Я пока без особых успехов отстаиваю правоту С.Платонова с его призывом понять Маркса – Ленина буквально. Главное в содержании двух написанных из девяти задуманных С.Платоновым глав в посмертно изданной и не им подготовленной книге «После коммунизма» – это глубокое прочтение Маркса-Энгельса и Ленина, анализ их собственных взглядов на исторический материализм, социализм и коммунизм. С.Платонов пытался, обращаясь в Политбюро ЦК КПСС, вернуть в научный аппарат марксизма-ленинизма, во-первых, категорию самоотчуждение Маркса, а также ленинскую теорию реальной многоукладности общества как в предыстории, так и в эпохе коммунизма, что сразу же высвечивает по-новому понимание сущности исторического материализма, социализма и коммунизма.
Истмат в марксизме всё ещё, по традиции «Краткого курса…» сводится к формационному подходу, но это неверно, если понять Маркса буквально. Учение о закономерной смене способов производства (формационный подход) – лишь одна, и не первая, а исторически третья, сущностная категория исторического материализма. Всего же их четыре, и первая – самоотчуждение, без которого выход на категорию ОЭФ невозможен.
Из категорий самоотчуждение и разделение труда, считал К.Маркс, можно вывести все категории политэкономии. Эта категория была открыта в реальной жизни общества К.Марксом в неопубликованных ни при его жизни, ни при жизни В.И.Ленина «Экономических и философских рукописях 1844 г.» И развита в написанной совместно с Ф.Энгельсом и также не опубликованной до 1932 года рукописи «Немецкая идеология».
Под самоотчуждением основоположники марксизма понимают объективно происходящий процесс превращения человека из существа универсального по природе как носителя разума, во всё более частичное, одностороннее, всё менее мыслящее правильно существо.
Самоотчуждение происходит в ходе процесса отделения умственного труда от физического. Различие двух этих видов труда углубляется до полной противоположности при капитализме — последней ступени в цепочке закономерно сменяющих друг друга способов производства (СП). В обществе, разделенном на классы, начиная с Азиатского СП, переход с одной ступени на более высокую (но не более справедливую!) происходит в ходе обострения классовой борьбы.
Четыре сущностные категории исторического материализма: Самоотчуждение. Разделение труда. Движение по ступеням СП. Классовая борьба и революции.
– Без понимания исторического материализма в его полном объёме формационный подход не работает. К тому же, как объяснил ещё Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге», понятие общественно-экономическая формация (ОЭФ) есть научная абстракция. В реальной жизни мы имеем дело только с закономерной сменой способов производства СП).
Цепочка СП логически, следуя логике Маркса, выстраивается в виде трёх триад, в которых первая ступень – это сила природы, вторая переходная, а третья, завершающая превращение силы природы в общественную силу.
Первая триада (миллионы лет) преимущественно технологическая: Архаический СП, основным ПО которого является стереотипное поведение, основанное на природном инстинкте свободного подражания.
Переходный СП – первично коллективный, основным ПО которого является ритуал, превращающий инстинктивный стереотип поведения в выработанный сознательно с помощью обучения.
Завершается ритуализация жизни в родовом строе.
Вторая триада, преимущественно организационная.
Первобытно-общинный СП.
Организация жизни соседской общины, пришедшей на смену родовой складывается стихийно. На определенном этапе соседские общины подвергаются завоеванию и подчинению в целях систематического взимания дани так называемыми «королевскими родами с появлением деспотий всякого рода – Азиатский СП. Организация как сила природы становится силой деспотов, которые навязывают общинам свою организацию их жизни.
Завершается превращение организации в общественную силу на ступени рабовладельческого строя, ОПО которого является регламентация «голого» насилия рамками закона.
Третья и последняя триада носит преимущественно экономический характер.
Феодальный СП.
На ступени феодализма экономика носит для феодалов характер божьего дара. На переходной ступени (абсолютистский СП) основным ПО становится обмен: третье сословие выкупает у феодалов привилегии свободы (свободные города) освобождение от крепостной зависимости.
Завершается превращение силы организации в общественную силу при капитализме.
Движение общества по ступеням СП происходит не потому, что лопате свойственно саморазвиваться в экскаватор, а конторским счетам — в ЭВМ. Орудия труда и технологии, все компоненты орудийной деятельности непрерывно совершенствуются людьми — теми, кто трудится. И люди тоже меняются в процессе производственной деятельности. Сфера производства всё более усложняется и требует соответствующего уровню его развития управления, а управляющий класс не может этого понять и рано или поздно становится тормозом развития ПС.
Общественное бытие все меньше определяет сознание людей. Напротив, идея необходимости избавиться от все более ненавистной власти овладевает массами. Эта идея формулируется идеологами – передовыми мыслителями нового класса эксплуататоров, рвущегося к власти.
Процесс завершается революцией, движущей силой которой являются трудящиеся массы. И новый класс эксплуататоров принимается разоружать массы, чтобы отобрать у них большую часть завоеванных прав – совершается закономерный откат революции, которая всегда забегает слишком далеко.
Чем интересно такое изложение хода событий для теории марксизма? Тем, что отвергается распространённая догма о непременной и изначальной вражде между двумя классами в классовом обществе. Не единство и борьба противоположностей а их закономерное взаимодействие в рамках единства. Интересы классов временно отождествляются на восходящем этапе становления очередного СП в борьбе против существующего строя. Затем происходит откат и начинается классовая борьба, которая обостряясь превращается после превращение существующих ПО в барьер для дальнейшего развития ПС в открытое противостояние.
При капитализме на рабочий класс борется сначала вместе с буржуазией и под её руководством против устоев феодализма. Затем с буржуазией но в рамках ПО за свои экономические интересы на каждом предприятии отдельно. Экономическая борьба дополняется рано или поздно политической – борьбой за власть, но всё еще в капиталистическом обществе — с сохранением частной собственности! Наконец, рабочий класс с помощью марксистов дополняет борьбу за свои экономические интересы и политическую власть борьбой за уничтожение всякой эксплуатации, организуясь в марксистскую партию.
А также этот взгляд на учение Маркса-Ленина переводит плоское понимание многоукладности на высоту ленинского учения о многоукладности общества и в предыстории, и в эпохе коммунизма, что полностью совпадает с мыслью Маркса о снятии слоев самоотчуждения, начиная с верхнего.
Коммунизм не пятая ОЭФ, а эпоха становления гуманизма, опосредованного с самим собой необходимостью уничтожения слоев частной собственности.
С этих позиций социализм предстает перед нами не как некое преддверие коммунизма, а как его закономерная часть, задачей которой является уничтожение слой за слоем трёх форм частной собственности – трёх слоёв отчужденных ПО, а именно: распределения, обмена и производственного потребления.
С выходом на ступень «государство-фабрика» — полный социализм..
ХХ век, начиная с 30-х голов, преподнёс марксистам ещё одно доказательство того, что диалектика взаимоотношений двух основных классов капитализма не всегда сводится только к классовой борьбе между ними: они способны и отождествляться в борьбе с внешним врагом или в политике захвата чужих территорий в пользу всех, а не только буржуев..
В 1922 году в Италии побеждает фашистская партия во главе с бывшим социал-демократом Муссолини, которая пользуется поддержкой и большинства рабочего класса Италии. Социальные программы, которые начали проводить фашисты, обеспечивались эксплуатацией отсталого юга страны и ограблением колоний в Африке.
В начале 30-х годов в Германии к власти приходит Гитлер — фюрер национал-социалистской рабочей партии. Приходит к власти под красным знаменем (со свастикой) и с националистическим гимном на музыку Интернационала. Рабочий класс Германии в своем большинстве оказался вовлеченным в борьбу за мировое господство германских монополий, которые помогли Гитлеру установить в стране террористический режим. Значительная часть рабочих- членов компартии Германии вступила в НСДРП Гитлера!
В США Франко Делано Рузвельт осуществил переход от капитализма на ступени империализма через программу, названную «Новым курсом», к элитаризму в оболочке демократии.
Это немецкие рабочие, а не только лавочники, в рядах Вермахта в 1941 – 1945 гг. упорно и умело воевали против рабочего класса СССР и зверствовали на оккупированных наших территориях.
Это рабочий класс ведущих держав Запада выступал в послевоенные годы на стороне своих миллиардеров против рабочего класса СССР и стран социализма, а сегодня – против рабочего класса России, и не спешит поддержать компартии, медленно возрождающиеся после удара еврокоммунизмом.
Это советский рабочий класс, одураченный партийной элитой КПСС, дружно поддержал Ельцина, принял участие в приватизации общенародной собственности и посадил себе на шею новых господ. И не спешит встать на сторону КПРФ.
Господство финансовой элиты над производственным капиталом (над ТНК), управление экономикой как единым целым и проведение в жизнь в странах Запада немалых социальных программ ослабили два антагонистических противоречий капитализма, что позволило лишить рабочий класс качества революционности. И похоже, что это очень надолго, если инее будет помощи извне.
В РФ вместо господства отечественной финансовой элиты продолжается власть международной через МВФ и т.п. центры управления миром. В РФ осуществляется союз высшего чиновничества (бонапартизм в политике) с компрадорской элитой, а социальные программы и акции осуществляются за счёт малой части доходов от экспорта сырья.
Пока есть что экспортировать, господин-товарищ Путин В.В. и Ко будет чувствовать себя более-менее спокойно. И если мы не поймем подлинную природу путинизма, наши успехи в борьбе за власть народа не получат мощной народной поддержки. Кстати, изложенные выше идеи получили фактическую поддержку в выпуске «Точка зрения» от 4 ноября 2021 года!
Элитаризм (западнизм – у А.Зиновьева) это также эксплуататорский строй, но не очередной СП. Это всевластие элиты капитала, осознавшего некоторые закономерности истории, открытые Марксом.
Сегодня человечество стоит перед выбором не между капитализмом и социализмом, а между социализмом и элитаризмом, осознание чего позволяет более правильно строить борьбу за власть трудящихся. А после её обретения проводить такой курс внешней политики, который поможет избавиться от угрозы термоядерной войны и от огромных, около 2 триллионов долларов США, военных расходов и начать настоящую борьбу против других глобальных угроз обществу: голода, нищеты и бедности, экологических и прочих.
Но это тема другой статьи.
Октябрь – ноябрь 2021 г. Л.Сорников