В настоящее время в нашей стране готовится очередной конституционный фарс. Перенесенное на неопределенный срок «всенародное одобрение» поправок к «Конституции Российской Федерации», протащенной по откровению одного из ельцинских приспешников «через заднее место» (Бурбулис) в декабре 1993 г., обусловливает необходимость напомнить о том, что решение о подготовке новой российской Конституции принял I Съезд народных депутатов РСФСР летом 1990 года. С этой целью Съезд избрал Конституционную Комиссию и поручил ей совместно с Верховным Советом РСФСР разработать основные принципы будущей российской Конституции, вынести их на всенародный референдум и с учетом его результатов подготовить и представить проект Конституции на Съезд народных депутатов (все эти процедуры Ельциным и его командой были проигнорированы).
Поясню, что реальную разработку Конституции РФ осуществляла не избранная Съездом Конституционная Комиссия, а небольшая рабочая группа, тайно сформированная из депутатов и экспертов фракции «Демократическая Россия» (давним прототипом современной «Единой России»). Работали они в подмосковном Архангельском на полном государственном обеспечении. В их распоряжение было выделено 13 помещений, дача № 6 Совмина РСФСР, 800 тыс. руб. только на орг- и вычислительную технику, не говоря уже о многоразовом бесплатном питании и т.д. (см. репортажи парламентского обозревателя газеты «Коммерсант» М. Соколова от 31.08.1990 г. и 08.10.1990 г. и др.).
О политическом замысле «новоявленных» законодателей – народных депутатов РСФСР С. Шахрая, Л. Волкова, О. Румянцева, В. Шейниса, Ф. Шелова-Коведяева, А. Оболенского и др. частично можно было узнать тогда из отдельных фрагментов готовящейся Конституции, опубликованных в номерах 20 и 21 «Мегаполис-Экспресса». Цель готовящейся Конституции формулировалась вполне определенно: закрепить буржуазно-либеральный характер будущего развития России.
31 августа 1990 года на заседании Конституционной Комиссии Ельцин утвердил основные принципы новой Конституции: «единая и неделимая Российская Федеративная Республика, сильная президентская власть, ответственность кабинета министров перед Государственной Думой» (на тот момент пока не существующей). Российские законодатели решили перейти в отношениях с центром, т.е. с Союзными органами власти, от «войны Указов» к изданию актов конституционного характера, ограждающих российский суверенитет от суверенитета союзного. В то же время, было заявлено, что проект новой Российской Конституции должен базироваться на безусловном допущении частной собственности и частного предпринимательства и принципе деидеологизации государства. О возможном Союзе республик говорилось лишь в сослагательном наклонении, а российский суверенитет признавался, безусловно, первичным. По мнению независимых юристов, в основу проекта были откровенно положены конституционные нормы буржуазного права, создающие условия для ликвидации советского строя и социализма.
12 октября 1990 года Конституционная Комиссия, составляющая либеральное большинство, обсудила первоначальный вариант Конституции РФ, что не могло не обеспокоить депутатов фракции «Коммунисты России», в создании которой (май 1990 г.) мне пришлось непосредственно участвовать, и даже первое время возглавлять ее. То есть, это название возникло задолго до кремлевского избирательного проекта, в соответствии с которым была создана партия «Коммунисты России», возглавляемая Сурайкиным. Как отмечали тогда на заседании нашей фракции О.Н. Шенин и А.С. Соколов (сопредседатель фракции «Коммунисты России»), «социальный заказ» тогдашнего Председателя Верховного Совета РСФСР и одновременного Председателя Конституционной Комиссии Б. Ельцина состоял в том, чтобы новую Конституцию РФ принять уже на II Съезде Народных депутатов РСФСР, т.е. в октябре-ноябре 1990 г.
Нельзя не сказать, что для создания видимости демократии Конституционная Комиссия объявила конкурс инициативных проектов Конституции. Иван Павлович Осадчий – руководитель группы экспертов, помогавших депутатам-коммунистам в их нелегком противостоянии либералам (в то время у депутатов не было официальных помощников), предложил, используя депутатское право законодательной инициативы, подготовить альтернативный вариант Конституции и внести его в Конституционную Комиссию. Ситуация осложнялась тем, что на воплощение в реальность этой идеи оставалось всего 23 дня, поскольку последним днем подачи проектов на конкурс ельцинисты объявили 5 ноября 1990 г. Кроме того, нужны были ученые-правоведы, хорошо знающие конституционное законодательство.
Душой оперативно созданного нами коллектива, помимо И.П. Осадчего, стал высококлассный юрист Вячеслав Андреевич Масленников. Он сумел привлечь к этой по истине ударной работе (по 16 часов в сутки) известных в Советском Союзе и за его пределами правоведов В.С. Мартемьянова, Б.П. Курашвили, А.И. Долгову, В.О. Лучина (все – москвичи), О.О. Миронова (Саратов), Ф.М. Рудинского (Волгоград), Б.Б. Хангельдыева, Д.Л. Златопольского и др. Вместе с правоведами над альтернативным текстом Конституции работали известные ученые Р.И. Косолапов, В.А. Вазюлин, Ю.К. Плетников, Ф.Н. Клоцвог, К.А. Хубиев, Б.С. Хорев, В.Н. Черковец и О.В. Черковец, В. Конышев и Г. Ребров.
В многотрудном деле создания альтернативного проекта Конституции участвовали народные депутаты фракции «Коммунисты России»: Братищев И.М., Глотов С.А., Кибирев Б.Г., Слободкин Ю.М., Зоркальцев В.И., Пономарев А.А., Боков В.А., Тарасов Б.В., Степанов В.Н., Саенко Г.В., Савченко И.С., Солодякова Н.И., Увачан В.В., Эттырынтина М.И. и др. Таким образом, мы успели подать свой проект в срок. А 12 ноября 1990 г. Ельцин был вынужден доложить на заседании Конституционной Комиссии, что, наряду с официальным вариантом, коммунисты представили альтернативный проект. Состоявшееся тогда же голосование не позволило ни одному из проектов набрать необходимое количество голосов. Вопрос о принятии Конституции РФ был снят с повестки дня и тем самым была сорвана первая попытка Ельцина мягким способом путем принятия новой Конституции на Съезде народных депутатов РСФСР осуществить государственный переворот, сломать советский строй и узаконить капитализацию России.
Это дало нам возможность продолжить работу над текстов Российской Советской Конституции. Ее новый вариант, улучшенный с учетом многочисленных предложений «с мест», был опубликован в Советской России 19 апреля 1991 г. (вторично) и в тот же день передан в Конституционную Комиссию и Верховный Совет РСФСР. В результате на Съезде народных депутатов сложилась патовая ситуация: ни коммунисты (их тогда во фракции было 430 человек), ни демократы (по сегодняшней лексике – либералы), не имели конституционного большинства, составлявшего тогда 712 человек + 1 голос, необходимого для принятия Основного Закона страны.
После ельцинских демаршей в августе 1991 г., в результате которых деятельность компартии РСФСР была приостановлена, работа парламентской фракции Коммунисты России – парализована (в ней осталось только 52 депутата, а остальные под различными предлогами прекратили свое участие в деятельности фракции), стало понятно, что право депутатов-коммунистов на законодательную инициативу не могло быть воплощено в реальность. Еще более отчетливо это стало проявляться в условиях быстро обострявшегося противостояния Ельцина (с 12 июня 1991 г. – уже президента) и Съезда народных депутатов РСФСР. Дело дошло до того, что в канун 1 мая 1993 г. президент в обход конституционного собрания обнародовал свой вариант Конституции, противостоящий не только проекту депутатов-коммунистов, но и тому варианту, с которым выступала Конституционная Комиссия. Как потом оказалось, этот проект был подготовлен тайно с нарушением установленной процедуры неизвестным конституционным собранием, которое не было предусмотрено российским законодательством того времени. В данном, как и во многих других случаях, действия Ельцина и его команды превосходили все известные случаи беспредела. Вбрасывание этого проекта Конституции, как оказалось, вынесенного 12 декабря 1993 г. на «всенародное голосование», а вовсе не на референдум, который, как известно, требовал 50% + 1 голос от всех зарегистрированных избирателей, а не только явившихся на избирательные участки, имело целью: а) узурпировать власть в руках одного человека путем создания супер-президентской республики; б) ликвидировать всю систему советов как органов народовластия, а вместе с этим и Съезд народных депутатов, как главный представительный орган власти; в) ликвидировать институт вице-президента; г) резко ограничить полномочия Конституционного суда.
Иными словами, ельцинский вариант Конституции потребовался ему и тем, кто за ним стоял, для того, чтобы получить правовой инструмент, с помощью которого можно было бы избавиться от любых оппозиционных сил, от представительных органов и Конституционного суда, ставших, как это оказалось в конце сентября – начале октября 1993 г., на пути президентской диктатуры, и пытавшихся действовать в строго конституционных рамках.
В этой ситуации депутаты-коммунисты, оперативно отреагировав на ельцинский демарш и еще раз основательно обновив свой проект Конституции, опубликовали его в газетах «Сельская жизнь» (3 июня 1993 г.), «Правда» (5 июня 1993 г.) и, скажу прямо, не без труда в «Российской газете» (24 июня 1993 г.). Тогда же мы потребовали вынести на общенародный референдум основные положения (принципы) проекта готовящейся Конституции:
- Российская Федерация является советской социалистической республикой. Национальные республики, края, области и округа добровольно объединяются в Российскую Федерацию как равноправные субъекты. Отношения между народами Российской Федерации строятся на принципах дружбы и братской взаимопомощи.
- Единственным источником и носителем государственной власти является народ (надо ли говорить, что этот принцип в усеченном виде был включен в ельцинскую Конституцию. См. ст. 3 п. 1). Он осуществляет принадлежащую ему власть непосредственно и через Советы народных депутатов, избираемые по территориальным и производственным округам. Пост президента Российской Федерации не предусматривается.
- Экономическая жизнь в Российской Федерации строится на многообразии и равноправии форм собственности, исключающих эксплуатацию человека человеком: общественной (федеральной и субъектов федерации), коллективной, частнотрудовой (индивидуальной, семейной). Гарантируется личная собственность граждан.
- Земля является собственностью всего народа. Земля предоставляется гражданам Российской Федерации, крестьянским хозяйствам, колхозам, совхозам, бесплатно в бессрочное пользование. Признается личная собственность граждан на дачные, огородные, садовые и приусадебные земельные участки с правом продажи и передачи по наследству.
- Гражданам Российской Федерации гарантируется право на труд и оплачиваемый отпуск, бесплатное образование в начальной, средней и высшей школе, бесплатное здравоохранение, бесплатное получение жилья и низкую квартирную плату. Государство обеспечивает особые социальные гарантии для детей дошкольного возраста и школьников, многодетных семей, инвалидов и пенсионеров.
Однако, конституционное противостояние продолжилось с нарастающей силой. Ельцин и околопрезидентская камарилья пошли ва-банк. Не считаясь ни с какими нормами пока еще действовавшей Конституции РСФСР и международного права и с тем, что сам Ельцин решением Конституционного суда и X Съезда народных депутатов был отстранен от должности, они совершили акт откровенного вандализма, расстреляли Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, ликвидировали Совет народных депутатов на всей территории страны и тем самым завершили государственный переворот, начавшийся в августе 1991 г.
Последствия ельцинского конституционного переворота, в ходе которого были убиты сотни защитников Дома Советов, расстреляна Конституция РСФСР, хорошо известны. В России при весьма слабом сопротивлении обманутого народа был установлен авторитарный режим, при котором лицо, ответственное за соблюдение законности, объявленное гарантом Конституции и рассуждающее о демократии, не смущаясь, стала нарушать и попирать законы. Режим, при котором руководство страны только и говорит о «защите» интересов граждан, о своей «заботе» о людях, о «борьбе» с коррупцией, но ограбление страны продолжает расти, промышленность, сельское хозяйство, медицина, образование, наука планомерно разрушаются. Тем самым создаются условия для вымирания народа.
Сейчас, когда Президент РФ решил перенести голосование по поправкам в ельцинскую Конституцию с 22 апреля на другой срок, объясняя это ситуацией с коронавирусом, мне стали поступать звонки с просьбой опубликовать на сайте РУСО альтернативный ельцинскому проект «Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федерации». Многие товарищи, позвонившие мне, продолжают считать советскую эпоху лучшей в истории страны и при этом ссылаются на социологическое исследование, проведенное в марте 2020 г. Левада-Центром. Учитывая эти просьбы и пожелания, я счел необходимым опубликовать указанный проект Конституции Российской Советской Федерации.
Игорь Братищев, 07 апреля 2020 г.
***
Проект Конституции России,
подготовленный группой народных депутатов Российской Федерации
Текст приводится по варианту, опубликованному в «Российской газете» 24 июня 1993 г. Предшествующая публикация проекта имела место в газете «Правда» за 5 июня 1993 г. Но перед публикацией в «Российской газете» в проект были внесены некоторые коррективы.
Для справки: первый проект инициативной группы народных депутатов РСФСР «Коммунисты России» был опубликован в газете «Советская Россия» за 24 ноября 1990 г. с названием «Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». В 1992 г. появился проект, имевший хождение в Верховном Совете Российской Федерации как проект народного депутата Российской Федерации Ю.М.Слободкина. В сборнике «Конституция Российской Федерации (альтернативные проекты)» (М., 1993. Т. I. С. 94-106) этот текст помещен как проект РКРП и называется «Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики».
Раздел I
Основы конституционного строя
Глава 1
Политическая система Российской Федерации (РФ)
Статья 1. Российская Федерация — Советское социалистическое государство
Российская Федерация — Россия — есть суверенная советская социалистическая республика, созданная трудящимися многонациональной России, выражающая интересы всех наций и народностей, связанных общей исторической судьбой.
Статья 2. Личность и государство
Российская Федерация уважает и охраняет права человека, создает условия для его свободного развития, поощряет добросовестный труд как основу положения человека в обществе и коллективе, гарантирует социальную справедливость и защищенность личности. Государство исходит из приоритета прав человека при осуществлении социальной и национальной политики.
Статья 3. Суверенитет народа
Народ Российской Федерации является единственным источником государственной власти. Он осуществляет принадлежащую ему власть через Советы народных депутатов и непосредственно.
Статья 4. Прямое народовластие
Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на народное голосование (референдум). Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено только другим референдумом.
Прямое народовластие осуществляется и в иных предусмотренных законом формах.
Статья 5. Единство и разделение властей
Государственная власть в Российской Федерации, в республиках и других государственных образованиях, входящих в ее состав, осуществляется представительными (законодательными), исполнительными и судебными органами, действующими на основе принципа разделения властей.
Единство государственной власти обеспечивают Советы народных депутатов — Верховный Совет Российской Федерации, Верховные Советы республик, Советы других государственных образований, входящих в состав Российской Федерации, местные Советы народных депутатов.
Статья 6. Советы народных депутатов — представительные органы народовластия
Советы народных депутатов образуют систему органов народного представительства и являются основой государственной организации Российской Федерации.
Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного обсуждения и решения вопросов, гласности, учета общественного мнения, регулярной отчетности перед избирателями.
Статья 7. Общество и государство
Государство, его органы и должностные лица служат всему обществу, а не какой-то его части. Государство осуществляет свою деятельность в условиях демократического многообразия политических институтов и мнений; запрещает разжигание расовой, национальной и религиозной ненависти.
Долг всех граждан, общественных объединений, трудовых коллективов и средств массовой информации поддерживать авторитет государства, с уважением относиться к его атрибутам и символам.
Статья 8. Правовое государство
В Российской Федерации обеспечивается верховенство Конституции и приоритет законов над всеми другими нормативными актами. Конституция Российской Федерации имеет прямое действие.
Государственные органы и должностные лица действуют в формах и пределах, установленных Конституцией и законами Российской Федерации.
Законы должны выражать волю и интересы народа, быть экономически обоснованными, социально справедливыми. Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность лиц, обратной силы не имеют. Общепризнанные принципы и нормы международного права, подтвержденные международными договорами Российской Федерации, действуют на территории Российской Федерации непосредственно.
Статья 9. Общественные объединения, политические партии и массовые движения
Общественные объединения, политические партии и массовые движения участвуют в политической жизни общества, в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами. Выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, они действуют в рамках Конституции и законов Российской Федерации. Организация и деятельность партий и общественных объединений строится на основе добровольности членства и самоуправления. Вмешательство в их внутренние дела со стороны государства, других партий и объединений не допускается.
Прекращение деятельности политических партий и других общественных объединений возможно только в результате их самороспуска или на основе решения суда.
Статья 10. Трудовые коллективы
Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в выдвижении кандидатов в Советы народных депутатов, в осуществлении общественного контроля за проведением избирательных кампаний, за деятельностью Советов, их исполнительных органов и должностных лиц. Трудовые коллективы взаимодействуют с местными Советами и их исполнительными органами в решении вопросов социально-экономического развития территорий, поддержании общественного порядка, обеспечения прав и законных интересов граждан. Трудовые коллективы в соответствии с законом самостоятельно определяют формы и условия деятельности политических партий и других общественных объединений на своих предприятиях, в учреждениях и организациях.
Статья 11. Средства массовой информации
Государство, общественные объединения, политические партии, массовые движения, трудовые коллективы и граждане могут учреждать средства массовой информации. Порядок учреждения средств массовой информации, их права, обязанности и ответственность устанавливаются законом.
Средства массовой информации свободны от цензуры. Не допускается монополизация средств массовой информации государственными органами, общественными объединениями, политическими партиями, группами или отдельными лицами.
Политическим партиям, общественным объединениям, массовым движениям гарантируется право на изложение своих позиций и взглядов в государственных средствах массовой информации.
Глава 2
Экономическая система
Статья 12. Основы экономической системы
Экономическая жизнь в Российской Федерации строится на многообразии и равноправии форм собственности, исключающих эксплуатацию человека человеком. В системе хозяйствования сочетаются государственное плановое управление и рыночное саморегулирование экономических процессов.
Основу экономической системы Российской Федерации составляет общественная собственность на средства производства, обеспечивающая народовластие, свободу труда, полную занятость, справедливое распределение общественного продукта в соответствии с количеством, качеством и результатами труда.
Целью производства является обеспечение наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей каждого гражданина и общества в целом, создание условий для разностороннего развития личности.
Статья 13. Формы собственности
Общественная собственность выступает в форме: народной (федеральной и субъектов Российской Федерации), коммунальной и коллективной.
Ведущей формой собственности в Российской Федерации является народная собственность, управляемая по поручению народа государством. Она состоит из общероссийской (федеральной) собственности, собственности народов республик в составе Российской Федерации, народов автономных образований, населения краев, областей, городов федерального значения. Коммунальная собственность принадлежит населению районов, городов и управляется соответствующими органами власти и управления. Народная и коммунальная собственность является основой и неотчуждаемым источником благосостояния общества.
Коллективная собственность включает кооперативную и колхозную собственность, а также собственность общественных объединений.
В Российской Федерации гарантируется личная собственность граждан, частно-трудовая собственность (индивидуальная, семейная), предназначенная для ведения хозяйственной деятельности.
Статья 14. Собственность на землю и другие природные ресурсы
Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии в качестве производственных фондов находятся в народной собственности. Право распоряжения этими фондами принадлежит полномочным представителям народа — Советам народных депутатов. Земля сельскохозяйственного назначения закрепляется за колхозами, совхозами, сельскохозяйственными кооперативами и товариществами в бессрочное, безвозмездное пользование.
Индивидуальным крестьянским хозяйствам для ведения товарного сельскохозяйственного производства государство предоставляет земельные участки в бессрочное, безвозмездное и наследуемое пользование.
Садово-огородные, дачные и приусадебные земельные участки в размерах, определяемых законодательством, передаются в личную собственность с правом купли-продажи и передачей по наследству гражданам Российской Федерации.
Статья 15. Самоуправляемое народное предприятие
Ведущей формой реализации общенародной и коммунальной собственности является самоуправляемое народное предприятие. Трудовой коллектив самоуправляемого народного предприятия безвозмездно получает средства производства в полномочное хозяйственное владение (ведение) и самостоятельно ведет производственно-хозяйственную деятельность.
Статья 16. Государственное регулирование экономики
В установленных законом пределах государство осуществляет правовое, плановое, ценовое, финансово-бюджетное и кредитное регулирование.
Государство не вмешивается в оперативную хозяйственную деятельность предприятий, гарантируя их широкую хозяйственную самостоятельность в выборе конкретных направлений производственной, научно-технической, инвестиционной и социальной политики.
Глава 3
Социальная политика
Статья 17. Основы социальной политики
Государство обеспечивает социальную справедливость, доступность основных материальных и духовных благ для всех граждан. 15 соответствии с принципом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство содействует реализации каждым гражданином его творческих сил, способностей и дарований.
Статья 18. Социальные гарантии
Всем гражданам независимо от их социального и имущественного положения гарантируются равные условия для свободного от эксплуатации труда, получения образования и профессиональной подготовки, медицинской помощи, нормальные условия для достойной жизни. В целях повышения эффективности социальной политики государство стимулирует добросовестный труд, инициативные общественно полезные усилия граждан, направленные на повышение их благополучия, создает фонды социальных гарантий, в том числе за счет прогрессивного налогообложения.
Статья 19. Социальные функции государства
Государство осуществляет следующие основные социальные функции:
— проводит политику, направленную на улучшение условий труда, повышение его творческого характера, вытеснение тяжелого физического труда; контролирует справедливость оплаты труда в соответствии с его количеством, качеством и эффективностью;
— обеспечивает справедливое распределение в обществе материальных благ, осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Установление или допущение каких-либо привилегий или особых преимуществ на основе занятия должностей во властных структурах не допускается;
— законодательно исключает возможность формирования нетрудовых доходов у населения и становления на этой основе паразитических слоев в обществе;
— развивает систему бесплатного медицинского обслуживания, контролирует качество медицинской помощи; создает систему санаторно-курортных, профилактических и спортивно-оздоровительных учреждений, доступных для всех граждан; проявляет всемерную заботу о семье, охране детства и материнства; обеспечивает предоставление мест в яслях, детских садах, домах детского творчества, детских спортивно-оздоровительных лагерях; обеспечивает школьникам бесплатные завтраки и обеды, бесплатное пользование общественным транспортом; устанавливает денежные пособия многодетным семьям и матерям, имеющим малолетних детей;
— развивает систему бесплатного образования и профессиональной подготовки, сеть культурно-просветительных учреждений, поддерживает развитие науки и искусства; заботится об охране исторических и духовных ценностей России, их приумножении, всемерном развитии трудового, нравственного и эстетического воспитания граждан; не допускает пропаганды безнравственности и насилия;
— устанавливает систему пенсионного обеспечения граждан в размерах, достаточных для обеспечения достойной жизни; предоставляет пенсионерам бесплатные лекарственные средства, льготные путевки в санатории и дома отдыха, бесплатное пользование общественным транспортом, коммунальными услугами;
— гарантирует справедливое распределение жилья, предоставление его всем нуждающимся из государственного жилого фонда по установленным нормам; содействует развитию всех видов жилищного строительства — государственного, кооперативного и индивидуального; предоставляет льготные кредиты на строительство кооперативного и индивидуального жилья;
— проводит целенаправленную политику по охране окружающей среды, улучшению экологического состояния земли, ее недр, водного и воздушного бассейнов, растительного и животного мира.
Статья 20. Удовлетворение потребностей граждан
В интересах удовлетворения потребностей граждан государство содействует постоянному росту объема и качества товаров и услуг, обеспечивает приоритет производства материальных и духовных благ для населения.
Статья 21. Основы национальной политики
Развитие национальных отношений в Российской Федерации осуществляется на основе утверждения национального достоинства граждан, дружбы народов, всестороннего сотрудничества во имя достижения экономического и социального прогресса, умножения материальных и духовных богатств государства и благополучия всех граждан.
В Российской Федерации обеспечивается свободное развитие и взаимообогащение национальных культур всех народов, населяющих Россию, создаются условия для сохранения и развития каждым народом своих национальных традиций и обычаев, поощряется не противоречащая законодательству деятельность национально-культурных центров, ассоциаций и иных общественных формирований. Государство гарантирует национальным меньшинствам возможности и средства их всестороннего развития.
Глава 4
Внешняя политика, обеспечение безопасности и обороноспособности
Статья 22. Отношения Российской Федерации с другими государствами строятся на основе соблюдения следующих принципов: суверенного равенства; невмешательства во внутренние дела; территориальной целостности; нерушимости границ; взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; мирного урегулирования споров; уважения прав и свобод человека; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из заключенных Российской Федерацией международных договоров.
Статья 23. Российская Федерация обеспечивает безопасность и обороноспособность страны, оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации всем необходимым. Права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан в области обеспечения безопасности и обороноспособности страны определяются законодательством Российской Федерации.
Раздел II
Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Глава 5
Основы правового положения граждан
Статья 24. Гарантии прав, свободы и обязанностей граждан
Права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации устанавливаются Конституцией и законами Российской Федерации и не могут быть отменены, ограничены или произвольно расширены какими-либо иными актами и действиями. Государство гарантирует и охраняет эти права, обеспечивает исполнение гражданами их обязанностей.
Статья 25. Отношения гражданина и государства
Гражданин и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью.
Органы государства и должностные лица обязаны обеспечивать и защищать права и свободы граждан, поощрять общественную правозащитную деятельность.
Все права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации, защищаются судом. Забота об интересах государства, неукоснительное соблюдение Конституции и законов Российской Федерации — долг каждого гражданина Российской Федерации.
Статья 26. Единство прав и обязанностей граждан
Права граждан неотделимы от их обязанностей. Каждый свободно действует в соответствии со своими правами и обязанностями. Он не должен при этом нарушать права и законные интересы других граждан, наносить ущерб государственной безопасности, правопорядку и нравственным устоям общества.
Статья 27. Равноправие граждан
Все граждане Российской Федерации равны перед законом и судом, имеют равные права на защиту независимо от национальности, социального происхождения, пола, языка, отношения к религии, места жительства, рода занятий, имущественного положения, политических и иных убеждений, партийности и других обстоятельств. Равноправие граждан обеспечивается во всех сферах государственной и общественной жизни. В Российской Федерации не допускаются привилегии отдельных лиц, групп и слоев населения, а также дискриминация по любым мотивам. Льготы и преимущества для граждан могут устанавливаться только законом.
Статья 28. Равноправие женщины и мужчины
Женщина и мужчина имеют равные права и свободы. Государство обеспечивает принцип равного вознаграждения женщин и мужчин за труд равной ценности.
Статья 29. Расовое и национальное равноправие граждан
Гражданам Российской Федерации независимо от их расовой и национальной принадлежности гарантируются равные права.
Прямое или косвенное ограничение прав либо установление привилегий или преимуществ по расовым и национальным признакам наказываются по закону.
Статья 30. Гражданство в Российской Федерации
В Российской Федерации устанавливается единое российское гражданство.
Республики в составе Российской Федерации могут устанавливать свое гражданство. Граждане республики в составе Российской Федерации являются гражданами Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории республики, установивший свое гражданство, является одновременно гражданином этой республики, на него распространяются все права, свободы и обязанности, закрепленные Конституцией Российской Федерации, Конституцией республики в составе Российской Федерации, законами Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации.
Граждане, проживающие на территории края, области, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации, обладают правами, свободами и обязанностями гражданина Российской Федерации без каких-либо изъятий и ограничений.
Гражданам Российской Федерации может быть разрешено иметь одновременно гражданство другого государства, если это предусмотрено соглашениями этого государства с Российской Федерацией. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства и права на изменение гражданства.
Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусматривается международно-правовыми актами, признанными Российской Федерацией, и международными договорами Российской Федерации.
Статья 31. Защита прав граждан в Российской Федерации и за границей
Российская Федерация защищает права граждан в Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации.
Проживание граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает их гражданства. Граждане Российской Федерации за границей пользуются защитой и покровительством Российской Федерации.
Посягательство на их права и свободы в других государствах рассматривается как неуважение и дискриминация Российского государства.
Статья 32. Иностранные граждане и лица без гражданства
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечиваются права и свободы, закрепленные Конституцией Российской Федерации в соответствии с нормами международного права. Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать и соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Они могут получать в Российской Федерации убежище, а также российское гражданство, порядок и условия предоставления которых определяются законом.
Государство гарантирует права беженцев.
Глава 6
Гражданские (личные) права, свободы и обязанности
Статья 33. Право на жизнь
Российская Федерация признает и всеми имеющимися средствами защищает право каждого человека на жизнь.
Никто не может быть лишен жизни. Смертная казнь применяется только по приговору суда как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления против человека. Гражданам гарантируется защита от любых посягательств на жизнь, здоровье, личную безопасность. Ни одни гражданин не должен подвергаться без его согласия медицинским, научным и иным опытам.
Статья 34. Право на свободу и неприкосновенность личности
Личность свободна и неприкосновенна. Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как на основании судебного решения. Задержание в установленных законом случае и порядке допускается на срок не более 48 часов. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Статья 35. Право на защиту
Гражданам, которые подвергаются задержанию или аресту, подозреваются или обвиняются в совершении преступления, обеспечивается право на защиту. Каждый задержанный, заключенный под стражу или обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) соответственно с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Потерпевшему и иным гражданам, участвующим в судопроизводстве, гарантируется соблюдение их прав и законных интересов. Любой гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если ему было отказано в защите его прав во всех установленных федеральным законом судебных инстанциях.
Статья 36. Презумпция невиновности
Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не доказана в предусмотренном законом порядке и не установлена вступившим в законную силу судебным приговором. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы.
Статья 37. Защита чести и достоинства граждан
Честь и достоинство граждан охраняются законом. Любое произвольное вмешательство в сферу личной жизни является противозаконным и подлежит наказанию.
Статья 38. Свобода совести
Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода совести, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, исполнять религиозные обряды и вести любую другую не противоречащую закону религиозную или атеистическую деятельность. Никто не может быть освобожден от своих обязанностей по отношению к государству или отказаться от исполнения законов по мотивам религиозных убеждений.
Статья 39. Тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфных сообщений
Гражданам Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфных сообщений. Изъятие из этого правила допускается лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Статья 40. Неприкосновенность жилища
Гражданам Российской Федерации гарантируется неприкосновенность жилища. Запрещается входить в жилище против воли проживающих в нем лиц. Обыски и осмотры проводятся в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Статья 41. Защита семьи
Семья находится под защитой государства, брак основывается на добровольном согласии мужчины и женщины. Супруги равноправны в семейных отношениях. Порядок и условия заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов и детей определяются законом.
Статья 42. Защита материнства и детства
Материнство и детство находятся под защитой государства.
Государство гарантирует всем нуждающимся получение мест за небольшую плату в детских яслях, детских садах, домах детского творчества, спортивно-оздоровительных школах и лагерях;
— бесплатное посещение и пользование детьми дошкольного и школьного возраста спортивных сооружений, музеев, библиотек, домов культуры;
— бесплатное пользование коммунальными и бытовыми услугами, городским транспортом для детей дошкольного и школьного возраста.
Статья 43. Свобода передвижения и выбора места жительства
В пределах Российской Федерации гражданам Российской Федерации обеспечивается свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства, а также право свободного выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Эти права могут быть ограничены в исключительных случаях на основаниях, предусмотренных законом.
Статья 44. Право обжалования в суд действий государственных и общественных организаций, должностных лиц
Гражданин имеет право обжаловать в суд неправомерные действия государственных и общественных органов и должностных лиц.
Гражданин имеет право на возмещение морального и материального ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных органов, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Государство гарантирует защиту прав жертв преступлений и злоупотреблений властью.
Глава 7
Экономические, социальные и культурные права граждан
Статья 45. Право на труд
Граждане Российской Федерации имеют право на труд, включая свободу трудового договора, выбора профессии и рода занятий в соответствии со своими желаниями, способностями и специальной подготовкой, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на социальную защиту от безработицы.
Вознаграждение работника за труд устанавливается в соответствии с общественной значимостью и результатами труда и не может быть ниже установленного государством прожиточного минимума, обеспечивающего достойный уровень жизни и быта работника и его семьи. Государство способствует утверждению принципа равной оплаты за равный труд.
Государство принимает меры по обеспечению полной занятости населения, создает новые рабочие места за счет расширения сферы производства и обслуживания, осуществляет программы профессионально-технической ориентации, обучения и переподготовки работников с учетом общественных потребностей.
Ограничения профессиональной трудовой деятельности по политическим, национальным, религиозным и иным мотивам не допускаются.
Статья 46. Право собственности и наследования
Граждане Российской Федерации имеют право на собственность. Неприкосновенность собственности граждан и право ее наследования гарантируются. При наследовании взимается прогрессивный налог.
Использование имущества, находящегося в собственности граждан, не должно наносить ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства. Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного им экономической политикой государства.
Статья 47. Право на отдых
Каждый работник имеет право на отдых. Работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочей недели, не превышающей 40 часов, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий, работ и отдельных категорий работников.
Государство способствует установлению нормальных условий отдыха для работников сельскохозяйственного производства, получения ежегодных оплачиваемых отпусков и дополнительных оплачиваемых выходных дней отдыха за сезонные переработки. Кадровые военнослужащие также имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
Статья 48. Право на охрану здоровья
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья, бесплатное пользование государственными медицинскими учреждениями.
Государство принимает меры, направленные на повышение качества медицинских услуг. Детям, инвалидам и пенсионерам предоставляются бесплатные путевки в государственные лечебно-оздоровительные и лечебно-спортивные учреждения, включая специализированные санатории для остро нуждающихся в лечении; выдаются бесплатные лекарства по рецептам врачей для больных детей дошкольного и школьного возраста, а также инвалидов и пенсионеров.
Статья 49. Право на образование
Граждане Российской Федерации имеют право получить общее и специальное образование в государственных школах, средних и высших учебных заведениях. Учащимся средних, специальных и высших учебных заведений предоставляются государственные стипендии и льготы. Учащиеся школ обеспечиваются бесплатным питанием и бесплатными учебниками.
Государство допускает деятельность школ и учебных заведений, учреждаемых общественными организациями на законных основаниях.
Лицам с психическими и физическими недостатками государство обеспечивает бесплатное обучение и профессиональную подготовку через специальные школы и училища.
Статья 50. Право на жилище
Граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Государство гарантирует справедливое распределение и бесплатное предоставление квартир из государственного фонда всем нуждающимся гражданам Российской Федерации по установленным санитарным нормам при стабильной и невысокой квартирной плате; всемерно содействует развитию индивидуального и кооперативного жилищного строительства.
Условия найма, передачи или продажи жилья определяются жилищным законодательством Российской Федерации. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 51. Право на социальное обеспечение
Граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение в старости, при инвалидности, в случае болезни, рождении ребенка, а также безработицы. Это право обеспечивается обязательным социальным страхованием за счет страховых взносов государственных и иных организаций и отдельных граждан. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни граждан не ниже прожиточного минимума.
Статья 52. Экологические права и обязанности
Граждане Российской Федерации имеют право на безопасную окружающую среду. Государство обеспечивает условия для осуществления этого права.
Ущерб, причиненный гражданину, его здоровью или имуществу неправомерными действиями в области природопользования, подлежит возмещению.
Сокрытие или искажение должностными лицами информации об экологических правонарушениях преследуются по закону. Граждане Российской Федерации обязаны беречь окружающую среду.
Статья 53. Пользование достижениями культуры
Граждане Российской Федерации имеют право пользоваться достижениями культуры, участвовать в культурной жизни. Это право обеспечивается широкой сетью государственных учреждений культуры, бесплатным пользованием библиотеками, невысокой платой за посещение музеев и иных учреждений культуры, предоставлением льгот детям, инвалидам и пенсионерам.
Забота о сохранении исторических памятников и иных объектов, имеющих культурную ценность, — обязанность гражданина Российской Федерации.
Статья 54. Свобода творчества, исследования и преподавания
Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода художественного, научного и технического творчества, исследования и преподавания. Закон охраняет имущественные и иные права авторов научных и художественных произведений, научных открытий, изобретений, исследователей и преподавателей.
Указанные права не могут быть использованы в ущерб охраняемым законом интересам других лиц и общества.
Глава 8
Политические права, свободы и обязанности граждан
Статья 55. Право граждан на самоуправление и участие в управлении государственными и общественными делами
Граждане Российской Федерации имеют право на самоуправление и участие в управлении государственными и общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане участвуют в обсуждении законов и решений, принимаемых государственными органами, в референдумах.
Гражданам Российской Федерации обеспечивается право на инициативу и самодеятельность при осуществлении законных личных и коллективных интересов, совместном ведении дел и совместной защите своих прав в рамках Конституции и законов Российской Федерации.
Статья 56. Право на информацию
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение достоверной информации о положении дел во всех сферах государственной, общественной и международной жизни, а также по вопросам их прав, законных интересов и обязанностей.
Ответственность за нарушения прав граждан на информацию устанавливается законом. Гражданам гарантируется право требовать опровержения опубликованной информации, которая наносит ущерб их интересам и достоинству. Формы и способы пресечения злонамеренной дезинформации устанавливаются законом.
Не допускается распространение информации, содержащей государственную или иную охраняемую законом тайну.
Статья 57. Свобода печати и средств массовой информации
Гражданам РФ гарантируется свобода печати, право пользования государственными радио и телевидением в порядке, установленном законом. Государство обеспечивает доступ граждан к средствам массовой информации.
Средства массовой информации в соответствии с законом несут ответственность за свою деятельность.
Статья 58. Свобода слова
Гражданам РФ обеспечивается свобода слова, мнений, взглядов, их беспрепятственное выражение и распространение через средства массовой информации.
Никто не может быть подвергнут преследованиям за свои убеждения. Преследование за критику не допускается. Запрещаются публичные призывы к насильственному свержению существующего конституционного строя либо его изменению способом, противоречащим Конституции РФ, к терроризму, разжиганию расовой, национальной и религиозной ненависти.
Статья 59. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций
Гражданам РФ обеспечивается свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Митинги, уличные шествия и демонстрации проводятся при условии предварительного уведомления. Собрания в помещениях проводятся без предварительного уведомления. Порядок осуществления этих свобод устанавливается законом.
Статья 60. Право на обращение в государственные органы
Граждане РФ имеют право на обращение в государственные органы.
На должностных лиц возлагается обязанность рассматривать эти обращения, отвечать на них и принимать необходимые меры.
Статья 61. Право создавать и участвовать в общественном объединении
Граждане РФ имеют право объединяться в политические партии и общественные организации, участвовать в массовых движениях.
Политические партии, общественные объединения и массовые движения создаются гражданами свободно в предусмотренном законом порядке.
Статья 62. Избирательные права граждан
Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в любые выборные государственные органы.
Статья 63. Право на доступ к государственной службе
Гражданам РФ обеспечивается равный доступ к занятию государственных должностей и прохождению государственной службы.
Никто не может быть лишен права занимать государственную должность по политическим мотивам.
Статья 64. Воинская обязанность граждан
Граждане РФ обязаны защищать Отечество, нести воинскую службу в составе Вооруженных Сил. Условия и порядок прохождения воинской службы определяются законом. Замена воинской службы выполнением альтернативных гражданских обязанностей допускается на основаниях, предусмотренных законом.
Гражданам РФ, участвующим в обороне страны, охране общественного порядка и безопасности, и членам их семей обеспечиваются социальные, материальные и иные гарантии.
Глава 9
Коллективные права граждан
Статья 65. Гарантии коллективных прав
Государство признает за гражданами возможность реализации своих прав в коллективной форме. Судебная защита коллективных прав гарантируется.
Статья 66. Политические коллективные права
Государство обеспечивает гражданам РФ право петиции, то есть коллективного обращения в государственные и общественные органы, а также право законодательной народной инициативы, включая право вносить предложения об изменении настоящей Конституции.
Статья 67. Права трудовых коллективов в сфере управления производством
Государство признает за трудовыми коллективами право участвовать в делах предприятия, организации и учреждения, создавать органы производственного самоуправления, вести переговоры и заключать коллективные договоры с администрацией предприятия, обеспечивать и защищать свои экономические и социальные интересы в формах, не противоречащих закону.
Трудовые коллективы через органы самоуправления и в других предусмотренных законом формах участвуют в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, в планировании их работы, в распоряжении средствами и фондами предприятий и контроле за их использованием.
Статья 68. Свобода деятельности профессиональных союзов
Гарантируется свобода деятельности профсоюзов на предприятиях, в учреждениях и организациях, право трудящегося вступать в любые профсоюзы по своему выбору, а также право профсоюзных организаций на объединение и вступление в международные профсоюзы. Прекращение профсоюзов возможно лишь путем самороспуска или по решению суда после двукратного предупреждения Министерства юстиции РФ в течение одного года.
Статья 69. Право на забастовку
Государство обеспечивает справедливое разрешение коллективных споров между работниками и администрацией предприятий и учреждений.
Трудовые коллективы имеют право на забастовку, то есть на полную или частичную приостановку работы предприятия, учреждения или организации в случае, когда другие меры разрешения коллективных споров не дали результатов.
Допускается забастовка по политическим мотивам, если решение о ней принято двумя третями работников предприятия или учреждения.
Забастовка недопустима, если она создает угрозу жизни или здоровью людей, либо нарушает функционирование служб, обеспечивающих жизнедеятельность общества.
Запрещается какое-либо ограничение прав работника и его увольнение с работы за участие в забастовке, проведенной в соответствии с законом.
Забастовка может быть запрещена лишь по решению суда.
Статья 70. Права потребителей
Права потребителей в Российской Федерации охраняются законом. Государство поддерживает деятельность обществ в защиту прав потребителей, обеспечивает справедливое разрешение индивидуальных и коллективных споров между потребителями и производителями товаров, услуг, торговых, рекламных и иных организаций.
Потребители лично и через свои объединения имеют право в судебном или административном порядке требовать возмещения ущерба, причиненного им действиями производителей товаров и услуг, торговых, рекламных и иных организаций.
Раздел III
Федеративное устройство
Глава 10
Российская Федерация — многонациональное федеративное государство
Статья 71. Российская Федерация — суверенное государство
Российская Федерация суверенна. Источником власти Российской Федерации является многонациональный российский народ.
Статья 72. Субъекты Российской Федерации
Российская Федерация — федеративное государство, в состав которого входят республики, автономная область, автономные округа, созданные в результате реализации права народов на самоопределение, края и области, города Москва и Санкт-Петербург как полноправные субъекты Российской Федерации.
В составе Российской Федерации находятся:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Горный Алтай, Дагестанская Советская Социалистическая республика — Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Мордовская Советская Социалистическая Республика, Республика Саха (Якутия), Северо-Осетинская Республика, Республика Татарстан, Республика Тува, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики;
Края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;
области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Вятская, Екатеринбургская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская;
города республиканского подчинения: Москва, Санкт-Петербург;
автономная область: Еврейская;
автономные округа: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.
Статья 73. Целостность территории Российской Федерации
Территория Российской Федерации целостна и неотчуждаема.
Территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов образуют единую территорию России. Субъекты Федерации не вправе посягать на территориальную целостность Российской Федерации.
Примечание: Далее следуют полные тексты Федеративного договора и протоколов к нему*.
Раздел IV
Организация государственной власти в РФ
Глава 11
Народный депутат
Статья 74. Выборы народных депутатов
Выборы народных депутатов проводятся по избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы в местные Советы проводятся по территориальным и производственным округам.
В организации и проведении выборов народных депутатов в РФ участвуют трудовые коллективы, общественные объединения и политические партии. Порядок организации, финансирования и проведения выборов устанавливается законом.
Статья 75. Гарантии депутатской деятельности
Депутаты являются полномочными представителями избирателей в Советах народных депутатов. Депутатам обеспечиваются условия беспрепятственного эффективного осуществления их прав и обязанностей.
Народные депутаты самостоятельно определяют свою позицию в ходе обсуждений и голосований в Советах. Народный депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответствующего Совета народных депутатов.
Статья 76. Подотчетность и подконтрольность народных депутатов
Депутаты обязаны отчитываться перед избирателями о своей работе и работе соответствующего Совета. Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
Глава 12
Верховный Совет Российской Федерации
Статья 77. Структура Верховного Совета Российской Федерации
Высшим представительным органом государственной власти и единственным законодательным органом Российской Федерации является Верховный Совет Российской Федерации, избираемый сроком на пять лет. Верховный Совет состоит из двух равноправных, одинаковых по численности палат — Совета Республики и Федерального Совета. В Совет Республики депутаты избираются от территориальных избирательных округов, которые образуются на всей территории Российской Федерации при равной норме представительства с учетом численности населения. Половина депутатов Федерального Совета избирается от национально-территориальных округов, которые образуются в республиках и автономных образованиях по нормам: по 5 депутатов от каждой республики, по 3 депутата от автономной области и каждого автономного округа. Другая половина депутатов Федерального Совета избирается от территориальных округов, которые образуются в краях и областях, в городах Москве и Санкт-Петербурге по нормам представительства, устанавливаемым избирательным законодательством Российской Федерации.
Статья 78. Организация Верховного Совета Российской Федерации
Верховный Совет Российской Федерации избирает Президиум Верховного Совета, образует комитеты Верховного Совета Российской Федерации, назначает временные, следственные и ревизионные комиссии. Каждая палата Верховного Совета Российской Федерации избирает председателя и двух заместителей, образует постоянные комиссии. Председатели палат и их заместители входят по должности в состав Президиума Верховного Совета РФ.
Комитеты Верховного Совета РФ и постоянные комиссии его палат ведут законопроектные работы, предварительно рассматривают вопросы, выносимые на обсуждение Верховного Совета РФ, контролируют проведение в жизнь принятых законов и решений Верховного Совета.
Порядок деятельности Верховного Совета РФ определяется его регламентом и другими законами.
Статья 79. Полномочия Верховного Совета РФ
К ведению Верховного Совета РФ относится:
Статья 80. Сессия Верховного Совета
Верховный Совет РФ созывается Президиумом Верховного Совета РФ на очередные сессии — весеннюю и осеннюю — продолжительностью до пяти месяцев каждая.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета РФ по собственной инициативе или по предложению Совета Министров РФ, республик, автономных образований, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в лице соответствующего Совета народных депутатов; не менее трети депутатов Верховного Совета РФ или не менее трети депутатов одной из его палат.
Сессия Верховного Совета РФ состоит из совместных и раздельных заседаний палат, а также проводимых между ними заседаний комитетов Верховного Совета РФ и постоянных комиссий палат. Совместные заседания палат ведут поочередно Председатель Президиума Верховного Совета, его заместитель, председатели палат Верховного Совета РФ.
Статья 81. Право законодательной инициативы
Право законодательной инициативы в Верховном Совете РФ принадлежит народным депутатам РФ, Совету Республики, Федеральному Совету, Президиуму Верховного Совета РФ, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РФ, Совету Министров РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему арбитражному суду РФ, Уполномоченному Верховного Совета РФ по правам человека, Генеральному прокурору РФ, республикам, автономной области и автономным округам, краям и областям, городам Москве и Санкт-Петербургу, а также в порядке народной инициативы гражданам РФ численностью не менее одного миллиона человек, политическим партиям, действующим на всей территории Российской Федерации.
Статья 82. Законодательный процесс
Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета РФ, обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях.
Закон РФ считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета РФ за него проголосовало большинство народных депутатов.
Совету Министров РФ принадлежит право вносить на обсуждение Верховного Совета РФ проекты законов, которые он объявляет срочными. Законом устанавливается процедура рассмотрения этих законопроектов.
Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни Верховного Совета РФ могут быть внесены Верховным Советом РФ на всенародное обсуждение.
Статья 83. Деятельность палат Верховного Совета
Каждая палата Верховного Совета РФ вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета РФ, и принимать по ним постановления.
Постановление, принятое одной из палат, при необходимости передается в другую палату и при одобрении ею приобретает силу постановления Верховного Совета РФ. В случае разногласия между Советом Республики и Федеральным Советом вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривается Советом Республики и Федеральным Советом на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, то вопрос выносится на всероссийский референдум.
Статья 84. Деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета РФ
Законы и другие акты Верховного Совета РФ, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета РФ. Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров РФ, председателей и членов Конституционного Суда, Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, а также Уполномоченного Верховного Совета РФ по правам человека, Генерального прокурора РФ производится при наличии заключений соответствующих постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета РФ. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны представлять комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РФ необходимые им материалы и документы.
Рекомендации комиссий и комитетов подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям и комитетам в установленный ими срок.
Статья 85. Депутатский запрос
Народный депутат РФ имеет право обратиться с запросом к Президиуму Верховного Совета РФ, Совету Министров РФ, к руководителям других органов, назначаемых или избираемых Верховным Советом РФ. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета РФ либо в установленный Верховным Советом срок.
Статья 86. Президиум Верховного Совета РФ
Президиум Верховного Совета РФ является подотчетным Верховному Совету РФ органом, выполняющим функции коллективного главы государства.
Президиум Верховного Совета РФ избирается Верховным Советом РФ из числа его депутатов в количестве 21 человека в составе Председателя, его заместителя, секретаря и членов Президиума.
Президиум Верховного Совета РФ:
1) назначает выборы в Верховный Совет РФ;
2) утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации;
3) созывает сессии Верховного Совета Российской Федерации и организует их подготовку;
4) координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации;
5) оказывает содействие народным депутатам Российской Федерации в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
6) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и обеспечивает соответствие Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации правовых актов субъектов Федерации;
7) организует подготовку и проведение всенародных голосований (референдумов), а также всенародных обсуждений проектов законов Российской Федерации и других наиболее важных вопросов государственной жизни;
8) приостанавливает действие постановлений и распоряжений Совета Министров РФ и Совета Министров республик, входящих в состав РФ, в случае несоответствия их Конституции и законам РФ;
9) образует Совет обороны РФ и утверждает его состав, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил РФ;
10) в период между сессиями Верховного Совета РФ объявляет военное и чрезвычайное положение и незамедлительно представляет свое решение на утверждение Верховного Совета РФ;
11) объявляет общую или частичную мобилизацию;
12) в период между сессиями Верховного Совета РФ объявляет состояние войны в случае нападения на страну или необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
13) предлагает Верховному Совету РФ кандидатуру Председателя Совета Министров Российской Федерации; в период между сессиями Верховного Совета РФ по представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации освобождает от должности и назначает членов правительства Российской Федерации с последующим представлением на утверждение Верховного Совета Российской Федерации;
14) назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
15) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания;
16) решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства Российской Федерации, предоставления убежища;
17) осуществляет право помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации;
18) представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.
По решению Президиума Верховного Совета Российской Федерации ведение переговоров и подписание международных договоров может быть поручено Председателю и членам Совета Министров Российской Федерации, другим государственным должностным лицам. Президиум Верховного Совета Российской Федерации осуществляет иные полномочия, прямо возложенные на него законами Российской Федерации. По вопросам своей компетенции Президиум Верховного Совета Российской Федерации принимает указы и постановления.
Статья 87. Председатель Президиума Верховного Совета Российской Федерации и его заместитель
Председатель Президиума Верховного Совета Российской Федерации, а в его отсутствие — заместитель Председателя Президиума Верховного Совета Российской Федерации:
1) подписывает законы Российской Федерации и другие акты, принятые Верховным Советом Российской Федерации;
2) созывает заседания Президиума Верховного Совета Российской Федерации и председательствует на них;
3) организует работу аппарата Президиума Верховного Совета Российской Федерации.
Глава 13
Совет Министров РФ
Статья 88. Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти
Совет Министров (правительство) РФ является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ.
Председатель Совета Министров РФ избирается Верховным Советом РФ на совместном заседании Совета Республики и Федерального Совета по предложению Президиума Верховного Совета РФ из числа кандидатов, выдвинутых депутатскими группами и фракциями.
Статья 89. Образование Совета Министров
Председатель Совета Министров РФ не позднее десяти дней после его избрания представляет Верховному Совету РФ правительственную программу. Состав Совета Министров РФ назначается Верховным Советом РФ по предложению Председателя Совета Министров РФ после одобрения правительственной программы. Состав Совета Министров РФ и участие в его работе других лиц определяются законом.
Статья 90. Президиум Совета Министров
В качестве постоянного органа Совета Министров РФ, принимающего оперативные решения по обеспечению государственного управления, действует Президиум Совета Министров РФ в составе Председателя Совета Министров РФ, первых заместителей и заместителей Председателя, а также других членов правительства по решению Совета Министров РФ.
Статья 91. Ответственность Совета Министров и его Председателя
Совет Министров РФ несет всю полноту ответственности за реализацию одобренной Верховным Советом РФ правительственной программы. Председатель Совета Министров РФ ответственен перед Верховным Советом РФ за деятельность правительства. В случае вынесения Верховным Советом РФ Председателю Совета Министров РФ вотума недоверия правительство уходит в отставку в полном составе.
Статья 92. Участие Совета Министров в законотворчестве
Совет Министров РФ вправе давать заключение по любым законопроектам в Верховном Совете РФ, которое должно быть рассмотрено на заседании Верховного Совета РФ. Если Совет Министров РФ не согласен с законом, принятым Верховным Советом РФ, он может в двухнедельный срок поставить вопрос о повторном рассмотрении Верховным Советом РФ этого закона.
Статья 93. Акты Совета Министров
Совет Министров РФ в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения.
Статья 94. Закон о Совете Министров
Компетенция, структура и порядок деятельности Совета Министров РФ, отношения Совета Министров РФ с другими государственными органами, а также перечень министерств, государственных комитетов и иных центральных органов государственного управления РФ определяются Законом о Совете Министров РФ.
Глава 14
Организация системы органов государственной власти в краях,
областях, городах федерального значения, автономной области,
автономных округах
Статья 95. Органы государственной власти областей и краев, городов федерального значения
Представительными органами государственной власти краев, областей, городов федерального значения являются Советы народных депутатов, избираемые населением краев, областей, городов федерального значения на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права.
Органами исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения являются исполнительные комитеты, избранные соответствующими Советами народных депутатов.
Исполнительные комитеты подотчетны вышестоящим исполнительным органам и соответствующему Совету народных депутатов.
Полномочия, порядок формирования, организации и деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения устанавливаются Основами законодательства Российской Федерации.
Статья 96. Органы государственной власти автономной области и автономных округов
Полномочия, порядок формирования, организации и деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти автономной области и автономных округов устанавливаются законами о соответствующей автономной области, соответствующих автономных округах, принимаемыми Верховным Советом Российской Федерации.
Глава 15
Местные советы народных депутатов и местное самоуправление
Статья 97. Местные Советы в системе местного самоуправления
Местные Советы народных депутатов — районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские — являются представительными органами власти на соответствующей территории и главным звеном местного самоуправления.
Республики в составе Российской Федерации самостоятельно формируют систему и определяют объем полномочий местных Советов народных депутатов и местного самоуправления.
Статья 98. Выборы местных Советов
Местные Советы народных депутатов избираются населением сроком на три года. Депутаты местных Советов представляют интересы избирателей, отчитываются перед ними и руководствуются в своей деятельности наказами избирателей. Народные депутаты местных Советов осуществляют свои полномочия без освобождения от основной работы.
Статья 99. Компетенция местных Советов народных депутатов
Компетенция местных Советов народных депутатов различных уровней определяется законом. В пределах своей компетенции они действуют самостоятельно, исходя из интересов населения, социально-экономических, экологических и иных особенностей территории. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из интересов граждан, хозяйственной самостоятельности предприятий и с учетом общегосударственных интересов. Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории хозяйственным и социально-культурным строительством, обеспечивают ее комплексное экономическое и социальное развитие, утверждают местный бюджет, распоряжаются коммунальной собственностью и финансовыми средствами, имеют право устанавливать местные налоги и сборы, вести хозяйственную деятельность.
Статья 100. Решения местных Советов народных депутатов
В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов принимают решения, обязательные для исполнения нижестоящими Советами народных депутатов, всеми находящимися на их территориях предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Решения нижестоящих Советов народных депутатов, нарушающие законодательство, отменяются вышестоящими Советами.
Статья 101. Исполнительными органами местных Советов народных депутатов являются исполнительные комитеты соответствующих Советов, отделы и другие структурные подразделения. Исполнительные органы местных Советов народных депутатов действуют на основании и во исполнение законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, вышестоящих исполнительных органов, решений местных Советов народных депутатов, принятых в пределах их полномочий.
Статья 102. Структура и штаты исполнительных органов
Структура и штаты исполнительных органов утверждаются Советами народных депутатов по согласованию с соответствующими вышестоящими органами.
Руководители отделов и других структурных подразделений исполнительных органов назначаются и освобождаются от должности Советом народных депутатов по согласованию с соответствующими вышестоящими исполнительными органами.
Статья 103. Компетенция и порядок формирования исполнительных органов
Компетенция и порядок формирования исполнительных органов устанавливаются законом. В пределах своей компетенции руководители исполнительных органов принимают постановления и издают распоряжения. Акты исполнительных органов, противоречащие законодательству, могут быть отменены Советом народных депутатов и вышестоящим исполнительным органом.
Раздел V
Судебная власть, защита законности и правопорядка
Глава 16
Судебная власть
Статья 104. Осуществление судебной власти только судом
Судебная власть в РФ осуществляется только судом и действует независимо от законодательной власти, а также от общественных объединений, партий и движений. Никто, кроме предусмотренных Конституцией РФ органов правосудия, не вправе брать на себя функции и полномочия судебной власти.
Судебная власть имеет своим назначением защиту конституционного строя РФ, прав и свобод граждан, обеспечение соответствия актов законодательной власти Конституции РФ, законности и справедливости при исполнении и применении законов.
Статья 105. Гласность рассмотрения дел
Дела во всех судах рассматриваются в открытых заседаниях. Закрытое слушание дел допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
Статья 106. Реализация судебной власти и обязательность ее актов
Судебная власть реализуется путем отправления конституционного, гражданского, хозяйственного, административного и уголовного судопроизводства.
Акты судебной власти обязательны для всех государственных и общественных организаций, юридических лиц и граждан. Они подлежат исполнению на всей территории РФ. Исполнение актов судебной власти обеспечивает Служба судебных исполнителей, подотчетная только этой власти.
Неисполнение вступивших в законную силу актов судебной власти, вмешательство в законную деятельность судей и судебных исполнителей, проявление неуважения к ним влекут установленную законом ответственность.
Статья 107. Конституционный Суд РФ
Конституционный Суд РФ является высшим органом, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ:
— разрешает дела о конституционности законов и иных актов, принятых Верховным Советом РФ, указов Президиума Верховного Совета Российской Федерации, постановлений и распоряжений Совета Министров РФ;
— разрешает конституционно-правовые споры между РФ и ее субъектами;
— по запросу Верховного Совета РФ дает толкование Конституции РФ и заключение о конституционности действий высших должностных лиц РФ;
— рассматривает дела о конституционности международных договоров РФ; политических партий и иных общественных объединений; правоприменительной практики.
Председатель и члены Конституционного Суда РФ при осуществлении своих полномочий независимы и подчиняются только Конституции РФ.
Решения Конституционного Суда РФ являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Законы и нормативные акты либо их части, объявленные Конституционным Судом не соответствующими Конституции РФ, утрачивают свою силу. Конституционный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы. Организация и порядок деятельности Конституционного Суда РФ определяются Законом о Конституционном Суде РФ.
Статья 108. Арбитражный суд в РФ
Высший арбитражный суд РФ и нижестоящие арбитражные суды рассматривают дела о хозяйственных спорах между физическими и юридическими лицами. Арбитражные суды избираются соответствующими Советами народных депутатов. Компетенция и порядок деятельности арбитражных судов определяются Законом об арбитражном суде в РФ.
Статья 109. Суды общей компетенции
Верховный суд РФ, Верховные суды республик в составе РФ, суды автономных образований, краевые, областные, а также районные (городские) народные суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Иные суды могут создаваться только на основе законов РФ.
Глава 17
Статус судов общей компетенции
Статья 110. Верховный суд РФ
Верховный суд РФ осуществляет надзор за судебной деятельностью судов в РФ, рассматривает гражданские и уголовные дела. Организация и порядок деятельности Верховного суда РФ регламентируются Законом о Верховном суде РФ.
Статья 111. Коллегиальность рассмотрения дел
Рассмотрение дел во всех судах осуществляется коллегиально. В суде первой инстанции — с участием народных заседателей, а в случаях, предусмотренных законом, — присяжных заседателей. Рассмотрение дел судьей единолично допускается только в случаях, специально предусмотренных законом.
Статья 112. Независимость судей и заседателей
Судья, народные и присяжные заседатели независимы, руководствуются внутренним убеждением и подчиняются только закону.
Им обеспечиваются условия для беспрепятственного и результативного осуществления их прав и обязанностей.
Вмешательство в деятельность судей, народных и присяжных заседателей по осуществлению правосудия запрещается. Гарантии их независимости устанавливаются Законом о статусе судей в РФ, а также другими законодательными актами.
Статья 113. Выборность судов
Все суды РФ образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Судьи краевых, областных, городских (с районным делением) судов избираются Верховным Советом РФ. Судьи Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Верховных судов и Высших арбитражных судов республик в составе РФ, судов автономных образований избираются соответственно Верховным Советом РФ, Верховными Советами республик в составе РФ, Советами народных депутатов автономных образований.
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели вышестоящих судов — соответствующими Советами народных депутатов.
Статья 114. Срок полномочий судей и заседателей
Все судьи избираются бессрочно и выполняют свои обязанности до тех пор, пока это сообразуется с их желанием, возможностями и волей избирателей. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются сроком на три года, народные заседатели остальных судов — на пять лет.
Судьи и народные заседатели освобождаются от исполнения своих обязанностей по собственному желанию вследствие избрания на другую должность или перевода с их согласия на другую работу.
Судьи и народные заседатели освобождаются от должности за нарушение законности или совершение порочащего поступка, не совместимого с их высоким званием, а также на основе вступившего в законную силу обвинительного приговора суда в порядке, предусмотренном законом.
Глава 18
Защита законности и правопорядка
Статья 115. Система защиты законности и правопорядка
В защите законности и правопорядка на территории РФ участвуют органы законодательной, исполнительной, судебной властей РФ, прокуратура, органы следствия, внутренних дел, безопасности, общественные объединения, трудовые коллективы и граждане. На территории РФ запрещается создание и функционирование частных, кооперативных организаций, общественных объединений и их подразделений, самостоятельно выполняющих оперативно-розыскные, следственные и иные специальные функции по борьбе с преступностью.
Общественные объединения, трудовые коллективы и граждане могут оказывать содействие государственным правоохранительным органам в защите законности и правопорядка, прав и свобод граждан в соответствии с законами РФ.
Статья 116. Независимость деятельности правоохранительных органов
Никто, кроме предусмотренных законом государственных органов и должностных лиц, не вправе вмешиваться в деятельность правоохранительных органов. Сотрудники правоохранительных органов при осуществлении своих служебных функций руководствуются только законом.
Статья 117. Прокуратура РФ
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры от имени законодательных органов осуществляют высший надзор за точным и единообразным исполнением и применением законов РФ краевыми, областными, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, Советами народных депутатов, местными Советами народных депутатов, всеми исполнительными органами: правительствами, министерствами, ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их подчиненности; коммерческими, производственными структурами, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, политическими партиями и движениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается Верховным Советом Российской Федерации и подотчетен ему. Прокуроры республик в составе Российской Федерации назначаются по согласованию с высшими законодательными органами республик Генеральным прокурором Российской Федерации и ему подотчетны. Иные прокуроры на территории Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Срок полномочий всех прокуроров — 5 лет. Органы Прокуратуры Российской Федерации составляют единую систему и осуществляют свои полномочия независимо, руководствуясь исключительно законом и подчиняясь только Генеральному прокурору Российской Федерации. Организация, компетенция и порядок деятельности Прокуратуры Российской Федерации определяются Законом о Прокуратуре Российской Федерации.
Статья 118. Адвокатура в Российской Федерации
Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают коллегии адвокатов.
В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно. Порядок организации и деятельности адвокатуры в РФ определяется законом РФ.
Статья 119. Участие граждан в защите законности и правопорядка
Граждане РФ участвуют в отправлении правосудия, содействуют правоохранительным органам в выполнении их задач, а также самостоятельно используют предоставляемые им законом возможности защиты от правонарушений.
Раздел VI
Заключительные положения
Статья 120. Столица и Государственные символы РФ
Столицей Российской Федерации является город Москва.
Символы РФ — Государственный флаг и Герб РФ — определяются законом.
Гимн РФ утверждается постановлением Верховного Совета РФ.
Статья 121. Порядок принятия и изменения Конституции РФ
Конституция РФ принимается и изменяется Верховным Советом Российской Федерации не менее чем двумя третями голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации. По требованию не менее трети от общего числа депутатов Верховного Совета РФ, или не менее трети от общего числа республик и автономных образований, или не менее трети от общего числа краев и областей может быть проведен Всероссийский референдум по вопросу о принятии и изменении Конституции РФ.
Статья 122. Вступление Конституции РФ в силу
Конституция РФ вступает в действие на следующий день после ее опубликования в официальном издании Верховного Совета РФ.
Переходные положения
1. Конституция Российской Федерации принимается Съездом народных депутатов Российской Федерации не менее чем двумя третями голосов от общего числа народных депутатов РФ или референдумом. Основные положения проектов Конституций предварительно выносятся на референдум.
2. Конституция Российской Федерации вступает в действие на следующий день после ее опубликования в официальном издании Верховного Совета Российской Федерации.
3. С вступлением Конституции РФ в силу Съезд народных депутатов РФ принимает решение либо о досрочном прекращении полномочий народных депутатов РФ и о проведении выборов в Верховный Совет РФ, либо о преобразовании Съезда народных Депутатов РФ в Верховный Совет РФ, полномочия которого прекращаются по истечении мандатов народных депутатов.
Съезд народных депутатов РФ определяет порядок введения в действие и других переходных положений настоящей Конституции.
——————————
* Тексты Федеративного договора и протоколов к нему опубликованы в качестве приложения к действующей Конституции Российской Федерации, изданы отдельной брошюрой, опубликованы в периодической печати.