До недавнего времени многие специалисты в области отечественного автопрома искренне заблуждались, считая, что точкой отсчёта советского легкового автомобилестроения следует считать 1928 год. Их уверенность базировалась на том, что первый советский легковой автомобиль, серийное производство которого было налажено в нашей стране, — это «НАМИ-1». Который, кстати, был построен на базе широко известной в те годы чехословацкой «Татры 12». С января 1928-го их стали выпускать на ижорском заводе «Спартак». В 1928, 1929 и 1930 годах было выпущено 50, 156 и 150 малолитражек соответственно.
Но, оказывается, дело обстоит совсем не так. Первым серийным легковым автомобилем должен был стать совсем другой образец советского автопрома, имевший очень странное название для сегодняшнего дня, но вполне обычное для того времени. Это — «Промбронь» С24/45.
Для специалистов и знатоков истории автомобилестроения в таком названии звучит что-то знакомое. И те, кто так считает, абсолютно правы. Кратко обратимся к истории вопроса.
И справедливости ради отметим, что первые шаги по созданию отечественного легкового автотранспорта в России датируются началом двадцатого века. Ещё в 1908 году Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), находившийся в Риге, открыл автомобильный отдел, куда главным конструктором позвали швейцарца Жюльена Поттера, который работал в бельгийской фирме «Фонду» (Fondu). Поттер привёз с собой в Ригу один автомобиль Fondu, он-то и лёг в основу будущей модели российского «Руссо-Балта», который появился в 1909 году. Правда, «Руссо-Балт» не был точной копией привезённого авто, а имел некоторые изменения в конструкции.
Но «автомобильный бум» продолжался в Прибалтике недолго. Во время Первой мировой, когда в 1915 году к Риге подходили войска Германии, завод эвакуировали. В 1916-м «под него» купили землю в московском районе Покровское-Фили. Там на базе РБВЗ, поскольку станки и оборудование удалось вывезти из Риги, и построили новый завод. А в 1918 году решением Совнаркома завод был национализирован. После этого целых три года мощности предприятия не использовались по назначению, а в 1921 году тот же СНК переименовал завод в Первый государственный бронетанковый завод (БТАЗ-1). Предприятие стало оживать.
И вот уже менее чем через год после нового открытия производства — в начале октября 1922 года были изготовлены 5 первых легковых автомобилей, которые получили название «Промбронь» С24/45. По сути, что неудивительно с учётом преемственности производства, это был автомобиль, построенный на базе «Руссо-Балта» С24/40 18-й серии.
Но были и технические усовершенствования, выгодно отличавшие первый советский легковой автомобиль от предшественника царских времён. Главным отличием от дорогой модели «РБ» была укороченная база, что должно было сказаться на проходимости. Переделали дизайн кузова, переработали коробку передач (у «РБ», например, шестерни коробки передач и главной передачи вращались не во втулках, а на шарикоподшипниках). Спицованные колёса уступили место алюминиевым. Мощность мотора была увеличена на 5 л.с. Советская модель «Промбронь» имела, таким образом, двигатель мощностью в 40 л.с. и могла развивать скорость до 85 вёрст (почти 90 км) в час!
В начале октября 1922 года на заводе прошёл торжественный митинг по случаю создания первого советского легкового автомобиля, на котором выступил будущий «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин. В своём выступлении он приветствовал успешный старт советского автопрома и пожелал новых успехов трудящимся-автомобилестроителям БТАЗ-1. Первый экземпляр новенькой «Промброни», с которой Калинин выступал на митинге, рабочие преподнесли ему в подарок. Именно эта машина приняла участие в первом советском автомобильном параде на Красной площади 8 октября 1922 года. День 8 октября 1922 года и считается с тех пор датой рождения советского легкового автопрома. Первая модель «Промброни» представляла собой так называемое штабное авто вместимостью до семи человек. Любопытно: автомобиль настолько полюбился Михаилу Ивановичу Калинину, что он пользовался им до 1945 года!
Однако в серийное производство эта машина не пошла, несмотря на то, что достаточно неплохо зарекомендовала себя в 1923 году в испытательном автопробеге по маршруту протяжённостью в 2 тысячи километров Москва — Смоленск — Псков — Петроград — Тверь — Москва даже на фоне более современных для того времени иностранных автомобилей. Просто руководством страны было принято решение о перепрофилировании БТАЗ-1… в сторону авиационной сферы производства. На мощностях завода в соответствии с подписанными с Германией соглашениями решили выпускать по лицензии немецкие «Юнкерсы». А производство первой советской «Промброни» было передано в начале 1923 года заводу БТАЗ-2, на котором оно, видимо, не прижилось: там удалось выпустить всего 22 автомобиля. В итоге, по разным оценкам специалистов и историков отечественного автомобилестроения, всего было выпущено от 30 до 40 таких машин, после чего их производство свернули…
И тем не менее «Промбронь» как первый легковой автомобиль чисто советского производства оставил свой яркий след в истории, открыв эру легкового автомобилестроения в нашей стране. А сама эта марка продолжает свою производственную деятельность и сегодня: под ней создаются знаменитые бронированные внедо-рожники «Комбат», которые могут использоваться как в мирной жизни, так и в условиях боевых действий.