А вот тест по истории, в котором нужно выбрать один правильный ответ:
«Когда состоялось сражение у деревни Прохоровка. Варианты ответа: 1. ХХ век; 2. 1943 год; 3. Во время ВОВ; 4. Во время 2-й Мировой войны».
Какой вариант выбрать, если все они так или иначе правильные?
Ученикам первого класса учебник по математике предлагает такое определение многоугольника: «замкнутая линия без самопересечений». Может ли его понять ребёнок 6—7 лет?
Задачи по математике для учеников начальной и средней школы поистине поразительны! Во всех отношениях. Приведём лишь несколько примеров.
«Двадцать две девочки, гуляя в лесу, нашли 88 грибов, а потом половина девочек потерялась. Во сколько раз количество найденных в лесу грибов больше, чем количество потерявшихся там же девочек?»
«У кошки Мурки родились щенята: один чёрненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?»
«Примазище нашёл в поле 96 шклядулок. А Примазёнок нашёл 64 шклядулки. Насколько больше шклядулок нашёл Примазище, чем Примазёнок?»
«Папа, мама и старшие сёстры ужинают. А младший брат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью 3 см в минуту. Через сколько закончится ужин, если толщина ножки стола 9 см?»
«Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров. И, пролетев 5 м, передумал. Сколько метров придётся тебе ещё лететь поневоле?»
«14 детей учились плавать. Трое из них ещё не умеют плавать, а двое уже утонули. Сколько детей уже научились плавать и ещё не утонули?»
Как долго нашим детям придётся поневоле читать этот бред?!!
«Раньше тексты и задания брались из русского языка, лучших образцов мировой литературы. Из окружающей жизни. Детям прививалась любовь к Отечеству, семье, родной природе. Сейчас принцип научной подачи информации заменён калейдоскопом несуществующих явлений, имён и слов. Или умышленно искажённых в русле сознательной политики, направленной на умственную и нравственную деградацию молодого поколения. Взрослое население было обескуражено поворотом истории, плохо понимало, каким экспериментам подвергались дети. Массированная атака Запада, подпитанная большими деньгами того же Сороса, который четверть века бесплатно, по доброте душевной, печатал учебники для российских школ, разрушая систему образования, а вместе с ней и саму страну. Из этой канавы мы должны выбираться», — убеждён Константин Антипин, генеральный директор издательства «Концептуал».
Иного пути, кроме как обращение к опыту старой, многократно проверенной системе образования СССР, взяв оттуда лучшие наработки, просто нет. А первым делом нужно вернуть в школы советские учебники, дополненные, но не перелицованные до неузнаваемости. Иначе наши дети погрязнут в абсурде!
Возродить лучшие традиции советского образования
Страна Советов одержала множество побед в различных областях деятельности благодаря выстроенной в ней стройной системе образования. К 80-м годам прошлого века в стране работала плотная сеть доступных каждому дошкольных образовательных учреждений, школ, ПТУ, техникумов и вузов.
В СССР гармонично развивалась как фундаментальная, так и прикладная наука, тесно связанная с производством. Применительно к столице достаточно вспомнить крупнейшие промышленные гиганты Москвы — ЗИЛ и АЗЛК, сотрудники которых овладевали рабочими и инженерными специальностями.
Или уникальный градостроительный комплекс для развития научной мысли, сложившийся на юго-западе столицы. На всём протяжении тихой улицы Фотиевой, параллельной Ленинскому проспекту, располагались детские сады и знаменитые школы с углублённым изучением математики, английского, французского языков и других предметов. К ним примыкала территория Дворца пионеров, где концентрировались десятки разнообразных кружков и секций. С обширной территории Дворца прекрасно просматривалось высотное здание МГУ, сызмальства привлекавшее всех без исключения ребят.
А совсем рядом, на другой стороне Ленинского проспекта, выстроилась череда легендарных научных институтов РАН: Математический институт им. Стеклова, Физический институт им. Лебедева, Институт металлургии и материаловедения им. Байкова и другие. Именно сюда и приходили многие из выросших во Дворце пионеров выпускников этих школ и факультетов МГУ.
Установленный мир с Западом был хрупок. И исподволь атаки на систему образования с целью ослабления нашей страны предпринимались не раз. Но их удавалось успешно пресекать. Например, в 1969/70 учебном году для учеников первых классов московских школ был предложен экспериментальный учебник по математике. Одно из его заданий ставило перед семилетними детьми, многие из которых только-только научились читать по слогам и считать до десяти, задачу составить и решить уравнение с одним неизвестным. Родители, которые просто не понимали, что именно требуется от их ребёнка, забили тревогу. Данной «странной» задаче, прокравшейся в учебник для первоклассников, были посвящены материалы в периодической печати, даже снят сюжет по телевидению. И эксперимент отменили, вернувшись в обучении детей к привычной классике.
С началом «перестройки» и особенно после 1993 года за отечественную систему образования взялись всерьёз. И подобные «эксперименты» получили широкое развитие. В результате ползучего реформирования под контролем закордонных специалистов из сетки школьных занятий исчезли начальная военная подготовка, музыка, трудовое обучение, астрономия и черчение. Значительно сократилось время на изучение физики и русского языка.
Особенно ярко новые тенденции проявились в столице. Под руководством Исаака Калины, возглавившего департамент образования и науки правительства города, московское образование превратилось в один из элементов бездумно расширяющейся в столице сферы услуг. Не просто не убыточный, а весьма прибыльный! Московские учебники поражали разнообразием в худшем смысле этого слова, формируя самый настоящий калейдоскоп. Многие из них создавались при поддержке прочно обосновавшегося у нас Фонда Сороса. Учителям средних общеобразовательных учреждений, работающим в русле подобного «реформирования», присваивалось звание «соросовского учителя».
Было уничтожено и образование среднего звена. Некоторые техникумы и ПТУ канули в Лету без следа, другие благополучно преобразовались в колледжи, а то и вузы. Надо заметить, что в процессе этих преобразований степень глубины вкладываемых в обучающегося научных знаний нисколько не возросла. А вот обучение практическим навыкам исчезло напрочь. Сколько у нас теперь мест, где легко можно получить диплом о высшем образовании в области туризма или гостиничного хозяйства? Пруд пруди!
А к чему привело введение ЕГЭ, бакалавриата и магистратуры, буквально переломившее высшее образование через колено? На что может рассчитывать, к примеру, бакалавр архитектуры, проучившийся в МАРХИ четыре года вместо традиционных шести с половиной? Только на должность чертёжника, которым он, по сути, и является, даже имея диплом о высшем образовании.
Жизнь настойчиво диктует необходимость перемен. И некоторые шаги в этом направлении предпринимаются. Указом президента (больше, конечно, некому!) возвращено в школьную программу черчение. Вводятся в сетку расписания занятий исчезнувшие из неё уроки астрономии, музыки, трудового обучения. Достойное место в новом учебнике истории для школьников занимает теперь Великая Отечественная война. Возвращается в школьные программы «Молодая гвардия» Фадеева.
Но всего этого явно недостаточно!
«Народное образование играет решающую роль в войне… Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Эта фраза была напечатана в июле 1866 года в газете «Заграница» в статье, подписанной именем Оскар Пешель, профессор Лейпцигского университета. Со временем данная мысль приписывалась многим другим. Но вне зависимости от авторства, своей актуальности она не теряет вот уже более полутора веков.
За «круглым столом» поднималось множество вопросов. В их обсуждении, помимо названных ранее экспертов, приняли участие кандидат филологических наук, преподаватель АНО ДПО НИИ дошкольного образования Ирина Дядюнова, член Союза писателей России Татьяна Ананьина, Федеральный эксперт НРО «Воспитатели России» Ольга Панченко, генеральный директор ООО «Издательский дом сфера образования» Артём Рождественский и многие-многие другие.
«Возродить лучшие традиции советского образования посредством переиздания советских учебников, …пересмотреть статус воспитателя, учителя, преподавателя… вернув им статус государственного служащего, а не работника сферы образовательных услуг… пересмотреть идеологические приоритеты на всех уровнях, в том числе и на всех уровнях образования страны, на общефедеральном уровне» — призывают в резолюции «круглого стола» его участники, ратующие за возрождение школы, в которой учат учиться и трудиться во благо своей страны.