6 февраля 2024г. состоялось заседание лекторской группы при Совете ветеранов ЮАО г. Москвы, на котором шёл большой разговор об активизации патриотической работы и патриотического воспитания молодёжи и школьников в ЮАО на современном этапе. Докладчиком и выступающими было много сказано о подвиге нашего народа в ходе разгрома фашистских полчищ в Московской и Сталинградской битвах, пленении огромного количества солдат, офицеров, генералов во главе с фельдмаршалом Ф. Паулюсом на волжских берегах. На заседании выступила Председатель Совета ветеранов ЮАО Елена Владимировна Дубман и её заместитель.
Е.В. Дубман представили нового руководителя Лекторской группы ЮАО и пожелала активной работы председателю и её членам. В ходе разговора о патриотической работе в школах, самым больным встал вопрос отрицательного отношения отдельных директоров школ к патриотической работе с участием ветеранов войны и военной службы. Многие задаются вопросом – кто в этом виноват? Почему руководители отдельных школ округа игнорируют ветеранов и отрицательно относятся к патриотической работе среди школьников? К стати это не только в отдельных школах ЮАО, но в целом и Москвы. Почему школьникам запрещено ухаживать за могилами погибших Героев и памятниками в честь подвига нашего народа? Настало время разобраться и принять соответствующие меры. Возникает вопрос, кто виноват и что делать? Из прошлого мы знаем, что именно активная патриотическая работа среди молодёжи и школьников в предвоенные годы сыграла свою положительную роль. (Справка: Из общего числа удостоенных звания Героя Советского Союза — 80,4% были в возрасте до 30 лет, из них 18,6% моложе 20 лет. Среди Героев Советского Союза — представители 43 национальностей: 71,1% — русские, 18,2% — украинцы, 3,3% — белорусы, другие национальности — 7,4%.). Огромную роль в разгроме врага сыграли военные и гражданские – речники.
Так, в голосе каждого звучало: «Фашизм не пройдет. Все силы отдадим фронту. Враг будет разбит, победа будет за нами!». В стране царил огромный патриотический подъём. Такие мероприятия проводились и в коллективах речного флота ибо война болью отозвалась в сердцах нашего народа в т.ч. москвичей. Люди хорошо понимали и готовы были защищать нашу землю до последнего вздоха. Многие обивали пороги военкоматов с желанием уйти на фронт добровольцами, а ушедших на фронт мужчин на заводах у станков, на судах речного флота — матросами, кочегарами, механиками заменили их жены, сестры, родные и близкие. Так было по всей стране. В этой тяжёлой обстановке проявилась крепкая дружба и сплочённость всего многонационального народа. Враг основные усилия нацелил на взятие столицы.
Буквально накануне войны Москва стала крупным речным портом, связанным с тремя морями: Каспийским, Балтийским и Белым. Московско-Окское пароходство и пароходство Москва-Волга канал, одно из самых молодых в стране, обслуживали внутренние водные пути из столицы на Волгу. Старый водный путь шёл по шлюзованной на протяжении 180 км Москве-реке, затем по Оке до Горького. Новая трасса – 123 километровый канал Москва-Волга – соединила столицу с верховьями реки ниже города Калинина. Иваньковская плотина образовала водохранилище, называемое Московским морем. В начале войны речные суда шли в основном по Московско-Окскому маршруту, на котором имелось несколько устаревших шлюзов и открытых плёсов с разными глубинами и пропускной способностью. По направлению к Калинину по каналу могли плавать крупные суда, в сторону Рыбинска и Горького оставался последний мелководный участок Волги. В июне 1941 года активно велось строительство гидроузлов в Угличе и Рыбинске. Их плотины должны были перегородить Волгу, образовать два новых водохранилища, совершенно изменить водный режим верховьев реки, повысив хозяйственно-экономическое значение канала Москва-Волга.
22 июля 1941г., фашистская авиация произвела первый налёт на Москву, Калинин, Рязань и ряд других городов Московского бассейна. На территорию Северного порта столицы в конце июля и августа сброшено большое количество зажигательных и фугасных бомб. Портовые команды противовоздушной обороны, состоявшие из рабочих и служащих, активно участвовали в тушении возникавших пожаров. Так же было в Западном порту. После первых налетов на столицу и Подмосковье труженики города включая речников перестали прерывать работу во — время бомбёжек. Никто не оставлял свои рабочие места даже в момент массированного налёта. Самоотверженно трудились железнодорожники и речники. Красноармейцев увозили на фронт, а население в тыл.
По решению ГКО началась эвакуация населения Москвы, главным образом детей, женщин и стариков. Переводились в глубокий тыл важнейшие предприятия. Эту трудную задачу в значительной степени решали речные суда, которые одновременно должны были перевозить грузы для фронта, для промышленного и другого хозяйства столицы. Усиленными темпами шло строительство Угличского и Рыбинского шлюзов. Суть в том, что до ввода в строй Угличского шлюза эвакуация из Москвы шла в основном через Москворецкую систему, мало пригодную для массового пропуска судов. Транспортные суда работали на участках Москва-Горький и Москва-Рязань, не выходя на Волгу и Каму. В Рязани и Горьком находились основные перевалочные пункты. Масштабы речных перевозок были большие. Через один только Московский порт было отправлено столько грузов, сколько хватило бы их для загрузки 2000 железнодорожных составов. Пристань Калинин в августе — сентябре и первой декаде октября отправила свыше 55 тыс. тонн грузов.
В сентябре начался пропуск судов через Угличский и Рыбинский шлюзы. Теперь караваны направлялись от причалов Северного порта столицы. Но обстановка на фронте менялась к худшему. Путь по каналу был опасным: вражеские самолёты бомбили суда в районе Рыбинского моря, Рыбинского гидроузла, а также сооружения канала в районе Москвы. Речникам Московского бассейна было поручено эвакуировать в тыл также население северо-западных областей и Ленинграда на пристани Калинин, Большая Волга, Углич, Калязин, Кимры, Коломна. Один пассажирский флот не смог бы справиться с такими массовыми перевозками. Для этой цели были выделены наиболее пригодные баржи.
На речных судах в июле вывезено 33,7 тыс.тонн груза, в августе – 41, а в сентябре – 24 тыс. т. были дни когда у Южного порта одновременно находилось 30 несамоходных судов. К концу сентября столица получила глубоководный и более короткий путь на Волгу. Так, с 22 сентября 1941 года Угличские шлюзы начали пропускать суда по каналу Москва – Волга, открылось важное движение по воде. С введением этого узла выполнена задача, поставленная ХVIII съездом партии, что позволило улучшить снабжение столицы, обеспечить связь с многими регионами страны.
В первых числах октября обстановка на подмосковных речных путях сильно усложнилась, ибо враг вёл наступление на столицу и вышел уже на дальние подступы к ней. На отдельных участках линия фронта проходила на расстояния на расстоянии 80-100 км. Хотя наступление немцев было приостановлено оно оставалось неустойчивым. Нередко суда подавались прямо к расположенным по берегам Москвы – реки предприятиям. В средине октября поступило указание об эвакуации оборудования московских портов, мастерских, механизмов канала Москва – Волга.
13 октября 1941г. прошло собрание партийного актива Москвы, где с докладом «О текущем моменте и задачах московских большевиков» выступил секретарь ЦК, МК и МГК ВКП (б) А.С. Щербаков. Партактив призвал коммунистов, комсомольцев, всех трудящихся столицы усилить помощь фронту, отдать все силы защите Москвы. В принятом документе говорилось: «Актив выражает уверенность, что и в этом новом испытании Московская организация покажет себя как подлинно большевистский отряд нашей партии, сплотить трудящихся Москвы на упорную и беспощадную борьбу против немецко – фашистских захватчиков, на организацию победы».
Речной флот Московско-Окского пароходства и канала Москва-Волга продолжал эвакуационные перевозки, а также выполнял специальные задания военного командования. Часть судов передали непосредственно в распоряжение командования армии и флота. Речники работали на переправах Москвы, Серпухова, Горького, Рязани, Калинина, Калуги и других местах. В начале декабря враг вышел к каналу Москва-Волга, на линию Красная Поляна – Крюково. В этих трудных условиях речники образцово выполняли поставленные перед ними задачи.
К примеру, капитану парохода «Макар Мазай» М. Мочалову дано задание -перевести суда, оставшиеся в Северном порту, в Хлебниково. Лед на канале достигал 20 см. Пароход с караваном немедленно отправился в путь. Машина парохода работала с перебоями. Обычно рейс из Северного порта до Хлебникова продолжался 45 минут, а на этот раз понадобилось около 14 часов. Это была труднейшая борьба со стихией, но задание было выполнено. Военное командование поставило речникам задачу – увести из Серпухова флот вниз по Оке — пристань уже обстреливалась орудийным огнем врага.
10 ноября караван вышел из Серпухова по направлению к Кашире. В его составе находились буксировщики «МОПР», «Донбасс» и «Бригада», пассажирский пароход «Робеспьер» и несколько несамоходных гружёных судов. Шли во льдах, с трудом отвоёвывая каждый километр. У Пушкинского переката река покрылась прочным льдом. На помощь речникам пришли саперы воинской части. Они взорвали лёд но караван снова попал в ледовый плен. Суда стали в открытом плесе. Враг оказался близко, дали команда подготовить суда к взрыву и затоплению.
Организацией перевозок руководил уполномоченный НК РФ М.Н. Чеботарёв с небольшой группой. По каждому загружаемому и отправляемому в рейс судну и барже вопрос согласовывался с заместителем председателя СНК А.И. Микояном или А.Н. Косыгиным. Речные суда, прибывающие в столицу с грузами распределяли сразу с них разгружали дрова, соль, песок, а в обратный рейс отправляли эвакуированных, оборудование и материалы, необходимые для введения в строй новых фабрик и заводов. Только по Оке в первые дни ноября было отправлено 88 тыс. т различных грузов. Надвигалась зима, реку покрывало ледовым панцырем. Для разрушения льда применяли различные способы включая сапёров.
Фашистские самолёты кружили над работавшими, иногда сбрасывая бомбы или снижались для пулемётного обстрела. 10 декабря, через месяц после выхода из Серпухова прибыли последние суда. Операция флота в навигацию 1941 г. прекратилась. Речной флот московских пароходств сумел доставить за навигацию больше по сравнению с довоенным 1940 годом: нефти – почти в полтора раза; лесных грузов – более чем в три и соли – в семь раз. По речным путям в 1941г. производилась доставка воинских грузов, в основном снабжение, проводились крупные мобилизационные и оперативные переброски людских контингентов, воинских частей и подразделений.
В Москву с Верхней Волги, Унжы, Суры, Ветлуги, Оки были стянуты десятки пассажирских судов. Основными пунктами отправки людей и грузов стали Южный речной вокзал и Южный порт. Только за июль 1941г. на отправленных из столицы 218 пассажирских судах было эвакуировано 110 тыс. чел., в то время как за всю навигацию 1940г. из города на дальние расстояния выехало 161 тыс. чел. Максимальный объем перевозок по Верхней Волге достиг в октябре месяце когда численность эвакуированных составила более 180 тыс. чел., хотя потребность была намного больше. Десятки тысяч людей ожидали отправки речников. Так, к второй декаде октября скопилось в Кинешме около 12 тыс. чел., а в Рыбинске и Ярославле по 14 тысяч.
В это же время из Москвы в Горький своим ходом прибыло около 8 тыс. чел., а также машины с оборудованием заводов. Речники отправляли машины в низовье Волги на баржах Волготанкера, возвращавшиеся обратно порожними. Таким образом было перевезено их Горького 3,5 тысяч единиц автотранспорта. Об интенсивности перевозок также свидетельствует то, что за летне-осенние месяца первого года войны коллектив Верхне-Волжского пароходства (руководитель – А.Н. Вахтуров), перевёз 612,8 тыс. эвакуируемых. План 1941г. по пассажиро — километрам был перевыполнен в 2,4 раза, из них 40% составили эвакоперевозки. Кроме этого флотом перевезено более 135 тыс. т эвакуируемого имущества, военных и гражданских грузов. Именно речной флот стал главным в разгрузке железой дороги в годы войны.
На крупных судах работали медпункты. Масштабы эвакуации были столь велики, что необходимые условия соблюдались не всегда. Так, по сообщению секретаря Горьковского обкома партии от 9 сентября 1941г. в ЦК ВКП (б), что отправляя эвакуированных Моссовет и райсоветы Москвы не обеспечивают эвакуированных медикаментами и медперсоналом, плохо организована охрана детей на баржах поэтому, бывают несчастные случаи. Из отправленных на восток в середине ноября 2 млн. жителей столицы, на речных судах отправили 175 тыс. москвичей. За июль начало ноября из столицы речниками вывезено 200 тыс. т грузов, а в течении навигации 1941г. вывезено 232 тыс. т или на 63% больше от нормы мирного времени.
По дорогам, идущим к Волге скопилось большое количество скота. На Средней Волге по решению Саратовского обкома партии от Хвалынска до Сероглазки было организовано несколько переправочных пунктов. Для переправы скота организовали 6 пунктов, а в последующем еще 13. Благодаря этим мерам до ледостава за Волгу переброшено несколько сот тысяч голов скота. Навигация в 1941г. продолжалась значительно больше, чем в довоенные годы. Так, в первой декаде ноября от Рыбинска до Горького стоял 8-12 градусный мороз, у кромки воды был лед, а у причалов под погрузкой стояло 50 судов, в пути находилось 7 баржи с 51 тыс. чел.. Так могли работать истинные патриоты Советской власти, преданные своему делу речники. Как писал выдающийся русский писатель И.С. Тургенев: «…у нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».
Водные пути Москвы были использованы как оборонительные рубежи для продвижения врага. В районе реки Сестры, протекающей в заболоченных местах и пересекающей канал Москва – Волга, был искусственно поднят уровень воды и тем самым затоплена большая площадь, что не дало возможности прорваться танковым соединениям противника. Другой случай произошёл в конце ноября, когда фашисты южнее Московского моря переправились на правый берег канала. Работники канала Москва-Волга открыли затворы водосбросов между 3-м и 4-м шлюзами. Лавина воды взломала лед и затопила пойму рек Яхромы и Сестры. Для фашистских танков была создана непреодолимая преграда. Через два дня подошедшие резерва отбросили гитлеровцев на западный берег.
Огромное политическое и военное значение для речников имело торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся совместно с партийными и общественными организациями столицы 6 ноября, посвященное 24-й годовщине Октябрьской социалистической революции. На собрании и параде выступил Председатель ГКО И.В. Сталин. Он сказал: «На нас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, попавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойны этой миссии! Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!… Под знаменем Ленина – вперед к Победе!». Народ Сталину верил, а вождь народу.
В начале декабря 1941г. вражеские разведчики были обнаружены в Шереметьевском лесу, в двух километрах от Хлебникова. Судоремонтники погрузили на автомашины и подводы женщин и детей и отправили их в тыл, а сами остались на своих постах. 5-6 декабря наши войска перешли в наступление под Москвой. 15 декабря был освобождён областной центр и крупный речной порт город Калинин. В конце месяца наши войска форсировали Верхнюю Оку между Калугой и Белевом. Разгром немцев под Москвой отодвинул врага от столичных водных магистралей. Но враг еще оставался во Ржеве и верховьях Оки. Когда наши войска продвинулись на запад до 400 км от Москвы, речники развернули подготовку к навигации 1942 г. Столичные пароходства оказали большую помощь в перевозке раненых и больных бойцов Красной Армии, для этого были специально оборудованы и выделены Главному военно-санитарному управлению лучшие пассажирские суда. Они курсировали по линиям Москва-Рязань, Муром-Казань, Ярославль-Казань, Рязань-Горький и др.
В то время были организованы караваны для санитарных перевозок. Каждый караван состоял из трех судов, на которых можно было разместить 250 раненых. В каютах оборудовались перевязочные пункты и операционные. В то грозное время речники Московского бассейна все делали для обеспечения столицы топливом. Зимой 1941-42гг., Москва ощущала недостаток топлива, который мешал увеличению выпуска продукции для фронта и создавал большие трудности в быту. Десятки тысяч москвичей отправлялись в лес, чтобы принять участие в заготовке дров.
Флотом было завезено в столицу (за навигацию 1942 г.) 2 млн. 400 тыс. кубометров дров. В то — время угольный Донбасс был оккупирован, а в Подмосковье шахты выведены из строя в период боев за Москву. Московско-Окское пароходство выполнило план завоза дров на 120 процентов, пароходство же канала Москва-Волга, ставшее после открытия движения через верхневолжские шлюзы транзитным, доставило их за навигацию в пять раз больше, чем в 1940 г. Успешно работали Московско-Окское и канала Москва-Волга пароходства, выполнившие задания ГКО по снабжению Москвы дровами, картофелем и овощами. За навигацию в столицу было доставлено 3,34 млн. кубометров дров – на 43 процента больше, чем в 1942 г. что дало возможность сократить завоз дров в Москву железнодорожным транспортом на 25 процентов.
Начиная с июля 1941 года основной задачей флота стала эвакуация населения. Возможностей для этого у речного транспорта было немного, поэтому пришлось привлекать суда пригородного сообщения, а также баржи. Пароходства на своих заводах сумели быстро по наскоро разработанным эскизным проектам переоборудовать для перевозки людей несколько сот несамоходных судов. Речной Регистр СССР активно участвовал в этой работе, консультируя заводчан и оперативно решая все возникшие вопросы. Так, Северо-Западное пароходство подготовило более 60 барж, Шекснинское – 50, Сухонское – 14, Камское – 12, Московско-Окское – 35, Нижне — Волжское – 30. В 1941 г. ГКО поставил перед промышленностью речного транспорта задачу в кратчайшие сроки освоить производство военной продукции. Все судоремонтные заводы переключились на её выпуск: мин, снарядов, понтонных мостов, аэросаней, авиабомб, огнемётов и другой военной продукции. Коллектив Звениговского завода за годы войны изготовил 95 аэросаней, 8 плавучих госпиталей, 65 тысяч авиабомб, 6 водолазных ботов. Заместитель Министра речного флота РСФСР (в то время мастер механического цеха завода) В.В. Трофимов вспоминает: «… О том, как нелегко приходилось коллективам предприятий, говорит хотя бы такой факт. При обсуждении задания на заводах выяснилось, что многие специалисты и рабочие никогда не видели аэросаней. Освоение этой необычной продукции взяли на себя инженерно-технические работники и специалисты под руководством начальника механического цеха С.А. Кольчугина. Технологи совместно с начальниками цехов, мастерами и рабочими изготовляли в цехах оснастку, искали лучшие методы изготовления деталей с наименьшими затратами материала. Был организован общий производственный конвейер, вплоть до проведения специалистами – испытателями эксплуатационных испытаний и отправки готовой продукции…». Эти других примеры говорят о широкой творческой инициативе и трудовом энтузиазме инженерно-технических работников и рабочих промышленных предприятий по совершенствованию технологии и организации производства необходимой для фронта продукции.
Определяющим при использовании флота стало не его конструктивное назначение, а нужды фронта и страны в целом. Несмотря на трудности военного времени, большое внимание уделялось подготовке кадров. Наркомат речного флота развернул кадровую работу по привлечению женщин, девушек, подростков, пенсионеров на замену ушедшим на фронт, а также обучение и приобретение ими трудовых специальных навыков. Немало пришло на речной транспорт и молодёжи, которая в первую очередь нуждалась в производственном обучении. На транспорте, в речном флоте основными формами подготовки квалифицированных кадров рабочих были ремесленные училища и школы ФЗО. Создавались курсы техминимума. Широко развёрнуто индивидуальное и бригадное обучение непосредственно на рабочих местах.
Решению кадровой проблемы в значительной мере способствовала реорганизация в августе 1943 года по решению ГКО 25 училищ и 31 школы системы трудовых ресурсов в специальные ремесленные училища и школы ФЗО речного флота. Вскоре было открыто ещё несколько таких учебных заведений. Всего в этих училищах и школах обучалось более 22 тысяч человек. В конце навигации 1943 года на речном флоте были организованы школы юнг, в которых обучалось 3000 мальчиков, потерявших родителей, и детей речников. Для улучшения подготовки квалифицированных кадров среднего звена в 1944 г. по решению ГКО на базе речных техникумов в Ленинграде, Горьком, Омске, Благовещенске, а в 1945 г. в Риге были созданы речные училища. Курсанты училищ находились на полном государственном обеспечении. В результате в 1944 году в ряды речников влилось 3332 специалиста со средним специальным образованием.
Исследования показывают, что за период Великой Отечественной войны на речном транспорте было обучено более 200 тысяч человек. Обеспечение водного транспорта специалистами шло за счёт двух из них – Московского института инженеров транспорта (МИИТ) и Ленинградского института инженеров путей сообщения (ЛИИПС), где имелись специальные водные факультеты. В вузах читали лекции видные специалисты речного транспорта М.И. Марцелли, В.И. Орлов, С.Т. Струнников, Е.В. Близняк, Ю.П. Бирюков, Б.Ю. Калинович, В.Е. Ляхницкий, Н.П. Пузыревский, В.П. Поздюнин и др. Многие выпускники и студенты вузов принимали участие в боевых действиях на фронтах и тылу врага, награждены орденами и медалями, десятки стали Героями Советского Союза.
В народе говорят – героями не рождаются, их воспитывают. Но кто это будет делать? Думается в первую очередь — семья, школа, вуз, трудовой коллектив. Но и там не всё ладно… В наше сложное и противоречивое время одни шикуют, соря деньгами, а другие ищут деньги на пропитание и уплату долгов… В России распадается около 73% браков. Безотцовщина ни к чему хорошему не приводит. Заниматься воспитанием детей во многих семьях некому, в стороне школа и вуз, а трудовых коллективов, как было в годы СССР, просто нет. Поэтому, молодёжь разлагается, пьянствует, наркоманит. Кто за это в ответе?
В годы борьбы с немецким, мадьярским, румынским, итальянским, финским и другим фашизмом наши бойцы и командиры проявили массовый героизм. Многие получили высокие награды и звания Героев Советского Союза, за подвиги в годы Великой Отечественной войны. Ими стали — 11 739 чел. Звание это присвоено посмертно 3051 из них; 82 человека были лишены звания в дальнейшем по решению суда. 107 Героев были удостоены этого звания дважды (семеро — посмертно), трое — трижды: маршал Семен Буденный (все награждения произошли после войны), подполковник Александр Покрышкин и майор Иван Кожедуб. И лишь один — маршал Георгий Жуков — стал четырежды Героем Советского Союза, причем одну награду он заслужил еще до Великой Отечественной войны, а в четвертый раз получил ее в 1956 году. Судьба Георгия Константиновича Жукова не простая… Особенно в постсоветское время оплёвывают всех и вся, кто имеет своё мнение и остался верен Союзу и власти народа. Такие ныне времена…. Значит будет, что опровергать потомкам. А наше поколение ломает голову – Кто виноват и что делать?
Как известно, ныне виноватых за творимый беспредел и беззаконие нет, ибо вся вина за происходящее лежит на В. Ленине, И. Сталине и Советской власти. Так говорят из Кремлёвских кабинетов. А что делать? Вспоминать о прошлом и журить себя, как дошли до жизни такой….
Председатель Совета ветеранов ПОР ЮАО, президент МРОО «Мир океанам», член Лекторской группы СВ ЮАО столицы, писатель и журналист В.А. Попович.
7.2.2024г.