Недавно довелось посетить Музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге — Ленинграде. Лично я к писателю этому отношусь неоднозначно. Но, говоря объективно, он до сих пор вызывает неподдельный интерес у миллионов людей по всему миру. Противоречивый, побывавший и революционером, и реакционером, — таким он видится сегодня.
Но особенно актуально его творчество, переведённое на десятки языков. Современные Достоевскому язвы общества в виде всевластия бюрократии, репрессий, социального неравенства, нищеты и бесправия простого человека вернулись. «Бедные люди» — это не только название его книги, но ещё и хорошая формулировка для описания того состояния, в которое власть последние 30 лет загоняет наш народ.
Музей в целом понравился. Несколько содержательных экспозиций, использование интерактивных технологий и достаточно большой объём материала порадовали. Современно, в общем.
Но кое-что очень сильно огорчило. Глаз резанула фраза из экспозиции, которую якобы сказал про писателя Сталин: «Мы его не печатаем, потому что он плохо влияет на молодёжь». Цитата сразу же показалась мне недостоверной. Я, естественно, поинтересовался у музейных работников: можно ли как-то узнать её источник? Мне сначала зачем-то пытались ответить в том духе, что ещё Ленин Достоевского не жаловал. Вопрос я настойчиво повторил, но ответа снова не получил.
Пришлось прибегнуть к поиску в интернете. Обнаруженные «источники», содержащие эту фразу, оказались просто «шикарными». Это произведение Джиласа Милована «Лицо тоталитаризма», издание «Сталин и писатели. Книга четвёртая» отпетого антисоветчика Бенедикта Сарнова и опус Бориса Колесникова «Красное колесо — преступление без наказания». Одни только названия этих «трудов» позволяют говорить о том, что их авторы, конечно же, стремились быть «невероятно объективными».
Но долой иронию. Оставим на совести сотрудников музея использование крайне сомнительной цитаты. Поговорим о другом. Достоевский длительный период своей жизни и правда не был товарищем для революционеров. Но как же в действительности обстоял вопрос с его изданием в СССР, особенно в сталинские годы?
Согласно открытым данным, в 1926—1930 годах было издано 13-томное полное собрание художественных произведений Достоевского под редакцией Б. Томашевского и К. Халабаева тиражом в 10 тыс. экз. В 1931 году вышли одной книгой избранные произведения (10 тыс. экз.); в 1946-м — снова однотомные избранные произведения (110 тыс. экз.). Одни только «Бедные люди», согласно информации Российской национальной библиотеки, издавались в 1927-м (15 тыс. экз.), 1930-м (30 тыс. экз.), в 1947-м (250 тыс. экз.), 1951-м (15 тыс. экз.) и в 1954-м (250 тыс. экз.) годах.
Даже «многострадальные» (по мнению либеральной и провластной пропаганды) «Бесы» публиковались только при Сталине дважды: сперва они вошли в 7-й том вышеупомянутого полного собрания художественных произведений, а вторая публикация состоялась в 1935 году. Кстати, в Старой Руссе, где были написаны «Бесы», в 1931 году была установлена мемориальная доска писателя.
Что уж говорить о том, сколько всего раз публиковали произведения писателя в СССР. «Аргументы и факты» сообщали, что, по данным на 1981 год, «Достоевский издан в СССР 428 раз, собрания его сочинений — 55 раз общим тиражом 6,468 млн экз. Суммарный тираж его произведений составил 34,5 млн экз.». Кстати, в той же статье в «АиФ» литературовед Игорь Волгин процитировал слова Максима Горького на I съезде писателей: «Достоевский — гений, но злой гений». Дескать, «такой была тогда оценка его творчества». Но забывают, что на страницах «Литературной газеты» (1935, №5 (496), 24 января) Горький опубликовал целую статью «Об издании «Бесов», где выступал за публикацию романа. Встал, так сказать, на защиту «злого гения».
Да, объективно отношение к писателю не было статичным и иногда менялось в угоду конъюнктуре. Но, как верно заметил кандидат философских наук, научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев в своей статье «Советский Достоевский: Достоевский в советской культуре, идеологии и философии», «речь о полном запрете или неиздании произведений Достоевского никогда не шла, в том числе и в сталинские годы». Далее он признал, что «советские идеологи в качестве положительных отмечали у Достоевского революционное прошлое, гуманизм и его горячее сочувствие к униженным и оскорблённым, и великое мастерство его как художника и знатока тайн человеческой души».
Все эти данные не передают в полной мере того колоссального внимания, которое Советское государство уделяло писателю. Любят у нас рассказывать про то, как мёртвые уже литераторы страдали в СССР. При этом в реальности творцы при жизни страдали от царской цензуры и арестов (прямо как сейчас), а при Советской власти их труды, даже «идеологически сомнительные», массово издавали и изучали в школах.
И в завершение — любопытный факт. Упомянутый выше музей Достоевского был создан в советское время, и если внимательно поизучать выставленные в нём материалы, то можно найти, например, интересную газетную статью с рассказом о том, как журналисты поспособствовали разносу чиновников, медливших с подготовкой музея к работе.
Вот такие они — «советские репрессии» против Достоевского.