Объективная логика истории состоит в диалектике общественного развития человечества. В. И. Ленин понимал диалектику как «раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 317). Единство и борьба противоположностей выступают основным объективным законом диалектического развития общества. Классовая борьба является главным двигателем исторического прогресса, как каждого цивилизованного народа, так и всего человечества в целом. Она протекает через все классовые формации общества в направлении социалистических революций – преодоления классовых различий и утверждения социального равенства в обществе. В условиях глобализации общественной жизнедеятельности человечества во второй половине XX века классовая борьба между его социальными противоположностями получила соответствующую интеграцию, перерастая во всемирную гражданскую войну, кульминацией которой является глобальная социалистическая революция.
Основоположники диалектического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс обнаружили в середине XIX века универсальный характер действия всеобщих объективных законов диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные сдвиги, повторения пройденных ступеней на более высоком уровне – в природе, обществе, сознании людей. Научно изучив сущность и закономерности развития капиталистического способа общественного производства, К. Маркс обнаружил, что «капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса своё собственное отрицание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 23, с. 773). В итоге К. Маркс сделал вывод, что «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 8). Переход мирового сообщества народов от своей предыстории к подлинной истории воплощает революционный скачок от капитализма к социализму. Точнее – от классового общественного уклада социального неравенства и антагонизма к человеческому гуманистическому обществу социальной свободы и равенства.
Главным орудием социалистической революции является наука, которую К. Маркс квалифицировал как «всеобщую общественную производительную силу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 400). Оценивая научную основу социалистической революции, Ф. Энгельс обозначил её содержание как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228), когда «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). Преодоление классового антагонизма и утверждение социального равенства в обществе состоят в смене типов собственности на средства производства. Отменой частной собственности и установлением общественного типа собственности на средства производства социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие населения земного шара и открывает возможности для утверждения сознательного, планомерного, гармонического развития общества.
Когда к началу XX столетия капитализм достиг высшей, империалистической стадии своего развития и вступил в общенациональный кризис, неотъемлемым элементом которого стали империалистические войны, В. И. Ленин обнаружил «черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу», так как «основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 385). Обобществление материального производства обусловливает превращение капиталистической частной собственности в социалистическую общественную собственность на средства производства. Свободную конкуренцию, обеспечившую расцвет капиталистического производства, стало подавлять господство монополий. Эти тенденции свидетельствовали о вырождении и саморазрушении капитализма, его революционную замену социализмом. Из этого В. И. Ленин сделал вывод: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи её или волны контрреволюции, – окончательная победа пролетариата неизбежна» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483).
Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России приступила к практическому воплощению всеобщих объективных законов диалектики в исторической действительности, оказывая глубинное преобразующее воздействие на общественное развитие всех стран и народов земного шара. Великий Октябрь возглавил наступившую историческую эпоху новейшего времени, определив её содержание, характер, направление развития – революционный переход человечества от капитализма к социализму. Отличительной чертой исторической эпохи Великого Октября стало непримиримое классовое противоборство общественных сил социалистической революции и империалистической контрреволюции во всемирном масштабе В середине XX века классовая борьба в земном пространстве отмечена образованием мировой общественной системы социализма, количественным и качественным ростом международного рабочего класса, распадом колониальной системы империализма, развёртыванием международных демократических движений и другими исторически прогрессивными тенденциями.
В мировом историческом процессе постепенно к 1970-м годам образовалось равновесие между общественными системами капитализма и социализма. Сложились совершенно новые геополитическая и геоэкономическая системы всемирного пространства, определяющие относительную стабильность жизнедеятельности человечества, раздираемого непримиримыми общественными противоречиями. Соответственно установился баланс классовых сил на международной арене. Обозначился военно-стратегический паритет между мировыми системами капитализма и социализма. Вместе с тем обострилась идеологическая борьба между общественными силами капитализма и социализма. В совокупности этих тенденций всеобщие объективные законы диалектики нашли своё воплощение в исторической действительности в глобальном объёме, определяя революционные, коренные, качественные изменения во всемирной истории.
Многообразие взаимоотношений и противоречий между капиталистической и социалистической общественными системами в условиях их равновесия на земном шаре выражает антагонизм между главными мировыми тенденциями исторического прогресса и реакции. В этом антагонизме аккумулируется противоборство труда и капитала во всемирном масштабе, проявляется классовая борьба между общественными силами капитализма и социализма планетарного объёма. К тому же дают о себе знать различные столкновения между силами социалистической революции и империалистической контрреволюции в земном пространстве. В целом эти закономерности выступают основными полюсами двухполярного мира, воплощающими диалектику его целостности и противоречивости. Постоянная и непримиримая классовая борьба между противоположными мировыми полюсами составляют основное содержание общественной жизнедеятельности человечества в условиях революционной исторической эпохи. Эти взаимоотношения между противоположными мировыми системами выражают действие всеобщего объективного закона единства и борьбы противоположностей в глобальном масштабе.
Революционный переход человечества от частнособственнической цивилизации к социалистическому общественному жизнеустройству немыслим без научного понимания и научного обоснования этого переломного исторического процесса. Превращение основных свойств капитализма в свою противоположность, саморазрушение общественной формации капитализма носят стихийный характер объективной исторической необходимости, завершаясь неизбежной гибелью эксплуататорского общественного строя. Созидание же социалистического общества, свободного от эксплуатации и угнетения человека человекам, предполагает научно разработанный теоретический проект социализма и целенаправленную организацию его осуществления в общественной жизни народов. Научное обоснование социалистического строительства состоит в сознательном использовании объективных экономических и социальных закономерностей в конкретной практике революционного преобразования жизни общества на социалистических началах. В удовлетворении этой необходимой потребности исторического прогресса ведущую роль играет диалектико-материалистическое мировоззрение, содействующее научному пониманию исторической действительности и применению объективных общественных закономерностей в её преобразовании на социалистический лад. Поэтому общественная сознательность людей имеет первостепенное значение в строительстве социалистического общества. Научное обоснование социалистического строительства является необходимой закономерностью этого исторического процесса, усиливающей взаимодействие объективных условий и субъективных факторов общественного развития.
Рождённые Великой Октябрьской социалистической революцией, всемирно-исторические сдвиги в общественном развитии человечества побудили к середине XX века величайшую производственную революцию во всемирной истории – мировую научно-техническую революцию, которая качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни мирового сообщества народов. Под воздействием научно-технической революции совокупные производительные силы человечества обрели совершенно новый уровень развития и закономерно потребовали соответствующего преобразования характера производственных отношений во всемирном объёме, что относится к историческому призванию глобальной социалистической революции. Таким образом, научно-техническая революция объективно подготовила всемирное торжество социализма. Этим она сыграла решающую и определяющую роль в глубочайшем переломе во всемирной истории, обозначив должный рубеж между классовым и человеческим общественным жизнеустройством населения планеты.
Мировая научно-техническая революция превратила науку – способ теоретического осознания объективных законов развития природы и общества – в непосредственную производительную силу мирового сообщества народов, что послужило основой для образования качественно нового вида материального производства – наукоёмкого производства, гарантирующего технические и технологические возможности для его автоматизации и беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара. Столь радикальные производительные достижения научно-технической революции стали определять совершенно новые необходимые потребности жизни человечества, удовлетворение которых нацеливается на коренное преобразование общественного жизнеустройства мирового сообщества народов в соответствии с человеческими потребностями людей. Осуществлению этих требований служит овладение народными массами действием всеобщих объективных законов диалектики.
В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла предельной высоты, апогея роста. Воплощением максимальной монополизации капитала стали глобальные сверхмонополии – транснациональные корпорации. Частная собственность на средства производства перестала служить основой для формирования производственных отношений общества. Становление науки непосредственной производительной силой общества превратило частную собственность в разрушителя производства – материального фундамента общественной жизнедеятельности человечества. Оказавшись бессильным перед должным овладением производительными достижениями научно-технической революции, капитал оторвался от материального производства и лишился реальной прибыли от производства, полностью погрузился в финансовую спекуляцию на всемирном рынке и превратился в виртуальный или мертвый капитал. В итоге мировая капиталистическая система оказалась во всеобщей агонии, завершающей её существование. Частная собственность стала отрицать всё, созданное на её основе.
Согласно всеобщих объективных законов диалектики, превращение основных свойств капитализма в свою противоположность состоит в его вырождении и саморазрушении, что характеризуется острыми общественными противоречиями, кризисами, угрозами катастроф. Непосредственное соединение безграничной силы научной мысли со своекорыстными интересами или частнособственническими расчётами империалистической буржуазии угрожает глобальной катастрофой, уничтожающей всё живое на Земле. В процессе мировой научно-технической революции человек уничтожает естественную среду своего обитания, угрожая экологической катастрофой на планете. Смена типов собственности на средства производства обернулась империалистическим переделом всемирного богатства, вызвавшим глобальный хаос, который не поддается произвольному управлению, что равнозначно всемирной революционной ситуации, представляющей собой введение к социальному взрыву планетарного масштаба. Тем более что соединение транснациональной корпорации с капиталистической конкуренцией непосредственно следует к полному распаду капитализма, так как межмонополистическая конкуренция разворачивает процесс самоуничтожения частной собственности на средства производства – основы классово-антагонистической цивилизации. К тому же технократическая вульгаризация и идеологическая догматизация научных открытий способствуют крайнему накалу катастроф. Только сознательное и целенаправленное использование всеобщих объективных законов диалектики в революционной практике обещает человечеству жизнеспособный выход из глобального хаоса к высшей, коммунистической ступени земной цивилизации.
Превращением науки в непосредственную производительную силу общества мировая научно-техническая революция закрепила всемирно-историческую победу диалектического материализма в исторической действительности в качестве теоретической и методологической основы науки. Научное мировоззрение диалектического материализма выступает руководством к действию народов земного шара во всех сферах их общественной жизнедеятельности. Научное мировоззрение является основополагающей формой общественного сознания человека, определяющей сущность и характер его мышления. Научная идеология обеспечивает мотивацию революционного движения мирового рабочего класса и всего трудового человечества к построению коммунистического общества социальной свободы и равенства. Научное виденье мира является главным критерием социальной зрелости и умственной развитости народов – материалистическая диалектика гарантирует научное познание объективных закономерностей общественного развития и содействует их практическому использованию в созидательной деятельности общества. Научное осознание людьми действия объективных общественных законов выступает исходной позицией в научном обосновании организации жизни общества и научном управлении её развитием, что обусловливает полную социальную свободу общества и человека, а пренебрежение всеобщими объективными законами диалектики оборачивается разрушительными последствиями и неминуемым провалом в конечном итоге.
Превращение науки в непосредственную производительную силу общества также вносит существенные коррективы в диалектику взаимодействия общественного бытия и общественного сознания человечества, значительно усиливая преобразующее воздействие научного сознания людей на общественное развитие народов, так как общественное бытие является содержанием их общественного сознания. Адекватное восприятие и научное понимание общественной действительности мира стали объективной необходимостью исторического творчества народных масс. Без научного понимания и научного обоснования жизни общества оказывается невозможным дальнейшее общественное развитие международного сообщества путём исторического прогресса. Удовлетворение этой социальной и духовной потребностей народов осуществляется мировой духовной революцией, воплощающей научно-мировоззренческое преобразование общественного сознания людей на основе научных теории и методологии диалектического материализма. Научность пронизывает все сферы жизни общества.
Непосредственное соединение науки с материальным производством – наукоёмкое производство – полностью подготовило глобальную социалистическую революцию. В исторической действительности образовались общественные возможности для практической реализации научного осознания мира и его революционного преобразования в соответствии с человеческими потребностями людей. Для осуществления этих возможностей необходимо последовательное усвоение народными массами научного мировоззрения вплоть до превращения объективной исторической необходимости в их свободную сознательную деятельность по революционному преобразованию жизни общества на социалистических началах во всемирном масштабе. Реализация этих возможностей заключается в сознательном использовании объективных законов общественного развития в конкретной практике исторического творчества. Наука становится основой коммунизма.
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.